- 11 Январь 2023
Call for papers
![]() |
“Horizon. Феноменологические исследования” (Том 13, выпуск 1 2024) Выпускающие редакторы: Гаррис Рогонян (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург) Андрей Веретенников (НИУ ВШЭ Москва) |
Есть ли у феноменологии и аналитической философии общие темы для разговора? Ответить на этот вопрос не так-то просто, поскольку критерии того, что сегодня можно считать аналитической философией или феноменологией довольно размыты и нередко вызывают споры. Сложно сказать, идет ли речь в обоих случаях о философском движении, об отличительном стиле философствования или об особом интеллектуальном климате в исследованиях. Впрочем, многих наличие таких критериев не особенно беспокоит. Достаточно, по их мнению, рассматривать аналитическую философию и феноменологию как условные обозначения, помогающие сориентироваться в первом приближении. Можно, конечно, говорить о них как о двух философских традициях, дабы указать на определенную совокупность проблем и методов их решения. Но и в этом случае мы столкнемся с тем очевидным фактом, что совокупность эта носит открытый характер. Например, в случае аналитической философии сложно сказать, есть ли у нее какое-то ортодоксальное ядро, или то, что можно было бы считать официальным учением. Тогда как в случае феноменологии роль ортодоксии до сих пор, судя по всему, играют работы Э. Гуссерля. Однако «ереси» сегодня вполне мирно сосуществуют с ортодоксией, и часто благосклонно воспринимаются ею как законные наследники и продолжатели. Тем не менее, несмотря на размытость критериев принадлежности, у феноменологии и аналитической философии есть кое-что общее – то, что могло бы послужить основой для диалога между традициями. В качестве исторических феноменов эти две традиции берут свое начало в конце 19 – начале 20 века. Более того, у них есть, как минимум, один общий источник – работы Г. Фреге, которыми вдохновлялись Б. Рассел и Э. Гуссерль, два официальных отца-основателя аналитической философии и феноменологии, соответственно. Однако спустя более века с момента зарождения этих философских традиций, можно сказать, что судьба у них сложилась по-разному – как с точки зрения их внутреннего развития, так и с точки зрения их распространения и влияния на гуманитарные науки. Общие истоки еще не гарантируют какое-либо взаимопонимание или заинтересованность друг в друге. Действительно, помимо происхождения другой общей чертой для обеих традиций является почти полное игнорирование ими друг друга, временами напоминающее «холодную войну». Это тем более удивительно, что обе традиции изначально декларировали строгость, ясность и систематичность в своих подходах к решению тех или иных проблем. Разумеется, нельзя отрицать факт их взаимного, хотя и подспудного, влияния друг на друга. Например, один из самых видных представителей аналитической философии, У. Селларс, начинал с изучения феноменологии под руководством М. Фарбера. И это не могло не отразиться на его работах, хотя он и редко упоминал в них Гуссерля. В конечном счете именно благодаря феноменологии в аналитической философии стали привычными такие понятия, как интенциональность, интерсубъективность и конституирование. И речь здесь не только о понятиях, но также о темах исследования и способах постановки проблем. Однако в остальном это взаимное влияние сводилось скорее к сдержанной недоброжелательности и пренебрежительным замечаниям. Впрочем, сегодня ситуация постепенно меняется, и мы можем наблюдать, как обе традиции сближаются в самых разных областях исследований, будь то проблемы языкового значения, восприятия, других сознаний и т.д. От часто звучавших призывов к диалогу философы, кажется, наконец перешли к делу. Поэтому помимо истории взаимоотношений между аналитической философией и феноменологией особый интерес сегодня представляют, прежде всего, перспективы их дальнейшего сотрудничества. Мы будем рады увидеть материалы (объемом 30000—50000 знаков с пробелами, включая все метаданные), посвященные следующим рубрикам, хотя они, разумеется, могут и не ограничиваться данным списком: Язык и знание
Психология
Общество, история и этика
Требования для оформления статей Вы можете найти здесь Срок предоставления материалов: 1 декабря 2023 Срок для решения о публикации/отклонении материала: 15 января 2024 Срок публикации спецвыпуска: 30 июня 2024 Статьи принимаются на русском и английском языках. Оформленные, согласно требованиям, и вычитанные материалы просьба присылать на следующий адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. & Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
| x
- 24 Июнь 2022
Call for papers
![]() |
“Horizon. Studies in Phenomenology” (Vol. 12, No. 1, 2023) Guest Editor: Georgy Chernavin |
The radically different strategies of interacting with “sound common sense”, found within two big philosophical discourses of the 20th century (phenomenology & poststructuralism), led nearly to the impossibility of communication between those discourses. One could contrast the goal of phenomenology, which consists in investigation of Sinnbildung, Sinnstiftung and Sinnsedimentierung, with the poststructuralist art of forming, inventing and production of concepts. The passion for paradoxes, the provocation of sound human understanding as a motor of thinking (characteristic of poststructuralism) is still bound to doxa and to the common sense, although it tries to “turn it inside out”. Phenomenology tries rather to take a “step back” from solidification of common sense in order to observe doxa and the sense-building in statu nascendi. Still the fundamental intuition of the structuralism is as follows: sense as a result, a side effect (comparable to optical, linguistic and positional effects), to put it shortly the fundamental “senselessness” of the sense – it needs to be contrasted with the phenomenological search for pre-predicative experience and for the “sense” of the sense. As viewed by a structuralist, we can be at the same time “engaged in the world through meaning” and “disengaged from the contingent meanings which the world elaborates”. What the phenomenologist’s reaction to the contingency of Sinngebilde would be? What form of disengagement would let us shift from the phenomenological to the structuralist attitude and back? These attitudes come closer when one considers the idea of two “registers”: the phenomenological one and the symbolic one. Here phenomenology and (post-)structuralism meet one another, though not in the filed of ontology or theory of knowledge but rather in the domain of critique of ideology where one observes contingency of ideological institutions. One finds himself/herself immersed into the highly aggressive ideological discourse which is taken for granted by one’s fellowmen. What would be a phenomenological and (post-)structural answer to this existential situation? We are seeking new contributions and welcome submissions, including – but not limited to – such topics as:
Guidelines for submissions can be found on the official site of the journal: over here For reference, you may consult other published articles from the journal: over here The articles can be presented in English, German, French & Russian (acceptable length of an article is 30.000-50.000 characters including spaces, footnotes, references, abstracts and keywords) Deadline for submissions: December 1, 2022 Deadline for decision: December 31, 2022 Deadline for publication: June 30, 2023 Please send your formatted submissions to: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
| x
- 19 Апрель 2020
![]() |
Early Phenomenology in Central and Eastern Europe. Editors: Witold Płotka, Patrick Eldridge |
This book presents the origins of Central and Eastern European phenomenology. It features chapters that explore the movement's development, its most important thinkers, and its theoretical and historical context. This collection examines such topics as the realism-idealism controversy, the status of descriptive psychology, the question of the phenomenological method, and the problem of the world. |
- 06 Апрель 2020
Call for papers
![]() |
“Horizon. Studies in Phenomenology”—Vol. 10, No. 2, 2021 Guest Editors: Ronny Miron & Simona Bertolini |
Edith Stein (1891-1942), Hedwig Conrad-Martius (1888-1966), and Gerda Walther (1897-1977) share at least three common traits. Firstly, they were Edmund Husserl’s students and came under the influence of the realist phenomenology of the so-called “Munich and Göttingen circles”. Stein and Conrad-Martius studied with Husserl and Adolf Reinach in Göttingen; Walther, instead, took courses with Husserl in Freiburg and studied with Alexander Pfänder, one of the main proponents of the phenomenological tradition in Munich. Secondly, they had to abandon the project of beginning an academic career, as, for a woman, this was not an easy goal to fulfill at that time. Thirdly, they developed phenomenology in a personal way, regarding both the conception of phenomenological method and the field of objects this method addresses. Stein devoted herself to the theoretical project of connecting Husserl’s rigorous description and Thomas Aquinas’ metaphysics, with particular regard to the structure of the human person; Conrad-Martius established a relationship between ontology of real being and science, by elaborating an original philosophy of nature; Walther dedicated herself to diverse subjects, such as ontology of social communities, phenomenology of mysticism, mental illness, and parapsychology. These philosophies have received increasing attention in the last years, in particular in connection with the role of metaphysics in phenomenological inquiry, the profundity of human soul, the natural origin of man, and the religious experience.
Guidelines for submissions can be found on the official site of the journal: over here For reference, you may consult other published articles from the journal: over here The articles can be written in English, German – both languages are acceptable (acceptable volume of an article should have 30.000-50.000 characters including spaces, footnotes, references, abstracts and key words Deadline for submissions: February 1, 2021 Deadline for decision: April 30, 2021 Deadline for publication: December 30, 2021 Please send your formatted submissions to: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. & Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
- 10 Февраль 2020
Call for papers
![]() |
“Horizon. Studies in Phenomenology”—Vol. 10, No. 1, 2021 Guest Editors: Ineta Kivle & Raivis Bicevskis |
Exploring Husserl`s and Heidegger`s philosophies, cognitions of Sartre, Merleu-Ponty, Levinas and their followers in the context of the 21st century and raising the questions of today’s relevance of phenomenological and hermeneutical philosophies in interdisciplinary approach, we are seeking new contributions and welcome submissions on topics connected to their philosophies, including—but not limited to—such topics as:
Guidelines for submissions can be found on the official site of the journal: over here For reference, you may consult other published articles from the journal: over here The articles can be written in English, German – both languages are acceptable (acceptable volume of an article should have 30.000-50.000 characters including spaces, footnotes, references, abstracts and key words) Deadline for submissions: October 1, 2020 Deadline for decision: December 31, 2020 Deadline for publication: June 30, 2021 Please send your formatted submissions to: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. & Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: