- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2710
РАЗВЕДЫВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ
Название на языке публикации: | TRAUM-ERKUNDUNGEN |
Автор: | Константин Геменетзис |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  142–174 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-142–174 | PDF (Загрузок: 3282) |
Аннотация
Статья представляет собой попытку исследования сновидения различными способами.
Ключевым местом в этом процессе становится точка, где себя предъявляет фигура Другого.
Интерпретации сновидения (Зигмунд Фрейд, Медард Босс) вторгаются в инаковость
сновидца – они соотносят сон с устройством бодрствования. Интерпретации сновидений
есть ответы на разные “Почему” и “Как” сновидения. Они становятся теми объяснениями,
которые лишь смягчают беспокойство, вызванное непостижимым и странным миром
сновидения. Несколько цитат из работ Элиаса Канетти подчеркивают уникальность
сновидения и его таинственность, его необъяснимую природу. Короткий критический обзор
концепции сновидений Медарда Босса позволяет понять сновидение как увеличительное
зеркало, приближающее и заостряющее экзистенциальный характер повседневно
обнаруживающих себя перед нами наших несовершенств. В психоаналитической практике
(и не только в ней) мы не можем схватить сновидение прямым непосредственным образом.
“Свободные ассоциации” и “свободно плавающее внимание” ведут нас к Другому непрямыми
и непредсказуемыми путями. Воспоминание и забывание сновидения – это совсем иной
опыт в отличие от воспоминания и забывания вещи. Вопрос “Что есть сновидение” – это
ловушка, поскольку требует ответа вроде “Сновидение – это…”. Но сновидение не есть “что-
то”. В своем размышлении мы пытаемся разведывать сновидение, руководствуясь словами из
Одиссеи – “Мчались они мимо струй океанских, скалы левкадийской / Мимо ворот Гелиоса
и мимо страны сновидений / Вскоре рой их достиг асфодельного луга, который /Душам –
призракам смертных уставших – обителью служит”. В завершение мы проводим короткое
обсуждение известного сна Чжуан-Цзы (“Сон о бабочке”), обращаясь при этом к рисунку
Кацусика Хокусай “Китайский философ Соси, созерцающий бабочку”.
Ключевые слова
Сновидения, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти, Медард Босс, сон бабочки, Самюэль Беккет, Хокусай.
References
- Angelus Silesius, (1949). Cherubinischer Wandersmann. In H.L. Held (Ed.), Sämtliche poetische Werke. München: Hilfsstelle.
- Aristotelis, (1832). Opera Omnia. Volumes 6-7. Leipzig: Tauchnitz.
- Beckett, S. (1986). All that Fall. The Complete Dramatic Works. London: Faber and Faber.
- Boss, M. (1976). Indienfahrt eines Psychiaters. Bern: Huber.
- Byung-Chul, H. (2002). Philosophie des Zen-Buddhismus. Stuttgart: Reclam.
- Canetti, E. (1973). Die Provinz des Menschen. Aufzeichnungen 1942-1972. München: Hauser.
- Dschuang, D. (1969). Das wahre Buch vom südlichen Blütenland. Düsseldorf: Eugen Friedrichs.
- Freud, S. (1998a). Die Traumdeutung (GW II/ΙΙΙ). Frankfurt a. Main: Fischer.
- Freud, S. (1998b). Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (GW XI). Frankfurt a. Main: Fischer.
- Freud, S. (1998c). Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (GW XV). Frankfurt a. Main: Fischer.
- Freud, S. (1982). Schriften zur Behandlungstechnik. Frankfurt a. Main: Fischer.
- Georgiades, T. (1985). Nennen und Erklingen: Die Zeit als Logos. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht.
- Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1983). Aus der Erfahrung des Denkens (GA 13). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1986). Seminare (GA 15). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Seferis, G. (1974). Dokimes. Athena: Ikaros.
