Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ: СЛУЧАЙ РОК-МУЗЫКИ

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ: СЛУЧАЙ РОК-МУЗЫКИ
Автор: ЕЛЕНА КОСИЛОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 607-624
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-607-624 PDF (Загрузок: 2005)

Аннотация
В статье рассматривается проблема понимания смысла музыки на примере музыки рок. Цель статьи — найти критерий такого понимания. Для этого рассматривается вопрос, что такое вообще музыкальный смысл. Поскольку рок-композиции обычно имеют небольшую длину и в ее рамках одну эксплицитную мелодию, можно сказать, что именно схватывание этой мелодии и является музыкальным пониманием. Возникает вопрос, что означает схватить мелодию, означает ли это возможность ее напеть? Нет, необязательно, но это означает уловить ее рисунок. Идея, что музыка является языком, отвергается — она не несет внешних для себя смыслов. В статье рассматривается несколько примеров «перевода» одной мелодии в другой стиль или лад, причем гилетические данные меняются, а рисунок остается. Это связывается с сохранением музыкального смысла и музыкальной мысли. Самым главным критерием музыкального понимания является сила экзистенциального переживания мелодии. Для понимания музыки, для схватывания ее смысла слушатель должен быть разомкнут, то есть быть в готовности воспринять музыку как эстетический объект. В момент слушания музыка является насыщенным феноменом, поскольку не допускает горизонта, в котором звучала бы другая, альтернативная музыка. Затрагивается проблема телесности при восприятии музыки, что особенно важно в музыке рок, в которой обычно имеется четкий ритм. Рисунок мелодии также имеет пространственный характер, что отсылает к телесности. Здесь можно говорить о некоем «резонансе» внешней музыки с внутренним музыкальным миром слушателя.

Ключевые слова
феноменология музыки, рок-музыка, насыщенный феномен, понимание музыки, музыка и культура.

References

  • Arkadiev, M. (1993). Temporal Structures of Modern European Music. Moscow: Biblos Publ. (In Russian)
  • Barismancotv. (2018, November 22). Benden Öte Benden Ziyade [YouTube Video]. Retrieved from https://youtube/Bf8VGfy8GZ8
  • Benson, B. (2003). The Improvisation of Musical Dialogue. A Phenomenology of Music. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Bonfeld, M. (2006). Music: Language. Speech. Thinking. An Essay of Systematic Investigation of Musical Art. Rus. Ed. Saint-Petersburg: Kompositor Publ. (In Russian)
  • Clifton, T. (1983). Music as Heard. New Haven: Yale University Press.
  • Dufrenne, M. (2014). Introduction to “Phenomenology of Aesthetic Experience”. Horizon. Studies in Phenomenology, 3 (2), 161–176. (In Russian)
  • EmreMüzikOfficial. (2019, February 1). Barış Manço — Urfa'nın Etrafı Dumanlı Dağlar [YouTube Video]. Retrieved from https://www.youtube.com/watch?v=Wz22FrEx9aY
  • Evil Masquerade. (2016, November 30). EVIL MASQUERADE — Märk Hur Vår Skugga [YouTube Video]. Retrieved from https://youtube/hhsPZlxPNPA
  • Fiske, H. (2008). Understanding Musical Understanding: The Philosophy, Psychology, and Sociology of the Musical Experience. Lewiston, Queenston, and Lampeter: The Edwin Mellen Press.
  • Gracyk, T. (1996). Rhythm and Noise: An Aesthetics of Rock. Duke University Press. Durham and London.
  • Heidegger, M. (2008). The Origin of the Work of Art. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Huovinen, E. (2011). Understanding Music. In Th. Gracyk & A. Kania (Eds.), The Routledge Companion to Philosophy and Music (123–133). New York: Routledge Publ.
  • Husserl, E. (1994). Phenomenology of Inner Time Consciousness. Rus. Ed. Moscow: Logos, Gnosis Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy: First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2011). Logical Investigations. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Ihde, D. (2007). Listening and Voice. Phenomenologies of Sound. State University of New York Press.
  • Ingarden, R. (1962). The Work of Music and the Problem of Its Identity. In R. Ingarden, Researches in Aesthetics (403–570). Moscow: Izdatel’stvo Inostrannoi Literatury Publ. (In Russian)
  • Jackendoff, R. (2011). Music and Language. In T. Gracyk & A. Kania (Eds.), The Routledge Companion to Philosophy and Music (101–112). New York: Routledge Publ.
  • Losev, A. F. (2012). Music as the Subject of Logic. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Marion, J.-L. (2014). Saturated Phenomenon. In (Post)Phenomenology: New Phenomenology in France and Abroad (63–99). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Martijnny. (2009). Mediaeval Baebes — Märk Hur Vår Skugga [YouTube Video]. https://youtube/mn8K4IoWgL8
  • Medova, A. (2021). Phenomenology of Musical Experience. Krasnoyarsk: SiBGU im. M. F. Reshetneva Publ.; Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf’eva Publ. (In Russian)
  • Short Dictionary of Aesthetics. (2022). Short Dictionary of Aesthetics. Retrieved from https://esthetiks.ru/pravda-hudozhestvennaya.html. (In Russian)
  • Tatlises, I. (2010, October 10). Urfa'nın Etrafı [YouTube Video]. Retrieved from https://youtube/LYF8OlR-luo

