Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 981


ШЕЛЛИНГИАНСКИЕ МОТИВЫ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ М. РИШИРА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ГИПНОЗ

Название на языке публикации: ШЕЛЛИНГИАНСКИЕ МОТИВЫ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ М. РИШИРА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ГИПНОЗ
Автор: ЕКАТЕРИНА ХАН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 195-215
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-195-215 PDF (Загрузок: 981)

Аннотация
В статье предлагается реконструкция ряда ключевых мотивов феноменологического проекта Марка Ришира, направленного на критику символического учреждения. Помимо значимых историко-философских комментариев к ряду переводов Шеллинга на французский язык, Ришир также многократно ссылался на Шеллинга и в собственных феноменологических построениях. Предлагаемая интерпретация связывает в значительной степени вдохновленную Шеллингом ришировскую теорию феноменологического бессознательного, его рассуждения об аффективности, интерес к греческой мифологии и мифологическому мышлению (в «Рождении богов») и политическую философию. Показано, каким образом некоторые концепты Ришира — в частности, трактовка феноменологического бессознательного, мифа, протееобразный характер власти, смена эпох как смена типов символических учреждений власти, — могут быть поняты на основе соответствующих мест из философии Шеллинга и каким образом может быть выстроена смысловая генеалогическая связь между ними. Тематизируя роль феноменологического бессознательного в ходе феноменализации, автор предлагает противопоставить трактовку бессознательного, сохраняющего свою простую таинственность и способы обхождения с ним у Ришира — и в психоанализе, стремящегося скорее «расколдовать» бессознательное, структурировать его и превратить живое потенцирование смысла в символическое воспроизводство симптома. Феноменологическое обращение к мифологии у Ришира служит обоснованием для нетривиального перехода от теоретической феноменологии к практической философии. В статье также уделяется внимание теории власти у Ришира и Лефора, предположительно восходящей к Ла Боэси. Предлагается раскрыть предложенную Риширом антитезу мнимой политики деспота, воспроизводящей символическое учреждение власти и поддерживающей трансцендентальную иллюзию необходимости контроля и порядка в форме своеобразного «гипноза» — и реальной политики как праксиса свободы.

Ключевые слова
Ришир, Шеллинг, феноменологическое бессознательное, феноменализация, аффективность, мифология, возвышенное, тираническое, трансцендентальный гипноз.

References

  • Carlson, S., & Yampolskaya, A. (2020). On the Frontline of Phenomenological Experience. The Preface to the Translation of the First of “Phenomenological Meditations” by Marc Richir. Horizon. Studies in Phenomenology, 9 (1), 275–282. (In Russian)
  • Chernavin, G. I. (2018). The Oddity of the Taken for Granted. St. Petersburg, Moscow: Dobrosvet Publ. (In Russian)
  • Detistova, A. (2012). The Phenomenological Project of M. Richir: Fantasy as a Dimension of the Phenomenological. Voprosy filosofii, 6, 139–148. (In Russian)
  • Forestier, F. (2015). La phénoménologie génétique de Marc Richir. Cham, Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer.
  • La Boétie, É. (1952). Reasoning about Voluntary Slavery (F. A. Kogan-Bernshtein, Trans.). Moscow: Izd-vo Akademii nauk USSR Publ. (In Russian)
  • Lefort, C. (1986). The Political Forms of Modern Society Bureaucracy, Democracy, Totalitarianism (John B. Tompson, Ed., Trans.). Cambridge: MIT Press.
  • Lévi-Strauss, C. (1999). Mythologists in 4 vol.: Vol. 1. Raw and Cooked. Rus. Ed. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga Publ. (In Russian)
  • Maldiney, H. (1973). Regard, Parole, Espace. Lausanne: Éditions L’Âge d’Homme.
  • Mesnil, J. (1994). L’anthropologie phénoménologique de Marc Richir. Revue internationale de psychopathologie, 16, 643–664.
  • Richir, M. (1982). Barbarie et Civilisation. Réseaux, 41–42–43, 21–43.
  • Richir, M. (1988a). Phenomenologie et institution symbolique (Phenomenes, temps et etres II). Paris: Jerome Millon.
  • Richir, M. (1988b). Sauvagerie et utopie metaphysique. In F. W. J. Schelling, Les âges du monde (5–34). Bruxelles: Editions OUSIA S. C.
  • Richir, M. (1989). Du sublime en politique. Synthesis Philosophica, 8 (2), 411–430.
  • Richir, M. (1990). La mélancolie des philosophes. In Anuales de V Instituí de Philosophie de l’Université de Bruxelles: L’Affect philosophe (11–34). Paris: Vrin.
  • Richir, M. (1991). Passion du penser et pluralité phénoménologique des mondes. Epokhé, 2, 113–173.
  • Richir, M. (1994). Qu’est-ce que un Dieu? Mythologie et question de la pensée. In F. W. J. Schelling, Philosophie de la mythologie (7–85). Grenoble: Jéróme Millón.
  • Richir, M. (1995). La naissance des dieux. Paris: Hachette.
  • Richir, M. (1996a). Affectivité sauvage, affectivité humaine: animalité et tyrannie. Epokhe, 6, 75–115.
  • Richir, M. (1996b). L’événement dans la création. In J. Greisch & G. Florival, Création et Evénement, Autour de Jean Ladrière. Actes du colloque de Cerisy-La-salle (123–144). Coll. Bibliothèque de Philosophie de Louvain.
  • Richir, M. (2001). Inconscient, nature et mythologie chez Schelling. In A. Roux & M. Vetö (Eds.), Schelling et l’élan du Système de l’idéalisme transcendantal (133–148). Paris: L’Harmattan.
  • Richir, M. (2002). Narrativité, temporalité et évènement dans la pensée mythique. Annales de Phénoménologie, 153–169.
  • Richir, M. (2005). La nature aime à se cacher. Kairos, 26, 77–92.
  • Richir, M. (2011). La contingence du Despote. Eikasia: revista de filosofía, 40, 129–136.
  • Richir, M. (2014). On the Phenomenological Unconscious: Epoche, Blinking and Reduction Phenomenological. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiia. Novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (209–228). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian).
  • Richir, M. (2015). Hyperbole dans la philosophie positive de Schelling: Approche phénoménologique. In G. Bensussan, L. Hühn & P. Schwa (Eds.), L’héritage de Schelling / Das Erbe Schelling (41–52). Freiburg; München: Verlag Karl Alber.
  • Richir, M. (2020). Defenestration. Horizon. Studies in Phenomenology, 9 (1), 760–781. (In Russian)
  • Sartre, J.-P. (2001). Imaginary. Phenomenological Psychology of Imagination. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
  • Schelling, F. W. J. (1861). Die Weltalter. In A. H. K. Schelling (Ed.), Sämtliche Werke. Abt. 1. Bd. 8, ed. (195–344). Stuttgart, Augsburg: J. G. Cottascher Verlag.
  • Schelling, F. W. J. (1987). Collected Works in 2 vols.: Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Schelling, F. W. J. (1989). Collected Works in 2 vols.: Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Schelling, F. W. J. (2013). Philosophy of Mythology in 2 vols.: Vol. 2. Rus. Ed. St. Petersburg: Saint Petersburg University Press Publ. (In Russian)
  • Schnell, A. (2015). Considérations sur l’inconscient phénoménologique. Annales de Phénoménologie, 205–220.
  • Schnell, A. (2019). Réflexions sur le mouvement de pensée de Marc Richir. In Aux marges de la phénoménologie. Lectures de Marc Richir (79–93). Paris: Hermann Éditeurs.
  • Vvedenskyi, A. (2020). I’m sorry I’m not a Beast. St. Petersburg: Pushkinskii dom Publ. (In Russian)
  • Yampolskaya, A. (2017). Phenomenological Reduction as Artistic Device. Voprosy Filosofii, 2, 195–205. (In Russian)
  • Wirth, J., & Burke, P. (Eds). (2013). The Barbarian Principle. Merleau-Ponty, Schelling and the Question of Nature. Albany: SUNY Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 984


ОТ СТРУКТУРЫ К СТИЛЮ. МЕРЛО-ПОНТИ

Название на языке публикации: FROM STRUCTURE TO STYLE. MERLEAU-PONTY
Автор: АББЕД КАНООР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 9-29
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-9-29 PDF (Загрузок: 984)

