Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2875


МЕРЛО-ПОНТИ МЕЖДУ МАКИАВЕЛЛИ И МАРКСОМ: К НОВОЙ АНАЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЛА

Название на языке публикации: MERLEAU-PONTY ENTRE MACHIAVEL ET MARX: VERS UNE NOUVELLE ANALOGIE DU CORPS POLITIQUE
Автор: Анн Глеонек
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №1 (2015), 70-96
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-70-96 PDF (Загрузок: 3548)

Аннотация
Эта статья представляет собой вторую часть феноменологического исследования аналогии, проводимой между живым телом и политическим телом. Наша цель — сопоставить предшествовавший анализ критики Клодом Лёфором онтологии политического тела и мерло-понтианскую концепции истории, учреждения и телесности. Безусловно, концепция Мерло-Понти, в особенности разрабатывавшаяся в лекционных курсах 1950-х годов, позволяет обновить саму эту аналогию путем нового прочтения наиболее повлиявших на Лёфора авторов: Макиавелли и Маркса. Параллельно следя за тем, как, с одной стороны, развивалось прочтение эти двух авторов со стороны Мерло-Понти и, с другой стороны, за существенными изменениями его феноменологии восприятия, эта статья предлагает раскрыть ключевые моменты мерло-понтианской реформы данной аналогии; аналогии, которую нужно мыслить с учетом двусмысленности понятия тела/плоти, которую Лёфор как раз унаследовал от Мерло-Понти, и даже в противовес этой двусмысленности. Обсуждая эту двусмысленность, которой часто наделяют «Видимое и невидимое», подключая параллельный разбор лекционных курсов, которые Мерло-Понти читал в Коллеж де Франс — в особенности Учреждение, Пассивность и Природа — мы в этой статье стремимся раскрыть политическое значение понятия интер-телесности, благодаря которому человеческое тело больше не понимается как «чье-то собственное тело», а скорее интерпретируется радикально а-субъективным образом. Более того, именно эта тема интер-телесности позволяет по-новому осмыслить саму аналогию политического тела посредством понятия воплощения. Несомненно, следуя менее известным широкой публике идеям Мерло-Понти 1950-х годов, у нас есть основания понимать воплощение вразрез с классической схемой слияния, мы можем как раз наоборот понимать его как обнаружение собственности, правами на которую мы не обладаем, что приводит нас к новой аналогии.

Ключевые слова
Тело, плоть, гештальт, история, учреждение, Макиавелли, Маркс, Мерло-Понти.

References

  • Abensour, M. (2009). Pour une philosophie politique critique. Paris: Sens & Tonka.
  • Arendt, H. (1968). Between Past and Future: Eight Exercises of Political Thought. New York: Viking Press.
  • Arendt, H. (1983). Condition de l'homme modern. Paris: Calmann-Lévy.
  • Gleonec, A. (2012). Corps animal et corps humain: l'«effacement» de la propriété. À la naissance de l'institution chez Merleau-Ponty. Studia Phaenomenologica — Possibilities of Embodiment (XII), 109–132.
  • Gléonec, A. (2014). Gestalt et incorporation: un chemin dans l'esthétique merleau-pontienne. Chiasmi International, 16, 77–96.
  • Gléonec, A. (2014) Ontologies et phenomenologies du corps politique: les voies de l'analogie. En chemin avec Claude Lefort. Horizon. Studies in Phenomenology, 3 (2), 35–54.
  • Lefort, C. (1978). Les formes de l'Histoire. Paris: Gallimard.
  • Lefort, C. (1986). Essais sur le politique. Paris: Seuil.
  • Lefort, C. (2007). Le Temps présent. Paris: Belin.
  • Machiavel. (1978). Œuvres complètes. Paris: Gallimard.
  • Manent, P. (2010). Les métamorphoses de la cité. Paris: Flammarion.
  • Marx, K. (1994). Œuvres complètes. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1947). Humanisme et Terreur. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1960). Signes. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1968). Résumés de cours. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1979). Le visible et l'invisible. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2003). L'Institution-La Passivité. Paris: Belin.
  • Patočka, J. (1999). Essais hérétiques sur la philosophie de l'histoire. Lagrasse: Editions Verdier.
  • Richir, M. (1987). Quelques réflexions épistémologiques préliminaires sur le concept de sociétés contre l'Etat. In M. Abensour (Ed.), L'esprit des lois sauvages — Pierre Clastres ou une nouvelle anthropologie politique (61–71). Paris: Seuil.
  • Richir, M. (1991). Du sublime en politique. Paris: Editions Payot.
  • Richir, M. (1992). Communauté, société et Histoire chez le dernier Merleau-Ponty. In M. Richir, E. Tassin (Eds.), Merleau-Ponty. Phénoménologie et expériences (7–26). Grenoble: Millon.
  • Ricœur, P. (1990). Soi-même comme un autre. Paris: Seuil.
  • Ricœur, P. (1997). La métaphore vive. Paris: Points Seuil.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3524


