Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3502


РУКОПИСИ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА В ВИЛЬНЮСЕ И В УЛАН-УДЭ.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ РУКОПИСЕЙ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА –
ШЕЛЕР, ЛОССКИЙ, БЕРГСОН (1950-1955 гг.)

Название на языке публикации: РУКОПИСИ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА В ВИЛЬНЮСЕ И В УЛАН-УДЭ.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ РУКОПИСЕЙ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА –
ШЕЛЕР, ЛОССКИЙ, БЕРГСОН (1950-1955 гг.)
Автор: Далюс Йонкус
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 201-210
Язык: Русский
Тип публикации: Предисловие к публикации
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-201-210 PDF (Загрузок: 3781)

Аннотация
Данная публикация представляет три рукописи известного русско-литовского философа Василия Сеземана. Предлагаемые публикации о Шелере, Лосском и Бергсоне – это тексты из рукописного фонда Сеземана, который находится в Вильнюсском университете (F122-104, F122-105, F122-106). Эта группа очерков составляет единое целое. Во всех трех очерках так или иначе затрагивается проблема философского понимания интуиции, которую Сеземан обсуждал во всех своих основных сочинениях. Очерки посвящены трем философам, которые в том или ином ключе повлияли на самого автора. Время написания этих текстов – 1950-1955 гг. Они написаны во время пребывания Сеземана в лагере в Тайшете (Иркутская область). Известно, что Сеземан преподавал для других заключенных западную философию и эстетику. Можно предположить, что данные очерки относятся к подготовительным материалам или записям его лекций. Среди заключенных в том же лагере находился Дандарон, позднее ставший известным ученым и создавший оригинальную версию необуддисткой философии. При подготовке рукописей к публикации было обнаружено, что в посмертно изданных «Письмах о буддизме» Дандарон часто пересказывает мысли Сеземана, особенно когда речь идет о понимании интуиции. В его рукописном архиве в Улан-Удэ находятся рукописи, которые по названиям и обсуждаемым темам совпадают с рукописями Сеземана. Из имеющихся данных мы делаем вывод, что находящиеся в архиве Дандарона рукописи «Взаимоотношение материи и духа» и «Эстетика» – это записи лекционных материалов Сеземана.

Ключевые слова
Сеземан, Дандарон, рукописи, интуиция, эстетика, Шелер, Лосский, Бергсон.

References

  • Garmaev, D. O. (2005). Filosofskie osnovy neobuddizma B.D.Dandarona [Philosophical Foundation of B. D. Dandaron’s Neobuddhism]. Moscow. (in Russian)
  • Dandaron B. D. (1995). 99 pisem o buddizme i liubvi [99 Letters on Buddhism and Love]. Saint-Petersburg: Datsan Gunzechoinei. (in Russian).
  • Dandaron, B. D. (1997). Pis’ma o buddiiskoi etike [Letters on Ethic in Buddhism]. Saint-Petersburg: Aleteiya. (in Russian).
  • Montlevich, V. M. (1995). Predislovie [Preface]. In 99 pisem o buddizme i liubvi [99 Litters on Buddhism and Love] (5–23). Saint-Petersburg: Dacan Gunzechoinei. (in Russian).
  • Sesemann, V. (2010). New Directions in Contemporary Epistemology. In. M. Drunga & L. Donskis (Eds.), Selected Papers (56–80). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Sezemanas, V. (1970). Estetika [Aesthetic]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezemanas, V. (1996). Kito supratimas. Speckurso tezexs [Comprehension of Other. Thesis for Special Course]. Problemos, 49, 108–109. (in Lithuanian).
  • Sezemanas, V. (1997). Filosofijos istorija. Kultuxra [History of Philosophy. Culture] (322–324). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezeman, V. (2013). Estetika I. Kanta (Rukopis’ 1950–1955) [Kants Aesthetic (Manuscript 1950–1955)] In V.N. Belova & L.I. Tetyueva (Eds.), Filosofiya Kanta i osnovaniya prakticheskoi filosofii [Kant’s Philosopy and Priciples of Practical Philosophy] (150–159). Saratov: New Project. (in Russian).
  • Sezeman, V. (2005). Real’naya ustanovka i “chistoe” (bezustanovochnoe) znanie [Real Atittude and “Pure” Knowledge wthout Atittude]. In V. I. Polivaitis (Ed.), Russkie filosofy v Litve: Karsavin, Sezeman, Shilkarskii [Russian Philosophers in Lithuania: Karsavin, Sesemann, Shilkarski] (42–72). Kaliningrad: RGU im. Kanta. (in Russian).
  • Sezeman, V. (F122–96). Manuscript from Sesemann’s Manuscript Collection. Vilnius University.
  • Sezeman, V. (F122–104). Manuscript from Sesemann’s Manuscript Collection. Vilnius University.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3306


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Н. ДЕ ВАРРЕНА
“HUSSERL AND THE PROMISE OF TIME:
SUBJECTIVITY IN TRANSCENDENTAL PHENOMENOLOGY”
Cambridge University Press, 2009. ISBN 978-0-521-87679-7

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Н. ДЕ ВАРРЕНА
“HUSSERL AND THE PROMISE OF TIME:
SUBJECTIVITY IN TRANSCENDENTAL PHENOMENOLOGY”
Cambridge University Press, 2009. ISBN 978-0-521-87679-7
Автор: Сергей Никоненко
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 272-280
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
PDF (Загрузок: 2821)

Аннотация
В рецензии рассматриваются основные положения автора книги. Де Варрен делает главным предметом исследования идею субъективности Гуссерля в отношении проблемы сознания времени. Систему Гуссерля автор книги относит к субъективному идеализму. Гуссерлевская субъективность понимается как конституирование мира в сознании времени. При этом де Варрен стремится доказать, что идея временности значима для гуссерлевского понимания самосознания субъекта. Проводя сравнительный анализ идей Гуссерля и Брентано, де Варрен показывает, что именно Гуссерль впервые в феноменологии достиг чистого понимания опыта. Критикуя взгляды Деррида, де Варрен отмечает, что при всей значимости проблемы Другого, Гуссерль все же настаивает на определении Я как самодостаточного субъекта. Одним из главных выводов труда де Варрена является следующее положение: субъект представляет собой историю конституционального осуществления собственной темпоральности. По мнению рецензента, этот вывод книги де Варрена является спорным, что, однако, не снижает впечатления фундаментального, глубокого и тонкого анализа феноменологических идей времени и субъективности.

Ключевые слова
Феноменология, Гуссерль, субъект, время, сознание, понимание.

References

  • Brentano, F. (1996). Izbrannye raboty [Selected Texts]. Moscow: Intellectual Book House. (in Russian).
  • Derrida, Zh. (2000). O grammatologii [On Grammatology]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1999). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy]. Moscow: Intellectual Book House. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2011). Logicheskie issledovania, t. 1 [Logical Investigations. Vol. I]. Moscow: Akademical Project. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
  • De Warren, N. (2009). Husserl and the Promise of Time: Subjectivity in Transcendental Phenomenology. New York, NY: Cambridge University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2675


ЯЗЫК, ОПИСАНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ. БЫЛА ЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВИТГЕНШТЕЙНА ГУССЕРЛЕВСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ?

Название на языке публикации: LANGUAGE, DESCRIPTION AND NECESSITY. WAS WITTGENSTEIN’S PHENOMENOLOGY A HUSSERLIAN PHENOMENOLOGY?
Автор: Михаль Пекарски
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 45-57
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-45-57 PDF (Загрузок: 3163)

Аннотация
В этой статье мы постараемся доказать, что так называемая феноменология Людвига Витгенштейна не была феноменологией в гуссерлевском смысле слова. Мысль Людвига Витгенштейна чаще всего ассоциируется с аналитической философией, прагматизмом или специфическим метафилософским проектом. Некоторые авторы, напротив, полагают, что философа можно относить к феноменологической школе. Проблематичным остается 1) действительно ли Виттгенштейн практиковал какую-либо форму феноменологии и, если да, то, 2) к какой школе мысли она может быть отнесена? Обе проблемы могут быть сведены к вопросу о том 3) что такое феноменология? Ответ на этот вопрос, пусть и предварительный, поможет нам также ответить на первые два. Мы можем дать предварительный ответ на наш последний вопрос. Мы можем сказать следующее: феноменология – это метод описания того, что дано для описания и как оно дано, с точки зрения анализа условий, при которых объект может являться. Как таковая, она есть трансцендентальное описание условий, определяющих возможность любого опыта. Затем мы можем задаться вопросом, был ли Витгенштейн феноменологом, исходя из этого определения феноменологии. Если мы придем к выводу, что он не был таковым, мы попробуем ответить на наш второй вопрос: можем ли мы говорить о феноменологии Витгенштейна в каком-либо ином смысле, как в случае с феноменологией Маха, Эйнштейна или Остина. Людвиг Витгенштейн использовал слово «феноменология» для описания своей философии дважды. Первый раз – в записках 1929 года, которые позже послужили материалом для посмертно изданных Philosophische Bemerkungen, а далее – в 1951 году в собрании заметок, опубликованных как Bemerkungen über die Farben. Мы рассмотрим то, что он написал в 1929 году.