- Wittgenstein, L. (1994). Vermischte Bemerkungen. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2731
“NICHTS DER WELT”: ОТ СТРАХА К ДОВЕРИЮ
Название на языке публикации: | LE “NICHTS DER WELT”: DE L’ANGOISSE ET LA CONFIANCE |
Автор: | Адо Гюйгенс |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  122–141 |
Язык: | Французский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-122–141 | PDF (Загрузок: 3027) |
Аннотация
Автор анализирует граничную ситуацию, в которой он оказался во время путешествия
по Египту. Он описывает свой субъективный опыт как паническую атаку, ассоциируя ее
с тем, что Хайдеггер называет Grundstimmung. Будучи дазайн-аналитиком, автор решил не
бежать от этого пугающего внутреннего опыта, но напротив, детально описать свои чувства,
эмоции, ощущение чуждости и потерянности, параллельно перечитывая страницы Бытия
и времени. Согласно автору, он сумел испытать во плоти, а не только чисто теоретически, то,
что Хайдеггер вкладывает в одно из своих основных понятий, – понятие Angst. Это понятие
передает пугающее переживание бессмысленности существования, лишенности дома.
Благодаря хайдеггеровскому дазайн-анализу, автор сумел пережить на собственном опыте
то, как человек позволяет быть вещам, то, как через Angst он сталкивается с собственной
конечностью, и то, как Дазайн оказывается перед лицом “ничто”. Автор задается вопросом,
может ли ощущение непривычности и потерянности быть источником “просвета” и вести
нас к опыту подлинности? Шаг за шагом Angst ставит перед человеком вопрос о доверии.
Что означает доверять миру и самому себе? Настоящая статья сочетает в себе теорию
и Erlebnis, и хайдеггеровская герменевтика проливает свет на живой опыт, а тот, в свою
очередь, воплощает в себе хайдеггеровскую герменевтику. Таким образом, статья соединяет
онтическое путешествие по Египту и онтологическое путешествие, в котором развертывается
бытие Дазайн.
Ключевые слова
Angst-страх, лишенность дома, ничто, непривычность, конечность, бессмысленность, доверие, открытость, Gelassenheit-отрешенность, просвет.
References
- Amphoux, P. (Ed.). (1996). Le Sens du Lieu: Topos, Logos, Aisthèsis. Conference publication. Bruxelles: Ousia.
- Chretien, J.-L. (1992). L’appel et la réponse. Paris: Éditions de minuit.
- Cabestan, P., & Dastur, F. (2011). Daseinsanalyse. Paris: Vrin.
- Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer.
- Heidegger, M. (2005). Être et Temps. Paris: Authentica.
- Holzhey-Kunz, A. (n.d.). Daseinsanalyse (traduction française en cours par Laurence Defago). Non encore publié.
- Husserl, E. (1964). Leçons pour une phénoménologie intime du temps. Paris: PUF.
- Huygens, A. (2008). Penser l’existence, exister la pensée: De l’humanitude, de l’amour, au jour de la phénoménologie clinique. Paris: Encre Marine.
- Jonckheere, P. (2009). Psychiatrie phénoménologique. Le cercle herméneutique. Paris: Vrin.
- Maldiney, H. (1991). Penser l’homme et la folie. À la lumière de l’analyse existentielle et de l’analyse du destin. Grenoble: Jerome Millon.
- Sallignon, B. (1994). Le seuil, un chiasme intime-dehors. In: Le sens du Lieu. Bruxelles: Ousia.
- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3453
ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ?
Название на языке публикации: | ПЕРЕВОРОТ ВЕРЫ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ ПО КЬЕРКЕГОРУ? |
Автор: | Алексей Лызлов |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  109-121 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-109-121 | PDF (Загрузок: 3367) |
Аннотация
Одной из важнейших задач дазайн-аналитической работы является помощь человеку
в том, чтобы он научился быть самим собой. Вопрос о том, как возможно найти себя,
обрести “самое своё умение быть” – один из основных вопросов в Бытии и времени
М. Хайдеггера. Однако Хайдеггер работает здесь не на пустом месте. До него этот вопрос
ставится С. Кьеркегором – автором, которому М. Хайдеггер обязан очень многим, вплоть до
понятия Dasein, прототипом которого служит кьеркегоровское Tilværelse. В данной статье
мы рассматриваем то, как понимает С. Кьеркегор, что значит быть самим собой, раскрывая
понимание С. Кьеркегором человека как Selv (слово, которое трудно переводимо на русский,
в силу чего в статье мы оставляем его без перевода, аргументируя в пользу этого). Понимая в
согласии с С. Кьеркегором Selv как “позитивное третье” в том синтезе противоположностей,
каковым является человек, мы прослеживаем, как фиксация на одном из членов синтеза
в ущерб другому ведёт к уходу от бытия самим собой. При этом рассматриваются такие
пары противоположностей, как конечное и бесконечное, временное и вечное. Говоря далее
об укоренённости принадлежащего самосознанию самоотношения в отношении к самому
себе, осуществляемом в поступании, мы описываем три способа отказа от бытия самим
собой (три способа отчаяния), раскрываемых С. Кьеркегором с точки зрения самосознания.
Наконец, мы показываем, что, согласно Кьеркегору, не существует последовательного
перехода от состояния отчуждённости от подлинного бытия самим собой, – состояния,
которое является исходным для каждого человека, – к настоящему бытию собой; что переход
от одного к другому предполагает, по выражению С. Кьеркегора, “прыжок”, связанный
с обретением веры. Такой “прыжок” ведёт одновременно к изменению отношения к другому.
Статья завершается проблематизацией того, возможен ли такой “прыжок”, и если да, то как,
в психотерапии.
Ключевые слова
Дух, Selv, конечное, бесконечное, возможное, необходимое, фантазия, негативное, позитивное, вера, прыжок.
References
- Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Mocow: Ad Marginem. (in Russian).
- Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Huntington, P.J. (1995). Heidegger’s Reading of Kierkegaard Revisited: From Ontological Abstraction to Ethical Concretion. In M.J. Matuštik, & M. Westphal (Eds.), Kierkegaard in Post/Modernity (43-65). Bloomington: Indiana University Press.
- Kant, I. (1994). Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View]. In Kant I. Sobranie sochinenii v vos’mi tomakh. Tom 8 [Collected Works in 8 Volumes. Vol. 8] (137-376). Moscow: Choro. (in Russian).
- K’erkegor, S. (2010). Bolezn’ k smerti [Sickness Unto Death]. In K’erkegor, S. Strakh i trepet [Fear and Trembling] (287-404). Moscow: The Cultural Revolution. (in Russian).
- K’erkegor, S. (2016). Devyat’ besed 1843 goda [Nine Discourses, 1843]. Moscow. (in Russian).
- Kierkegaard, S. (1847). Kjerlighedens Gjerninger. Retrived from http://sks.dk/SD/txt.xml.
- Kierkegaard, S. (1849). Sygdom til Døden. Retrived from http://sks.dk/KG/txt.xml.
- McCarthy, V. (2011). Martin Heidegger: Kierkegaard’s Influence Hidden and in Full View. In J. Stewart (Ed.), Kierkegaard and Existentialism. Kierkegaard Research: Sources, Reception and Resources (Vol. 9) (95-126). Burlington: Ashgate.
- Mynster, J.P. (1830). Grundrids af den almindelige Psychologie. Kjøbenhavn: Gyldendal.
- Rosenkranz, K. (1837). Psychologie oder die Wissenschaft vom subjectiven Geist. Königsberg: Gebrüder Bornträger.
- Sibbern, F.C. (1828). Menneskets aandelige Natur og Væsen: et Udkast til en Psychologie. Kjøbenhavn: Fabritius de Tengnagel.
- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3255
“ФИЛОСОФ ПОНЕВОЛЕ” ИЛИ СТРАДАНИЕ ИЗ-ЗА СОБСТВЕННОГО БЫТИЯ.