Информация о Статье/Публикации


ЯЗЫК НЕЙТРАЛЬНОСТИ У ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: HUSSERL’S LANGUAGE OF NEUTRALITY
Автор: ГУЭЛЬФО КАРБОНЕ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 517-543
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-517-543 PDF (Загрузок: 1156)

Аннотация
Гуссерль тяготел к тому, чтобы рассматривать феноменологический метод как новое начало философии. Ключевая идея его методологии, epoché, влечет за собой изменение установки, способное полностью отменить или лишить силы все то, что может быть нам дано и использовано в философском исследовании. Так, в Идеях I она рассматривается как «модификация нейтральности» и определяется как универсальная модификация сознания, пронизывающая естественную установку. Нейтрализацию, как и сам метод, Гуссерль описывает с опорой на «язык нейтральности», на котором фактически говорят во время исследования, занимая принятую в описаниях феноменологическую позицию, а также приводит ряд довольно своеобразных фактов, которые необходимо выполнить, чтобы занять феноменологическую установку. В статье автор рассматривает феноменологический язык нейтральности, сначала показывая, что значит «нейтральность» и поясняя основные выражения этого своеобразного языка (такие как «вывести из игры», «заключить в скобки», «подвесить» и др.), затем помещая их в контекст феноменологического анализа, а именно в тот, что связан с переживаниями в фантазии. Наконец, возвращаясь к ранним интерпретациям трансцендентальной философии Гуссерля и особенно его критических прочтений Левинасом и Финком, автор демонстрирует некоторые ключевые свойства метода epoché, предполагая, что изучение специфической нейтральности, вовлеченной в последнее, способно помочь решить вопрос о том, каким типом акта является epoché и может ли оно рассматриваться как акт в принципе.

Ключевые слова
Эдмунд Гуссерль, феноменология, методология, epoché, нейтральность, фантазия, язык.

References

  • Agamben, G. (2000). Means without Ends. Notes on Politics (V. Binetti & C. Casarino, Trans.). Minneapolis, MN, London: University of Minnesota Press.
  • Agamben, G. (2016). The Use of Bodies (A. Kotsko, Trans.). Stanford, CA: Stanford University Press.
  • Agamben, G. (2018). Per un’ontologia e una politica del gesto. In Gesto. Seminario del Giardino di studi filosofici. Retrieved from https://www.quodlibet.it/toc/404.
  • Alloa, E. (2010). Phantasie. In H.-H. Gander (Ed.), Husserl-Lexicon (235-236). Darmstadt: WBG.
  • Annas, J., & Barnes, J. (Eds.). (2000). Sextus Empiricus. Outlines of Scepticism (2nd ed.). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Belussi, F. (1990). Die modaltheoretischen Grundlagen der Husserlschen Phänomenologie. Freiburg i.B.: Alber Verlag.
  • Bernet, R. (1991). Le concept husserlien de noème. Les Études Philosophiques, 1, 79–100.
  • Carr, D. (1994). The Question of the Subject: Heidegger and the Transcendental Tradition. Human Studies, 17 (4), 403–418.
  • Chapel de la Pachevie, P. (2000). Edmund Husserl la filosofia come conversio. In L. Alici, R. Piccolomini, A. Pieretti (Eds.), Esistenza e libertà. Agostino nella filosofia del Novecento. Vol. 1 (21–47). Rome: Città Nuova.
  • Cobos, J. C. (2010). Vergegenwärtigung. In H.-H. Gander (Ed.), Husserl-Lexicon (294–296). Darmstadt: WBG.
  • Crowell, S. G. (2012). Transcendental Phenomenology and the Seductions of Naturalism: Subjectivity, Consciousness, and Meaning. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of Contemporary Phenomenology (25–47). Oxford: Oxford University Press.
  • Dattilo, E. (2018). Teoria del gesto. In Gesto. Seminario del Giardino di studi filosofici. Retrieved from https://www.quodlibet.it/toc/407.
  • De Santis, D. (2021). Husserl and the a priori. Cham: Springer.
  • De Warren, N. (2015). Concepts Without Pedigree: The Noema and Neutrality Modification: Section III, Chapter 4, On the Problems of Noetic-Noematic Structures. In A. Staiti (Ed.), Commentary on Husserl’s “Ideas I” (225–255). Berlin, München, Boston: De Gruyter.
  • De Warren, N. (2020). The Virtuous Philosopher and the Chameleon Poet: Husserl and Hofmannsthal. In P. P. Haensler, K. Mendicino & R. Tobias (Eds.), Phenomenology to the Letter: Husserl and Literature (263–282). Berlin, Boston: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110654585-012
  • Drummond, J. J. (2007). Neutralization. In J. J. Drummond (Ed.), Historical Dictionary of Husserl’s Philosophy (143–144). Lanham, MD: Scarecrow Press.
  • Ferencz-Flatz, Ch. (2009). The Neutrality of Images and Husserlian Aesthetics. Studia Phaenomenologica, 9, 477–493.
  • Fink, E. (1966). Vergegenwärtigung und Bild. Beiträge zur Phänomenologie der Unwirklichkeit. In E. Fink, Studien zur Phänomenologie 1930-1939 (1–78). Dordrecht: Springer.
  • Fink, E. (1970). The Phenomenological Philosophy of Edmund Husserl and Contemporary Criticism. In R. O. Elveton (Ed.), The Phenomenology of Husserl. Selected Critical Readings, second edition (73–147). London, New York: Routledge.
  • Guaraldi, A. (1965). La modificazione di neutralità come epoché naturale. Revue internationale de philosophie, 19 (71–72), 74–106.
  • Guidi, L. (2018). Philosophie als Umwendung. Performativität und Negation im Gebrauch der formalen Anzeige. In S. Camilleri, G. Fagniez & Ch. Gauvry (Eds.), Heideggers Hermeneutik der Faktizität – L’herméneutique de la facticité de Heidegger – Heidegger’s Hermeneutics of Facticity (47-64). Nordhausen: Verlag Traugott Bautz GmbH.
  • Guidi, L., & Rentsch, Th. (Eds.). (2020). Phenomenology as Performative Exercise. Leiden, Boston: Brill.
  • Hadot, P. (1968). Conversion. In Encyclopaedia Universalis, vol. 4 (979–981). Paris: Encyclopaedia Universalis France.
  • Heidegger, M. (1984). The Metaphysical Foundations of Logic. Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Heidegger, M. (2004). Phenomenology of Religious Life: 1. Introduction to the Phenomenology of Religion; 2. Augustine and Neo-Platonism; 3. The Philosophical Foundations of Medieval Mysticism. Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Hennigfeld, I. (2010). Modifikation. In H.-H. Gander (Ed.), Husserl-Lexicon (199–200). Darmstadt: WBG.
  • Husserl, E. (1930). Nachwort zu meinen „Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie“. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 11, 549¬–570.
  • Husserl, E. (1950). Idées directrices pour une phénoménologie pure et une philosophie phénoménologique. Tome premier. Introduction générale à la phénoménologie pure. Paris: Gallimard.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil. Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1964). Paris Lectures. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1965). Phenomenology and the Crisis of Philosophy: Philosophy as Rigorous Science and Philosophy and the Crisis of European Man. New York, Evanston, London: Harper & Row.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis: Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten (1918–1926) (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). Nachdruck der 2. erg. Auflage. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie: Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. 1. Halbband. Text der 1.-3 (Hua III/1). Auflage. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1980). Phantasie, Bildbewusstsein, Erinnerung. Zur Phänomenologie der anschaulichen Vergegenwärtigungen. Texte aus dem Nachlass (1898–1925) (Hua XXIII). The Hague, Boston, London: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology (7th imp.). The Hague, Boston, London: Martinus Nijhoff Publishers.
  • Husserl, E. (1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book. General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague, Boston, Lancaster: Martinus Nijhoff Publisher.
  • Husserl, E. (1984a). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Erster Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Text der 1. und der 2. Auflage ergänzt durch Annotationen und Beiblätter aus dem Handexemplar (Hua XIX/1). The Hague, Boston, Lancaster: Martinus Nijhoff Publishers.
  • Husserl, E. (1984b). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen (1906/07) (Hua XXIV). Dordrecht, Boston, London: Martinus Nijhoff Publisher.
  • Husserl, E. (1991). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Nachdruck der 2. verb. Auflage. Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (1994). Brief an Hugo von Hofmannsthal vom 12.01.1907. In Briefwechsel, Teil VII, Wissenschaftlerkorrespondenz (Hua Dokumente III/VII) (133–136). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publisher.
  • Husserl, E. (1999). The Idea of Phenomenology. A Translation of „Die Idee der Phänomenologie“ (Hua II). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001a). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewußtsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publisher.
  • Husserl, E. (2001b). Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926-1935) (Hua XXXIV). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2005). Phantasy, Image Consciousness, and Memory (1898–1925) . Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2012). Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology (1931 1st ed.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (2014). Ideas for a Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to Pure Phenomenology. Indianapolis, IN, Cambridge: Hackett Publishing Company.
  • Kant, I. (1998). Critique of Pure Reason. Cambridge, New York: Cambridge University Press.
  • Kirchmayr, R. (2021). L’epoché come sovversione e la torsione del tempo. aut aut, 390, 65–83.
  • Lavigne, J.-F. (2005). Husserl et la naissance de la phénoménologie (1900–1913) . Des Recherches logiques aux Ideen: la genèse de l’idéalisme transcendental phénoménologique. Paris: PUF.
  • Levinas, E. (1982). L’œuvre de Edmond Husserl. In E. Levinas, En découvrant l’existence avec Husserl et Heidegger, réimpression conforme à la première édition suivie d’essais nouveaux (7-52). Paris: Librairie Philosophique J. Vrin.
  • Levinas, E. (1995). The Theory of Intuition in Husserl’s Phenomenology (2nd ed.). Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Moran, D., & Cohen, J. (Eds.). (2012). The Husserl Dictionary. London, New York: Bloomsbury.
  • Nietzsche, F. (2006). On the Genealogy of Morality. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Paci, E. (1961). Tempo e verità nella fenomenologia di Husserl. Milan: Bompiani.
  • Paci, E. (2021). Epoché. aut aut, 390, 19–21.
  • Patočka, J. (1988). Qu’est-ce que la phénoménologie?. In Qu’est-ce que la phénoménologie? (263–302). Grenoble: Éditions Jérome Millon.
  • Patočka, J. (1996). Heretical Essays in the Philosophy of History. Chicago, La Salle: Open Court Publishing Company.
  • Popa, D. (2011). La langue des choses muettes. Edmund Husserl et Hugo von Hofmannsthal. Klesis, 20, 4–23.
  • Rovatti. P. A. (2021). Il gesto fenomenologico. aut aut, 390, 3–14.
  • Ryle, G. (1973). Negative ‘Actions.’ Hermathena, 115, 81–93.
  • Şan, E. (2015). Essai sur la thématisation phénoménologique du neutre. Implications Philosophiques. Retrieved from http://www.implications-philosophiques.org/neutralite-apparition/.
  • Scheler. M. (1973). Phenomenology and the Theory of Cognition. In M. Scheler, Selected Philosophical Essays (136-201). Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Schuhmann, K. (1973). Die Dialektik der Phänomenologie. I. Husserl über Pfänder. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Serra, A. M. (2010). Neutralisierung. In H.-H. Gander (Ed.), Husserl-Lexicon (208–209). Darmstadt: WBG.
  • Smith, B., & Smith, D. (Eds.). (1995). Introduction. In B. Smith & D. Smith (Eds.), The Cambridge Companion to Husserl (1–44). Cambridge, New York: Cambridge University Press.
  • Sommer, Ch. (2005). L’éthique de l’ontologie: Remarque sur « Sein und Zeit » (§ 63) de Heidegger. Alter: Revue de phénoménologie, 13, 119–134.
  • Sloterdijk, P. (2012). The Art of Philosophy. Wisdom as a Practice. New York: Columbia University Press.
  • Staiti, A. (2010). Epoché. In H.-H. Gander (Ed.), Husserl-Lexicon (84–86). Darmstadt: WBG.
  • Virno, P. (2015). L’uso della vita. In P. Virno, L’idea di mondo. Intelletto pubblico e suo della vita (153-187). Macerata: Quodlibet.
  • Warren, H. C. (2002). Buddhism in Translation. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers.
  • Wilberg, H. S. (2020). Absehen – Disregarding Literature (Husserl / Hofmannsthal / Benjamin). In P. P. Haensler, K. Mendicino & R. Tobias (Eds.), Phenomenology to the Letter: Husserl and Literature (133-148). Berlin, Boston: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110654585-007
  • Xolocotzi, A. (2010). Akt. In H.-H Gander (Ed.), Husserl-Lexicon (21–23). Darmstadt: WBG.

Информация о Статье/Публикации


ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ. ВЗГЛЯД ИЗ РАННЕЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ХАЙДЕГГЕРА

Название на языке публикации: THE PHENOMENON OF MUSICAL IDENTIFICATION. A VIEW FROM HEIDEGGER’S EARLY PHENOMENOLOGY
Автор: ХРИСТИАН ВАССИЛЬЕВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 584-606
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-584-606 PDF (Загрузок: 1229)

Аннотация
Отправной точкой данной статьи являются взгляды различных выдающихся музыкальных исполнителей двадцатого века, свидетельствующие о переживании музыкальной идентификации, то есть о переживании единения с музыкой. Цель статьи — исследовать феноменологические последствия этого переживания на основе ранних феноменологических разработок Мартина Хайдеггера. В статье сравнивается взгляд раннего Хайдеггера на феноменальную данность с взглядом Эдмунда Гуссерля. Если Гуссерль рассматривает феноменальную данность как конституируемую (трансцендентальным) сознанием, то Хайдеггер обретает первичную данность в резонансе (Mitschwingen) между «я» и его жизненным миром. Тезис автора заключается в том, что в ранней феноменологии Хайдеггера не субъект, а скорее отношение между «я» и миром «конституирует» данность. Эта перспектива позволяет изучать музыкальную идентификацию как переживание. Музыкальная идентификация упраздняет различие между субъектом и объектом. В музыкальной идентификации только отношение между «я» и музыкой конституирует и то, и другое. Таким образом, музыка не может быть феноменологически понята адекватно, если она рассматривается просто как объект, что является предпосылкой в рамках более традиционных феноменологических подходов к музыке, таких как подходы Романа Ингардена и Микеля Дюфрена. Ингарден и Дюфрен рассматривают музыку как дистанцированную от субъекта, как нечто, подлежащее исследованию в его объективных характеристиках, не предполагая конституирующего отношения между «я» и музыкой. Напротив, Ганс-Генрих Эгебрехт, Гюнтер Андерс и Илья Йончев признают, что субъект-объектное разделение недостаточно для изучения музыкального переживания. Однако если Эгебрехт в конечном итоге остался в рамках дихотомии субъект-объект, то Андерс и Йончев развили идею музыкального Mitsein или бытия-с-музыкой, которая полностью порывает с предпосылкой субъект-объектного отношения и позволяет интерпретировать музыкальное переживание как способ бытия, в котором смысл «я» и музыкальный смысл совпадают.

Ключевые слова
данность, переживание, конституирование, отношение, Mitsein, субъективность, настроение, Mitvollzug.

