Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2710


РАЗВЕДЫВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

Название на языке публикации: TRAUM-ERKUNDUNGEN
Автор: Константин Геменетзис
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  142–174
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-142–174 PDF (Загрузок: 3282)

Аннотация
Статья представляет собой попытку исследования сновидения различными способами. Ключевым местом в этом процессе становится точка, где себя предъявляет фигура Другого. Интерпретации сновидения (Зигмунд Фрейд, Медард Босс) вторгаются в инаковость сновидца – они соотносят сон с устройством бодрствования. Интерпретации сновидений есть ответы на разные “Почему” и “Как” сновидения. Они становятся теми объяснениями, которые лишь смягчают беспокойство, вызванное непостижимым и странным миром сновидения. Несколько цитат из работ Элиаса Канетти подчеркивают уникальность сновидения и его таинственность, его необъяснимую природу. Короткий критический обзор концепции сновидений Медарда Босса позволяет понять сновидение как увеличительное зеркало, приближающее и заостряющее экзистенциальный характер повседневно обнаруживающих себя перед нами наших несовершенств. В психоаналитической практике (и не только в ней) мы не можем схватить сновидение прямым непосредственным образом. “Свободные ассоциации” и “свободно плавающее внимание” ведут нас к Другому непрямыми и непредсказуемыми путями. Воспоминание и забывание сновидения – это совсем иной опыт в отличие от воспоминания и забывания вещи. Вопрос “Что есть сновидение” – это ловушка, поскольку требует ответа вроде “Сновидение – это…”. Но сновидение не есть “что- то”. В своем размышлении мы пытаемся разведывать сновидение, руководствуясь словами из Одиссеи – “Мчались они мимо струй океанских, скалы левкадийской / Мимо ворот Гелиоса и мимо страны сновидений / Вскоре рой их достиг асфодельного луга, который /Душам – призракам смертных уставших – обителью служит”. В завершение мы проводим короткое обсуждение известного сна Чжуан-Цзы (“Сон о бабочке”), обращаясь при этом к рисунку Кацусика Хокусай “Китайский философ Соси, созерцающий бабочку”.

Ключевые слова
Сновидения, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти, Медард Босс, сон бабочки, Самюэль Беккет, Хокусай.

References

  • Angelus Silesius, (1949). Cherubinischer Wandersmann. In H.L. Held (Ed.), Sämtliche poetische Werke. München: Hilfsstelle.
  • Aristotelis, (1832). Opera Omnia. Volumes 6-7. Leipzig: Tauchnitz.
  • Beckett, S. (1986). All that Fall. The Complete Dramatic Works. London: Faber and Faber.
  • Boss, M. (1976). Indienfahrt eines Psychiaters. Bern: Huber.
  • Byung-Chul, H. (2002). Philosophie des Zen-Buddhismus. Stuttgart: Reclam.
  • Canetti, E. (1973). Die Provinz des Menschen. Aufzeichnungen 1942-1972. München: Hauser.
  • Dschuang, D. (1969). Das wahre Buch vom südlichen Blütenland. Düsseldorf: Eugen Friedrichs.
  • Freud, S. (1998a). Die Traumdeutung (GW II/ΙΙΙ). Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Freud, S. (1998b). Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (GW XI). Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Freud, S. (1998c). Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (GW XV). Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Freud, S. (1982). Schriften zur Behandlungstechnik. Frankfurt a. Main: Fischer.
  • Georgiades, T. (1985). Nennen und Erklingen: Die Zeit als Logos. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983). Aus der Erfahrung des Denkens (GA 13). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1986). Seminare (GA 15). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Seferis, G. (1974). Dokimes. Athena: Ikaros.
  • Wittgenstein, L. (1994). Vermischte Bemerkungen. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2731


“NICHTS DER WELT”: ОТ СТРАХА К ДОВЕРИЮ

Название на языке публикации: LE “NICHTS DER WELT”: DE L’ANGOISSE ET LA CONFIANCE
Автор: Адо Гюйгенс
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  122–141
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-122–141 PDF (Загрузок: 3027)

Аннотация
Автор анализирует граничную ситуацию, в которой он оказался во время путешествия по Египту. Он описывает свой субъективный опыт как паническую атаку, ассоциируя ее с тем, что Хайдеггер называет Grundstimmung. Будучи дазайн-аналитиком, автор решил не бежать от этого пугающего внутреннего опыта, но напротив, детально описать свои чувства, эмоции, ощущение чуждости и потерянности, параллельно перечитывая страницы Бытия и времени. Согласно автору, он сумел испытать во плоти, а не только чисто теоретически, то, что Хайдеггер вкладывает в одно из своих основных понятий, – понятие Angst. Это понятие передает пугающее переживание бессмысленности существования, лишенности дома. Благодаря хайдеггеровскому дазайн-анализу, автор сумел пережить на собственном опыте то, как человек позволяет быть вещам, то, как через Angst он сталкивается с собственной конечностью, и то, как Дазайн оказывается перед лицом “ничто”. Автор задается вопросом, может ли ощущение непривычности и потерянности быть источником “просвета” и вести нас к опыту подлинности? Шаг за шагом Angst ставит перед человеком вопрос о доверии. Что означает доверять миру и самому себе? Настоящая статья сочетает в себе теорию и Erlebnis, и хайдеггеровская герменевтика проливает свет на живой опыт, а тот, в свою очередь, воплощает в себе хайдеггеровскую герменевтику. Таким образом, статья соединяет онтическое путешествие по Египту и онтологическое путешествие, в котором развертывается бытие Дазайн.

Ключевые слова
Angst-страх, лишенность дома, ничто, непривычность, конечность, бессмысленность, доверие, открытость, Gelassenheit-отрешенность, просвет.

References

  • Amphoux, P. (Ed.). (1996). Le Sens du Lieu: Topos, Logos, Aisthèsis. Conference publication. Bruxelles: Ousia.
  • Chretien, J.-L. (1992). L’appel et la réponse. Paris: Éditions de minuit.
  • Cabestan, P., & Dastur, F. (2011). Daseinsanalyse. Paris: Vrin.
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer.
  • Heidegger, M. (2005). Être et Temps. Paris: Authentica.
  • Holzhey-Kunz, A. (n.d.). Daseinsanalyse (traduction française en cours par Laurence Defago). Non encore publié.
  • Husserl, E. (1964). Leçons pour une phénoménologie intime du temps. Paris: PUF.
  • Huygens, A. (2008). Penser l’existence, exister la pensée: De l’humanitude, de l’amour, au jour de la phénoménologie clinique. Paris: Encre Marine.
  • Jonckheere, P. (2009). Psychiatrie phénoménologique. Le cercle herméneutique. Paris: Vrin.
  • Maldiney, H. (1991). Penser l’homme et la folie. À la lumière de l’analyse existentielle et de l’analyse du destin. Grenoble: Jerome Millon.
  • Sallignon, B. (1994). Le seuil, un chiasme intime-dehors. In: Le sens du Lieu. Bruxelles: Ousia.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3453


ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ?

Название на языке публикации: ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ?
Автор: Алексей Лызлов
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  109-121
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-109-121 PDF (Загрузок: 3367)

Аннотация
Одной из важнейших задач дазайн-аналитической работы является помощь человеку в том, чтобы он научился быть самим собой. Вопрос о том, как возможно найти себя, обрести “самое своё умение быть” – один из основных вопросов в Бытии и времени М. Хайдеггера. Однако Хайдеггер работает здесь не на пустом месте. До него этот вопрос ставится С. Кьеркегором – автором, которому М. Хайдеггер обязан очень многим, вплоть до понятия Dasein, прототипом которого служит кьеркегоровское Tilværelse. В данной статье мы рассматриваем то, как понимает С. Кьеркегор, что значит быть самим собой, раскрывая понимание С. Кьеркегором человека как Selv (слово, которое трудно переводимо на русский, в силу чего в статье мы оставляем его без перевода, аргументируя в пользу этого). Понимая в согласии с С. Кьеркегором Selv как “позитивное третье” в том синтезе противоположностей, каковым является человек, мы прослеживаем, как фиксация на одном из членов синтеза в ущерб другому ведёт к уходу от бытия самим собой. При этом рассматриваются такие пары противоположностей, как конечное и бесконечное, временное и вечное. Говоря далее об укоренённости принадлежащего самосознанию самоотношения в отношении к самому себе, осуществляемом в поступании, мы описываем три способа отказа от бытия самим собой (три способа отчаяния), раскрываемых С. Кьеркегором с точки зрения самосознания. Наконец, мы показываем, что, согласно Кьеркегору, не существует последовательного перехода от состояния отчуждённости от подлинного бытия самим собой, – состояния, которое является исходным для каждого человека, – к настоящему бытию собой; что переход от одного к другому предполагает, по выражению С. Кьеркегора, “прыжок”, связанный с обретением веры. Такой “прыжок” ведёт одновременно к изменению отношения к другому. Статья завершается проблематизацией того, возможен ли такой “прыжок”, и если да, то как, в психотерапии.

