Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 521


ХУАН ДАВИД ГАРСИА БАККА И ЕГО ИСТОЛКОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ. ОТ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ К СОЗНАНИЮ В БОРЬБЕ СО СМЕРТЬЮ

Название на языке публикации: JUAN DAVID GARCÍA BACCAS LEKTÜRE DER TRANSZENDENTALEN PHÄNOMENOLOGIE. VOM INTENTIONALEN BEWUSSTSEIN ZUM TODESKÄMPFENDEN BEWUSSTSEIN
Автор: ХЕСУС ГИЛЬЕРМО ФЕРРЕР ОРТЕГА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 382–397
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-382–397 PDF (Загрузок: 521)

Аннотация
Наваррско-венесуэльский философ Хуан Давид Гарсиа Бакка – одна из наиболее заметных и самобытных фигур испаноязычной философии, хотя его работы пока не привлекли того внимания, которого они заслуживают. Один из основополагающих элементов его философии состоит в том, что Бакка называет трансфинитной антропологией, рассматривающей человека как единство, стремящееся охватить своё бытие. Такой антропологический подход опирается на феноменологию природы, на первый план выводится то становление и те трансформации, которые человек приносит в мир. В этом философском контексте Гарсиа Бакка достаточно рано обратился к работам Гуссерля, Шелера и Хайдеггера. В статье обсуждается то, как Гарсиа Бакка описывает и оценивает Гуссерлевскую тематизацию интенционального сознания. Проблема, которую в контексте трансцендентальной феноменологии ставит Гарсиа Бакка, касается не реальности чистого сознания, не его объективного содержания. Гарсиа Бакка заинтересован в поиске возможного потенциала бытия сознания, более глубокого или более высокого, чем рефлексия, характерная для трансцендентальной установки. Он обозначает такой потенциал термином «агонизирующее сознание»; речь идёт о таком сознании, которое сопротивляется представлению о собственном уничтожении; философских предшественников такого понятия сознания можно найти в работах Мигеля де Унамуно. Не во всём разделяя ту интерпретацию феноменологии Гуссерля, которую приводит Гарсиа Бакка, автор статьи, тем не менее, видит в этой интерпретации важные вопросы, касающиеся фактичности и необходимости трансцендентального субъекта.

Ключевые слова
сознание, интенциональность, рефлексия, агония, смерть, потенциальность, субъект, трансцендентальность, фактичность.

References

  • Abellán, J. L. (1998). El exilio filosófico en América. Los transterrados de 1939. Mexiko: Fondo de Cultura Económica.
  • Baudelaire, C. (1982). Die Blumen des Bösen (T. Robinson, Trans.). München: Diogenes.
  • Beorlegui, C. (1998). La conciencia agónica. Originalidad filosófica de Unamuno. Cultura, 82, 95-116.
  • Ferrer, G., Schmich, N., & Pérez-Gatica, S. (2022). Phänomenologie in Spanien und Hispanoamerika. Ein Lesebuch (G. Ferrer, N. Schmich & S. Pérez-Gatica, Eds., N. Schmich & G. Ferrer, Trans.). Baden Baden: Verlag Karl Alber.
  • García Bacca, J. D. (1963a). Metafísica natural estabilizada y problemática metafísica espontánea. Mexiko: Fondo de Cultura Económica.
  • García Bacca, J. D. (1963b). Siete modelos de filosofar. Caracas: Universidad Central de Venezuela-Facultad de Filosofía y letras.
  • García Bacca, J. D. (1990). Nueve grandes filósofos contemporáneos y sus temas. Bergson, Husserl, Unamuno, Heidegger, Scheler, Hartmann, W. James, Ortega y Gasset, Whitehead. Barcelona: Anthropos.
  • García Bacca, J. D. (2003). Introducción literaria a la filosofía. Barcelona: Anthropos/Universidad Nacional Autónoma de México/Universidad Pública de Navarra.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Leyva, G. (2018). La filosofía en México en el siglo XX. Un ensayo de reconstrucción histórico-sistemática. Mexiko: Fondo de Cultura Económica.
  • Tengelyi, L. (2014). Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg/München: Verlag Karl Alber.
  • Unamuno, M. (1925). Das tragische Lebensgefühl (R. Friese, Trans.). München: Meyer & Jensen Verlag.
  • Zirión, A. (2009). La fenomenología en México. Historia y antología. Mexiko: UNAM.