Ключевые слова
Описание, грамматика, Гуссерль, феноменология, феноменологический язык, философские методы, пространство, Витгенштейн.

References

  • Borges, J. L. (2000). Labyrinths: Selected Stories and Other Writings. London: Penguin Classics.
  • Crary, A., & Read, R. (Eds.). (2000). The New Wittgenstein. London: Routledge.
  • Dreyfus, H.L., & Hall, H. (1982). Husserl, Intentionality, and Cognitive Science. Cambrige, Mass.: M.I.T. Press.
  • Dufrenne, M. (1966). Wittgenstein et Husserl. In Jalons (188–207). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Drummond, J. (1990). Husserlian Intentionality and Non-Foundational Realism: Noema and Object. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Føllesdal, D. (1969). Husserl’s Notion of Noema. Journal of Philosophy, 66 (20), 680–687.
  • Galvez, J. P. (2008). Phänomenologische Probleme des Sehens, In J. P. Galvez (Ed.), Phenomenology as Grammar. Frankfurt am M.: Ontos Verlag.
  • Hintikka, J. (1996a). Die Wende der Philosophie: Wittgensteins New Logic of 1928. In Ludwig Wittgenstein: Half-Truths and One-and-a-Half-Truths (79–105). Dordrecht: Kluwer.
  • Hintikka, J. (1996b). The Idea of Phenomenology in Wittgenstein and Husserl. In Ludwig Wittgenstein: Half-Truths and One-and-a-Half-Truths (55–77). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1993). Logische Untersuchungen, Bd. II/2. Berlin: De Gruyter.
  • Husserl, E. (1999). The Idea of Phenomenology. Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • McIntyre, R., & Smith, D. W. (1982). Husserl and Intentionality: A Study of Mind, Meaning, and Language. Dordrecht, Boston: D. Reidel Publishing Co.
  • Merleau-Ponty, M. (2012). Phenomenology of Perception. London, New York: Routledge.
  • Mohanty, J. N. (1982). Husserl and Frege: Studies in Phenomenology and Existential Philosophy. Bloomington: Indiana University Press.
  • Park, B.-C. (1998). Phenomenological Aspects of Wittgenstein’s Philosophy. Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Piekarski M. (2015). The Problem of Realism in Andrzej Półtawski’s Phenomenology. Dialogue and Universalism, 3, 151–162.
  • Półtawski, A. (1973). Świat, spostrzeżenie, świadomość. Fenomenologiczna koncepcja świadomości a realism [World, Perception, Consciousness. Phenomenological Conception of Consciousness and Realism]. Warszawa: PWN. (in Polish).
  • Ricoeur, P. (2014). The Later Wittgenstein and the Later Husserl on Language. Ricoeur Studies, 5 (1), 28–48.
  • Schlick, M. (1925). Allgemeinen Erkenntnislehre. Berlin: Springer.
  • Sokolowski, R. (1999). Introduction to Phenomenology. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Spiegelberg, H. (1968). The Puzzle of Ludwig Wittgenstein’s Phänomenologie (1929–?). American Philosophical Quarterly, 5 (4), 244–256.
  • Wittgenstein, L. (1929). Some Remarks on Logical Form. Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary Volumes, 9, 162–171.
  • Wittgenstein, L. (1984a). Ludwig Wittgenstein und der Wiener Kreis. Gespräche, aufgezeichnet von Friedrich Waismann. In R. Rhees (Ed.), Werkausgabe Band 3. Berlin: Suhrkamp Verlag.
  • Wittgenstein, L. (1984b). Philosophischen Bemerkungen. In R. Rhees (Ed.), Werkausgabe Band 2. Berlin: Suhrkamp Verlag.
  • Wittgenstein, L. (1986). Philosophical Investigations. Oxford: Basil Blackwell.
  • Wittgenstein, L. (1998–2000). Wittgenstein’s Nachlass. The Bergen Electronic Edition. Oxford: Wittgenstein Archives at the University of Bergen.
  • Peursen, C. A. van (1959). Edmund Husserl and Ludwig Wittgenstein. Philosophy and Phenomenological Research, 20 (2), 181–197.
  • Wright, G. H. von (1969). The Wittgenstein Papers. The Philosophical Review,78 (4), 483–503.
  • Zahavi D. (2004). Husserl’s Noema and the Internalism-Externalism Debate. Inquiry, 47(1), 42–66.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3970


ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Название на языке публикации: ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Автор: Сергей Никоненко
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 9-44
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-9-44 PDF (Загрузок: 3329)

Аннотация
Статья представляет трактовку понятия «интенциональность» в феноменологически ориентированной аналитической философии сознания США в сопоставлении с феноменологией Э. Гуссерля. Дается систематический очерк развития феноменологических тенденций в американской аналитической философии, приводятся взгляды основных представителей. Главной концепцией интенциональности в США считается теория Дж. Серля; она подробно исследуется в статье. Также исследуются взгляды на природу интенциональности современных философов: Э. Томпсона, Д.В. Смита и др. В основном, статья написана на основе источников, не переведенных на русский язык. Серль понимает интенциональность в духе натуралистической философии сознания, трактуя ее как естественное качество человеческого сознания. Он отходит от лингвистической трактовки сознания, понимая интенциональность с точки зрения человеческой формы реализма. В центре интенциональности Серль ставит теорию аспектуальности, в основе которой лежит допущение неэлиминируемой субъективности ментального акта и онтологии от первого лица. Серль также приходит к теории коллективной интенциональности, которая выступает версией решения проблемы интерсубъективности. При рассмотрении теорий Томпсона и Смита отмечается, что проблема интенциональности обсуждается на уровне синтетического подхода, когда в равной мере представлены дискуссии в области философии сознания, нейрофизиологии и феноменологии Гуссерля. Смит предлагает контекстуальную теорию интенциональности, согласно которой каждый интенциональный акт должен рассматриваться не в атомарной форме, а в виде элемента целостного контекста всех интенциональных актов этого сознания. В статье проводится троякое сопоставление философии Гуссерля с идеями американских феноменологически ориентированных философов с целью выявления общности и различий (в отношении понятий «опыт», «интенциональность» и «интерсубъективность»). В качестве основных сходств установлена общность в трактовке опыта: отнесение опыта к внутренней сфере сознания, критика сенсуализма и экстернализма, неотделимость опыта от интуитивно-созерцательной перспективности. Относительно интенциональности установлена общность в понимании сущности этого понятия, а также неэлиминируемости интенциональности. Относительно интерсубъективности показано, что Серль в учении о коллективной интенциональности развивает учение Гуссерля об интерсубъективно-трансцендентальной социальности. Вместе с тем, установлено, что Серль и другие американские аналитики имеют расхождения с Гуссерлем. Так, Серль, понимая интенциональность не только в феноменологическом, но и прагматистском ключе, подчеркивает реалистический характер интенциональности, ее преимущественно эмпирический характер, и выступает критиком трансцендентального учения о сущности чистого Я. Однако установленные различия, тем не менее, не препятствуют позитивному диалогу и сближению позиций между феноменологически ориентированной аналитической философией и европейской феноменологией, наличию существенных сходств и совпадений в решении проблем сознания, опыта, интенциональности, понимания и т.д.

Ключевые слова
Интенциональность, феноменология, аналитическая философия, эпистемология, сознание, субъект, опыт, интерсубъективность.

References

  • Chernavin, G. (2016). “Nerv” fenomenologicheskoy raboty i fundamentalniy akt filosofii [“Plexus” of Phenomenological Work and the Fundamental Act of Philosophy]. Logos, 26 (1), 68–73. (in Russian).
  • Chisholm, R.M. (1955–1956). Sentences about Believing. Proceedings of the Aristotelian Society, 56, 125–148.
  • Dennet, D.C. (1996). Kinds of Minds: Towards an Understanding of Consciousness. London: Weidenfeld & Nicolson.
  • Dummett, M.A.E. (1994). Origins of Analytic Philosophy. Cambridge MA: Harvard University Press.
  • Findlay, J.N. (1975). Phenomenology and the Meaning of Realism. In E. Pivčević (Ed.), Phenomenology and Philosophical Understanding (143–158). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Fink, O. (2016). Problemy fenomenologii Edmunda Gusserlya [The Problem of Edmund Husserl’s Phenomenology]. Logos, 26 (1), 5–46. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1999). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy]. Moscow: Intellectual Book House. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2005). Izbrannye raboty [Selected Texts]. Moscow: Territory of Future. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2006). Ideya fenomenologii. Pyat’ lektsii [Ideas of Phenomenology. Five Lectures]. Saint-Petersburg: Gumanitarian Academy. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2010). Kartezianskie meditatsii [Cartesian Meditations]. Moscow: Akademical Project. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2011). Logicheskie issledovania. Tom 1 [Logical Investigations. Vol. I]. Moscow: Akademical Project. (in Russian).
  • Herrmann, F.V. von (2000). Ponyatie fenomenologii u Khaideggera i Gusserlya [Heidegger’s and Husserl’s Concept of Phenomenology]. Minsk: Propilei. (in Russian).
  • Khakhalova, A. (2015). Retsenziya na knigu D. Zahavi “Self and Other. Exploring Subjectivity, Sympathy, and Shame” [Review of D. Zahavi’s Book “Self and Other. Exploring Subjectivity, Sympathy, and Shame”]. Horizon. Studies in Phenomenology, 4 (1), 314–321. (in Russian).
  • Kurennoy, V. (2012) Ustarevshaya kritika fenomenologii: po tu storonu “beskonechnogo rasputyvaniya soznaniya” [An Obsolete Critique of Phenomenology: Beyond “the Infinite Disentanglement of Consciousness”]. Logos, 26 (1), 79–88. (in Russian).
  • Manster, A. (1975). Austin’s Linguistic Phenomenology. In E. Pivčević (Ed.), Phenomenology and Philosophical Understanding (110–124). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Merlo-Ponti, M. (1999). Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of Perception]. Saint-Petersburg: Juventas, Science. (in Russian).
  • Molchanov, V.I. (2010). Transtsendental’nyi opyt i transtsendental’naya naivnost’ v “Kartezianskikh meditatsiyakh” Edmunda Gusselya [Transcendental Experience and Transcendental Naivety in Edmund Husserl’s “Cartesian Meditations”]. In E. Gusserl’, Kartezianskie meditatsii [Cartesian Meditations] (200–224). Moscow: Academical project. (in Russian).
  • Motroshilova, N.V. (1968). Printsipy i protivorechiya fenomenologicheskoi filosofii [Principles and Contradictions of Phenomenological Philosophy]. Moscow: Higher School. (in Russian).
  • Motroshilova, N.V. (2003).“Idei I” Edmunda Gusserlya kak vvedeniye v fenomenologiyu [Edmund Husserl’s “Ideas I” as an Introduction to Phenomenology]. Moscow: Phenomenology-Hermeneutics. (in Russian).
  • Patkul’, A.B. (2016). Trudnosti fenomenologichekogo issledovaniya: Fink i Gusserl’ [Difficulties of Phenomenological Research: Fink and Husserl]. Logos, 26 (1), 89–93. (in Russian).
  • Pivčević, E. (Ed.). (1975). Phenomenology and Philosophical Understanding.Cambridge: Cambridge University Press.
  • Prekhtl’, P. (1999). Vvedenie v fenomenologiyu Gusserlya [Introduction to Husserl’s Phenomenology]. Tomsk: Bagpipe. (in Russian).
  • Patnem, H. (2002). Razum, istina i istoriya [Reason, Truth and History]. Moscow: Praksis. (in Russian).
  • Razeev, D.N. (2004). V setyakh fenomenologii. In E. Gusserl’ & D.N. Razeev, Vsetyakh fenomenologii. Osnovnye problemy fenomenologii [In the Phenomenological Net. Main Problems of Phenomenology]. Saint Petersburg: Saint-Petersburg University Press. (in Russian).
  • Rorty, R. (1979). The Philosophy and the Mirror of Nature.Princeton, N.J.: Princeton University Press.
  • Savin, A.O. (2015). O sushchnosti fenomenologicheskoi filosofii [On the Essence of Phenomenological Philosophy]. Horizon. Studies in Phenomenology, 4 (1), 9–37. (in Russian).
  • Searle, J.R. (1983). Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Searle, J.R. (2002). Consciousness and Language. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Serl’, D. (2002). Otkryvaya soznanie zanovo [The Rediscovery of the Mind]. Moscow: Idea-Press. (in Russian).
  • Serl’, D. (2004). Ratsional’nost’ v deistvii [Rationality in Action]. Moscow: Progress-Tradition.
  • Smith, D.W. (2004). Mind World: Essays in Phenomenology and Ontology. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Shpigel’berg, G. (2002). Fenomenologicheskoe dvizhenie [The Phenomenological Movement]. Moscow: Logos. (in Russian).
  • Thompson, E. (2007). Mind in Life. Biology, Phenomenology and the Science of Mind. Cambridge, Mass., London: The Belknap Press of Harvard University Press.
  • Uaitkhed, A.N. (1990). Izbrannye raboty po filosofii [Selected Texts on Philosophy]. Moscow: Progress (in Russian).
  • Vitgenshtein, L. (1994). Filosofskiye raboty I [Philosophical Works I]. Moscow: Gnozis. (in Russian).