Ключевые слова
Дух, Selv, конечное, бесконечное, возможное, необходимое, фантазия, негативное, позитивное, вера, прыжок.

References

  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Mocow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Huntington, P.J. (1995). Heidegger’s Reading of Kierkegaard Revisited: From Ontological Abstraction to Ethical Concretion. In M.J. Matuštik, & M. Westphal (Eds.), Kierkegaard in Post/Modernity (43-65). Bloomington: Indiana University Press.
  • Kant, I. (1994). Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View]. In Kant I. Sobranie sochinenii v vos’mi tomakh. Tom 8 [Collected Works in 8 Volumes. Vol. 8] (137-376). Moscow: Choro. (in Russian).
  • K’erkegor, S. (2010). Bolezn’ k smerti [Sickness Unto Death]. In K’erkegor, S. Strakh i trepet [Fear and Trembling] (287-404). Moscow: The Cultural Revolution. (in Russian).
  • K’erkegor, S. (2016). Devyat’ besed 1843 goda [Nine Discourses, 1843]. Moscow. (in Russian).
  • Kierkegaard, S. (1847). Kjerlighedens Gjerninger. Retrived from http://sks.dk/SD/txt.xml.
  • Kierkegaard, S. (1849). Sygdom til Døden. Retrived from http://sks.dk/KG/txt.xml.
  • McCarthy, V. (2011). Martin Heidegger: Kierkegaard’s Influence Hidden and in Full View. In J. Stewart (Ed.), Kierkegaard and Existentialism. Kierkegaard Research: Sources, Reception and Resources (Vol. 9) (95-126). Burlington: Ashgate.
  • Mynster, J.P. (1830). Grundrids af den almindelige Psychologie. Kjøbenhavn: Gyldendal.
  • Rosenkranz, K. (1837). Psychologie oder die Wissenschaft vom subjectiven Geist. Königsberg: Gebrüder Bornträger.
  • Sibbern, F.C. (1828). Menneskets aandelige Natur og Væsen: et Udkast til en Psychologie. Kjøbenhavn: Fabritius de Tengnagel.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3255


“ФИЛОСОФ ПОНЕВОЛЕ” ИЛИ СТРАДАНИЕ ИЗ-ЗА СОБСТВЕННОГО БЫТИЯ.
ПСИХОАНАЛИЗ В ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Название на языке публикации: “ФИЛОСОФ ПОНЕВОЛЕ” ИЛИ СТРАДАНИЕ ИЗ-ЗА СОБСТВЕННОГО БЫТИЯ.
ПСИХОАНАЛИЗ В ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Автор: Ирина Глухова
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  89-108
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-89-108 PDF (Загрузок: 4492)

Аннотация
Цель статьи – дать представление о современном Dasein-анализе в том виде, в каком он разработан доктором философии Алисой Хольцхей – швейцарским дазайн-аналитиком и психоаналитиком, председателем Швейцарского общества Dasein-анализа и герменевтической антропологии, ученицей Медарда Босса. Одной из главных особенностей подхода Хольцхей, отличающей его от других школ Dasein-анализа – в том числе от подходов Людвига Бинсвангера и Медарда Босса – является возвращение к психоанализу Фрейда и его новое прочтение как – по сути своей – герменевтической установки, усилия которой были направлены на прояснение смысла кажущихся бессмысленными симптомов. Обращаясь к философии раннего Хайдеггера, главным образом, к его Бытию и времени, Хольцхей творчески сопоставляет его философскую антропологию с идеей Фрейда о наличии в душевном страдании скрытого – бессознательного – смысла. Опираясь на предложенные Фрейдом три правила аналитической работы – правило свободных ассоциаций, правило расфокусированного слушания и правило абстиненции – Хольцхей радикально пересматривает смысловую основу аналитических интерпретаций. Там, где классический фрейдовский психоаналитик усматривает сбои психосексуального развития, Хольцхей говорит об особой чуткости (Hellhörigkeit) к “онтологическим включениям” в онтические повседневные события. Там, где речь шла о душевной болезни, которая определялась как патологическое отклонение от некоторой здоровой “нормы”, Алиса Хольцхей увидела “философов поневоле” – людей, страдающих из-за того, что они наделены даром особой чуткости к экзистенциальным данностям собственного бытия. Возможность использования такого способа рассмотрения проблем пациентов в психотерапии и психологическом консультировании – причем самых разных направлений и школ – делает подход Хольцхей практически применимым в самых разных терапевтических направлениях и для различной проблематики. Основой для статьи послужили личные встречи и беседы, участие в семинарах Алисы Хольцхей, а также работа над переводом ее книги.

Ключевые слова
Dasein, Dasein-анализ, психоанализ, психотерапия, душевная болезнь, онтологические включения, особая чуткость, собственное бытие.

References

  • Angel, E., Ellenberger, H. F., May, R. (Eds.). (1958). Existence. New York: A Jason Aronson Book.
  • Binswanger, L. (1994). Über die daseinsanalytische Forschungsrichtung in der Psychiatrie. Ausgewählte Werke, Band 3. Heidelberg: Roland Asanger.
  • Binswanger, L. (2001). Ekzistentsial’no-analiticheskaya shkola mysli v psikhiatrii [Existentialanalytical school of thought]. In R. May (Ed.), Ekzistentsial’naya psikhologiya [Existential Psychology]. Мoscow: Eksmo-Press. (in Russian).
  • Boss, М. (1994). Vliyanie Martina Khaideggera na vozniknovenie al’ternativnoi psikhiatrii [Martin Heidegger’s Influence on the Development of the Alternative Psychiatry]. Logos, 5, 88–100. (in Russian).
  • Boss, M. (1999). Grundriss der Medizin und Psychologie – Ansätze zu einer phänomenologischen Physiologie, Psychologie, Pathologie und Therapie und zu einer daseinsgemässen Präventiv-Medizin. Bern: Hans Huber.
  • Deurzen, E. van. (1997). Everyday Mysteries: Existential Dimensions of Psychotherapy. London: Routledge.
  • Deurzen, E. van. (2008). Ekzistentsyalizm i ekzistentsyal’naya psikhoterapiya [Existentialism and Existential Psychotherapy]. EXISTENTIA: psikhologiya i psikhoterapiya [EXISTENTIA: Psychology and Psychotherapy], 1, 52-61. (in Russian).
  • Holl, К., & Lindsey, G. (1997). Teorii lichnosti [Person Theories]. Мoscow: KSP+. (in Russian).
  • Holzhey-Kunz, А. (2012). Konspekt seminara [Seminar Workbook]. EXISTENTIA: psikhologiya i psikhoterapiya [EXISTENTIA: Psychology and Psychotherapy], 5, 22-61. (in Russian).
  • Holzhey-Kunz, А. (2016). Stradanie iz-za sobstvennogo bytiya. Dazain-analiz i zadacha germenevtiki psikhopatologicheskikh fenomenov [Suffering from Our Own Being. Daseinsanalysis and the Task of a Hermeneutics of Psychopathological Phenomena]. Vilnius: Logvinov. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1993). Chto takoe metafizika? [What is Metaphysics?]. In Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya [Time and Being]. Мoscow: Respublika. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1998). Bytie i vremya [Being and Time]. Мoscow: Ad Magnem. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2012). Tsollikonovskie seminary [Zollikon Seminars]. Vilnius: EHU. (in Russian).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3301


ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ

Название на языке публикации: ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ
Автор: Татьяна Щитцова
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  74-88
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-74-88 PDF (Загрузок: 4416)

Аннотация
Статья посвящена критическому обсуждению дазайн-аналитической концепции швейцарского психотерапевта Алисы Хольцхей-Кунц. Автор сосредоточивается на выявлении внутренней противоречивости подхода Хольцхей-Кунц и одновременно – на демонстрации продуктивного (эвристического) характера этой противоречивости. Основной тезис статьи состоит в том, что ключевая концептуальная новация швейцарской учёной (обоснование возникновения психических нарушений онтико-онтологическим характером понимания) позволяет проблематизировать принципиальную теоретическую рамку её версии дазайн-анализа, а именно – хайдеггеровское положение об онтико-онтологическом различии. Такого рода проблематизация происходит в силу выявления в опыте пациента фундаментальной конфликтности между онтическим и онтологическим измерениями, а точнее – между открытостью онтологическим истинам о самом себе и погруженностью в онтическое измерение повседневной жизни. Решающей заслугой Хольцхей-Кунц автор считает выявление экзистенциалов (экзистенциальных априори) в качестве реального опыта психотерапевтических пациентов. Швейцарская учёная называет такого рода посюсторонний онтологический опыт чуткостью (Hellhörigkeit) и трактует её как эмпирическую почву для вызревания различных форм душеного страдания. Автор утверждает, что феномен чуткости не может быть однозначно отнесен ни к онтологическому, ни к онтическому измерению и как таковой ставит под вопрос теоретическую ясность онтико-онтологического различия в хайдеггеровской экзистенциальной аналитике Dasein. В опыте чуткости решающее обстоятельство, противоречащее логике хайдеггеровской концепции, состоит в том, что открытие онтологической истины происходит не в силу собственного акта Dasein. Чуткость предполагает аффицируемость, пассивную задетость, уязвимость в отношении к тому, чему оказываешься выставлен против собственной воли. В системе координат Бытия и времени чуткость выступает поэтому как “онтопатология” – несоответствующее бытийное устройство – и самим этим несоответствием открывает место вопросу об иной онтологии человеческого существования. Автор приходит к выводу, что психотерапевтическая интерпретация принципа онтико-онтологического различия у Хольцхей-Кунц обнаруживает необходимость критического переосмысления того, в какой мере предполагаемая этим принципом теоретическая рамка валидна и перспективна (продуктивна) в плане философского обоснования психотерапии.

Ключевые слова
Oнтико-онтологическое различие, волюнтативно-активистская трактовка Dasein, брошенность, ужас, душевное страдание, чуткость.

References

  • Borisov, Е. (1998). Fenomenologicheskii metod M. Khaideggera [Phenomenological Method of M. Heidegger]. In Khaidegger, М. Prolegomeni k istorii ponyatiya vremeni [Prolegomena to the History of the Concept of Time] (345-375). Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Binswanger, L. (1942). Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins. Zürich: Max Niehans. Boss, M. (1971). Grundriß der Medizin. Bern: H. Huber.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad marginem. (in Russian).
  • Khol’tskhei-Kunts, A. (2016). Stradanie iz-za sobstvennogo bytiya: Dazain-analiz i zadacha germenevtiki psikhopatologicheskikh fenomenov [Suffering from Our Own Being: Daseinsanalysis and the Task of a Hermeneutics of Psychopathological Phenomena]. Vilnius: Logvinov. (in Russian).
  • Levinas, E. (1998). Vremya i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Time and the Other. Humanism of the Other]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
  • Shchittsova, T. (2006). Memento nasci. Soobshchestvo i generativnyi opyt [Community and Generativity]. Vilnius: EHU. (in Russian).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2167


МАРТИН ХАЙДЕГГЕР В ЦОЛЛИКОНЕ: ВОЙНА МИРОВ?

Название на языке публикации: МАРТИН ХАЙДЕГГЕР В ЦОЛЛИКОНЕ: ВОЙНА МИРОВ?
Автор: Томас Содейка
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №2 (2016),  46-73
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-46-73 PDF (Загрузок: 3545)

Аннотация
Обычно считают, что семинары, которые Мартин Хайдеггер проводил для швейцарских психотерапевтов в Цолликоне, явились его попыткой сделать свою философию полезной. По мнению Медарда Босса, “философские прозрения” Хайдеггера могут приносить пользу постольку, поскольку они могут служить в качестве теоретического фундамента для психотерапетической практики. Но для самого Хайдеггера такая трактовка его философии вряд ли могла быть приемлемой. Одной из характерных черт хайдеггеровского мышления является стремление вернуться к изначальной “феории”, т.е. вернуться к такой форме мышления, которая представляет собой познание как самоцель. Поэтому, отношение между хайдеггеровским мышлением и дазайн-анализом Босса можно рассматривать как своего рода “войну миров” между психотерапией, стремящейся превратить философию в средство повышения эффективности практики, и философией, стремящейся сохранить за собой статус “феории”. Но эту “войну” можно обнаружить и в другом измерении. “Войну” можно понимать как “полемос”, о котором говорится в 53-ем фрагменте Гераклита, т.е. как некоторое трагическое действо, через которое свершается открытость сущего. В статье это действо рассматривается через призму противостояния двух модусов настроенности, которые Хайдеггер называет “решимостью” и “отрешенностью”. Эти модусы можно представить себе как два эмоциональных пространства, противоборство которых в частности можно опознать в том, что сам Хайдеггер испытал на себе, когда в 1946 году проходил лечение у психотерапевта Виктора фон Гебзаттеля. В противоборстве “решимости” и “отрешенности” свершается открытость бытия. Но для того, чтобы приобщиться этой открытости, необходимо услышать звучащий в ней призыв и принять вызов. Такой вызов Хайдеггер слышит в первую очередь в языке поэзии. Близость поэзии и философии он воспринимает как опасность. Но это целительная опасность, ибо подвергая себя ей, мы становимся участниками той “войны миров”, в которой свершается открытость бытия. Можно предположить, что подобную целительную опасность для философии представляет и психотерапия. В таком случае, семинары в Цолликоне можно рассматривать как “войну миров”, вступая в которую, Хайдеггер надеялся приобщиться открытости бытия.

Ключевые слова
Босс, война, дазайн-анализ, открытость бытия, практика, психотерапия, теория, Хайдеггер.

References

  • Aristotel’, (1978). Sochineniya v 4-kh tomakh. T.2. [The Works in 4 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Aristotel’, (1983). Sochineniya v 4-kh tomakh. T.4. [The Works in 4 vol. Vol. 4]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Bekon, F. (1972). Sochineniya v 2-kh tomakh. T.2. [The Works in 2 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Boss, M. (1994). Vliyanie Martina Khaideggera na vozniknovenie al’ternativnoy psikhiatrii [Influence of Martin Heidegger on the Emergence of Alternative Psychiatry]. Logos, 5, 88-100. (in Russian).
  • Dil’tey, V. (2000). Sobranie sochineniy v 6-ti tomakh. T.1. [Collected Works in 6 vol. Vol.1.]. Moscow: House of Intellectual Books. (in Russian).
  • Gegel’, G.V.F. (1970). Nauka logiki. V 3-kh tomakh. T. 1. [Science of Logics. In 3 vol. Vol. 1]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1999). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii. T.1. [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Vol. 1]. Moscow: DIK. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2006). Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian Meditations]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Holzhey-Kunz, A. (2013). Die Zollikoner Seminare von Martin Heidegger und Medard Boss 1959-1969. Forumsvortrag vom 7. Februar 2013. Bulletin von GAD und DaS (Gesellschaft für hermeneutische Anthropologie und Daseinsanalyse. Daseinsanalytisches Seminar), 2, 16-36.
  • Kamyu, A. (1998). Sochineniya v 5-ti tomakh. T.5. Zapisnye knizhki [Works in 5 vol. Vol.5. Notebooks]. Kharkov: Folio. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1991). Razgovor na proselochnoy doroge [Conversation on a Country Path]. Moscow: High School. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1993). Vremya i bytie: stat’i i vystupleniya [Time and Being: Articles and Speeches]. Moscow: Republic. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1997a). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1997b). Vvedenie v metafiziku [Introduction to Metaphysics]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2001). Osnovnye problemy fenomenologii [Basic Problems of Phenomenology]. St.Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2006). Nitsshe. T.1. [Nietzsche. Vol.1]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2012). Tsollikonovskie seminary [Zollikon Seminars]. Vilnius: EGU. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2013). Osnovnye ponyatiya metafiziki. Mir – Konechnost’ – Odinochestvo [Basic Concepts of Metaphysics. World, Finitude, Solitude]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
  • Khaidegger, M., & Yaspers, K. (2001). Perepiska 1920-1963 [Correspondence 1920-1963]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Lebedev, A.V. (1989). Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov (Chast’ I). Ot epicheskikh teokosmogoniy do vozniknoveniya atomistiki [Fragments of Early Greek Philosophers (Part I). From Epic Theocosmologies to Raise of Atomism]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Liotar, Zh.-F. (1998). Sostoyanie postmoderna [Postmodern Condition]. St. Petersburg: Aleteya. (in Russian).
  • Makovel’skiy, A. O. (1999). Dosokratiki. Chasti I i II. Doeleatovskiy i eleatovskiy periody [Presocratics. Parts I and II. Preeleatic and Eleatic periods]. Minsk: Kharvest. (in Russian).
  • Pushkin, A. S. (1960). Sobranie sochineniy. T. 4. [Collected Works. Vol. 4]. Moscow: SPHF. (in Russian).
  • Safranski, R. (2002). Khaidegger. Germanskiy master i ego vremya [Heidegger. German Master and His Time]. Moscow: Young Guard. (in Russian).
  • Sloterdijk, P. (2005). Against Gravity. Bettina Funcke Talks with Peter Sloterdijk. Bookforum, Feb/Mar 2005. Retrieved from http://www.bookforum.com/archive/feb_05/funcke.html
  • Uells, G. (1983). Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Moscow: Finance and Statistics. (in Russian).