Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1005


ГУССЕРЛЬ И ДЕРРИДА О ПРОЦЕССЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ: РАЗРЫВЫ И ЭКСЦЕССЫ

Название на языке публикации: HUSSERL AND DERRIDA ON THE PROCESS OF SENSE FORMATION—GAPS AND EXCESSES
Автор: ИРЕНА БРОЙЕР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 74-102
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-74-102 PDF (Загрузок: 1005)

Аннотация
В статье рассматривается проблема истока смысла и значения. По Гуссерлю определить идеальную идентичность чего-то нового можно только ретроактивно, в тотальности предшествовавших серий, отступая назад к исходному основанию смысла. В этом контексте Ж. Деррида в работах «Голос и феномен» и «Введение» к работе «Начало геометрии» Эдмунда Гуссерля ставит вопрос об идеальности того же самого как присутствии и о возможности вновь задействовать всякое архэ смысла. Феноменология не игнорирует эти затруднения, как видно из внимательного разбора корреляции между идеальным и чувственным опытом: мы покажем, что имеют место, по крайней мере, четыре взаимосвязанных разрыва, указывающие на то, как трудно ухватить и проследить архэ смысла. Во-первых, это разрыв между идеальностью смысла и его представлением. Во-вторых, разрыв между чувственной и категориальной интуицией, при том, что обе исключают друг друга. В-третьих, разрыв между идеальностью смысла и смыслом, выходящим за рамки наших ожиданий. В-четвёртых, разрыв между опытом нового, с которым мы сталкиваемся, и его схватыванием средствами сознания. Следовательно, имеет место фундаментальный разрыв между понятийными идеальностями и сущностной неопределённостью нашего феноменологического чувственного опыта, разрыв, соответствующий тому, что одно выходит за рамки другого. В этом смысле такие понятия Деррида как «различание» и «изобретение» позволяют нам постичь эту само-данность смысла как выражение такого постоянного самообновления. Это выражение принимает форму следа, ни присутствующего, ни отсутствующего, приостанавливает значение и полное присутствие, оставляя нарратив «открытым» для переизобретения смысла.

Ключевые слова
архэ, различание, эксцесс, событие, разрыв, значение, присутствие, смысл, след.

References

  • Bernet, R. (2004a). Conscience et Existence. Paris: PUF.
  • Bernet, R. (2004b). La vie du sujet. Paris: PUF.
  • Bernet, R. (1995). Derrida and His Master’s Voice. In W. Mc. Kenna & J. C. Evans (Eds.), Derrida and Phenomenology (1–21). Dordrecht: Kluwer.
  • Breuer, I. (2015). Husserls Lehre von den sinnlichen und kategorialen Anschauungen. Der sinnliche Überschuss des Sinnbildungsprozesses und seine doxische Erkenntnisform. In Ch. Asmuth & P. Remmers (Eds.), Ästhetisches Wissen (231–245). Berlin-Boston.
  • Breuer, I. (2019a). Ideation und Idealisierung: Die mathematische Exaktheit der Idealbegriffe und ihre Rolle im Konstitutionsprozess bei Husserl. META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, XI (2), 547–568. Retrieved from http://www.metajournal.org/articles_pdf/547-568-breuer-meta-2019-no2-rev.pdf
  • Breuer, I. (2019b). Husserl und die kritische Rehabilitierung der aristotelischen Ontologie. Husserl Studies, 35, 203–224.
  • Breuer, I. (2020a). Towards a Phenomenological Metaphysics. The Contingent Core of the Ego and of all Eidetic Forms. In J. Apostolescu & C. Serban (Eds.), Husserl, Kant and Transcendental Phenomenology (213–234). Berlin: De Gruyter.
  • Breuer, I. (2020b). Ort, Raum, Unendlichkeit. Aristoteles und Husserl auf dem Weg zu einer lebensweltlichen Raumerfahrung. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Crowell, St. G. (2001). Husserl, Heidegger, and the Space of Meaning. Paths toward Transcendental Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press.
  • Derrida, J. (1973). Speech and Phenomena (D. Allison, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Derrida, J. (1976). Of Grammatology (G. Chakravorty Spivak, Trans.). Baltimore/London: J. Hopkins University Press.
  • Derrida, J. (1978a). Edmund Husserl’s Origin of Geometry: An Introduction (J. P. Leavey, Trans.). Jr. Stoney Brook/New York: Nicolas Hays.
  • Derrida, J. (1978b). Force and Signification. In A. Bass (Trans.), Writing and Difference (3-30). Chicago: The University of Chicago Press.
  • Derrida, J. (1981). Dissemination (B. Johnson, Trans.). London: Athlone.
  • Derrida, J. (1989). Fifty-Two Aphorisms for a Foreword. In A. Papadakis, C. Cooke & A. Benjamin (Eds.), Deconstruction. Omnibus Volume (67–69). London: Academy Editions.
  • Derrida, J. (1991). Psyche: Inventions of the Other. In P. Kamuf (Ed.), A Derrida Reader (200-220), New York: Columbia University Press.
  • Husserl, E. (1960). Cartesian Meditations: Introduction to Phenomenology (D. Cairns, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal and Transcendental Logic (D. Cairns, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy (D. Carr, Trans.). Evanston: Northwestern Univ. Press.
  • Husserl, E. (1973). Experience and Judgment. Investigations in a Genealogy of Logic (L. Landgrebe, Ed., J. Churchill & K. Ameriks, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (1977). Phenomenological Psychology. Lectures, Summer Semester 1925 (J. Scanlon, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology (F. Kersten, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07 (Hua XXIV). Dordrecht: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Aufsätze und Vorträge (1911-1921) (Hua XXV). Dordrecht: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1989). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Second Book: Studies in the Phenomenology of Constitution (R. Rojcewicz & A. Schuwer, Trans.). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1999). The Idea of Phenomenology (Hua II) (L. Hardy, Trans.). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001a). Logical Investigations, Vol. I (D. Moran, Ed., J. N. Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (2001b). Logical Investigations. Vol. II (D. Moran, Ed., J. N. Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (2001c). Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic (A. Steinbock, Trans.). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001d). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2002). Logische Untersuchungen. Ergänzungsband. Erster Teil. Entwürfe zur Umarbeitung der VI. Untersuchung und zur Vorrede für die Neuauflage der Logischen Untersuchungen (Sommer 1913) (Hua XX/1). Dordrecht: Kluwer.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag: Nijhoff.
  • Merleau-Ponty, M. (1964). Le visible et l’invisible. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1969). La prose du monde. Paris: Gallimard.
  • Pradelle, D. (2012). The Phenomenological Foundations of Predicative Structure. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of Contemporary Phenomenology (349–376). Oxford: Oxford University Press.
  • Richir, M. (2000). Von der phänomenologischen Analyse als Zickzack-Bewegung. In Das Abenteuer der Sinnbildung. Aufsätze zur Phänomenalität der Sprache (51–77). Wien: Turia und Kant.
  • Richir, M. (2011). Über die phänomenologische Revolution. In H. D. Gondek, T. N. Klass & L. Tengelyi (Eds.), Phänomenologie der Sinnereignisse (62–77). München: Fink.
  • Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Ausdruck. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2014). Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg: Alber.
  • Walton, R. J. (1995). Permanencia y fluencia en el análisis husserliano de la temporalidad. Escritos de Filosofía, 14, 310–329.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 981


ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В «КРИТИКЕ ЧИСТОГО РАЗУМА» И. КАНТА.
ДИСКУССИОННАЯ РЕПЛИКА НА КНИГУ SAULIUS GENIUSAS “PHENOMENOLOGY OF PRODUCTIVE IMAGINATION: EMBODIMENT, LANGUAGE, SUBJECTIVITY” (Ibidem-Verlag, Stuttgart, 2021. ISBN-13: 978-3-8382-1552-5)

Название на языке публикации: PRO-CREATIVE FUNCTION OF PRODUCTIVE IMAGINATION IN KANT’S FIRST CRITIQUE.
DISCUSSION REMARK ON THE BOOK OF SAULIUS GENIUSAS “PHENOMENOLOGY OF PRODUCTIVE IMAGINATION: EMBODIMENT, LANGUAGE, SUBJECTIVITY” (Ibidem-Verlag, Stuttgart, 2021. ISBN-13: 978-3-8382-1552-5)
Автор: НАТАЛЬЯ АРТЕМЕНКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 216-234
Язык: Английский
Тип публикации: Дискуссия
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-216-234 PDF (Загрузок: 981)

Аннотация
Целью нашей «дискуссионной реплики» не является представить критическую рецензию на книгу С. Генюшаса – блестящее исследование, проведенное с чрезвычайной кропотливостью, исторической чуткостью и терминологической точностью, а, скорее, более основательно погрузиться в истоки феноменологического понимания продуктивного воображения, т.е. ввернуться «назад к Канту», который в книге Саулюса Генюшаса (первая глава) представлен в ознакомительных целях. Мы отталкиваемся от замечания С. Генюшаса, что продуктивное воображение устанавливает связь между различными способностями, примиряет антагонизм между ними, и в этом отношении выступает с творческой функцией. Мы показываем, что именно эта творческая составляющая продуктивного воображения сближает его со временем (на что указывал в своем исследовании 1988 г. известный русский феноменолог Виктор Молчанов) и служит основанием для получения нового знания. Воображение выступает пределом рефлексии, однако выявляется только в рефлексии, а потому оказывается связанным с фундаментальным слоем сознания, который предстает одновременно как предметом, так и средством описания рефлексии – временем. Сближение, а точнее – отождествление — времени и воображения состоит в том, что они выполняют предметную функцию: время — как возможность смысловой оформленности предметности, воображение — как основание возможности всякого знания. Кроме того, воображение оказывается источником парадокса и, в конечном итоге, единственным, что объясняет самопознание.

Ключевые слова
продуктивное воображение, Кант, функция времени, темпоральные синтезы, знание, субъективная дедукция, творческая функция.

References

  • Geniusas, S. (2021). Phenomenology of Productive Imagination: Embodiment, Language, Subjectivity. Stuttgart: ibidem-Verlag.
  • Kant, I. (1998). Critique of Pure Reason (P. Guyer & A. W. Wood Trans., Eds.). Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  • Molchanov, V. (1988). Time and Consciousness. The Critique of Phenomenological Philosophy. Moscow: Vysshaja shkola Publ. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации


О ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ГОРИЗОНТАХ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ А. С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО

Название на языке публикации: О ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ГОРИЗОНТАХ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ А. С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО
Автор: ИРИНА ШМЕРЛИНА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 689-710
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-689-710 PDF (Загрузок: 1197)

Аннотация
В статье проблематизируется относительно недавно сложившаяся (инициированная О. М. Медушевской и подхваченная рядом исследователей) традиция феноменологической трактовки историко-методологического творчества А. С. Лаппо-Данилевского. Задачи статьи связаны с выяснением вопроса, можно ли, и если да, то в каком смысле (смыслах), говорить о феноменологии Лаппо-Данилевского. Показаны основания, в силу которых эта трактовка может быть, в известных пределах, принята, а также моменты принципиального расхождения классической феноменологии и методологии истории Лаппо-Данилевского. Ключевым пунктом этих расхождений является феноменологическая редукция, составляющая существо феноменологического метода, и, на взгляд автора и вопреки мнению некоторых исследователей, отсутствующая в методологии истории Лаппо-Данилевского. Теоретические позиции, провоцирующие на сопоставление взглядов Лаппо-Данилевского и Гуссерля, сводятся к двум основным моментам: проблема психологической непроницаемости чужого Я и понимание исторического источника как конструкции историка. В статье проводится мысль, что «феноменологические мотивы» творчества Лаппо-Данилевского определяются общими философско-гносеологическими исканиями его времени, воспринятыми Лаппо-Данилевским через работы И. Г. Дройзена, русское неокантианство и В. Дильтея, но вряд ли — непосредственно из философии Гуссерля, с которой Лаппо-Данилевский не мог быть основательно знаком. Предложено квалифицировать методологическое творчество Лаппо-Данилевского как оригинальный вариант исторической феноменологии, сформировавшейся вне прямого влияния со стороны классической феноменологии Гуссерля. В статье обозначены направления дальнейшего развития проблематики, заложенной в методологии истории Лаппо-Данилевского, в частности, «когнитивная история» О. М. Медушевской, «историческая феноменология» А. Л. Юрганова и фиксируемый М. Ф. Румянцевой социологический поворот в методологии исторического познания (поворот от субъекта к актору). Последний, по мнению автора статьи, актуализирует ключевую для феноменологической традиции проблематику интерсубъективности.

Ключевые слова
А. С. Лаппо-Данилевский, методология истории, чужое Я, исторический источник, методология познания в русской дореволюционной мысли, классическая феноменология, социологическая феноменология, историческая феноменология.

References

  • Husserl, E. (1991). Phenomenology (The Article in the Encyclopedia Britannica). Logos, 1, 12—21.
  • Husserl, E. (2010). Cartesian Meditations. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russian)
  • Ionov, I. N. (2015). The Project of “Cognitive History”: Archeology and Ecology of Ideas (Reflections on the Next Publication of O. Medushevskaya’s Works). Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 2, 84–95. (In Russian)
  • Kareev, N. (1887). Basic Questions of the Philosophy of History. Part 1. The Essence and Task of the Philosophy of History. St Petersburg: Izdanie L. F. Panteleeva Publ. (In Russian)
  • Korzun, V. P. (2013). A. S. Lappo-Danilevskii: The First Experiments of Intellectual History in Russian Humanities. Klio, 12 (84), 77–82. (In Russian)
  • Kozlova, N. (2005). Soviet People. Scenes from History. Moscow: Izdatel’stvo “Evropa” Publ. (In Russian)
  • Kruglov, A. N. (2006). On the Concept of Phenomenology. In Istoriko-filosofskii ezhegodnik — 2006 (2–4). Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Lambert, I. G. (2006). Phenomenology, or the Doctrine of Visibility. In Istoriko-filosofskii ezhegodnik — 2006 (105–113). Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Lappo-Danilevskii, A. S. (2010a). Methodology of History in 2 Volumes, vol. 1. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
  • Lappo-Danilevskii, A. S. (2010b). Methodology of History in 2 Volumes, vol. 2. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
  • Lappo-Danilevskii, A. S. (2017a). The Foundation of Sociology (Fragments of the Course “Scientific Foundations of Sociology in their Historical Development”). In A. V. Malinov, Sotsiologicheskoe nasledie A. S. Lappo-Danilevskogo: issledovaniia i materialy (260–277). St Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii Publ. (In Russian)
  • Lappo-Danilevskii, A. S. (2017b). Exposition and Criticism of the Theory of D. S. Mill (Fragments of the Manuscript “On Sociology”). In A. V. Malinov, Sotsiologicheskoe nasledie A. S. Lappo-Danilevskogo: issledovaniia i materialy (278–318). St Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii Publ. (In Russian)
  • Malinov, A. V. (2014). From Methodology of History to the Theory of Social Science (From the Lectures of Academician A. S. Lappo-Danilevskii). Epistemologiia i Filosofiia Nauki, XLI (3), 157–171. (In Russian)
  • Malinov, A. V. (2017). The Sociological Heritage of A. S. Lappo-Danilevsky: Research and Materials. St Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii Publ. (In Russian)
  • Medushevskaya, O. M. (2008). Theory and Methodology of Cognitive History. Moscow: Izd-vo RGGU Publ. (In Russian)
  • Medushevskaya, O. M. (2010). Methodology of History as a Strict Science. In A. S. Lappo-Danilevskii, Metodologiia istorii: v 2-kh t. Tom 1 (23–84). Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
  • Molchanov, V. I. (2010). Transcendental Experience and Transcendental Naivety in the Cartesian Meditations of Edmund Husserl. In E. Husserl, Kartezianskie meditatsii (200–224). Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russian)
  • Ol’khov, P. A. (2019). Positing History: The Methodological Ethos of A. S. Lappo-Danilevsky’s Thinking. In T. G. Shchedrina & B. I. Pruzhinin (Eds.), Metodologiia istorii: N. I. Kareev, A. S. Lappo-Danilevskii, D. M. Petrushevskii, V. M. Khvostov (195–208). Moscow: Politicheskaia entsiklopediia Publ. (In Russian)
  • Orlova, Y. O. (2004). Kantian Strategies for Interpreting Husserl’s Phenomenology (On the Example of Modern Research in Germany). Proceedings of the Conference “The Relevance of Kant”. Retrieved from http://anthropology.ru/ru/text/orlova-yuo/kantianskie-strategii-interpretacii-fenomenologii-gusserlya-na-primere-sovremennyh (In Russian)
  • Rumyantseva, M. F. (2010). Aleksandr Sergeevich Lappo-Danilevskii. In A. S. Lappo-Danilevskii, Metodologiia istorii: v 2-kh t. Tom 1 (5–22). Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
  • Rumyantseva, M. F. (2012). The Russian Version of Neo-Kantianism: Towards the Formulation of the Problem. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 154 (1), 130–141. (In Russian)
  • Rumyantseva, M. F. (2013). Perception of A.S. Lappo-Danilevsky’s Methodological Concept by Scholarly and Pedagogical School of Source Studies — http://ivid.ucoz.ru. Klio, 12 (84), 28–31. (In Russian)
  • Rumyantseva, M. F. (2014). Phenomenology vs Neo-Kantianism in the Concept of A. S. Lappo-Danilevsky. Dialog so vremenem, 46, 7–16. (In Russian)
  • Rumyantseva, M. F. (2017). The Principle of Recognizing Alien Animation in the Humanities of the XX Beginning of the XXI Century: The Limits of Applicability. In G. G. Ershova (Ed.), “Steny i mosty” V: mezhdistsiplinarnoe vzaimodeistvie istoricheskogo znaniia s estestvennymi i sotsial’no-gumanitarnymi naukami (78–90). Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Rusina, Y. A. (2015). Methodology of Source Studies. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta Publ. (In Russian)
  • Savel’eva, I. M., & Poletaev, A. V. (2008). Raising History to the Rank of Science. Dialog so vremenem, 25 (1), 26–54. (In Russian)
  • Serkova, V. A. (2019). Philosophical Origins of the Methodology of the History of A. S. Lappo-Danilevskii. In V. V. Kozlovskii & A. V. Malinov (Eds.), Akademik A. S. Lappo-Danilevskii v pamiati nauchnogo soobshchestva (320–331). St Petersburg: Intersotsis Publ. (In Russian)
  • Shmerlina, I. A. (2021). Lappo-Danilevskii and Methodological Issues of Studying the History of Russian Social Thought. Sotsiologicheskie issledovaniia, 9, 94–104. (In Russian)
  • Shyutts, A. (2003a). The Problem of Transcendental Intersubjectivity in Husserl. In Smyslovaia struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoi sotsiologii (46–84). Moscow: Institut Fonda “Obshchestvennoe mnenie” Publ. (In Russian)
  • Shyutts, A. (2003b). The Social World and the Theory of Social Action. In Smyslovaia struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoi sotsiologii (96–113). Moscow: Institut Fonda “Obshchestvennoe mnenie” Publ. (In Russian)
  • Vasil’ev, Y. A. (2016). German Schools of Historians of the XVIII–XIX Centuries. Article 3. Prussian (Small German) Scientific School. Informatsionnyi gumanitarnyi portal “Znanie. Ponimanie. Umenie”, 4, 5–19. Retrieved from http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/4/Vasiliev_Ger-man-Schools-3 (In Russian)
  • Vasil’ev, Y. A. (2017). Was A. S. Lappo-Danilevsky a Neo-Kantian in History? Vlast’, 3, 186–191. (In Russian)
  • Vvedenskii, A. (1892). On the Limits and Signs of Animation. A New Psycho–physiological Law in Connection with the Question of the Possibility of Metaphysics. St Petersburg: Tipografiia V. S. Balasheva Publ. (In Russian)
  • Yakoboni, M. (2011). Reflecting in People: Why do We Understand Each Other. Moscow: OOO “Yunaited Press” Publ. (In Russian)
  • Yurganov, A. L. (1998). Categories of Russian Medieval Culture. Moscow: MIROS Publ. (In Russian)
  • Yurganov, A. L. (2001).The Experience of Historical Phenomenology. Voprosy istorii, 9, 36–52. (In Russian)
  • Yurganov, A. L. (2003). Source Studies of Culture in the Context of the Development of Historical Science (the End). Rossiia XXI, 4, 64–85. Retrieved from http://www.avorhist.ru/publish/yurganov_istved2.html (In Russian)

Информация о Статье/Публикации


«ВОДЯНОЕ КОЛЕСО» ВИНЫ: ТАВТОЛОГИЯ СОВЕСТИ В ЗАМЕТКАХ ВИТГЕНШТЕЙНА

Название на языке публикации: «ВОДЯНОЕ КОЛЕСО» ВИНЫ: ТАВТОЛОГИЯ СОВЕСТИ В ЗАМЕТКАХ ВИТГЕНШТЕЙНА
Автор: ГЕОРГИЙ ЧЕРНАВИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 544-557
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-544-557 PDF (Загрузок: 1352)

