Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 563


АУДИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

Название на языке публикации: АУДИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Автор: АНАСТАСИЯ МЁДОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 531–553
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-531–553 PDF (Загрузок: 563)

Аннотация
Целью статьи является конкретизация феноменологического подхода к проблеме аудиального образа. Исследование направлено на описание аудиальной образности как научного объекта и сопоставление различных научных трактовок этой проблемы, что позволяет зафиксировать возможности и преимущества ее феноменологической интерпретации. На первом этапе исследования посредством лексического анализа выделяются ключевые характеристики образа — это его перцептивная (преимущественно визуальная) природа, целостность и сущностность (образ как идея). На втором этапе описываются представления о ментальной и аудиальной образности в физиологии, экспериментальной психологии, музыкальной психологии, музыкознании, междисциплинарных исследованиях. Далее в сравнительном анализе выявляются характерные для феноменологии пути осмысления аудиального образа. Интерес феноменологии сосредоточен на вычленении воспринимающего образ сознания как из процесса восприятия, так и из вовлеченности в образ; она специфична тем, что располагает аудиальный образ на границе воспринимаемого и воспринятого. Образ мыслится как единство способов его данности, большинство из них оригинальны и не экстраполируемы в другие научные сферы: это связность всех этапов временного развертывания, самоорганизация во времени, самооотсылание, нереференциональность, асемантичность, периодичность/хаотичность, событийность, квазителесность. Исключительно феноменологическими являются проблемы конституции, горизонтности, интерсубъективности, региональной отнесенности аудиальных образов. Автор приходит к выводу, что образ не мыслится в феноменологии как устойчивое слуховое представление, связанное с аудиальной памятью. Его перцептивная природа не играет здесь ключевой роли, более того, перцептуально-семантическая раздвоенность образа не фиксируется феноменологической дескрипцией. Также феноменологический подход уникален тем, что исчерпывающим образом исследует аудиальные данности, не прибегая при этом к их анализу в семантическом или референциональном ключе. Главная особенность феноменологической дескрипции аудиального образа — ориентация на его целостность. Элементы аудиальных данностей интерпретируются здесь в синтезе, как различные уровни единства слухового образа: пространственно-временного, ментально-физиологического, как единство образа звука и источника звука в горизонте восприятия, как единство формы и содержания.

Ключевые слова
элементарные свойства звука, перцепт, образ-идея, представление, ноэматический смысл, музыкальный образ, семантика образа, акустическое время, акустическое пространство.

References

  • Agafonov, A. (2003). Fundamentals of the Semantic Theory of Consciousness. St. Petersburg: Rech’ Publ. (In Russian)
  • Arcangeli, M. (2020). The Two Faces of Mental Imagery. Philosophy and Phenomenological Research, 101 (2), 304–322.
  • Ash, J., & Simpson, P. (2016). Geography and Post-Phenomenology. Progress in Human Geography, 40 (1), 48–66.
  • Beaman, C. P., Powell, K., & Rapley, E. (2015). Want to Block Earworms from Conscious Awareness? B(U)Y Gum! The Quarterly Journal of Experiment al Psychology, 68 (6). http://dx.doi.org/10.1080/17470218.2015.1034142
  • Bekker, P. (1925). Von den Naturreichen des Klanges. Grundriss einer Phänomenologie der Musik. Stuttgart, Berlin: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Brough, J. (1972). The Emergence of an Absolute Consciousness in Husserl’s Early Writings on Time-Consciousness. Man and World, 5 (3), 298–326.
  • Clifton, T. (1983). Music as Heard: A Study in Applied Phenomenology. New Haven: Yale University Press.
  • Dijkstra, N., Boschand, S. E., & van Gerven, M. A. J. (2019). Shared Neural Mechanisms of Visual Perception and Imagery. Trends in Cognitive Sciences, 23, 423–434.
  • Dufrenne, M. (1973). The Phenomenology of Aesthetic Experience. Evanston: Northwestern University Press.
  • Filimowicz, M., & Stockholm, J. (2010). Towards a Phenomenology of the Acoustic Image. Organised Sound, 15 (1), 5–12.
  • Garbuzov, N. (1948). Zone Nature of Pitch Hearing. Мoscow, Leningrad: Akad. ped. nauk SSSR Publ. (In Russian)
  • Grebel’nik, S. (2003). Zone and point Musical Ear: Questions of Opposition and Unity. Vesnіk Vіcebskaga dzjarzhaўnaga ўnіversіtjeta, 1 (27), 106–115. (In Russian)
  • Hahn, L. E. (Ed.) (1997). The Philosophy of Hans-Georg Gadamer. Chicago: Open Court.
  • Halpern, A. R., & Bartlett, J. C. (2011). The Persistence of Musical Memories: a Descriptive Study of Earworms. Music Perception, 28 (4), 425–431.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (Sommersemester 1925). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Неlmhоltz, Н. (1877). Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. Braunschweig: Vieweg.
  • Hubbard, T. L. (2010). Auditory Imagery: Empirical Findings. American Psychological Association. Psychological Bulletin, 136 (2), 302–329.
  • Husserl, E. (1913). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. Halle: Max Niemeyer Verlag.
  • Husserl, E. (1968). Logische Untersuchungen. Zweiter Band I. Teil: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Husserl, E. (1969). Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1980). Phantasie, Bildbewusstsein, Erinnerung: Zur Phänomenologie der anschaulichen Vergegenwärtigungen. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Ihde, D. (2007). Listening and Voice. Phenomenologies of Sound. 2nd Edition. Albany, NY: State University of New York Press.
  • Ingarden, R. (1989). Ontology of the Work of Art: The Musical Work — The Picture — The Architectural Work — The Film (R. Meyer & J. T. Goldthwait, Trans.). Athens: Ohio University Press.
  • Intons-Peterson, M. J. (1992). Components of Auditory Imagery. In D. Reisberg (Ed.), Auditory imagery (45–71). Hillsdale, New Jersey: Erlbaum.
  • Kurth, E. (1931). Musikpsychologie. Berlin: Max Hesse.
  • Liddel, H. G., & Scott, R. A. (1996). Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press.
  • Medova, A. (2021). Phenomenology of a Musical Experience. Krasnoyarsk: Sibirskii gosudarstvennyi universitet nauki i tekhnologii im. Akademika M. F. Reshetneva Publ.; Krasnoiarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. V. P. Astaf’eva Publ. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (1962). Phenomenology of Perception (C. Smith, Trans.). London: Routledge & Kegan Paul.
  • Merleau-Ponty, М. (1968). The Visible and the Invisible (A. Lingis, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Molchanov, V. (2010). The Origin of Immanent Time: Sensation and Space. Ezhegodnik po fenomenologicheskoj filosofii, 2009/2010, II (119–157). Russian State University foe the Humanities Press. (In Russian)
  • Moran, D., & Cohen, J. (2012). The Husserl Dictionary. London, New York: Continuum; Bloomsbury.
  • Nanay, B. (2021). Synesthesia as (Multimodal) Mental Imagery. Multisensory Research, 34, 281–296.
  • Nudds, М., & O’Callaghan, С. (Eds.) (2009). Sounds and Perception: New Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press.
  • Ocheretovskaja, N. (1979). On the Reflection of Reality in Music. Leningrad: Muzyka Publ. (In Russian)
  • Ovsjankina, G. (2007). Musical Psychology. St. Petersburg: Soiuz khudozhnikov Publ. (In Russian)
  • Pearson, J., Naselaris, T., Holmes, E. A., & Kosslyn, S. M. (2015). Mental Imagery: Functional Mechanisms and Clinical Applications. Trends in Cognitive Sciences, 19, 590–602.
  • Schaeffer, P. (1966). Traité des Objets Musicaux: Essai Interdisciplines. Paris: Éditions Du Seuil.
  • Stumpf, К. (1883). Tonpsychologie. 2 Bände. Leipzig: Hirzel-Verlag.
  • Teplov, B. (1947). The Psychology of Musical Aptitudes. Мoscow, Leningrad: Akad. ped. nauk RSFSR Publ. (In Russian)
  • Vekker, L. (1998). Mind and Reality: Unified Theory of Mental Processes. Мoscow: Smysl Publ. Retrieved from http://ligis.ru/psylib/090417/books/vekkl01/index.htm. (In Russian)
  • Voroncov, G. (2015). Musical and Artistic Image as a Category of Aesthetics. Мoscow: Russkii Libmonstr Publ. (In Russian)
  • Wiesing, L. (2014). Philosophy of Perception: Phenomenology and Image Theory (N. A. Roth, Trans.). New York: Bloomsbury Academic.
  • Williams, T. I. (2015) The Classification of Involuntary Musical Imagery: The Case for Earworms. Psychomusicology: Music, Mind and Brain, 25 (1), 5–13.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 515


ИСПАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭКЗИСТЕНЦИИ

Название на языке публикации: A SPANISH CONCEPTION OF THE PHENOMENOLOGY OF EXISTENCE?
Автор: МАРИЯ КАРМЕН ЛОПЕС САЕНС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 340–361
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-340–361 PDF (Загрузок: 515)

Аннотация
«Феноменология экзистенции» является одним из современных философских течений, которое исходит из рассмотрения экзистенции как своей центральной проблемы. Цель этой статьи – представить мое понимание этого фундаментального поля феноменологического исследования. С учетом поставленной цели я проанализирую феноменологию экзистенции в двойном смысле генитива, или, точнее, рассмотрю ее как двунаправленное феноменологически-экзистенциальное движение. Иначе говоря, я, с одной стороны, буду исследовать смысл и возможности феноменологии по отношению к экзистенции, и, с другой стороны, значение экзистенции для феноменологического экзистенциального движения. Имея в виду описание этой двойной динамики, я начну с прояснения тех понятий гуссерлевского метода, которые часто игнорируются или неверно интерпретируются, и, тем самым, препятствуют пониманию того, что основатель феноменологии называл «персональной экзистенцией». Вслед за этим прояснением, осуществляющимся на уровне статической феноменологии, я воспользуюсь некоторыми ключевыми понятиями генетической феноменологии с тем, чтобы развить мою собственную интерпретацию экзистенциальной феноменологии. Учитывая, что Мерло-Понти (1908-1961) был пионером в изучении наиболее репрезентативных текстов Гуссерля, посвященных основным проблемам генетической феноменологии – времени, пространству, живой телесности, интерсубъективности и жизненному миру – я буду исходить из его философии, чтобы начать диалог с Марией Самбрано (1904-1991) в качестве примера возможностей, открываемых компаративной феноменологией для исследования экзистенциальных проблем, прежде всего для феноменологии ощущения и ощущаемой телесности, выходящей за пределы парадигмы репрезентации.

Ключевые слова
жизненный мир, живой разум, личность, движение, телесность, плоть, ощущение.

References

  • Bimbenet, E. (2004). Nature et Humanité. Le problème anthropologique dans l’œuvre de Merleau-Ponty. Paris: Vrin.
  • Claudel, P. (1984). Art Poétique. Paris: Gallimard.
  • Dupont, Ch. (2014). Phenomenology in French Philosophy. Dordrecht: Springer.
  • Fink, E. (1976). Operative Begriffe in Husserls Phänomenologie. In Nähe und Distanz. Phänomenologische Vorträge und Aufsätze (180-204). München: K. Albert.
  • Heffernan, G. (2022). Husserl’s Phenomenology of Existence. In M. Cavallaro & G. Heffernan (Eds.), The Existential Husserl (1-30). Switzerland: Springer.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Drittes Buch (Hua V) (W. Biemel, Ed.). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I) (S. Strasser, Ed.). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch (Hua III/1) (W. Biemel, Ed.). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Hua VI) (W. Biemel, Ed.). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Levinas, E. (1998). Discovering Existence with Husserl (R. A. Cohen, Trans.). Evanston: Northwestern U.P.
  • Loidolt, S. (2022). Is Husserl’s Ethics Eixstentialist? On the Primal Facticity of the Person and Husserl’s “Existentialist Rationalism”. In M. Cavallaro & G. Heffernan (Eds.), The Existential Husserl (145-162). Switzerland: Springer.
  • López Saenz, M. C. (2006). La “Parole” as a Gesture of the Originating Differentiation. In B. Penas & M. C. López (Eds.), Interculturalism. Between Identity and Diversity (27-46). Oxford: Peter Lang.
  • López Sáenz, M. C. (2013). Dos filosofías del sentir. M. Merleau-Ponty y M. Zambrano. Perspectiva fenomenológica. Saarbrücken: Editorial Académica.
  • López Sáenz, M. C. (2015). La expresión creadora del sentido de la experiencia. Co-herencia, 12 (23), 43-70.
  • López Sáenz, M. C. (2017). Intencionalidad operante en la existencia. In B. Sylla, I. Borges & M. Casanova (Eds.), Fenomenologia VI, Intencionalidade e Cuidado (79-119). Rio de Janeiro: Via Verita.
  • López Saenz, M. C. (2022a). Ideen I en tant qu’invitation au Travail. Phainomenon. Journal of Phenomenological Philosophy, 34 (1-2), 81-110.
  • López Sáenz, M. C. (2022b). El movimiento de la fenomenología y el fluir (“strömen”) de la existencia. In A. Dias & R. Furlan (Eds.), A fenomenología entretempos (39-77). Porto Alegre: Cultura Académica Editora.
  • López Sáenz, M. C. (2022c). El “lugar” de la nada en la filosofía. “Entre” la conciencia y el mundo. In P. Yuste (Ed.), La otra mirada. Filosofías de la India, China y Japón (103-131). Madrid: Dykinson.
  • Merleau-Ponty, M. (1952). Discussion. In Rencontres internationales de Genève. La connaissance de l´homme au XXe siècle (216-252). Neuchatel: Les Editions de la Baconnière.
  • Merleau-Ponty, M. (1959). La philosophie de l’existence. In Parcours deux 1951-1961 (247-267). Lagrasse: Verdier.
  • Merleau-Ponty, M. (1960a). Signes. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1960b). Un entretien avec Maurice Merleau-Ponty: La philosophie et la politique sont solidaires. Le Monde, 4061 (31-XII-1960).
  • Merleau-Ponty, M. (1964). Le Visible et l´Invisible. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1966). Éloge de la philosophie. In Éloge de la philosophie et autres essais (1-79). Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1968). Résumés de cours. Collège de France 1952-1960. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1972). Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1989). Le primat de la perception et ses conséquences philosophiques. Paris: Cynara.
  • Merleau-Ponty, M. (1995). La Nature. Notes de Cours du Collège de France (1956-1960). Paris: Seuil.
  • Merleau-Ponty, M. (1996). Sens et Non-Sens. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1997). Parcours 1935-1950. Paris: Verdier.
  • Merleau-Ponty, M. (2002). La Structure du Comportement. Paris: PUF.
  • Merleau-Ponty, M. (2003). L´institution dans l´histoire personnelle et publique. Le problème de la passivité. Le sommeil, l´inconscient, la mémoire. Notes de Cours au Collège de France (1954-1955). Paris: Belin.
  • Merleau-Ponty, M. (2011). Le monde sensible et le monde de la expression. Cours au Collège de France. Notes 1953. Géneve: MetisPresses.
  • Poirée, J. (1999). La sensation douloureuse existe-t-elle ? Neurophysiologie, psychologie et phénomenologie. Esprit, 258 (11), 50-70.
  • Ricoeur, P. (1951). Phénoménologie existentielle. In Encyclopédie Francaise (XIX) (9-10, 8-12). Paris : Larousse.
  • Sartre, J-P. (1947). Une idée fondamentale de la phénoménologie de Husserl: L’intentionalité. In Situations I (29-32). Paris: Gallimard.
  • Taminiaux, J. (1956). De Bergson à la phénoménologie existentielle. Revue Philosophique de Louvain, 54 (41), 26-85.
  • Waldenfels, B. (1997). De Husserl a Derrida. Introducción a la fenomenología. Barcelona: Paidós.
  • Warren de, N. (2022). Mad die Welt eine Hölle sein. In M. Cavallaro & G. Heffernan (Eds.), The Existential Husserl (65-86). Switzerland: Springer.
  • Wrathall, M. A. (2006). Existential Phenomenology. In H. L. Dreyfus & M. A. Wrathall (Eds.), A Companion to Phenomenology and Existentialism (31-47). Oxford: Blackwell.
  • Zambrano, M. (1939). Pensamiento y poesía en la vida española. Madrid: Endymión.
  • Zambrano, M. (1989). Senderos. Barcelona: Anthropos.
  • Zambrano, M. (1991). El hombre y lo divino. Madrid: Siruela.
  • Zambrano, M. (2003). Unamuno. Barcelona: Mondadori.
  • Zambrano, M. (2006). Escritos sobre Ortega (R. Tejada, Ed.). Madrid: Trotta.
  • Zambrano, M. (2007). Filosofía y educación (Manuscritos). Málaga: Ágora.
  • Zambrano, M. (2008). Hacia un saber sobre el alma. Madrid: Alianza Editorial.
  • Zambrano, M. (2019a). Algunos lugares de la pintura. In Obras completas IV (Tomo 2) (153-356). Barcelona: Galaxia Gutenberg.
  • Zambrano, M. (2019b). Notas de un método. In Obras completas IV (Tomo 2) (3-152). Barcelona: Galaxia Gutenberg.
  • Zambrano, M. (2022a). Los sueños y el tiempo. In Obras Completas III (830-895). Barcelona: Galaxia Gutennberg.
  • Zambrano, M. (2022b). Epistolario Zambrano-Ferrater 1944-1977. Sevilla: Renacimiento.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 555


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ СФЕРЫ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОНИ ОНТОЛОГИЧЕСКИ РАЗЛИЧНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?

Название на языке публикации: THE TRANSCENDENTAL AND THE MUNDANE SPHERES: ARE THEY REALLY ONTOLOGICALLY DISCTINCT?
Автор: СТАТИС ЛИВАДАС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 479–501
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-479–501 PDF (Загрузок: 555)

Аннотация
Как указано в заглавии, эта статья обращается к ключевому вопросу, красной нитью проходящему через всю историю философии практически со времен античности. Это вопрос об онтологических основаниях отношения между трансцендентальным и естественным «универсумами» в той мере, в которой природа трансцендентального, даже если отделить ее от метафизической сферы и пересмотреть c точки зрения имманентности в широко понятой субъективистской традиции, все еще остается противоречивым вопросом в континентальной философии. Это особенно верно в виду очевидной несовместимости, по крайней мере, в некоем наивном смысле, трансцендентального и естественного контекстов, к которым все еще обращается философское обсуждение феноменологических оснований. Мои собственные аргументы по данному вопросу основываются, в основном, на нарративах Гуссерля и Хайдеггера, а также на подходе Ойгена Финка к онтологической проблематике трансцендентального и естественного. Исходя из этих предпосылок я стараюсь отстаивать позицию, согласно которой имеются серьезные основания рассматривать область трансцендентального в качестве неизбежно определяемой установками естественной сферы. Говоря точнее, я попытаюсь показать, что невозможно, по крайней мере, в контексте феноменологического дискурса, абстрагироваться от определенного влияния естественной сферы даже на наиболее чистом трансцендентальном уровне, предполагающем краеугольный камень трансцендентальной феноменологии Гуссерля, каковым является понятие трансцендентального ego. В целом мой подход является не столько попыткой отстоять возражения Финка по отношению к чисто трансцендентальному уровню, достигаемому после радикальной феноменологической редукции, сколько демонстрацией концептуальных ловушек и даже вариантов порочного круга, с которыми связаны попытки установить твердое основание для чисто трансцендентального онтологического уровня.

Ключевые слова
абсолютное эго, Dasein, естественная сфера, оперативное понятие, природа, трансцендентальная редукция.

References

  • Aristotle. (1956). De Anima (W. D. Ross, Ed.). Oxford: Oxford University Press.
  • Arp, R. (2004a). Husserl, the Transcendental and the Mundane. Journal of the British Society for Phenomenology, 35 (2), 168-179.
  • Arp, R. (2004b). Husserl and the Penetrability of the Transcendental and Mundane Sphere. Human Studies, 27, 221-239.
  • Fink, E. (1970). The Phenomenological Philosophy of Edmund Husserl and Contemporary Criticism. In R. O. Elveton (Ed.), The Phenomenology of Husserl: Selected Critical Readings (90-147). Chicago: Quadrangle Press.
  • Fink, E. (1981). Operative Concepts in Husserl’s Phenomenology. In W. Mc Kenna, R. Harlan & L. Winters (Eds.), Apriori and World (56-71). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Fink, E. (1995). Sixth Cartesian Meditation: The Idea of a Transcendental Theory of Method (R. Bruzina, Trans.). Bloomington: Indiana University Press.
  • Hamauzu, S. (2010). Identity and Alterity–Schutz and Husserl on the Phenomenology of Intersubjectivity. In Y.- K. Lau, F.- C. Cheung & W.- T. Kuan (Eds.), Identity and Alterity (99-113). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Heidegger, M. (1968). What is Called Thinking? (J. G. Gray, Trans.). NY: Harper & Row.
  • Heidegger, M. (1985). History of the Concept of Time (T. Kisiel, Trans.). Bloomington: Indiana Univ. Press.
  • Heidegger, M. (1996). Being and Time (J. Stambaugh, Trans.). Albany: State University of New York Press.
  • Heidegger, M. (2011). The Concept of Time (I. Farin, Trans.). London: Continuum.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology (D. Carr, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973a). Experience and Judgment (J. S. Churchill & K. Americs, Trans.). London: Routledge & Kegan.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil (Hua XIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973c). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil (Hua XIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Cartesian Meditations (D. Cairns, Trans.). Dordrect: Kluwer Pub.
  • Husserl, E. (1991). On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time (1893-1917) (Hua X) (J. B. Brough, Trans.). Dordrecht: Kluwer Acad. Pub.
  • Husserl, E. (1996). Erste Philosophie (Zweiter Teil) (Hua VIII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer Acad. Pub.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution. Die C-Manuscripte (Hua VIII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2019). Logic and General Theory of Science (C. Ortiz Hill, Trans.). Cham: Springer Nature AG.
  • Keane, N. (2020). Dasein and World: Heidegger’s Reconceiving of the Transcendental After Husserl. Journal of Transcendental Philosophy, 1 (3), 265-287.
  • Levinas, E . (1974). Autrement qu’ être ou au-delà de l’essence. La Haye: Martinus Nijhoff.
  • Livadas, S. (2012). Some Platonic Ontological Claims under a Phenomenological Point of View. La Nuova Critica, 59-60, 9-37.
  • Livadas, S. (2019). The Transcendence of the Ego in Continental Philosophy—Convergences and Divergences. Horizon. Studies in Phenomenology, 8 (2), 573-601.
  • McGuirk, J. (2009). Phenomenological Reduction in Heidegger and Fink: On the Problem of the Way Back from the Transcendental to the Mundane Sphere. Philosophy Today, 248-264.
  • Moran, D. (2014). What Does Heidegger Mean by the Transcendence of Dasein? International Journal of Philosophical Studies, 22 (4), 491-514.
  • Patočka, J. (1992). Introduction à la phénoménologie de Husserl (E. Abrams, Trans.). Grenoble: Ed. Millon.
  • Suarez, D. (2020). Nature at the Limits of Science and Phenomenology. Journal of Transcendental Philosophy, 1 (1), 109-133.
  • Taguchi, S. (2006). Das Problem des Ur-Ich bei Edmund Husserl. Dordrecht: Springer.
  • Wertz, F. (2016). Outline of the Relationship Among Transcendental Phenomenology, Phenomenological Psychology, and the Sciences of Persons. Schutzian Research, 8, 139-162.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 547


ОБЗОР ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АЛЁШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2022: ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ЖИТЬ. К 30-ЛЕТИЮ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РГГУ»
(15–17 декабря 2022 г., Москва, Россия)

Название на языке публикации: ОБЗОР ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АЛЁШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2022: ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ЖИТЬ. К 30-ЛЕТИЮ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РГГУ»
(15–17 декабря 2022 г., Москва, Россия)
Автор: СВЕТЛАНА КОНАЧЕВА, АНДРЕЙ ПАТКУЛЬ, АННА РЕЗНИЧЕНКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 580–595
Язык: Русский
Тип публикации: Дискуссия
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-580–595 PDF (Загрузок: 547)

Аннотация
Данный текст представляет собой обзор работы юбилейной Всероссийской научной конференции с международным участием «Алёшинские чтения — 2022: Философия как способ жить. К 30-летию философского факультета РГГУ», которая прошла на этом факультете с 15 по 17 декабря 2022 г. Первый день ее работы был посвящен пленарным докладам, остальные два — работе секций и круглых столов. На конференции выступили докладчики из Москвы, Алматы (Казахстан), Волгограда, Екатеринбурга, Еревана (Армения), Калининграда, Рима (Италия), Санкт-Петербурга, Симферополя, Тюмени, Уфы, Бохума (Германия), Эссена (Германия). Здесь обсуждался широкий диапазон тем как классической, так и современной философии, имеющих определенное отношение к философии как образу жизни и к значимости образа жизни философа для философского познания. Особый акцент в ходе докладов и дискуссий был сделан на проблемах соотношения теоретического и практического в философии, ограниченном характере философии форм и понятий и возможностях преодоления такой ограниченности, экзистенциальном смысле философствования, возможности экспликации живого исторического опыта средствами философии, роли философии для диагностики современности, перспекщтивах диалектики, соотношении философии и власти. Секции конференции были также посвящены методологическим, историографическим, прагматическим и другим проблемам современной мысли. Не менее широк был и диапазон материалов, на которые опирались докладчики, — начиная с досократовской философии и заканчивая самыми актуальными образцами философии, еще не получившими достаточной рецепции у нас в стране. Многие сообщения отсылали также к истории русской философской мысли.

Ключевые слова
философия как образ жизни, теоретическое и практическое в философии, экзистенциальный смысл философии, современная философия, философия и современность, метод философии, философия и общество, философия и власть, философский факультет РГГУ.

References

    - - -

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 577


ХАЙДЕГГЕРОВСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПОЭЗИЮ КАК УКАЗУЮЩУЮ НА СПОСОБЫ БЫТИЯ

Название на языке публикации: HEIDEGGERS AUFFASSUNG DER DICHTUNG ALS HINWEISENDES SEHENLASSEN DER SEINSWEISEN
Автор: КРИСТИАН ИВАНОФ-САВОГАЛ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 433–456
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-433–456 PDF (Загрузок: 577)

Аннотация
Цель данной статьи состоит в том, чтобы понять хайдеггеровский концепт поэзии в широком контексте его «ранней» мысли приблизительно с 1919 до 1930 г. Для этого мы пытаемся раскрыть отношение, которое остается имплицитным у Хайдеггера и отсутствует в комментаторской литературе. Речь идет об отношении между поэзией и способами бытия (экзистенцией, подручности, наличности и т.д.). Поскольку Хайдеггер не тематизировал поэзию эксплицитно в этом широком контексте, структура этой статьи состоит из трех основных шагов, за счет которых мы раскрываем имплицитное хайдеггеровское онтологическое понятие о поэзии и, как мы показываем, онтологический статус опоэтизированного. Во-первых, мы различаем между теоретическим и до-теоретическим измерениями экзистенции. Это позволяет нам объяснить, что для Хайдеггера поэзия — это до-теоретическое позволение видеть различные сущие, которые встречаются нам в непосредственной повседневной жизни, и которые по большей части упускаются из виду вследствие их «самоочевидного» и «несомненного» присутствия. На этом первом этапе мы утверждаем, что поэзия для Хайдеггера — это отчасти эксплицитное оптическое позволение видеть. Во-вторых, мы обращаемся к способам бытия, чтобы обеспечить систематический горизонт для нашей интерпретации отношения между способами бытия и поэзией. В-третьих, мы обсуждаем указующее и непонятийное позволение видеть дотеоретические способы бытия имеет место в поэзии благодаря особому опоэтизированному сущему. На втором и третьем шаге мы показываем, что, согласно Хайдеггеру, что поэзия приводит в конечном итоге к имплицитному онтологическому позволению видеть способы бытия.

Ключевые слова
фундаментальная онтология, Хайдеггер, герменевтическая феноменология, лирика, оптическое позволение видеть, онтологическое позволение видеть, поэзия, дотеоретическое, способы бытия.