ПСИХОАНАЛИЗ В ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Название на языке публикации: |
“ФИЛОСОФ ПОНЕВОЛЕ” ИЛИ СТРАДАНИЕ ИЗ-ЗА СОБСТВЕННОГО БЫТИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ В ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ |
Автор: | Ирина Глухова |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  89-108 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-89-108 | PDF (Загрузок: 4492) |
Аннотация
Цель статьи – дать представление о современном Dasein-анализе в том виде, в каком он
разработан доктором философии Алисой Хольцхей – швейцарским дазайн-аналитиком
и психоаналитиком, председателем Швейцарского общества Dasein-анализа и герменевтической
антропологии, ученицей Медарда Босса. Одной из главных особенностей подхода
Хольцхей, отличающей его от других школ Dasein-анализа – в том числе от подходов
Людвига Бинсвангера и Медарда Босса – является возвращение к психоанализу Фрейда
и его новое прочтение как – по сути своей – герменевтической установки, усилия которой
были направлены на прояснение смысла кажущихся бессмысленными симптомов.
Обращаясь к философии раннего Хайдеггера, главным образом, к его Бытию и времени,
Хольцхей творчески сопоставляет его философскую антропологию с идеей Фрейда о наличии
в душевном страдании скрытого – бессознательного – смысла. Опираясь на предложенные
Фрейдом три правила аналитической работы – правило свободных ассоциаций,
правило расфокусированного слушания и правило абстиненции – Хольцхей радикально
пересматривает смысловую основу аналитических интерпретаций. Там, где классический
фрейдовский психоаналитик усматривает сбои психосексуального развития, Хольцхей
говорит об особой чуткости (Hellhörigkeit) к “онтологическим включениям” в онтические
повседневные события. Там, где речь шла о душевной болезни, которая определялась как
патологическое отклонение от некоторой здоровой “нормы”, Алиса Хольцхей увидела
“философов поневоле” – людей, страдающих из-за того, что они наделены даром особой
чуткости к экзистенциальным данностям собственного бытия. Возможность использования
такого способа рассмотрения проблем пациентов в психотерапии и психологическом
консультировании – причем самых разных направлений и школ – делает подход Хольцхей
практически применимым в самых разных терапевтических направлениях и для различной
проблематики. Основой для статьи послужили личные встречи и беседы, участие в семинарах
Алисы Хольцхей, а также работа над переводом ее книги.
Ключевые слова
Dasein, Dasein-анализ, психоанализ, психотерапия, душевная болезнь, онтологические включения, особая чуткость, собственное бытие.
References
- Angel, E., Ellenberger, H. F., May, R. (Eds.). (1958). Existence. New York: A Jason Aronson Book.
- Binswanger, L. (1994). Über die daseinsanalytische Forschungsrichtung in der Psychiatrie. Ausgewählte Werke, Band 3. Heidelberg: Roland Asanger.
- Binswanger, L. (2001). Ekzistentsial’no-analiticheskaya shkola mysli v psikhiatrii [Existentialanalytical school of thought]. In R. May (Ed.), Ekzistentsial’naya psikhologiya [Existential Psychology]. Мoscow: Eksmo-Press. (in Russian).
- Boss, М. (1994). Vliyanie Martina Khaideggera na vozniknovenie al’ternativnoi psikhiatrii [Martin Heidegger’s Influence on the Development of the Alternative Psychiatry]. Logos, 5, 88–100. (in Russian).
- Boss, M. (1999). Grundriss der Medizin und Psychologie – Ansätze zu einer phänomenologischen Physiologie, Psychologie, Pathologie und Therapie und zu einer daseinsgemässen Präventiv-Medizin. Bern: Hans Huber.
- Deurzen, E. van. (1997). Everyday Mysteries: Existential Dimensions of Psychotherapy. London: Routledge.
- Deurzen, E. van. (2008). Ekzistentsyalizm i ekzistentsyal’naya psikhoterapiya [Existentialism and Existential Psychotherapy]. EXISTENTIA: psikhologiya i psikhoterapiya [EXISTENTIA: Psychology and Psychotherapy], 1, 52-61. (in Russian).