Аннотация
В статье имплицитная концепция совести из заметок Людвига Витгенштейна 1929 года сопоставляется с теориями совести как парадоксального тождества вины и невинности Филипа Конрада Мархейнеке (по образцу которого сложится понятие «отчаяние» Сёрена Кьеркегора) и совести как (грамматического и временного) удвоения Владимира Янкелевича. Взгляды Витгенштейна, касающиеся совести и чувства вины, примыкают к модели Мархейнеке — Кьеркегора (вина кроется в невинности и наоборот) и модели Янкелевича (проступок, совершенный в прошлом, заставляет сожалеть о невинности, предшествовавшей ему в еще более глубоком прошлом). В тавтологических моделях совести (тождества вины и невинности и удвоения прошлой вины предпрошедшей невинностью) вина состоит уже в одном отсутствии чувства вины. Тавтологические модели совести раскрываются на примере предложенной Витгенштейном метафоры «водяного колеса»: инженерной неудачи, вновь и вновь вызывающей чувство вины. Австрийский философ описывает свою «неспособность мыслить» как источник постоянно всплывающего стыда, свободно плавающего чувства вины. «Бесполезность» и «бездарность» или, другими словами, «необоснованность собственного существования», равно как и «неспособность мыслить» — это то, что себе вменяет мыслитель. Это мучительное состояние он одновременно видит источником своей философской продуктивности. Возможна ли совесть, которая бы строилась не по принципу тавтологии, не по принципу бесконечной «руминации» (пережевывания мелочной вины)? В статье предлагается гипотеза о том, как можно было бы разомкнуть тавтологию совести, «водяное колесо» вины, работающее на холостом ходу.

Ключевые слова
вина, Витгенштейн, Кьеркегор, Мархейнеке, совесть, тавтология, Янкелевич.

References

  • Cater, J. E., & Lemco, I. (2009). Wittgenstein’s Combustion Chamber. Notes and Records of The Royal Society, 63 (1), 95–104.
  • Jankélévitch, V. (1998). La mauvaise conscience. In Philosophie morale (41–202). Paris: Flammarion.
  • Kierkegaard, S. (1997). Notesbogerne. In N. J. Cappelørn (Ed.), Søren Kierkegaards skrifter, vol. 19 (1–15). København: Gad.
  • Kierkegaard, S. (2014). The Concept of Anxiety. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Kierkegaard, S. (2019). The Sickness unto Death. Rus. Ed. Мoscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Kenny, A. (1979). Wittgenstein über Philosophie. In H. J. Heringer & M. Nedo (Eds.), Wittgensteins geistige Erscheinung, Ludwig Wittgenstein, Schriften, Beiheft 3 (9–34). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Malcolm, N. (2001). Ludwig Wittgenstein: A Memoir. Oxford: Clarendon.
  • Marheineke, P. K. (1847). Theologische Vorlesungen: System der christlichen Dogmatik. Bd. 2. Berlin: Duncker und Humblot.
  • Shostakovich, D. (1993). Antiformalist Rayok. Nashe nasledie, 28, 93–97. (In Russian)
  • Wittgenstein, L. (1993). Philosophical Occasions (1912–1951) (J. C. Klagge & A. Nordmann, Eds.). Indianapolis & Cambridge: Hackett.
  • Wittgenstein, L. (1994). Philosophische Betrachtungen. Philosophische Bemerkungen, Wiener Ausgabe. Bd. 2 (M. Nedo, Ed.). Wien: Springer.
  • Wittgenstein, L. (1997). Denkbewegungen: Tagebücher (1930–1932, 1936–1937). Bd. 1 (I. Somavilla, Ed.). Innsbruck: Haymon.
  • Wittgenstein, L. (2005). The Big Typescript: TS 213 (C. G. Luckhardt & M. A. E. Aue, Eds.). Oxford: Blackwell.

Информация о Статье/Публикации


ПРОБЛЕМАТИКА РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ АНТИРЕАЛИСТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЯХ (КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Название на языке публикации: ПРОБЛЕМАТИКА РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ АНТИРЕАЛИСТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЯХ (КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)
Автор: ВЕРА СЕРКОВА,ВЕРА ЛОБАСТОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 666-688
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-666-688 PDF (Загрузок: 1270)

Аннотация
В обзорной статье анализируются работы, посвященные проблематике реальности в современных антиреалистических теориях. Целью обзора было расширение круга исследователей, включая не только представителей аналитической философии, но и феноменологической традиции, поскольку принцип феноменологической редукции соответствует общей концептуальной установке антиреалистов, а в методологическом плане феноменология более последовательно реализует программу антиреализма. На примерах разрешения «трудной проблемы сознания» в аналитической философии и развития феноменологической установки показан принцип антиреалистической философии. Такое сопряжение двух, на сегодняшний день самых респектабельных, философских школ дает возможность более точно определить вклад теоретиков обоих направлений в теорию реальности, выявить проблемные узлы, внутренние разногласия и точки пересечения идей феноменологов и представителей аналитической философии в понимании природы реальности. Работы современных исследователей проблематики реальности Ф. Бергхофера, В. Васюкова, Ю. Исихары, В. Ладова, Л. Макеевой, Р. Пилса, А. Фурсова, Д. Чалмерса и мн. др., так же как произведения Э. Гуссерля, У. Куайна, Х. Патнэма, ставшие философской классикой, позволяют с разных сторон уточнять представления о реальности, сложившиеся в антиреалистическом дискурсе. Новые исследования принципа феноменологической редукции Ю. Химанки и истоков формирования феноменологической философии Н. В. Мотрошиловой дают возможность прояснить вклад феноменологов в антиреалистическую традицию.

Ключевые слова
реальность, антиреализм, реализм, аналитическая философия, феноменология.

References

  • Artemenko, N. (2008). Dictionary of Basic Terms and Concepts Used by E. Husserl in Lectures. In N. Artemenko (Trans.), Husserl E. Ideya fenomenologii: Pyat’ lektsii (215–220). Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaia akademiia Publ. (In Russian)
  • Austin, J. L. (1961). The Meaning of a Word. In J. O. Urmson & G. J. Warnock (Eds.), Philosophical Papers (23–43). Oxford: Oxford University Press.
  • Austin, J. L. (1962). How to Do Things with Words: The William James Lectures delivered at Harvard University (J. O. Urmson & M. Sbisà, Eds.). Oxford: Clarendon Press.
  • Berghofer, Ph. (2019). Husserl’s Noetics — Towards a Phenomenological Epistemology. Journal of the British Society for Phenomenology, 50 (2), 120–138. https://doi:10.1080/00071773.2018.1525798
  • Bouriau, С. (2016). Hans Vaihingers die Philosophie des Als-Ob: Pragmatismus oder Fiktionalismus? Philosophia Scientiae, 20 (1), 77–93. https://doi:10.4000/philosophiascientiae.1156
  • Blokhina, N. (2019). Analytical Philosophy in the Search for Self-Determination. Filosofskii zhurnal, 12 (1), 159–170. (In Russian)
  • Cerbone, D. (2017). Phenomenological Method and the Achievement of Recognition: Who’s Been Waiting for Phenomenology? In G. D’Oro & S. Overgaard (Eds.), The Cambridge Companion to Philosophical Methodology (295–316). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Chalmers, D. (1996). The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. New York: Oxford University Press.
  • Chalmers, D. (2007). Ontological Anti-Realism. In D. Chalmers, D. Manley & R. Wasserman (Eds.), Metametaphysics New Essays on the Foundations of Ontology (77–129). New York, Oxford University Press.
  • Chernavin, G. (2018). Incomprehensibility of the Self-Evident. St Petersburg, Moscow: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Dobrosvet Publ. (In Russian)
  • Dummett, M. (1978). Truth and Other Enigmas. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  • Fraassen, B. van. (1980). The Scientific Image. Oxford New York: Clarendon Press Oxford.
  • Frederiksen, D., & Kringelum, L. (2020). Five Potentials of Critical Realism in Management and Organization Studies. Journal of Critical Realism, 20 (1), 18–38. https://doi:10.1080/14767430.2020.1846153
  • Fursov, A. (2013). The Problem of the Status of Theoretical Knowledge of Science in the Controversy Between Realism and Anti-Realism. Moscow: Izdatel’ Vorob’ev A. V. Publ. (In Russian)
  • Fursov, A. (2015). Contemporary Disputes Between Realism and Anti-Realism. In D. Dorofeev (Ed.), Filosofiia nauki (181–198). Moscow: Yurait Publ. (In Russian)
  • Himanka, J. (2019). Reduction in Practice: Tracing Husserl’s Real-Life Accomplishment of Reduction as Evidenced by his “Idea of Phenomenology Lectures”. Phenomenology & Practice, 13 (1), 7–19. https://doi:10.29173/pandpr29371
  • Husserl, E. (1999). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology (A. Mikhailov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Dom intellektual’noi knigi Publ. (In Russian)
  • Insole, C. (2017). Realism and Anti-Realism. In W. J. Abraham & F. D. Aquino (Eds.), The Oxford Handbook of the Epistemology of Theology (242–259). New York, Oxford University Press. https://doi:10.1093/oxfordhb/9780199662241.013.21
  • Ishihara, Y. (2019). Nishida Kitarō’s Awakened Realism. Metodo. Special Issue, 1 (3), 57–84. https://doi:10.19079/metodo.s1.3.57
  • Ivanov, D. (2017). Criticism of Metaphysics in the Context of Discussions on Realism and Anti-Realism. Filosofskii zhurnal, 10 (1), 35–47. https://doi:10.21146/2072-0726-2017-10-1-35-47. (In Russian)
  • Kant, I. (1964). Critique of Pure Reason. Vol. 3 (N. Losskii, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Karpenko, A. (2015). In Search of Reality: Disappearance. Filosofskie nauki, 20, 36–81. (In Russian)
  • Katrechko, S. (2017). Commentary to the Text by N. Motroshilova. In S. Katrechko (Ed.), Transtsendental’nyi povorot v sovremennoi filosofii (2) (74–78). Moscow: Fond TsGI, Izd-vo RGGU Publ. (In Russian)
  • Kusliy, P. (2005) The Thing Itself in the Concepts of Kant and Quain. In T. Dlugach & V. Zhuchkova (Eds.), Forum molodykh kantovedov (190–200). Moscow: IFRAN Publ. (In Russian)
  • Ladov, V. (2010a). Ontological Problems in Analytical Philosophy. Epistemology and Philosophy of Science, 1, 84–97. (In Russian)
  • Ladov, V. (2010b). The Problem of Reality in Analytical Philosophy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, 4 (12), 30–49. (In Russian)
  • Lakoff, G., & Johnson, M. (2003). Metaphors We Live By. London: The university of Chicago press.
  • Lektorsky, V. A., Pruzhini, B. I., Chertkova, E. L., Dubrovsky, D. I., Ivanov, D. V., Levin, G. D., Karpenko, A. S., Mamchur, E. A., Pirozhkova, S. V., Rodin, A. V., Smirnova, N. M., & Trufanova, E. O. (2017). “Realistic Turn” in Modern Epistemology, Philosophy of Consciousness and Philosophy of Science? Materials of the Round Table. Voprosy filosofii, 1, 5–38. (In Russian)
  • Makeeva, L. (2011). Language, Ontology and Realism. Moscow: HSE Publ. (In Russian)
  • Makeeva, L. (2013). Analytical Philosophy, its History and Kant. Kantovskii sbornik, 2 (44), 56–68. (In Russian)
  • Makhaev, M. (2015). Metaphors and Meaningless Expressions: to the Factors of the Formation of Metaphorical Problems in Analytical Philosophy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, 4 (32), 125–133. https://doi:10.17223/1998863Kh/32/14. (In Russian)
  • Mishankina, N. (2019). Ideas About Movement in Space as an Initial Conceptual Area in Russian Metaphorical Terminology. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia, 61, 70–97. https://doi:10.17223/19986645/61/5. (In Russian)
  • Motroshilova, N. (2016). H. Vaihinger and Early Husserl: Experience Not Quite Usual Comparison. Horizon. Studies in Phenomenology, 5 (2), 290–307. https://doi:10.18199/2226-5260-2016-5-2-290-307. (In Russian)
  • Motroshilova, N. (2017). Why is it Absolutely Necessary and How Preliminary Textual Work on the Basic Concepts of “Criticism of Pure Reason” by I. Kant is Possible. In S. Katrechko (Ed.), Transtsendental’nyi povorot v sovremennoi filosofii (2): kantovskoe yavlenie, ego ontologicheskii i epistemicheskii status (68–73). Moscow: Fond TsGI, Izd-vo RGGU Publ. (In Russian)
  • Ognev, A. (2012). Kant’s Theory of Reality in the Understanding and Evaluation of Hartmann. Kantovskii sbornik, 1 (39), 62–69. https://doi:10.5922/0207-6918-2012-1-7. (In Russian)
  • Petrenko, M. (2020). Empirical Theory of Truth as the Ontoepistemological Basis of Cognitive Theory of Metaphor: Critical Analysis. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, 53, 13–19. https://doi:10.17223/1998863Kh/53/2. (In Russian)
  • Pils, R. (2020). Quine’s Scientific Realism Revisited. THEORIA, 86, 612–642. https://doi:10.1111/theo.12273/
  • Podnieks, K. (2021). Philosophy of Modeling in 1870s: A Tribute to Hans Vaihinger. Modern Computing, 9 (1), 67–110. https://doi:10.13140/RG.2.2.13745.99684
  • Putnam, H. (1977). Realism and Reason. Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association, 50 (6), 483–498.
  • Putnam, H. (2002). The Collaps of the Fact/Value Dichotomy and Other Essays. Cambridge, Massachusetts, and London, England: Harvard University Press.
  • Putnam, H. (2011). The Question of Realism. Ἑρμηνεία, 1 (3), 20–36. (In Russian)
  • Quine, W. (1960). Word and Object. New York, London: The Technology Press of The Massachusetts Institute of Technology.
  • Quine, W. (2003). On What there is. In V. A. Surovtsev (Ed.), From a Logical Point of View. 9 Logico-Philosophical Essays (7–23). Rus. Ed. Tomsk: Publishing House Tomsk University Publ. (In Russian)
  • Rorty, R. (1997). Philosophy and the Mirror of Nature. Rus. Ed. Novosibirsk: Publishing House of Novosibirskii University Publ. (In Russian)
  • Savin, A. (2016). Criticism of Naturalism and Transcendental Turn in Phenomenology (Concept of the Epoche and Reduction in Husserl’s “Idea of Phenomenology”). Vox. Filosofskii zhurnal, 12 (21), 1–12. https://doi:10.24411/2077-6608-2016-00019. (In Russian)
  • Serkova, V. (2013). Method of Constructing a Historical Event in the Work of L. N. Gumilev “In Search of a Fictional Kingdom”. NTV SPbGPU Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2 (172), 88–94. (In Russian)
  • Serkova, V., & Safonova, A. (2021). Biography as a Historical Problem. Voprosy istorii, 2, 146–159. https://doi:10.31166/VoprosyIstorii202102Statyi17 (In Russian)
  • Schlick, M. (1934). Über das Fundament der Erkenntnis. Erkenntnis, 4, 79–99.
  • Slinin, Y. (2017). Effects of Phenomenological Reduction. Vestnik SPbGU. Filosofiia i konfliktologiia, 33 (4), 490–527. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.410. (In Russian)
  • Spiegelberg, H. (2002). The Phenomenological Movement: A Historical Introduction (M. Lebedev & O. Nikiforov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
  • Spurret, D. (2008). Why I am not an Analytic Philosopher. South African Journal of Philosophy, 27 (2), 153–163.
  • Trufanova, E. (2017). Elusive Reality and Social Constructs. Filosofiia nauki i tekhniki, 22 (1), 61–77. (In Russian)
  • Vasilyev, V. (2009). A Difficult Problem of Consciousness. Moscow: Progress-Tradi Publ. (In Russian)
  • Vasilyev, V. (2019). Metaphilosophy: History and Prospects. Epistemology and Philosophy of Science, 56 (2), 6–18. https://doi:10.5840/eps201956222 (In Russian)
  • Vasyukov, V. (1999). Formal Phenomenology. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Vasyukov, V. (2010). Virtual Objects, Intentional Objects, and Possible Worlds. In E. Dragalina-Chernaya (Ed.), Vozmozhnye miry. Semantika, ontologiia, metafizika (120–137). Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
  • Yampolskaya, A. (2017). Phenomenological Reduction as a Technique. Voprosy filosofii, 2, 195–205. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации


О ХАЙДЕГГЕРЕ И ОРТЕГЕ-И-ГАССЕТЕ: ИСПАНСКОЕ БЫТИЕ С ЕГО ТРАГИЧЕСКИМ УСЛОВИЕМ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Название на языке публикации: ON HEIDEGGER AND ORTEGA Y GASSET: THE SPANISH BEING AND ITS TRAGIC CONDITION OF EXISTENCE
Автор: ХУАН ЖОЗЕ ГАРРИДО ПЕРИНАН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 625-640
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-625-640 PDF (Загрузок: 1175)

Аннотация
Цель этой статьи состоит в том, чтобы, отталкиваясь от биографических описаний Ортеги-и-Гассета у немецкого мыслителя Мартина Хайдеггера, показать, почему хайдеггеровская философия требует трагического условия для своего развития и существования. В первой части статьи демонстируется, почему мышление Хайдеггера гармонично сочетается с описанием испанской культуры у Ортеги и его видением смерти. Понятие смерти рассматривается как культурная и философская проблема высокой значимости, чтобы понять бытие-в-мире специфического общества или нации. В нашем случае мы пытаемся показать, что описание Испании как философской и культурной проблемы у Ортеги по меньшей мере соразмерно феноменологически-экзистенциальному описанию, развитому в «Бытии и времени» Хайдеггера. Во второй части, через диалог Хайдеггера с Гёльдерлином, предпринимается попытка показать, как эта трагическая необходимость философствования продолжается в работе Хайдеггера. Наконец, в заключении перед читателем ставится следующий вопрос: был ли Хайдеггер южноиспанским мыслителем?

Ключевые слова
испанец, смерть, поэтизация, трагедия, темпоральность, культура, свобода превыше жизни.

References

  • Derrida. J. (1987). De l’esprit: Heidegger et la question. Paris: Editions Galilée.
  • Epicuгus. (1973). Epistula ad Menoeceum (125). In G. Arrighetti (Ed.), Opere (5-8). Torino: Einaudi.
  • Entralgo, P. (1968). La spiritualité du peuple espagnol. Le temps et la présence de la mort. In Le temps et la mort dans la philosophie espagnole contemporaine (13-27). Toulouse: Edouard Privat.
  • Garrido-Periñán, J. J. (2021). Philosophy as Vocation and Personal Commitment: The Young Heidegger and the Question of Philosophy. Problemos, 99, 161-173.
  • Gutiérrez, A. (2020). La Muerte como creación. La interiorización vitalista de la muerte en la vida en la filosofía de Ortega y Gasset. Claridades. Revista de Filosofía, 12, 107-135.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983a). Aus der Erfahrung des Denkens (1919-1976) (GA 13). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983b). Einführung in die Metaphysik (GA 40). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1984). Höderlins Humne „Der Ister“ (GA 53). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1989). Beiträge zur Philosophie (vom Ereignis) (GA 65). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2005). Frühe Freiburger Vorlesung Sommersemester 1922 (GA 62). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Farias, V. (1987). Heidegger et le nazisme. Paris: Éditions Verdier.
  • Montaigne, M. de. (1965). Les Essais (1580-1588) (P. Villey, Ed.). Paris: Quadrige/PUF.
  • Nolte, E. (1992). Heidegger. Politik und Geschichte im Leben und Denken. Berlin: Propyläen.
  • Lyotard, F. (1988). Heidegger et « les juifs ». Paris: Débats.
  • Ott, H. (1989). Martin Heidegger. Unterwegs zu seiner Biographie. Frankfurt am Main: Campus Verlag.
  • Ortega, J. (2004a). Obras Completas, vol. I. Madrid: Taurus.
  • Ortega, J. (2004b). Obras Completas, vol. II. Madrid: Taurus.
  • Ortega, J. (2006). Obras Completas, vol. VI. Madrid: Taurus.
  • Ortega, J. (2007). Obras Completas, vol. VII. Madrid: Taurus.
  • Ortega, J. (2009). Obras Completas, vol. IX. Madrid: Taurus.
  • Pöggeler, O. (1990). Der Denkweg Marin Heideggers. Pfullingen: Neske.
  • Pöggeler, O. (2000). Die kürzeste Bahn. Heideggers Weg zu Hölderlin. In P. Trawny (Ed.), Voll Verdienst, doch dichterisch wohnet der Mensch auf dieser Erde. Heidegger und Hölderlin (73-79). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Quevedo, F. de (1978). Sueños. Madrid: Espasa-Calpe.
  • Reyes, A. (1996). Obras completas. México: FCE.
  • Rockmore, T. (1991). On Heidegger’s Nazism and Philosophy. Berkeley and Los Angeles: University of California Press.
  • Roca, M. E. (2021). Imperiofobia y la leyenda negra. Madrid: Siruela.
  • Scherer, G. (1989): Philosophie des Todes und moderne Rationalität. In H. H. Jansen (Ed.), Der Tod in Dichtung, Philosophie und Kunst (505–521), Darmstadt: Steinkopff.
  • Sluga, H. (1993). Heidegger’s Crisis: Philosophy and Politics in Nazi Germany. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Wolin, R. (1993). The Heidegger Controversy. A Critical Reader. Cambridge, CA: MIT Press.
  • Unamuno, M. de, (2009). Obras completas, t. X. Madrid: Fundación José Antonio de Castro.