References

  • Anders, G. (2017). Philosophische Untersuchungen über musikalische Situationen. In Musikphilosophische Schriften: Texte und Dokumente (15–140). München: C.H. Beck.
  • Brough, J. B. (2010). Notes on the Absolute Time-Constituting Flow of Consciousness. In D. Lohmar & I. Yamaguchi (Eds.), Phaenomenologica: Vol. 197. On Time: New Contributions to the Husserlian Pphenomenology of Time. Vol. 197 (21–49). Dordrecht, London: Springer. https://doi.org/10.1007/978-90-481-8766-9_2
  • Celibidache, S. (2008). Über musikalische Phänomenologie: Ein Vortrag und weitere Materialien. Augsburg: Wissner.
  • Dufrenne, M. (1973). The Phenomenology of Aesthetic Experience. Northwestern University Studies in Phenomenology & Existential Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Eggebrecht, H. H. (1977). Theorie der asthetischen Identifikation. Zur Wirkungsgeschichte der Musik Beethovens. Archiv Für Musikwissenschaft, 34 (2), 103. https://doi.org/10.2307/930777
  • Eggebrecht, H. H. (1999). Musik verstehen (2. Aufl.). Wilhelmshaven: F. Noetzel.
  • Fischer, E. (1959). Musikalische Betrachtungen. Leipzig: Insel.
  • Furtwängler, W., & Abendroth, W. (1955). Gespräche über Musik (6. Aufl.). Zürich: Atlantis Verlag.
  • Gulda, F. (1971). Worte zur Musik. München: R. Piper.
  • Heidegger, M. (1967). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (1999). Zur Bestimmung der Philosophie (GA 56-57). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2008). Towards the Definition of Philosophy (T. Sadler, Trans.). London: Continuum.
  • Heidegger, M. (2010). Being and Time. Albany, N.Y.: State University of New York Press.
  • Heidegger, M. (2012). Der Ursprung des Kunstwerkes. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Høffding, S. (2018). A Phenomenology of Musical Absorption. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan.
  • Hofmann, J. (1920). Piano Playing. A Little Book of Simple Suggestions. Philadelphia: Theodore Presseer Co.
  • Husserl, E. (1969). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917) (Hua X). Den Haag: Kluwer.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen philosophie: 1. Buch (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague, London: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1991). On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time (1893-1917). Dordrecht: Springer Science+Business Media.
  • Husserl, E. (1999). The Idea of Phenomenology. Dordrecht, London: Kluwer Academic.
  • Husserl, E. (2001). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929-1934): Die C-Manuskripte. Dordrecht: Springer.
  • Ingarden, R. (1986). The Work of Music and the Problem of Its Identity. London: Palgrave Macmillan UK. https://doi.org/10.1007/978-1-349-09254-3
  • Kant, I. (1987). Critique of Judgment (W. S. Pluhar, Trans.). Indianapolis, Cambridge: Hackett.
  • Kern, I. (1962). Die drei Wege zur transzendental-phänomenologischen Reduktion in der Philosophie Edmund Husserls. Tijdschrift Voor Filosofie, 24 (2), 303–349.
  • Marion, J.-L. (2002). Being Given: Toward a Phenomenology of Givenness. Stanford, Calif.: Stanford University Press.
  • Marion, J.-L. (2005). Étant donné: Essai d'une phénoménologie de la donation (3. éd. corr.,). Paris: P.U.F.
  • Merleau-Ponty, M. (1962). Phenomenology of Perception. New York: Humanities Press.
  • Plato. (1996). The Dialogues of Plato, Volume 3: Ion, Hippias Minor, Laches, Protagoras (R. Allen, Trans.). New Haven u.a.: Yale Univ. Press.
  • Walter, B. (1957). Von der Musik und vom Musizieren. Zürich: Buchclub Ex Libris.
  • Wertheimer, M. (1922). Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt. Psychologische Forschung, 1 (1), 47–58.
  • Wertheimer, M. (1984). Gestalt Theory. Social Research, 51 (1), 305–327.
  • Westerlund, F. (2014). Heidegger and the Problem of Phenomenality. Helsinki: University of Helsinki.
  • Yonchev, I. (2007). Musical Sense. Sofia: Riva. (In Bulgarian)
  • Zahavi, D. (2003). Inner Time-Consciousness and Pre-Reflective Self-Awareness. In D. Welton (Ed.), The New Husserl: A Critical Reader (157–180). Indiana University Press.
  • Zahavi, D. (2011). Unity of Consciousness and the Problem of Self. In S. Gallagher (Ed.), The Oxford Handbook of the Self (316–335). Oxford: Oxford University Press.

Информация о Статье/Публикации


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ГЕОРГИЯ ЧЕРНАВИНА «ФИЛОСОФИЯ ТРОЛЛЯ: ФЕНОМЕН ПЛАТНЫХ БОТОВ»
Москва: РИПОЛ классик, 2021.
ISBN 978-5-386-13894-3.