- Holl, К., & Lindsey, G. (1997). Teorii lichnosti [Person Theories]. Мoscow: KSP+. (in Russian).
- Holzhey-Kunz, А. (2012). Konspekt seminara [Seminar Workbook]. EXISTENTIA: psikhologiya i psikhoterapiya [EXISTENTIA: Psychology and Psychotherapy], 5, 22-61. (in Russian).
- Holzhey-Kunz, А. (2016). Stradanie iz-za sobstvennogo bytiya. Dazain-analiz i zadacha germenevtiki psikhopatologicheskikh fenomenov [Suffering from Our Own Being. Daseinsanalysis and the Task of a Hermeneutics of Psychopathological Phenomena]. Vilnius: Logvinov. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1993). Chto takoe metafizika? [What is Metaphysics?]. In Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya [Time and Being]. Мoscow: Respublika. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1998). Bytie i vremya [Being and Time]. Мoscow: Ad Magnem. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2012). Tsollikonovskie seminary [Zollikon Seminars]. Vilnius: EHU. (in Russian).
- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3301
ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ
Название на языке публикации: |
ПСИХОТЕРАПИЯ В РАМКАХ ОНТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО РАЗЛИЧИЯ. НЕСКОЛЬКО ПОЛЕМИЧЕСКИХ ТЕЗИСОВ К ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛИСЫ ХОЛЬЦХЕЙ-КУНЦ |
Автор: | Татьяна Щитцова |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  74-88 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-74-88 | PDF (Загрузок: 4416) |
Аннотация
Статья посвящена критическому обсуждению дазайн-аналитической концепции швейцарского
психотерапевта Алисы Хольцхей-Кунц. Автор сосредоточивается на выявлении
внутренней противоречивости подхода Хольцхей-Кунц и одновременно – на
демонстрации продуктивного (эвристического) характера этой противоречивости. Основной
тезис статьи состоит в том, что ключевая концептуальная новация швейцарской учёной
(обоснование возникновения психических нарушений онтико-онтологическим характером
понимания) позволяет проблематизировать принципиальную теоретическую рамку её
версии дазайн-анализа, а именно – хайдеггеровское положение об онтико-онтологическом
различии. Такого рода проблематизация происходит в силу выявления в опыте пациента
фундаментальной конфликтности между онтическим и онтологическим измерениями,
а точнее – между открытостью онтологическим истинам о самом себе и погруженностью
в онтическое измерение повседневной жизни. Решающей заслугой Хольцхей-Кунц автор
считает выявление экзистенциалов (экзистенциальных априори) в качестве реального опыта
психотерапевтических пациентов. Швейцарская учёная называет такого рода посюсторонний
онтологический опыт чуткостью (Hellhörigkeit) и трактует её как эмпирическую почву для
вызревания различных форм душеного страдания. Автор утверждает, что феномен чуткости
не может быть однозначно отнесен ни к онтологическому, ни к онтическому измерению
и как таковой ставит под вопрос теоретическую ясность онтико-онтологического различия
в хайдеггеровской экзистенциальной аналитике Dasein. В опыте чуткости решающее
обстоятельство, противоречащее логике хайдеггеровской концепции, состоит в том, что
открытие онтологической истины происходит не в силу собственного акта Dasein. Чуткость
предполагает аффицируемость, пассивную задетость, уязвимость в отношении к тому, чему
оказываешься выставлен против собственной воли. В системе координат Бытия и времени
чуткость выступает поэтому как “онтопатология” – несоответствующее бытийное
устройство – и самим этим несоответствием открывает место вопросу об иной онтологии
человеческого существования. Автор приходит к выводу, что психотерапевтическая
интерпретация принципа онтико-онтологического различия у Хольцхей-Кунц обнаруживает
необходимость критического переосмысления того, в какой мере предполагаемая этим
принципом теоретическая рамка валидна и перспективна (продуктивна) в плане
философского обоснования психотерапии.