References

  • Benn, G. (2011). Probleme der Lyrik. Späte Reden und Vorträge. Stuttgart: Klett-Cotta.
  • Biemel, W. (1973). Martin Heidegger. Hamburg: Rowohlt.
  • Bukowski, C. (2003). Burning in Water Drowning in Flame. New York: Harper Collins.
  • Calderón de la Barca, P. (2018). Poesía (L. Iglesias Feijoo & A. Sánchez Jiménez, Ed.). Madrid: Cátedra.
  • Coriando, P.-L. (2002). Affektenlehre und Phänomenologie der Stimmungen. Wege einer Ontologie und Ethik des Emotionalen. Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Cosmus, O. (2001). Anonyme Phänomenologie. Die Einheit von Heideggers Denkweg. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Cürsgen, D. (2015). Was ist Fortschritt? Anmerkungen zur impliziten Ontologie eines Begriffs. Perspektiven der Philosophie, 41, 24–44.
  • Di Silvestre, C. (2015). Temporeidad y cotidianidad. La repetición tempórea del análisis existencial (§§67–71). In R. Rodríguez (Ed.), Ser y Tiempo de Martin Heidegger (339–370). Madrid: Tecnos.
  • Dos Reis, R. R. (2020). Ways of Being and Expressivity. Estudios de Filosofía, 61, 11–33.
  • Gadamer, H.-G. (1999a). Die Natur der Sache und die Sprache der Dinge. In Gesammelte Werke (Band 2, Hermeneutik II) (66–76). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gadamer, H.-G. (1999b). Semantik und Hermeneutik. In Gesammelte Werke (Band 2, Hermeneutik II) (174–183). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Gethmann, C. F. (2016). Heideggers Konzeption des Handelns in „Sein und Zeit“. In A. Gethmann-Siefert & O. Pöggeler (Eds.), Heidegger und die praktische Philosophie (140–176). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Gutiérrez-Pozo, A. (2022). Filosofía y poesía, una discordia cordial. Logos, 32 (2), 365–380.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26) (K. Held, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (GA 20) (P. Jaeger, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1982). Vom Wesen der menschlichen Freiheit (GA 31) (H. Tietjen, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt – Endlichkeit – Einsamkeit (GA 29/30) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1988). Ontologie (Hermeneutik der Faktizität) (GA 63) (K. Bröcker-Oltmanns, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1989). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1992). Platon: Sophistes (GA 19) (I. Schüßler, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1993). Die Grundbegriffe der antiken Philosophie (GA 22) (F.-K. Blust, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1994). Phänomenologische Interpretationen zu Aristoteles. Einführung in die phänomenologische Forschung (GA 61) (W. Bröcker & R. Bröcker-Oltmanns, Eds.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1995a). Phänomenologie des religiösen Lebens (GA 60) (M. Jung, T. Regehly & C. Strube, Eds.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1995b). Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft (GA 25) (I. Görland, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1996). Einleitung in die Philosophie (GA 27) (O. Saame & I. Saame-Speide, Eds.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1999). Zur Bestimmung der Philosophie (GA 56/57) (B. Heimbüchel, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2006a). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer.
  • Heidegger, M. (2006b). Geschichte der Philosophie von Thomas von Aquin bis Kant (GA 23) (H. Vetter, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016). Vorträge. Teil 1: 1915-1932 (GA 80.1) (G. Neumann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2018). Zu eigenen Veröffentlichungen (GA 82) (F.-W. von Herrmann, Ed.). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • Held, K. (2016). Heidegger und das Prinzip der Phänomenologie. In A. Gethmann-Siefert & O. Pöggeler (Eds.), Heidegger und die praktische Philosophie (111-139). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Holland, N. J. (2018). Heidegger and the Problem of Consciousness. Indiana: Indiana University Press.
  • Horaz. (2018). Satiren. Sämtliche Werke (N. Holzberg, Ed., Trans.). Berlin/Boston: De Gruyter.
  • Ivanoff-Sabogal, C. (2023). La diferencia ontológica según las maneras del ser en la ontología-fundamental. Contrastes. Revista internacional de filosofía, 28 (1), 41–60.
  • Jiménez, J. R. (1977). Herz, stirb oder singe (H. L. Davi, Ed., Trans.). Zürich: Diogenes.
  • Kelly, H. D. (2014). Heidegger the Metaphysician: Modes-of-Being and Grundbegriffe. European Journal of Philosophy, 24 (3), 670–693.
  • Kockelmans, J. J. (1972). On Heidegger and Languge. Evanston: Northwestern University Press.
  • Mansbach, A. (2002). Beyond Subjectivism. Heidegger on Language and the Human Being. London: Greenwood Press.
  • McDaniel, K. (2016). Heidegger and the ‘There Is’ of Being. Philosophy and Phenomenological Research, 93 (2), 306–320.
  • Novalis. (1945). Gesammelte Werke. Erster Band. Lyrik. Vermischte Gedichte (C. Seelig, Ed.). Zürich: Bühl.
  • Oberst, J. L. (2009). Heidegger on Language and Death. New York: Continuum.
  • Ott, H. (1972). „Hermenutic and Personal Structure of Language“. In J. J. Kockelmans (Ed.), On Heidegger and Languge (169-193). Evanston: Northwestern University Press.
  • Staiger, E. (1963). Grundbegriffe der Poetik. Zürich/Freiburg i.B.: Atlantis.
  • Tepley, J. (2014). Properties of Being in Heidegger’s “Being and Time”. International Journal of Philosophical Studies, 22 (3), 461–481.
  • von Herrmann, F.-W. (1985). Subjekt und Dasein. Interpretationen zu „Sein und Zeit“ . Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann, F-W. (1994). Wege ins Ereignis. Zu Heideggers “Beiträgen zur Philosophie”. Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann, F-W. (2000). Hermeneutik und Reflexion. Der Begriff der Phänomenologie bei Heidegger und Husserl. Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann, F-W. (2008). Hermeneutische Phänomenologie des Daseins. Ein Kommentar zu „Sein und Zeit“ (Band 3). Frankfurt a.M.: Klostermann.
  • von Herrmann. F-W. (2019). Transzendenz und Ereignis. Heideggers „Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis)“. Ein Kommentar. Würzburg: Könighausen & Neumann.
  • Xolocotzi Yáñez, Á. (2005). Fundamento, esencia y ereignis. En torno a la unidad del camino del pensar de Martin Heidegger. Endoxa. Series Filosóficas, 20, 733-744.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 524


ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: СУБИРИ ДО ВСТРЕЧИ С ХАЙДЕГГЕРОМ

Название на языке публикации: THE EMERGENCE OF REALITY: ZUBIRI BEFORE MEETING HEIDEGGER
Автор: АНТОНИО ГОНСАЛЕС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 302–326
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-302–326 PDF (Загрузок: 524)

Аннотация
Стало общим местом говорить об «объективистском» периоде Субири, предшествовавшем его встрече с Хайдеггером во Фрайбурге. Тем не менее, если мы обратимся к философии Субири до его стажировки во Фрайбурге, то уже там обнаружится не столько объективистская, сколько «метафизическая» направленность. В действительности эта направленность связана с тем, что в его курсах довольно рано появляется понятие «реальность». Возникновение собственной концепции реальности у Субири было по меньшей мере частично вдохновлено ранним прочтением габилитационной диссертации Хайдеггера о Дунсе Скоте. У Хайдеггера Субири обнаружил возможность вывести феноменологическую характеристику реальности, которая позволила ему преодолеть концепцию реальности как «позиции» или «убеждения», в сущности, идеалистическую. Благодаря Хайдеггеру Субири смог показать, что реальность не может быть понята как extra animam. Тем не менее, ему не удалось следовать хайдеггерианской концептуализации реальности, основанной на человеческом существовании: здесь открылся его собственный философский путь. Путь, который был в некотором смысле ознаменован разрывом со всякой феноменологией, поскольку реальность теперь предшествовала моменту, в котором для субъекта, или экзистирующего человека, открывался смысл вещей. Тем не менее, на этом пути Субири всё же соблюдал феноменологическое требование дескриптивной верности самим вещам.

Ключевые слова
Субири, Хайдеггер, Гуссерль, феноменология, эпохе, Скот, unum, haecceitas, реальность, метафизика.

References

  • Berti, E. (2008). Aristotele nel Novecento. Bari: Laterza.
  • Brentano, F. (1862). Von der mannigfachen Bedeutung des Seinden nach Aristoteles. Freiburg in Brisgau: Herder’sche Verlagshandlung.
  • Conill, J. (2004). Ortega y Zubiri. In J. A. Nicolás & O. Barroso (Eds.), Balance y perspectivas de la filosofía de Zubiri (483-497). Granada: Comares.
  • Corominas, J., & Vicens, J. A. (2006). Xavier Zubiri. La soledad sonora. Madrid: Taurus.
  • García-Baró, M. (1997). Husserl (1859-1938). Madrid: Ediciones del Orto.
  • Gracia, D. (2017). El poder de lo real. Leyendo a Zubiri. Madrid: Triacastela.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1978). Frühe Schriften (GA 1). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1986). Seminare (GA 15). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1988). Ontologie. Hermeneutik der Faktizität (GA 63). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (1994). Phänomenologische Interpretationen zu Aristoteles. Einführung in die phänomenologische Forschung (GA 61). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2002). Grundbegriffe der aristotelischen Philosophie (GA 18). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2005). Phänomenologische Interpretationen zu Aristoteles. Einführung in die phänomenologische Forschung (GA 62). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2007). Zur Sache des Denkens (GA 14). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie (Hua III/1). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Marquínez Argote, G. (2004). Zubiri y Husserl. In J. A. Nicolás & O. Barroso (Eds.), Balance y perspectivas de la filosofía de Zubiri (419-435). Granada: Comares.
  • Ortega y Gasset, J. (2017). Obras completas. Madrid: Taurus.
  • Pintor-Ramos, A. (2006). Nudos en la filosofía de Zubiri. Salamanca: Publicaciones Universidad Pontificia.
  • Reale, G. (1999). Guía de lectura de la “Metafísica” de Aristóteles (J. M. López de Castro, Trans.). Barcelona: Herder.
  • Tursi, A. (2004). Estudio preliminar. In T. de Erfurt, Gramática especulativa (7-17). Buenos Aires: Losada.
  • Zubiri, X. (1923). Teoría de la relatividad. School magazine “El Pilar”. Xavier Zubiri Archive, Madrid.
  • Zubiri, X. (1980). Inteligencia sentiente. Inteligencia y realidad. Madrid: Alianza Editorial.
  • Zubiri, X. (1995). Primeros escritos. Madrid: Alianza Editorial.
  • Zubiri, X. (1999). Naturaleza, historia, Dios. Madrid: Alianza Editorial.
  • Zubiri, X. (2008). Sobre la esencia. Nueva edición. Madrid: Alianza Editorial.
  • Zubiri, X. (2009). La filosofía del pragmatismo. In A. Pintor-Ramos (Ed.), Zubiri desde el siglo XXI (499-548). Salamanca: Publicaciones Universidad Pontificia.
  • Zubiri, X. (2016). Estructura de la metafísica. Madrid: Alianza Editorial.
  • Zubiri, X. (2017). Sobre la religión. Madrid: Alianza Editorial.
  • Zubiri, X. (2020). Ciencia y realidad (1945-1946). Madrid: Alianza Editorial.