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ГЕОРГИЯ ЧЕРНАВИНА «ФИЛОСОФИЯ ТРОЛЛЯ: ФЕНОМЕН ПЛАТНЫХ БОТОВ»
Москва: РИПОЛ классик, 2021.
ISBN 978-5-386-13894-3.
Автор: МИХАИЛ БЕЛОУСОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 743-750
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-743-750 PDF (Загрузок: 1189)

Аннотация
Рецензия посвящена книге Георгия Чернавина «Философия тролля: феномен платных ботов». Кратко рассмотрено центральное понятие книги — встроенное мнение как мнение, за которым никого нет. Исходя из идеи встроенного мнения, Георгий Чернавин стремится раскрыть анонимный характер естественной установки и ее генерального тезиса — мир как действительность всегда есть. Естественная установка предстает установкой, которую никто никогда не принимал, но которая всегда уже приняла меня и благодаря этому сама собой разумеется без всякого моего участия. Анализируется двойственность фигуры интернет-тролля в книге Георгия Чернавина: с одной стороны, тролль — это тот, кто высказывает чужое готовое мнение от первого лица, и в этом смысле воплощает естественную установку, с другой стороны, он делает естественную установку профессиональной и таким образом невольно ее подрывает, так как посредством профессионализации полагает ее как установку, делая тем самым шаг к ее остранению. В то же время предложенная Георгием Чернавиным исследовательская стратегия проблематизируется в рецензии в нескольких отношениях. Это, прежде всего, практически полное сведение другого к анонимности, не оставляющее места для значимых других в структуре опыта. Подобно Хайдеггеру, Георгий Чернавин исходит из альтернативы «Я или никто (das Man)» (при всей проблематичности статуса «Я» и «своего» в книге), между тем как другой, как, собственно, другой и свои другие, целиком остаются за кадром. Предпринята также попытка показать проблематичность той интерпретации вовлеченности и невовлеченности, которая развернута в книге. Вовлеченность раскрывается в книге только как источник забвения философских проблем, а все возможности философского осмысления связываются с невовлеченностью. Автор статьи пытается показать, что, напротив, невовлеченность в феноменологии является также залогом несамотождественности самости и, тем самым, условием возможности философской проблематизации, тогда как невовлеченность, как показывает пример троллей, может оказаться источником встроенных мнений. Наконец, рассмотрена возможность обращения ключевого аргумента книги против самой книги представителями других философских традиций.

Ключевые слова
тролль, мнение, феноменология, естественная установка, Гуссерль, другие, анонимность.

References

  • Belousov, M. (2021). Doubt of the Troll and the Deceiving Bot Hypothesis. In G. Chernavin, Philosophy of the Troll. The Phenomenon of Paid Bots (213–231). Moscow: RIPOL klassik Publ. (In Russian)
  • Chernavin, G. (2021). Philosophy of the Troll. The Phenomenon of Paid Bots. Moscow: RIPOL klassik Publ. (In Russian)
  • Hegel, G. W. F. (1987). Phänomenologie des Geistes. Stuttgart: Reclam.
  • Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1999). Zur Bestimmung der Philosophie (GA 56/57). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kant, I. (1994). Prolegomena to Any Future Metaphysics That Will Be Able to Present Itself as a Science. In I. Kant, Collected Works in Eight Volumes. Vol. 4 (5–152). Rus. Ed. Moscow: Choro Publ. (In Russian)
  • Plato. (2007). Theaetetus. In Plato, Collected Works in Four Volumes. Vol. 2 (229–327). Rus. Ed. Moscow: SPbGU Publ. (In Russian)
  • Yampolskaya, A. (2021). Objections to “Opinion of the Troll”. In G. Chernavin, Philosophy of the Troll. The Phenomenon of the Paid Bots (288–291). Moscow: RIPOL klassik Publ. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 703


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ОРЕЛЬЕНА ДЖИАНА
HUSSERL ET L’HORIZON COMME PROBLÈME. UNE CONTRIBUTION A L’HISTOIRE DE LA PHENOMENOLOGIE
Lille: Presses universitaires du Septentrion, 2021. ISBN-102757433296

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ОРЕЛЬЕНА ДЖИАНА
HUSSERL ET L’HORIZON COMME PROBLÈME. UNE CONTRIBUTION A L’HISTOIRE DE LA PHENOMENOLOGIE
Lille: Presses universitaires du Septentrion, 2021. ISBN-102757433296
Автор: КИРИЛЛ ЯКОВЛЕВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 466-482
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-466-482 PDF (Загрузок: 1376)

Аннотация
«Горизонт» — одно из ключевых понятий феноменологии, без которого едва ли возможно представить развитие этого течения. Орельен Джиан предлагает оригинальный взгляд на историю этого понятия. Обращаясь к самым фундаментальным задачам и проблемам феноменологии, Джиан пересматривает горизонт в свете таких тем как согласованность опыта, реальность мира и мотивация. Одним из достижений этого исследования стал вывод о том, что история горизонта в философии Гуссерля начинается не с «Идей I», а с лекционного курса «Вещь и пространство». Этот вывод имеет не только историческое значение, но также раскрывает в новом ключе связь между «горизонтом всех горизонтов», принципиальной незавершённостью внешнего опыта и подвижностью внимания. Джиан не соглашается с Саулюсом Генюшасом в том, что феномены «ореол» и «задний план» противопоставляются в работах Гуссерля горизонту, относятся к области психического, а не онтологического синтеза, как горизонт. Ореол и задний план функционируют в качестве временно оставленных вниманием элементов опыта, связанных мотивационными взаимоотношениями с актуально данными. Сознание не осуществлённых потенциальностей опыта обеспечивает согласованность опыта, лишает переход от актуального к потенциальному разрывов. В нашей рецензии мы освещаем основные выводы этого исследования, а также ту часть работы Джиана, которая не попала в итоговый вариант книги. Вместе с тем мы помещаем исследовательский проект Джиана в контекст исследований горизонта и мотивации в философии Гуссерля, история которых насчитывает уже около полусотни лет.

Ключевые слова
горизонт, мотивация, ореол, стиль, герменевтическая феноменология, Эдмунд Гуссерль, Саулюс Генюшас.

References

  • Belousov, M. (2021). On the Question of Evidence in Husserl’s Phenomenology: The Given and the Horizon. Filosofskii zhurnal, 14 (2), 66-81. (In Russian)
  • Belousov, M. (2015). On the Problem of Meaning in Husserl’s Phenomenology: The Concept of Final Fulfillment in Husserl’s Phenomenology. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii, 4, 165-204. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Biemel, W. (2018). W. Biemel’s Introduction to the Second Volume of “Husserliana” . Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaja Akademija Publ. (In Russian)
  • Djian, A., & Majolino, C. (2018). What ‘Phenomenon’ for Hermeneutics? Remarks on the Hermeneutical Vocation of Phenomenology. In Paul Fairfield & Saulius Geniusas (Eds.), Hermeneutics and Phenomenology: Figures and Themes (48-64). London, Oxford, NY: Bloomsbury.
  • Djian, A. (2017). L’horizon comme problème. Contribution à une histoire plurielle de la phénoménologie. Lille: Université Charles de Gaulle — Lille III.
  • Djian, A. (2021). Husserl et l’horizon comme problème — Une contribution à l’histoire de la phénoménologie. Lille: Presses universitaires du Septentrion.
  • Fazakas, I., & Gozé, T. (2020). The Promise of the World: Towards a Transcendental History of Trust. Husserl Studies, 36 (2), 169-189. https://doi.org/10.1007/s10743-020-09264-9
  • Geniusas, S. (2012). The Origins of the Horizon in Husserl’s Phenomenology. Dordrecht: Springer.
  • Hopp, W. (2010). How to Think about Nonconceptual Content. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, X (1), 1–24.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Ding und Raum (Hua XVI). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und Transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Hua XVII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Vol. I. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2010). Cartesian Meditations. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2018). The Idea of Phenomenoogy. Five Lectures. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaja Akademija Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2003). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russian)
  • Kuhn, H. (2013). The Phenomenological Concept of “Horizon”. In Philosophical Essays in Memory of Edmund Husserl (106-123). Harvard University Press.
  • Smith, D. W., & McIntyre, R. (1982). Husserl and Intentionality: A Study of Mind, Meaning, and Language. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Audruck. Phänomenologie im Umbruch bei Husserl und seinen Nachfolgern. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2012). New Phenomenology in France. The Southern Journal of Philosophy, 50, 295-303. https://doi.org/10.1111/j.2041-6962.2012.00100.x
  • Walsh, P. J. (2017). Motivation and Horizon: Phenomenal Intentionality in Husserl. Grazer Philosophische Studien, 94 (3), 410-435. https://doi.org/10.1163/18756735-09403007
  • Welton, D. (1983). The Origins of Meaning: A Critical Study of the Thresholds of Husserlian Phenomenology. Boston: Kluwer.
  • Yampolskaya, A. (2013). Phenomenology in Germany and France: Problems of the Method. Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Yoshimi, J. (2016). Husserlian Phenomenology: A Unifying Interpretation. Berlin: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-26698-5

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 750


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И НЕОКАНТИАНСТВОМ

Название на языке публикации: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И НЕОКАНТИАНСТВОМ
Автор: АННА ШИЯН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 170-189
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-170-189 PDF (Загрузок: 1408)

Аннотация
В статье рассматривается теория познания отечественного философа Василия Сеземана (1884–1963) в ее соотношении с основными направлениями философии начала ХХ века: феноменологией, неокантианством и интуитивизмом. Теория познания Сеземана интересна сегодня тем, что, следуя традиции неокантианства, она во многом разделяет принципы и методы феноменологии, при этом ставит гносеологические проблемы, не сформулированные в явном виде Эдмундом Гуссерлем, и предлагает решения, являющиеся актуальными сегодня. В статье выделяется общее тематическое поле, объединяющее феноменологию, неокантианство и интуитивизм. Это поле задается исходной субъект-объектной познавательной установкой, стремлением к выявлению условий возможности познания, постулированием наличия неязыкового уровня познания. Двигаясь в этой общей теоретико-познавательной проблематике начала ХХ в., Сеземан предлагает собственное решение следующих проблем: определение предмета познания, развитие метода интуиции в общем виде и в отношении усмотрения сущностей, различение предметной и непредметной установок и использование этого различения для описания разных типов познания, тематизация иррационального в познании, понимание суждения и его роли в окончательном формировании знания. Проведенное исследование позволяет представить познавательную ситуацию с точки зрения Сеземана следующим образом. Он считает, что познанию действительности предшествует восприятие ее предметов. Сеземан расходится с неокантианцами, с точки зрения которых, предметы познания формируются лишь в суждении, и солидаризируется с Гуссерлем, согласно учению которого мы сразу воспринимаем окружающий мир предметно. Однако, в отличие от Гуссерля, Сеземан не признает познающего характера восприятия и утверждает, что познание начинается с рефлексивной фиксации предмета познания. Познание индивидуального предмета находит свое воплощение в суждении, в котором фиксируется отношение предмета с его окружением или предмет определяется как уникальное соединение всеобщих свойств. Автор показывает, что решение гносеологических вопросов неизбежно выводит Сеземана на онтологическую проблематику: проблему соотношения бытия разного типа, соотношения общего и индивидуального, объективного и субъективного.

Ключевые слова
трансцендентализм, феноменология, неокантианство, теория познания, предмет познания, данность сознания, суждение, сущность, Сеземан.

References

  • Anilionytė, L., & Lozuraitis, A. (2000) The Life of Vosylius Sezemanas and His Critical Realism. In J. Baranova (Ed.), Lithuanian Philosophy: Personas and Ideas (187–200). Washington: Council for Research in Values & Philosophy.
  • Belov, V. (2012). Sezeman—a Taxonomist of Russian Neo-Kantianism. Voprosy filosofii, 4, 121–126. (In Russian)
  • Belov, V. (2017). Modern Studies of the Work of Vasily Sezeman Abroad. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 411–424. (In Russian)
  • Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Chardybon, B. (2015). Philosophy of Vasily Sesemann and Marburg Neo-Kantianism. Kantovskiy sbornik, 3 (53), 66–85. (In Russian)
  • Dmitriyeva, N. (2007). Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskiy proyekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2018). The Idea of Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaya akademiya Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1985). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/1907. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1992). Erfahrung und Urteil. Hamburg: Meiner.
  • Husserl, E. (1995). Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie. Vorlesungen 1917/1918. Den Haag: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001). Allgemeine Erkenntnistheorie. Vorlesung 1902/1903. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Ingarden, R. (1999). Introduction to the Husserl Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: Dom intellektual’noy knigi Publ. (In Russian)
  • Jonkus, D. (2015). Phenomenological Approaches to Self-Consciousness and the Unconscious (Moritz Geiger and Vasily Seseman). Studia Phenomenologica, XV, 225–237.
  • Jonkus, D. (2017). The Philosophy of Vasily Seseman: Neo-Kantianism, Intuitionism and Phenomenology. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 79-96. (In Russian)
  • Jonkus. D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija. Vilnius: Versus Aureus.
  • Rickert, G. (1913). Two Ways of the Theory of Cognition. Novye Idei v Filosofii, 7, 1–79. (In Russian)
  • Rickert, G. (1925). The Problem of Idealism in Philosophy. Rus. Ed. Logos, 1, 109–173. (In Russian)
  • Seseman, V. (1911). Rational und irrational im System der Philosophie. Logos, 1, 93–122. (In Russian)
  • Seseman, V. (1925). Review of the Book by N. Hartmann “The Main Features of the Metaphysics of Cognition”. Logos, 1, 229–235. (In Russian)
  • Seseman, V. (1927). Rationales und irrationales. In Studien zum Erkenntnisproblem II (129-192). Kaunas: Valstybes Spaustuve.
  • Seseman, V. (1932). Die logischen Gesetze und das Sein. Sonderbruck aus „Eranos“ II. Heft. Kaunas.
  • Seseman, V. (2010). Ethics of Plato and the Problem of Evil. Kantovskiy sbornik, 1 (13), 75–89. (In Russian)
  • Seseman, V. (2011). The Real Attitude and the “Pure” (Attitudeless) Knowledge. From the Manuscript Heritage. Kantovskii sbornik, 2 (36), 83–89. (In Russian)
  • Seseman, V. (2012). Das Problem des Idealismus in der Philosophie. Voprosy filosofii, 4, 127–133. (In Russian)
  • Seseman, V. (2013) Aesthetics I. Kant. In V. Belov & L. Tetyuyev (Eds.), Filosofiya Kanta i osnovaniya prakticheskoy filosofii (75-89). Rus. Ed. Saratov: Novyy proyekt. (In Russian)
  • Seseman, V. (2017). Manuscripts. Scheler, Lossky, Bergson (1950–1955). Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 201–210. (In Russian)
  • Shiyan, A. (2019). The Project of the Descriptive Metaphysics of Edmund Husserl: Cognitive Consciousness and the Problems of Cognition. In S. Katrechko & A. Shiyan (Eds.), Transtsendental’nyy povorot v sovremennoy filosofii (4): transtsendental’naya metafizika, epistemologiya i filosofiya nauki, teologiya i filosofiya soznaniya (194–203). Moscow: GAUGN–Press, Fond TSGI. (In Russian)
  • Sverdiolas, A. (2010). Vasily Seseman: The Other and Time. In M. Drunga & L. Donskis (Eds.), Vasily Seseman: Selected Papers (15-33). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Yakovenko, B. (2000). What is Philosophy? (Introduction to Transcendentalism). In A. Yermichev (Ed.), Moshch’ filosofii (91-164). St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)