Ключевые слова
Oнтико-онтологическое различие, волюнтативно-активистская трактовка Dasein, брошенность, ужас, душевное страдание, чуткость.
References
- Borisov, Е. (1998). Fenomenologicheskii metod M. Khaideggera [Phenomenological Method of M. Heidegger]. In Khaidegger, М. Prolegomeni k istorii ponyatiya vremeni [Prolegomena to the History of the Concept of Time] (345-375). Tomsk: Vodolei. (in Russian).
- Binswanger, L. (1942). Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins. Zürich: Max Niehans. Boss, M. (1971). Grundriß der Medizin. Bern: H. Huber.
- Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad marginem. (in Russian).
- Khol’tskhei-Kunts, A. (2016). Stradanie iz-za sobstvennogo bytiya: Dazain-analiz i zadacha germenevtiki psikhopatologicheskikh fenomenov [Suffering from Our Own Being: Daseinsanalysis and the Task of a Hermeneutics of Psychopathological Phenomena]. Vilnius: Logvinov. (in Russian).
- Levinas, E. (1998). Vremya i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Time and the Other. Humanism of the Other]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Shchittsova, T. (2006). Memento nasci. Soobshchestvo i generativnyi opyt [Community and Generativity]. Vilnius: EHU. (in Russian).
- 27 Декабрь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2167
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР В ЦОЛЛИКОНЕ: ВОЙНА МИРОВ?
Название на языке публикации: | МАРТИН ХАЙДЕГГЕР В ЦОЛЛИКОНЕ: ВОЙНА МИРОВ? |
Автор: | Томас Содейка |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №2 (2016),  46-73 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-2-46-73 | PDF (Загрузок: 3545) |
Аннотация
Обычно считают, что семинары, которые Мартин Хайдеггер проводил для швейцарских
психотерапевтов в Цолликоне, явились его попыткой сделать свою философию полезной.
По мнению Медарда Босса, “философские прозрения” Хайдеггера могут приносить пользу
постольку, поскольку они могут служить в качестве теоретического фундамента для
психотерапетической практики. Но для самого Хайдеггера такая трактовка его философии
вряд ли могла быть приемлемой. Одной из характерных черт хайдеггеровского мышления
является стремление вернуться к изначальной “феории”, т.е. вернуться к такой форме
мышления, которая представляет собой познание как самоцель. Поэтому, отношение
между хайдеггеровским мышлением и дазайн-анализом Босса можно рассматривать как
своего рода “войну миров” между психотерапией, стремящейся превратить философию
в средство повышения эффективности практики, и философией, стремящейся сохранить за
собой статус “феории”. Но эту “войну” можно обнаружить и в другом измерении. “Войну”
можно понимать как “полемос”, о котором говорится в 53-ем фрагменте Гераклита, т.е. как
некоторое трагическое действо, через которое свершается открытость сущего. В статье
это действо рассматривается через призму противостояния двух модусов настроенности,
которые Хайдеггер называет “решимостью” и “отрешенностью”. Эти модусы можно
представить себе как два эмоциональных пространства, противоборство которых в частности
можно опознать в том, что сам Хайдеггер испытал на себе, когда в 1946 году проходил
лечение у психотерапевта Виктора фон Гебзаттеля. В противоборстве “решимости” и “отрешенности”
свершается открытость бытия. Но для того, чтобы приобщиться этой
открытости, необходимо услышать звучащий в ней призыв и принять вызов. Такой вызов
Хайдеггер слышит в первую очередь в языке поэзии. Близость поэзии и философии он
воспринимает как опасность. Но это целительная опасность, ибо подвергая себя ей, мы
становимся участниками той “войны миров”, в которой свершается открытость бытия.
Можно предположить, что подобную целительную опасность для философии представляет
и психотерапия. В таком случае, семинары в Цолликоне можно рассматривать как “войну
миров”, вступая в которую, Хайдеггер надеялся приобщиться открытости бытия.
Ключевые слова
Босс, война, дазайн-анализ, открытость бытия, практика, психотерапия, теория, Хайдеггер.
References
- Aristotel’, (1978). Sochineniya v 4-kh tomakh. T.2. [The Works in 4 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
- Aristotel’, (1983). Sochineniya v 4-kh tomakh. T.4. [The Works in 4 vol. Vol. 4]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
- Bekon, F. (1972). Sochineniya v 2-kh tomakh. T.2. [The Works in 2 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
- Boss, M. (1994). Vliyanie Martina Khaideggera na vozniknovenie al’ternativnoy psikhiatrii [Influence of Martin Heidegger on the Emergence of Alternative Psychiatry]. Logos, 5, 88-100. (in Russian).
- Dil’tey, V. (2000). Sobranie sochineniy v 6-ti tomakh. T.1. [Collected Works in 6 vol. Vol.1.]. Moscow: House of Intellectual Books. (in Russian).
- Gegel’, G.V.F. (1970). Nauka logiki. V 3-kh tomakh. T. 1. [Science of Logics. In 3 vol. Vol. 1]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
- Gusserl’, E. (1999). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii. T.1. [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Vol. 1]. Moscow: DIK. (in Russian).
- Gusserl’, E. (2006). Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian Meditations]. Moscow: Nauka. (in Russian).
- Holzhey-Kunz, A. (2013). Die Zollikoner Seminare von Martin Heidegger und Medard Boss 1959-1969. Forumsvortrag vom 7. Februar 2013. Bulletin von GAD und DaS (Gesellschaft für hermeneutische Anthropologie und Daseinsanalyse. Daseinsanalytisches Seminar), 2, 16-36.
- Kamyu, A. (1998). Sochineniya v 5-ti tomakh. T.5. Zapisnye knizhki [Works in 5 vol. Vol.5. Notebooks]. Kharkov: Folio. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1991). Razgovor na proselochnoy doroge [Conversation on a Country Path]. Moscow: High School. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1993). Vremya i bytie: stat’i i vystupleniya [Time and Being: Articles and Speeches]. Moscow: Republic. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1997a). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1997b). Vvedenie v metafiziku [Introduction to Metaphysics]. St. Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2001). Osnovnye problemy fenomenologii [Basic Problems of Phenomenology]. St.Petersburg: The St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2006). Nitsshe. T.1. [Nietzsche. Vol.1]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2012). Tsollikonovskie seminary [Zollikon Seminars]. Vilnius: EGU. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2013). Osnovnye ponyatiya metafiziki. Mir – Konechnost’ – Odinochestvo [Basic Concepts of Metaphysics. World, Finitude, Solitude]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
- Khaidegger, M., & Yaspers, K. (2001). Perepiska 1920-1963 [Correspondence 1920-1963]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
- Lebedev, A.V. (1989). Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov (Chast’ I). Ot epicheskikh teokosmogoniy do vozniknoveniya atomistiki [Fragments of Early Greek Philosophers (Part I). From Epic Theocosmologies to Raise of Atomism]. Moscow: Nauka. (in Russian).
- Liotar, Zh.-F. (1998). Sostoyanie postmoderna [Postmodern Condition]. St. Petersburg: Aleteya. (in Russian).
- Makovel’skiy, A. O. (1999). Dosokratiki. Chasti I i II. Doeleatovskiy i eleatovskiy periody [Presocratics. Parts I and II. Preeleatic and Eleatic periods]. Minsk: Kharvest. (in Russian).
- Pushkin, A. S. (1960). Sobranie sochineniy. T. 4. [Collected Works. Vol. 4]. Moscow: SPHF. (in Russian).
- Safranski, R. (2002). Khaidegger. Germanskiy master i ego vremya [Heidegger. German Master and His Time]. Moscow: Young Guard. (in Russian).
- Sloterdijk, P. (2005). Against Gravity. Bettina Funcke Talks with Peter Sloterdijk. Bookforum, Feb/Mar 2005. Retrieved from http://www.bookforum.com/archive/feb_05/funcke.html
- Uells, G. (1983). Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Moscow: Finance and Statistics. (in Russian).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: