- 12 Декабрь 2020
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1840
ИНГАРДЕНОВСКОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ НЕОТДЕЛИМОСТИ И ЗАВИСИМОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СИСТЕМНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Название на языке публикации: | THE INGARDENIAN DISTINCTION BETWEEN INSEPARABILITY AND DEPENDENCE: HISTORICAL AND SYSTEMATIC CONSIDERATIONS |
Автор: | МАРЕК ПИВОВАРЧУК |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 9, №2 (2020), 532-551 |
Язык: | Английский |
Тип публикации: | Статья |
10.21638/2226-5260-2020-9-2-532-551 | PDF (Загрузок: 2580) |
Аннотация
В настоящей статье я собираюсь показать различение неотделимости и зависимости у Ингардена. Мои размышления носят как исторический, так и систематический характер. Историческая сторона статьи преследует двоякую цель: во-первых, я показываю, что в идущей от Брентано традиции проблема экзистенциальной (или, шире, онтологической) обусловленности была перенесена в теории о соотношении части и целого. Лучшими примерами подобного подхода выступают теория предметов Казимира Твардовского и учение Эдмунда Гуссерля о части и целом. Во-вторых, я освещаю тот контекст, в котором Ингарден провёл границу между неотделимостью и зависимостью. Кроме того, в статье показана мотивация Ингардена: проблема понимания Гуссерлевской концепции «имманентной трансценденции», проблема существования чисто интенциональных объектов и, наконец, проблема соотношения индивидуальных объектов и идей. Систематическая часть посвящена неоднозначности Ингарденовского определения неотделимости. Я предпринимаю попытку усовершенствовать это определение, ссылаясь на различие (сделанное самим Ингарденом) между абсолютной и суммарной целостностью. Я также привожу некоторые деления неотделимости и зависимости и исследую, являются ли эти типы экзистенциальной обусловленности рефлексивными, симметричными или транзитивными.
Ключевые слова
неотделимость, зависимость, абсолютная целостность, суммарная целостность, Роман Ингарден, Эдмунд Гуссерль, Казимир Твардовский.
References
- Chrudzimski, A.(2015). Ingarden on Modes of Being. In B.Leclercq, S.Richard, & D. Seron (Eds.), Object and Pseudo-Objects: Ontological Deserts and Jungles from Brentano to Carnap (199–222). Berlin: De Gruyter.
- Ginsberg, E.(1982). On the Concepts of Existential Dependence and Independence (P. Simons, Trans.). In B. Smith (Ed.), Parts and Moments. Studies in Logic and Formal Ontology (261–287). Munich/ Vienna: Philosophia Verlag.
- Husserl, E.(1982). Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology (D.Cairns, Trans.). The Hague/Boston/London: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E.(1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy (F.Kersten, Trans.). The Hague/Boston/London: Martinus Nijhoff.
- Husserl, E.(1994). Briefwechsel. Bd. III.Die Göttinger Schule. Husserliana. Dokumente III.Dordrecht/ Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
- Husserl, E.(2001). Logical Investigations. Vol. 2 (J.N.Findlay, Trans.) (5th ed.). London: Routledge.
- Ingarden, R.(1925). Essentiale Fragen. Ein Beitrag zum Wessensproblem. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 7, 125–304.
- Ingarden, R.(1929). Bemerkungen zum Problem Idealismus-Realismus. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 11, 159–190.
- Ingarden, R.(1931). Niektóre założenia idealizmu Berkeleya. In Księga Pamiątkowa Polskiego Towarzystwa Filozoficznego (215–258). Lwów: Polskie Towarzystwo Filozoficzne.
- Ingarden, R.(1973). The Literary Work of Art. An Investigation on the Borderlines of Ontology, Logic, and Theory of Literature (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
- Ingarden, R.(1976). The Letter to Husserl about the VI.“[Logical] Investigation” and “Idealism” (H.Girndt, Trans.). Analecta Husserliana, 4, 419–438.
- Ingarden, R.(2013). Controversy over the Existence of the World. Vol.I (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
- Ingarden, R.(2016). Controversy over the Existence of the World. Vol.II (A. Szylewicz, Trans.). Frankfurt: Peter Lang Edition.
- Magdziak, M.(2016) A Logical Analysis of Existential Dependence and Some Other Ontological Concepts. A Comments to Some Ideas of Eugenia Ginsberg-Blaustein. Axioms, 5 (3), 4–10.
- Mitscherling, J.(1997). Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press.
- Piwowarczyk, M.(2019). Two Models of the Subject—Properties Structure. Axiomathes, 30, 371–390. https://doi.org/10.1007/s10516-019-09463-w
- Płotka, W.(2020). Leopold Blaustein’s Descriptive Psychology and Aesthetics in Light of His Criticism of Husserl. In W.Płotka, & P.Eldridge (Eds.), Early Phenomenology in Central and Eastern Europe: Main Figures, Ideas, and Problems (163–185). Dordrecht: Springer. https://doi. org/10.1007/978-3-030-39623-7_10
- Rosiak, M.(1995). Ontologia ufundowania: ogólna teoria części i całości w „Badaniach logicznych“ Edmunda Husserla. Filozofia Nauki, 3 (1-2), 25–61.
- Rosiak, M.(1998). Twardowski and Husserl on Wholes and Parts. In K.Kijania-Placek, & J.Woleński (Eds.), The Lvov-Warsaw School and Contemporary Philosophy (85–100). Dordrecht: Springer.
- Rosiak, M.(2007). Existential Analysis in Roman Ingarden’s Ontology. Forum Philosophicum, 12 (1), 119–130.
- Simons, P.(2005). Ingarden and the Ontology of Dependence. In A.Chrudzimski (Ed.), Existence, Culture, and Persons: The Ontology of Roman Ingarden (39–53). Frankfurt: Ontos Verlag.
- Tahko, T.E., & Lowe, E.J.(2016). Ontological Dependence. In E.N.Zalta (Ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved from www.plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/dependence-ontological/
- Twardowski, K.(1977). On the Content and Object of Presentations (R.Grossmann, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
- Żegleń, U.(2018). On Existential Dependence and Independence in the World of Thoughts and States of Affairs (with Reference to Eugenia Ginsberg-Blaustein’s and Roman Ingarden’s Analyses). In A.Garrido, & U.Wybraniec-Skardowska (Eds.), The Lvov-Warsaw School. Past and Present (249–262). Cham: Birkhäuser.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: