Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2962


Г. ФАЙХИНГЕР И РАННИЙ ГУССЕРЛЬ:
ОПЫТ НЕ ВПОЛНЕ ОБЫЧНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ

Название на языке публикации: Г. ФАЙХИНГЕР И РАННИЙ ГУССЕРЛЬ:
ОПЫТ НЕ ВПОЛНЕ ОБЫЧНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ
Автор: Нелли Мотрошилова
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  290–307
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-290–307 PDF (Загрузок: 3337)

Аннотация
Эта статья задумана как довольно необычное сопоставление двух путей в философии, как и некоторых идей: философа Г. Файхингера, с одной стороны, и раннего Э. Гуссерля, с другой стороны, и в период, когда они были коллегами в Университете Галле (конец XIX века). Анализ, предпринятый в этой статье, сконцентрирован вокруг следующих специальных проблем: – раннее “объективное” противостояние в конце XIX века идей натурализма, позитивизма, прагматизма, как они были представлены Г. Файхингером и антинатуралистских ориентаций раннего Гуссерля; – сопоставляются “Философия Als Ob” Файхингера и идеи из “Логических исследований” Гуссерля о “законах природы” как “идеализирующих фикциях”. Отдельного внимания в деятельности Г. Файхингера также заслуживают важные специфические историко-философские разработки. Это чисто кантоведческая линия, запечатленная, например, в обширном специальном его комментарии к “Критике чистого разума” Канта. Надо сказать, что деятельность Г. Файхингера еще очень мало изучена, равно как и деятельность раннего Гуссерль. Автор намерен пролить свет на этот малоизученный сюжет.

Ключевые слова
Ранний Файхингер, “философия als ob” Файхингера, ранний “натурализм”, ранний “позитивизм”, ранний “прагматизм”, ранняя философия Э.Гуссерля.

References

  • Ehrenfels, Ch. (1890). Über Gestaltqualitäten. Leipzig: Reisland.
  • Husserl, E. (1970). Philosophie der Arithmetik (Hua XII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Laas, E. (1879–1884). Idealismus und Positivismus. Eine kritische Auseinandersetzung. In Bd. 3. Berlin: Weidmann.
  • Max, E. (1886). Beiträge zur Analyse der Empfindungen. Jena: Fischer.
  • Meyer, E. (1902). Zur Theorie und Methodik der Geschichte. Halle: Max Niemeyer.
  • Motroshilova N.V. (2003). “Idei I” Edmunda Gusserlya kak vvedenie v fenomenologiyu [“Ideas I” Edmund Husserl as an Introduction to Phenomenology]. Moscow: Phenomenology-Hermeneutics.
  • Mühlpfordt, G., Schenk, G., Meyer, R., & Schwabe, H. (2001). Der Spirituskreis (1890-1958). Eine Gelehrtengesellschaft in neuhumanistischer Tradition. Vom Kaiserreich bis zum Verbot durch Walter Ulbricht im Rahmen der Verfolgungen an der Universität Halle 1957 und 1958. Halle: Hallescher.
  • Schiller, F. (1805). Theater von Schiller: Die Huldigung der Kunste. Don Karlos. Die Jungfrau von Orleans. Tübingen: Cotta.
  • Vaihinger, H. (1876). Hartmann, Dühring und Lange. Zur Geschichte der philosophie im 19. Jahrhundert. Ein kritischer Essay. Iserlohn: J. Baedeker.
  • Vaihinger, H. (1921). Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. Leipzig: Meiner.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3098


ГУССЕРЛЬ, БАХТИН И ДРУГОЕ Я.
ИЛИ: МИХАИЛ БАХТИН – ГУССЕРЛИАНЕЦ?

Название на языке публикации: HUSSERL, BAKHTIN, AND THE OTHER I.
OR: MIKHAIL M. BAKHTIN – A HUSSERLIAN?
Автор: Карина Папе
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  271–289
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-271–289 PDF (Загрузок: 3264)

Аннотация
В своих ранних работах Михаил Бахтин стремился разработать феноменологию опыта себя и опыта другого. Для того, чтобы реализовать проект такой феноменологии, он совмещал разные подходы, которые он характеризовал как идеализм и материализм / натурализм. Первый он связывал с Эдмундом Гуссерлем, хотя почти не упоминал его в связи с его феноменологией. Указывает ли эта интерсубъективная феноменология на то, что Бахтин вдохновлялся идеями Гуссерля в большей мере, чем это принято считать? Или они оба пришли к близким идеям независимо друг от друга? Оба мыслителя заняты темой интерсубъективности. Во втором томе Логических исследований Гуссерль оценивал суждения о психо-физической реальности Другого как метафизические, однако уже с своих Идеях I он описывал Другого как того, кто расширяет наш опыт посредством привносимого им “избытка опыта”. Сходным образом Бахтин в трактате К философии поступка и в исследовании Автор и герой в эстетической деятельности описывал уникальную перспективу Другого как необходимую и ценную часть мира поступка. Для того чтобы понять влияние феноменологии Гуссерля на раннюю философию Бахтина нужно более подробно рассмотреть содержательное сходство их философии, равно как и некоторые ранее не замеченные текстуальные параллели. Это позволит наметить ответ на вопрос, был ли для Бахтина Гуссерль чем-то большим, чем вскользь упоминаемым именем. В этой статье я реконструирую отношения между двумя мыслителями и отвечаю на вопрос о том, должна ли быть пересмотрена датировка ранних работ Бахтина (до 1928).

Ключевые слова
Интерсубъективность, материализм, идеализм, плюрализм, жизненный мир, Другой.

References

  • Adler, M. (1936). Das Rätsel der Gesellschaft. Zur erkenntnis-kritischen Grundlegung der Sozialwissenschaft. Wien: Saturn.
  • Bachtin, M. (1979). Die Ästhetik des Wortes. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Bakhtin, M. (1993). Toward a Philosophy of the Act. Austin: Texas University Press.
  • Bakhtin, M. (1996). K filosofii postupka [Toward a Philosophy of the Act]. In Bakhtin, M. Sobranie sochinenii v semi tomakh. Tom 1. [Collected Works. SevenVolumes. Vol. 1]. Moscow: IMLI. (in Russian).
  • Bachtin, M. (2008). Autor und Held in der ästhetischen Tätigkeit. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Bakhtin, M. (2010). Besedy s V. D. Duvakinym [Talks with V. D. Duvakin]. In V. L. Makhlin (Ed.), Mikhail Mikhailovich Bakhtin (23–33). Moscow: ROSSPEN. (in Russian).
  • Bachtin, M. (2011). Zur Philosophie der Handlung. Berlin: Matthes & Seitz.
  • Bernard-Donals, M. (2003). Mikhail Bakhtin. Between Phenomenology and Marxism. In M. Gardiner (Ed.), Mikhail Bakhtin (Vol. 1). London: SAGE.
  • Brandist, C. (2002). The Bakhtin Circle. Philosophy, Culture and Politics. London: Pluto.
  • Dennes, M. (2010). Vliyanie fenomenologii E. Gusserlya na rossiiskuyu nauku 1910–1920-kh godov [Husserl’s Phenomenology and its Impact on Russian Science in 1910–1920]. Psikhologicheskie Issledovaniya [Psychological Studies], 14 (6). Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2010n6-14/408-dennes14.html. (in Russian).
  • Emerson, C. (1997). The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton: Princeton University Press.
  • Erdinast-Vulcan, D. (2013). Between Philosophy and Literature. Bakhtin and the Question of the Subject. Stanford: Stanford University Press.
  • Haardt, A. (1992). Husserl in Rußland. Phänomenologie der Sprache und Kunst bei Gustav Špet und Aleksej Losev. München: Fink.
  • Haardt, A. (2000). Michail Bachtin – ein Phänomenologe der Intersubjektivität? Phänomenologische Forschungen. Neue Folge, 5, 217-229.
  • Haardt, A. (2002). Drugoi i ego vizavi: Interpersonal’nye otnosheniya v literature i v mire zhizni u Bakhtina i Sartra [The Other and His vis-à-vis: Interpersonale Relations in Literature and Life World in Bakhtin’s and Sartre’s Works]. Proceedings of the Conference on Russian Philosophy in the Post Soviet Era (129-146). Bremen. (in Russian).
  • Husserl, E. (1901). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1913). Logische Untersuchungen 1. Prolegomena zur reinen Logik. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass Erster Teil: 1905–1920 (Hua XIII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (1992a). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Hamburg: Meiner.
  • Husserl, E. (1992b). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934–1937 (Hua XXIX). Den Haag: Kluwer.
  • Makhlin, V. (1995). Tretii Renessans [The Third Renaissance]. In K. G. Isupov (Ed.), Bakhtinologiya. Issledovaniya, perevody, publikatsii [Bakhtinology. Research, Translations, Publications] (132-154). St. Petersburg: Aleteiya. (in Russian).
  • Makhlin, V. (1997). Drugoi [The Other]. In N. D. Tamarchenko (Ed.), Bakhtinskii tezaurus. Materialy i issledovaniya [Bakhtin’s Glossary. Proceedings and Research] (141-148). Moscow: RGGU. (in Russian).
  • Möckel, C. (1998). Einführung in die transzendentale Phänomenologie. München: UTB.
  • Pape, C., & Kolkutina, V. (2013). Philosophie in Russland und in Deutschland. Philosophischer Literaturanzeiger, 66 (1), 41-77.
  • Pape, C. (2015). Autonome Teilhaftigkeit und teilhaftige Autonomie. Der Andere in Michail M. Bachtins Frühwerk. München: Fink.
  • Poole, B. (1997). Bakhtin and Cassirer: The Philosophical Origins of Bakhtin’s Carnival Messianism. The South Atlantic Quarterly, 97 (¾), 537-578.
  • Poole, B. (2001). From Phenomenology to Dialogue. Max Scheler’s Phenomenological Tradition and Mikhail Bakhtin’s Development from “Toward a Philosophy of the Act” to His Study of Dostoevsky. In K. Hirschkop (Ed.), Bakhtin and Cultural Theory (109-135). Manchester: Manchester University Press.
  • Richter, J. P. F. (1974). Siebenkäs. Sämtliche Werke (Bd.1-2). München: Carl Hanser.
  • Sapienzia, F. (2004). Mikhail Bakhtin, Vyacheslav Ivanov and the Rhethorical Culture of the Russian Third Renaissance. Philosophy and Rhethoric, 37 (2), 123-142.
  • Sasse, S. (2010). Michail Bachtin zur Einführung. Hamburg: Junius.
  • Shchedrina, T. (2011). Die ethische Dimension der Erkenntnis in der russischen Philosophie: Nikolaj Berdjaev – Gustav Špet – Lev Šestov. In A. Haardt & N. Plotnikov (Eds.), Das normative Menschenbild in der russischen Philosophie (113-125). Münster: LIT.
  • Shchittsova, T. (2003). Das menschliche Ereignis in der Philosophie von M. Bachtin. In H. R. Sepp (Ed.), Essays in Celebration of the Founding of the Organization of Phenomenological Organizations. Retrieved from http://www.o-p-o.net/essays/ShchyttsovaArticle.pdf
  • Staiti, A. (2010). Phänomenologie. In H.-H. Gander (Ed.), Husserl-Lexikon (229-235). Darmstadt: WBG.
  • Theunissen, M. (1965). Der Andere. Berlin: Walter de Gruyter.
  • Waldenfels, B. (2006). Grundmotive einer Phänomenologie des Fremden. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2070


КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ И ПАССИВНЫЙ СИНТЕЗ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕЛЯ

Название на языке публикации: CATEGORIAL INTUITION AND PASSIVE SYNTHESIS IN HUSSERL’S PHENOMENOLOGY
Автор: Маркус Сакрини
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  248–270
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-248–270 PDF (Загрузок: 3385)

Аннотация
Цель этой статьи – показать, что анализ синтезов восприятия в поздней философии Гуссерля (например в Анализе пассивных и активных синтезов) обходится без такого понятия как категориальная интуиция, подробно описанного в шестом разделе “Логических исследований” (1901). Для того, чтобы продемонстрировать этот результат, прежде всего я провожу реконструкцию Гуссерлевского понятия категориальной интуиции, описанного в “Логических исследованиях”, в том, что касается проблемы очевидного познания, понятого как интуитивное исполнение акта означивания. Категориальная интуиция опирается на простые интуиции, хотя и не может быть сведена к ним. Простые интуиции позволяют ухватить интендируемый предмет только в общих чертах, с примешанными к нему частичными интенциями восприятия. Категориальная интуиция, в свою очередь, состоит в акте нового рода, который представляет собой синтез наложения раскрытых частичных интенций восприятия и глобального восприятия, именно того, в котором эти интенции уже действовали, хотя и скрытым образом. Стоит подчеркнуть, что в этом синтезе интуиция зависит от интенции означивания, которая управляет тем, какие интуитивные аспекты должны быть синтезированны. Из этого следует, что категориальные компоненты так называемой категориальной интуиции приходят отнюдь не из сферы восприятия, а извне. С этой позицией контрастирует то, как Гуссерль в поздних текстах, используя понятие пассивного синтеза, описывает генезис категориального в рамках самой сферы чувственного, что позволяет ему сформулировать новый подход к прояснению феноменологических источников познания.

Ключевые слова
Гуссерль, категориальная интуиция, познание, наполнение, значение, разворачивание восприятия, пассивный синтез.

References

  • Bégout, B. (2000). La Généalogie de la Logique. Paris: Vrin.
  • Benoist, J. (2008). Sur le concept de remplissement. In Benoist, J. Husserl (195-222). Paris: Les Éditions du Cerf.
  • Bernet, R. (1979). Perception as a Teleological Process of Cognition. Analecta Husserliana, 9, 119-132.
  • Bernet, R. (1988). Perception, Categorical Intuition and Truth in Husserl’s Sixth “Logical Investigations”. In J. Sallis, et al. (Eds.), The Collegium Phaenomenologicum. The First Ten Years (33-45). Kluwer: Dordrecht.
  • Biceaga, V. (2010). The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. Dordrecht: Springer.
  • Cobb-Stevens, R. (1990). Being and Categorial Intuition. The Review of Metaphysics, 44 (1), 43-66.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik (Hua XVII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/2). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2000). Aktive Synthesen (Hua XXXI). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001a). Analyses Concerning Passive and Active Synthesis. Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001b). Logical Investigations (Vol. 1-2). London: Routledge.
  • Lohmar, D. (2001). Le concept husserlien d’intuition catégoriale. Revue Philosophique de Louvain, 99 (1), 652-682.
  • Mohanty, J. (2011). Edmund Husserl – The Freiburg Years. New Haven: Yale Univ. Press.
  • Montavont, A. (1999). De la Passivité dans la Phénoménologie de Husserl. Paris: PUF.
  • Renaudie, P.-J. (2007). Intuition et signification. Trans-paraître, 1, 143-165.
  • Sokolowiski, R. (1991). Husserl’s Concept of Categorial Intuition. Philosophical Topics, 12, 127-141.
  • Steinbock, A. (1998). Husserl’s Static and Genetic Phenomenology: Translator’s Introduction to Two Essays. Continental Philosophy Review, 31, 127-134.
  • Welton, D. (1982). Husserl’s Genetic Phenomenology of Perception. Research in Phenomenology, 12, 59-83.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3311


НАСТРОЕНИЕ СКУКИ И СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ.
ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КИНООПЫТ

Название на языке публикации: НАСТРОЕНИЕ СКУКИ И СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ.
ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КИНООПЫТ
Автор: Алексей Бочаров
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  226–247
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-226–247 PDF (Загрузок: 3349)

Аннотация
Статья посвящена анализу зрительских практик в их связи со стратегиями авторского кино. Традиционно переживания зрителя в кино рассматриваются в контексте ангажированности и захваченности. Автор пытается актуализировать другую перспективу, связанную со спецификой современного арт-синема – ситуации пустоты, отсутствия событий, когда зритель скучает в кинозале. Цель статьи – попытаться обосновать применение феноменологического и онтологического философского языка к анализу кино через тематизацию киноопыта. Конкретный метод – феноменологическая редукция, воплощается в акте созерцания киноопыта как феномена. Для данной статьи основополагающими являются хайдеггерианская аналитика настроения скуки и непосредственный опыт современного кино. Благодаря анализу фильма “Туринская лошадь”, демонстрируется, что фильм может вызывать скуку через свой уникальный способ переживать длительность, поскольку просит оставаться в непонятно сколько длящемся времени непомерно долго. Зритель оказывается поставлен в крайнюю эстетическую позицию: обращаться с фильмом пустым – никаким образом. Это значит смотреть кино не рефлексивно, а через заволакивающий и удерживающий характер фильма, его долгие планы. И таким способом стерто присутствовать, узнавать себя впечатленным фильмом, задавать вопросы без раскрытия символических значений произошедшего на экране. Зритель пассивируется, переживает кино через каждое мгновение настоящего времени, воспринимая фильм “целом”. В связи с долгим временем, через нехватку остроты мысли скучающий отрешен и вовлечен. Через непубличную, персональную пассивность зритель погружен в фильмическое, а значит, сосредоточен на фильме “в целом”, но рассредоточен по отношению к собиранию крупиц фильма: деталей, повторов повседневных ситуаций. Скука – необходимое настроение для авторских фильмов, потому что она связывает кино и зрителя. Их согласованность базируется на стертом присутствии спектатора из-за “набрасывающегося” характера фильма. Кино – динамический медиум со своим неопределенным временем, поэтому само настроение скуки колеблется. Так, не через рефлексию, а через расположенность в событии и аффект, через вопрошание – зритель приближается к смыслу фильма.

Ключевые слова
Kинематограф, киноопыт, скука, время, феноменология, неинтеллектуальные стратегии кино.

References

  • Anri, M. (2014). Neintentsional’naya fenomenologiya: zadacha fenomenologii budushchego [Nonintentional Phenomenology: Task for Phenomenology of the Future]. In Sholokhova, S. A., & Yampol’skaya, A.V (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (151-204). Moscow: Academic Project. (in Russian).
  • Aronson, O. (2000). Struktury ozhidaniya (po povodu sovremennogo frantsuzskogo kino) [Expectations Structures (About Modern French Cinema)]. Kinovedcheskie zapiski [Cinema Expert Notes], 46. Retrieved from http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/577/. (in Russian).
  • Bazen, A. (1972). Chto takoe kino? [What is the Cinema?]. Moscow: Iskusstvo. (in Russian).
  • Chaglayan, O. E. (2014). Screening Boredom: the History and Aesthetics of Slow Cinema. Retrieved from https://kar.kent.ac.uk/43155/
  • Khaidegger, M. (1993). Vopros o tekhnike [The Question Concerning Technology]. In Khaidegger, M. Vremya i bytie [Time and Being]. Moscow: Respublika. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1998). Prolegomeny k istorii ponyatiya vremeni [History of the Concept of Time: Prolegomena]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2009). Parmenid [Parmenides]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2013). Osnovnye ponyatiya metafiziki [The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
  • Kozhev, A. (2013). Vvedenie v chtenie Gegelya [Introduction to the Reading of Hegel]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Krakauer, Z. (1974). Priroda fil’ma. Reabilitatsiya fizicheskoi real’nosti [The Nature of the Film. Rehabilitation of Physical Reality]. Moscow: Iskusstvo. (in Russian).
  • Kurtov, M. (2012). Mezhdu skukoi i grezoi: analitika kinoopyta [Between Boredom and Dreams: Cinema Experience Analysis]. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society. (in Russian).
  • Laku-Labart, F. (2009). Problematika vozvyshennogo [Problematics of Sublime]. NLO [New Literary Review], 95. Retrieved from http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6-pr.html. (in Russian).
  • Levinas, E. (1998). Vremya i drugoi [Time and Other]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
  • Richmond, S. C. (2015). Vulgar Boredom, or What Andy Warhol Can Teach Us about Candy Crush. Retrieved from http://www.academia.edu/11950180/Vulgar_Boredom_or_What_Andy_Warhol_Can_Teach_Us_about_Candy_Crush.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2163


ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЯ DASEIN-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ШИЗОАФФЕКТИВНОГО РАССТРОЙСТВА

Название на языке публикации: FALLDARSTELLUNG ÜBER EINE DASEINSANALYTISCHE BEHANDLUNG EINER SCHIZO-AFFEKTIV ERKRANKTEN
Автор: Роланд Штробл
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  200-225
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-200-225 PDF (Загрузок: 3194)

Аннотация
В этом исследовании я хочу показать прогресс, произошедший в ходе проведения Dasein-анализа с женщиной, долгое время страдающей от шизоаффективного расстройства. После трех попыток начать и продолжить терапию и одиннадцати случаев попадания в различные стационарные психиатрические клиники кажется, что феноменологический подход, основанный на Dasein-анализе, помог ей продолжить лечение, и со временем она оказалась способна найти более удачный путь для достижения той цели, которая наиболее актуальна для нее до сего дня – вернуться к жизни, но уже без пребывания в психиатрических клиниках. Прежде всего, я попытаюсь дать обзор истории моей пациентки, включая мое первое с ней знакомство: сначала в службе общественной помощи для психиатрических пациентов в 2001 г., а затем, вскоре после этого, когда она начала получать Dasein-аналитическую помощь, и в моей частной практике. Она прекращала терапию, поскольку была неспособна справиться со сложными чувствами, которые возникли у нее по отношеню ко мне, своему аналитику. Я не мог ответить ей на ее ожидания. Это был первый разрыв в наших терапевтических отношениях, второй случился двумя годами позднее, когда она вернулась к терапии. Моей ошибкой в качестве ее терапевта было то, что я вмешивался в ее жизнь так, как это делал ее отец. В течение одной из тех сессий она говорила мне, что именно это спровоцировало второй разрыв. Сейчас же, начиная с 2013 г., наши отношения, как кажется, являются достаточно крепкими, чтобы продолжаться и приближать ее к ее главной цели. Центральный вопрос в моем исследовании этого случая как примера из Dasein-аналитической практики состоит в следующем: возможно ли для терапевта найти правильный баланс в его (ее) подходе между сдержанностью, благодаря которой пациенты могут найти достаточно пространства для свободных маневров, и естественными возможностями любых отношений, которые делают живыми людей и их взаимоотношения?

Ключевые слова
Шизоаффективное расстройство, Dasein-аналитизатор, разомкнутость, феноменологический метод, психиатрия, галлюцинация, брошенность, эк-зистенция.

References

  • Heidegger, M. (2014). Gelassenheit. Freiburg/München: Alber.
  • Helting, H. (1999). Einführung in die philosophischen Dimensionen der psychotherapeutischen Daseinsanalyse. Aachen: Shaker.
  • Hesse, H. (2016). Jedem Anfang wohnt ein Zauber inne. Lebensstufen. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Steindl-Rast, D. (2015). Fülle und Nichts. Von Innen her zum Leben erwachen. Freiburg: Kreuz.
  • Strobl, R. (2015 a). Orte des Glücks – Unterwegs zum eigenen Horizont. Unveröffentlichter Vortrag.
  • Strobl, R. (2015 b). There’s no Healing Without Love. Unveröffentlichter Vortrag.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1689


БЫТЬ ЖИВЫМ. DASEIN-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Название на языке публикации: AM LEBEN SEIN. DASEINSANALYTISCHE ZUGÄNGE ZUR KINDER-UND JUGENDLICHENPSYCHOTHERAPIE
Автор: Шарлоттa Шпитцер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  175–199
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-175–199 PDF (Загрузок: 3060)

Аннотация
“Быть живой”. Моя шестнадцатилетняя клиентка использовала это выражение для того, чтобы описать ее желание и представление о возможности того, что произойдет после окончания терапевтического процесса. Это прекрасное, чистое и, вместе с тем, универсальное выражение. Детский возраст и юность – особые периоды в жизни всех нас. Мы никогда в жизни больше не испытываем такого развития наших экзистенциальных возможностей. Его интенсивность, темп и величина – невероятные. Поэтому риски также крайне велики. В этом процессе мы в высшей степени чувствительны, ранимы и так тяжело переносим любое разочарование. Каждая – даже короткая – потеря любви, может иметь глубокое и опустошительное воздействие на наши возможности быть открытыми миру и быть свободными в жизни нашего собственного Dasein, равно как и жить, исходя из нашей подлинной основы. В этот особый период жизни мы полностью и в высшей степени не защищены, и не можем найти того, что нам нужно, чтобы пройти наш собственный, уникальный путь, если мы не способны адекватно отвечать на то, что нам преподносит жизнь. Таким образом у нас появляются психологические расстройства. В моей статье я хотела бы осветить человеческую экзистенцию этого специфического периода жизни с Dasein-аналитической, феноменологической точки зрения. Это предполагает развитие личности, открытость уникальным индивидуальным возможностям бытия в мире, открытости миру, бытия по-настоящему живым. Здесь также обсуждается термин “развитие” в его феноменологическом понимании, он описывается как феномен становления все более и более открытым миру благодаря уникальным индивидуальным возможностям. Более того, здесь обозначены некоторые экзистенциалы и то, как они открываются навстречу миру в их неповторимом модусе в разные периоды детства и юности. Наконец, здесь описывается терапевтическая уникальность Dasein-аналитической установки с точки зрения юношеской психотерапии.

Ключевые слова
Dasein-анализ, феноменология, детская и юношеская психотерапия, личностное развитие, жизненность, бытие-в-мире, открытость, экзистенциалы, терапевтическое отношение.

References

  • Bangerl, W. (2015). Entwicklungspsychologie. Skriptum für das Psychotherapeutische Propädeutikum am ÖAGG Wien. Unveröffentlicht.
  • Boss, M. (1962). Lebensangst, Schuldgefühle und psychotherapeutische Befreiung. Bern: Hans Huber.
  • Boss, M. (1971). Grundriss von Medizin und Psychologie. Bern: Hans Huber.
  • Condrau, G. (1975). Medizinische Psychologie. München: Kindler.
  • Erikson, E. H. (1999). Kindheit und Gesellschaft. Stuttgart: Klett Cotta.
  • Gadamer, H.-G. (1990). Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck).
  • Gamper, V. (1984). Entwicklung und Erziehung aus daseinsanalytischer Sicht. Daseinsanalyse, 1 (3), 163-188.
  • Hänssler, B. (2015). Vermessene Kindheit. Retrieved from http://www.sueddeutsche.de/gesundheit/normalitaet-vermessene-kindheit-1.2570390.
  • Heidegger, M. (1976). Über den Humanismus (Wegmarken) (GA 9). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1985). Unterwegs zur Sprache (GA 12). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer.
  • Heidegger, M. (2000). Die Frage nach der Technik (Vorträge und Aufsätze) (GA 7). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Helting, H. (1999). Einführung in die philosophischen Dimensionen der psychotherapeutischen Daseinsanalyse. Aachen: Shaker.
  • Herrmann, F. W. von (1985). Kunst und Technik. Heidegger Studies, 1, 25-62.
  • Holzhey-Kunz, A. (1997). In die Welt hinaus. Daseinsanalyse, 14, 5–15.
  • Hölderlin, F. (1956). Sämtliche Werke. Berlin: Tempel.
  • Kafka, F. (1999). Brief an den Vater. Frankfurt a. Main: Fischer TB.
  • Reck, H. (1985a). Spiel und spielerische Elemente in der Psychotherapie. Daseinsanalyse, 2 (1), 51–78.
  • Reck, H. (1985b). Frühe Trauer und Depression. Daseinsanalyse, 2 (1), 120–142.
  • Reck, H. (1990). Zur Phänomenologie des Kindes. Ein literarischer Beitrag. Daseinsanalyse, 7, 233–254.
  • Reck, H. (1993). Versäumtes Recht, überhörtes Gewissen, Angst und depressive Verstimmung des Menschen an der Schwelle zum Erwachsensein. Daseinsanalyse, 10, 162–179.
  • Reck, H. (1997). Hat die im Denken Martin Heideggers begründete Daseinsanalyse in der Kinderpsychotherapie zur Zeit etwas zu sagen? Daseinsanalyse, 14, 17–23.
  • Reck, J. G. (2016). Anspruch und Entsprechen von Kunst, Gemüt und Religion. Besinnung aus daseinsanalytischer ärztlicher Sicht. Wien: Selbstverlag.
  • Rilke, R. M. (2006). Die Gedichte. Frankfurt a. Main – Leipzig: Insel.
  • Schiller, F. (2000). Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen. Stuttgart: Reclam.
  • Sloterdijk, P. (1988). Zur Welt kommen – Zur Sprache kommen: Frankfurter Vorlesungen. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Thurnher, R. (2009). Entwicklung und Identität in Hinblick auf den menschlichen Existenzvollzug. Daseinsanalyse, 25, 104–121.