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНТУИТИВНОЙ ОЧЕВИДНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗМА

Название на языке публикации: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНТУИТИВНОЙ ОЧЕВИДНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗМА
Автор: Фёдор Станжевский
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №1 (2015), 38-69
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-38-69 PDF (Загрузок: 3222)

Аннотация
Статья представляет собой попытку проследить исторические корни индивидуализма, прежде всего в современной философии сознания. В этой области индивидуализм является попыткой рассмотрения Dasein в отрыве от его основной бытийной характеристики: бытие-в-мире. Необходимость проследить генезис индивидуализма связана с тем, что, на первый взгляд, он многим представляется интуитивно очевидным. Однако эта кажимость очевидности есть продукт исторической традиции, а вернее, лишь одного из ее моментов. Этот индивидуалистический аспект западной традиции берет свое начало в кальвинистской Реформации и получает мощное развитие в философии Джона Локка. Принцип предопределения в богословии Кальвина далеко не является одним лишь достоянием порядка идей. Напротив, эта идея оставила неизгладимый отпечаток на совокупности социальных практик в кальвинистских и пуританских общинах, а также косвенным образом оказала влияние на всю не-кальвинистскую Западную Европу. Согласно Максу Веберу, Луи Дюмону и Чарльзу Тэйлору, идея предопределения внесла существенный вклад в становление западного индивидуализма Нового времени, а следовательно, и современного индивидуализма. Совокупность сформировавшихся в тот период индивидуалистских идей и практик получила яркое выражение в философии Джона Локка. С одной стороны, философия Локка и Декарта содержит в себе потенциал, не сводимый к индивидуалистской метафизике. С другой стороны, именно Декарт и Локк заложили основы репрезентационистского подхода к сознанию, который разрывает связи между субъектом и миром. Субъект становится индивидом, замкнутым в своих собственных репрезентациях мира, представлениях о мире. Эта индивидуализация в философии сопровождается социальной индивидуализацией. Последняя отражается в литературной форме в знаменитом романе Дефо «Робинзон Крузо». Что касается философского индивидуализма, то его манифестом является «Монадология» Лейбница. В целом, эта индивидуалистическая направленность Нового времени все еще направляет наше понимание и самопонимание, зачастую подспудно и неосознанно. Если мы хотим сформулировать не-индивидуалистский онтологический проект, то среди прочего нам следует искать вдохновения в не-индивидуалистическом аспекте традиции Нового времени.

Ключевые слова
Субъект, индивид, каузальность, интенциональность, идеи, практики, репрезентация, Новое время, кальвинизм.

References

  • Ayers, M. (1991). Locke. Epistemology and Ontology. London — New York: Routledge.
  • Balibar, E. (2002). Possessive Individualism Reversed. Constellations, 9 (3), 299–317.
  • Balibar, E. (2013). Identity and Difference. London — New York: Verso.
  • Descombes, V. (2001). Mind's Provisions. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
  • Dekart, R. (1989). Strasti dushi [The Soul's Passions]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Dumont, L. (1983). Essai sur l'individualisme. Une perspective anthropologique sur l'idéologie moderne. Paris: Le Seuil.
  • Fodor, J. (1981). Representations. Cambridge: MIT Press.
  • Kenny, A. (2003). Action, Emotion and Will. London — New York: Routledge.
  • de Libera, A. (2007). Archéologie du sujet. v. I. Naissance du sujet. Paris: Vrin.
  • Lokk, D. (1985). Opyt o chelovecheskom razumenii [Essay Concerning Human Understanding]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • MacPherson, C. B. (1962). The Political Theory of Possessive Individualism. Oxford: Oxford University Press.
  • Renaut, A. (1989). L'ère de l'individu. Contribution à une histoire de la subjectivité. Paris: Gallimard.
  • Rogers, G. (2010). The Influence of Locke's Philosophy in the Eighteenth Century: Epistemology and Politics. In S.-J. Savonius-Wroth, P. Schuurman, J. Walmsley (Eds.), The Continuum Companion to Locke. London: Bloomsbury.
  • Searle, J. (1983). Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Strawson, G. (2011). Locke on Personal Identity. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
  • Thiel, U. (2011). The Early Modern Subject. Oxford: Oxford University Press.
  • Watt, I. (1957). The Rise of the Novel. London: Chatto and Windus.
  • Weber, M. (2006). Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism]. Moscow: Russian Political Encyclopedia. (in Russian).
  • Zimmel', G. (1996). Sozertsaniye zhizni [Contemplation of Life]. Moscow: Yurist. (in Russian).

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4624


О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Название на языке публикации:О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Автор:Алексей Савин
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №1 (2015), 9-37
Язык:Русский
Тип публикации:Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-9-37 PDF (Загрузок: 4166)

Аннотация
Целью статьи является определение феноменологической философии. Для достижения этой цели автор раскрывает смысловой генезис феноменологической философии средствами генетической феноменологии. Необходимость такого исследования продиктована проблемной ситуацией: с одной стороны, появлением и развитием множества версий феноменологии, с другой, — возникновением идеи постфеноменологии. Вследствие этого с неизбежностью встает вопрос об основании единства феноменологической философии и о ее сущности. Для решения этого вопроса автор раскрывает историю ключевых методологических понятий феноменологии — эпохé и редукции — и проясняет смысл и характер дискуссии о смысле феноменологического метода. В свете генетической феноменологии эпохé и редукция есть выявление связи габитуализации и горизонта в главном аспекте — связи между естественной установкой как пра-привычкой (Urgewohnheit), включающей в себя общий тезис (веру в бытие мира), и горизонтом всех горизонтов, миром. Анализ истории истолкования и критики гуссерлевских понятий эпохé и редукции обнаруживает неявное согласие мыслителей, придерживающихся различных версий феноменологической философии, в понимании дела феноменологии, т. е. ее темы и метода. Автор демонстрирует, что универсальной темой феноменологии в рамках этого неявного фундаментального консенсуса является доверие к миру (мир при этом трактуется как горизонт всех горизонтов). Универсальным методом феноменологического исследования является экспликация смысловой истории доверия к миру как источника образования всех мыслимых горизонтов. Автор полагает, что феноменологическое философствование есть раскрытие смысловой истории домашнего мира (Heimwelt). Сверх того, феноменологическая философия, cогласно автора, по самому своему существу предполагает феноменологическое осмысление феноменологической редукции, что означает уразумение ее историчности и связи с горизонтом того мира, который она тематизирует. Это, в свою очередь, позволяет средствами феноменологического анализа проследить и изменения домашнего мира, которые производят конституированые разрывом с ним области жизни. К их числу относятся философия вообще и феноменологическая философия в частности. Отсюда автор выводит свое определение феноменологической философии. Феноменологическая философия есть генеалогия доверительного знакомства с миром, выполняющаяся в свете понятия горизонтности и осуществляющая благодаря этому постоянную проблематизацию своей позиции. (Phänomenologische Philosophie ist Genealogie des Vertrauens mit «der» Welt).

Ключевые слова
Феноменология, редукция, генеалогия, доверие, габитуализация, историчность, горизонт, мир, Гуссерль.

References

  • Chernjakov, A. G. (2005). Filosofija kak strogaja nauka? Paradoksy «poslednego obosnovanija» [Philosophy as a Rigorous Science? Paradoxes of the ultimate ground]. In N. V. Motroshilova (Ed.), Istoriko-filosofskij ezhegodnik — 2004 [History of Philosophy Yearbook — 2004] (360–400). Moscow: Canon +, Rehabilitation. (in Russian).
  • Fink, E. (1933). Die phänomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwärtigen Kritik. Kant-Studien, 38, 319–383.
  • Fink, E. (1976). Reflexionen zu Husserls phänomenologische Reduktion. In Nähe und Distanz. München: Alber.
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (2004). Der Begriff der Zeit. (Vorlesungen 1924) (GA 64). Tübingen: Max Niemeyer.
  • Held, K. (1998). Horizont und Gewohnheit. Husserls Wissenschaft von der Lebenswelt. In H. Vetter (Ed.), Krise der Wissenschaften — Wissenschaft der Krisis? (11–25). Wien: Peter Lang.
  • Held, K. (2002). Einleitung. In E. Husserl (Ed.), Die phänomenologische Methode. — Ausgewählte Texte I (5–52). Stuttgart: Reclam.
  • Husserl, E. (1950). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch (Hua III). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1962). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1992). Erste Philosophie. Text nach Husserliana VII und VIII. Hamburg: Meiner.
  • Landgrebe, L. (1982). Faktizität und Individuation. Hamburg: Meiner.
  • Ströker, E. (1987). Phänomenologische Studien. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Ströker, E., & Janssen, P. (1989). Phänomenologische Philosophie. Freiburg, München: Alber.

Информация о Статье/Публикации


Название на языке оригинала:
Автор:
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №1 (2015),  9-37
Язык:
Тип публикации:
Статистика
Просмотров: 1648
Загрузок PDF: 4166
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-9-37 PDF

Аннотация

Ключевые слова

References

Информация о Статье/Публикации


Дефиниция и дескрипция у Брентано и Гуссерля. Языковые игры в феноменологии сознания

Название на языке оригинала:Дефиниция и дескрипция у Брентано и Гуссерля. Языковые игры в феноменологии сознания
Автор:Громов Роман
Издание:Horizon. Феноменологические исследования, 2012, Том 1, № 1   Стр. 7-27
Язык:Русский
Тип публикации:Статья
Статистика
Просмотров: 2176
Загрузок PDF: 3608
DOI : 10.18199/2226-5260-2012-1-1-7-27 PDF

Аннотация
В статье рассматриваются логические предпосылки понятия дескрипции у Брентано и Гуссерля, в частности, связь между учением о дефиниции и практикой дескрипции сознания. Оригинальность учения о дефиниции Брентано состоит в том, что он отошел от аристотелевского принципа дихотомической дифференциации родовых понятий. Напротив, Гуссерль возвращается к аристотелевскому принципу дифференциации родовых определений и утверждает интенциональность в качестве родовой характеристики актов сознания. Автор показывает, как расхождения в логической теории понятия обусловили многие существенные различия у Брентано и Гуссерля в практике дескрипции и в трактовке структур актов сознания.

Ключевые слова
Фундаментальная онтология, Мартин Хайдеггер, бытие, время, Dasein, временность, темпоральность, экстазис.

References
Гуссерль Э. Собр. соч. Т. III (1). Логические исследования. Т. II (1). M.: Гнозис; Дом интеллектуальной книги, 2001
Логос: журнал по философии и прагматике культуры. 2002 (33). С. 33
Brentano F. Deskriptive Psychologie. Hamburg: Meiner, 1982. S. 1-10.
Whewell W. The Philosophy of the Inductive Sciences. London: John W. Parker. 1840, Vol. 1. Р. LXI-LXII; а также: History of the Inductive Sciences from the earliest to the present time. The third edition with additions. New York: Appleton and Company, 1866. Vol. II. Р. 313 ff
Громов Р. А. Феномено- логия: философский прорыв или возрожденная схоластика (критика и самообосно- вание ранней феноменологии) // Ежегодник по феноменологической философии. 2009/2010. М., 2010. Т. II. С. 216-218.
Линней К. Философия ботаники. М.: Наука, 1989; см. также: Куприянов А. В. Раз- витие принципов систематики в XVII–XVIII вв.: автореф. … канд. биолог. наук. М., 2005.
Brentano F. Über die Zukunft der Philosophie, Leipzig: Felix Meiner, 1929. S. 139.
Brentano F. Über Aristoteles. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1986. S. 22-23, 29-31, 73- 82; idem.: Die Lehre vom richtigen Urteil. Bern: Francke Verlag, 1956. S. 51-53, 80-97; idem.: Aristoteles und seine Weltanschauung. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1977. S. 17- 20, 54-56; idem.: Geschichte der griechischen Philosophie. Bern; München: Francke Verlag, 1963. S. 234-235; idem.: Kategorienlehre. Leipzig: Meiner 1933. S. 20-25, 32-38, 104, 146-147.
Brentano F. Aristoteles und seine Weltanschauung. S. 18
Brentano F. Über Aristoteles. S. 23, 80-81
Аристотель. 1) Топика. I, 4-5; 2) Метафизика. Кн. 7. Гл. 4, 5, 9-12; 3) Аналитика. II, 5, 91b 35-39.
Brentano F. Die Lehre vom richtigen Urteil. Bern: Francke Verlag, 1956. S. 51-97
Hedwig K. Deskription. Die historischen Voraussetzungen und die Rezeption Brentanos // Brentano Studien. Würzburg, 1989. Bd. 1. S. 35
Brentano F. Die Lehre vom richtigen Urteil. S. 53
Брентано Ф. Из- бранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. С. 33
Брентано Ф. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. C. 22-44
Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunk. Leipzig: Meiner, 1924. Bd. I. S. 109-140
Grundzüge der Ästhetik. Hamburg: Meiner, 1959. S. 3-87
Husserl E. Erinnerungen an Franz Brentano // Kraus O. Franz Brentano. Zur Kenntnis seines Lebens und Lehre. München, 1919. S. 157-158
Громов Р. А. Феноменология: философский прорыв или возрожденная схоластика… C. 224-227
Brentano F. Kategorienlehre. Leipzig: Meiner 1933. S. 24-25; а также: S. 34-35
Гуссерль Э. Собр. соч. Т. III (1). Логические исследования. Т. II (1). C. 346.
Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. VII: Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften / hrsg. B. Groethuysen. Stuttgart-Göttingen, 1968. S. 237
Wundt W. Psychologismus und Logizismus // Wundt W. Kleine Schriften. Bd. 1. Leipzig: Verlag von Wilhelm Engelmann, 1910. S. 519.
Brentano F. Deskriptive Psychologie. Hamburg: Meiner, 1982.
(Гуссерль Э. Соб. соч. Т. III (1). Логические исследования. Т. II (1). С. 403).
(Husserl E. Husserliana, Gesammelte Werke, Bd. XX/1. Logische Untersuchungen, Ergänzungsband, Erster Teil. Dordrecht: Kluwer, 2002. S. 321