Аннотация
В этой статье я пытаюсь показать, что в понимании Мерло-Понти понятие структуры претерпевает эволюцию. Структура — это не сущность и не априорный принцип, а выражение определённых конфигураций смысла и значения. Имеет место переход от статического к динамическому подходу, параллельный движению от философии структуры к философии индивидуации. Для каждого индивидуума существует общая структура поведения как единство, выражающееся в определенных константах его поведения. Структура есть мгновенное проявление общей направленности пассивно-аффективной жизни в её телесных проявлениях. Структурирование — это акт упорядочивания в восприятии окружающей ситуации и процесс занятия позиции в этой ситуации. Тем самым Мерло-Понти заменяет гештальт-психологию философией живого существа. Эта важная философская интуиция находит своё наивысшее выражение в понятии стиля; такое понятие становится важным элементом поздней феноменологической эстетики Мерло-Понти и феноменологии мира как явления.

Ключевые слова
Морис Мерло-Понти, феноменология, структура, стиль, форма, биология, поведение, гештальт, эстетика.

References

  • Bimbenet, E. (2003). Une nouvelle idée de la raison, Merleau-Ponty et le problème de l’universel. In M. Cariou, R. Barbaras, E. Bimbenet (Eds.), Merleau-Ponty aux frontières de l’invisible (51–64). Milano: Mimesis.
  • Bimbenet, E. (2011). Après Merleau-Ponty: Études sur la fécondité d’une pensée. Paris: Vrin.
  • Blanchot, M. (1971). Le Musée, l’Art et le Temps. In L’Amitié. Paris : Gallimard.
  • Boer, K. (1978). Maurice Merleau-Ponty: Die Entwicklung seines Strukturdenkens. Bonn: Bouvier.
  • Cueille, J.-N. (2002). Le silence du sensible: Éléments pour une esthésiologie dans la pensée de Merleau-Ponty. In Chiasmi International 4. Merleau-Ponty: Figures et fonds de la chair (119–56). Paris: Vrin.
  • Granger, G.-G. (1988). Essai d’une philosophie du style. Paris: O. Jacob.
  • Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft mit ergänzenden Texten (Hua XVII). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (2012). Zur Lehre vom Wesen und zur Methode der eidetischen Variation. Texte aus dem Nachlass (1891-1935) (Hua XLI). Dordrecht: Springer.
  • Keller, K. (2002). Intentionality in Perspectival Structure. Merleau-Ponty: Non-Philosophie et philosophie, 3, 375–96.
  • Malraux, A. (1965). Le musée imaginaire. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1945). Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1963). The Structure of Behavior (A. Fisher, Trans.). Boston: Beacon Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1969). La prose du monde. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1973). The Prose of the World (J. O’Neill, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1996). Sens et non-sens. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2005). Phenomenology of Perception (C. Smith, Trans.). London & New York: Routledge.
  • Merleau-Ponty, M. (2006). L’œil et l’esprit, Dossier et notes réalisés par Lambert Dousson. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2009). La structure du comportement (3rd ed.). Paris: Presse Universitaire de France.
  • Saint-Aubert, E. de. (2004). Du lien des êtres aux éléments de l’être : Merleau-Ponty au tournant des années 1945-1951. Bibliothèque d’histoire de la philosophie. Paris: J. Vrin.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 943


ПИСЬМО КАК МОДЕЛЬ СЕДИМЕНТАЦИИ КУЛЬТУРЫ И ПАМЯТИ: ФЕРРАРИС, ДЕРРИДА И ГУССЕРЛЬ

Название на языке публикации: WRITING AS A MODEL OF CULTURAL SEDIMENTATION AND MEMORY: FERRARIS, DERRIDA AND HUSSERL
Автор: ДАЛЮС ЙОНКУС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 103-114
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-103-114 PDF (Загрузок: 943)

Аннотация
Несмотря на их креативную составляющую, действия в рамках культуры не возникают из ничего. Они опираются на предшествующие действия, на пассивную и активную память о них как их расширение. Седиментация — это отложение осадков, которое происходит в рамках некоторых процессов. Эти осадки свидетельствуют об имевших место процессах и сами становятся значимыми отсылками или следами. Формируются различные осадочные слои, которые свидетельствуют о прошлых событиях, структуры которых присутствуют и в настоящем. Наиболее известная феноменологическая концепция седиментации была сформулирована в тексте Гуссерля «Начало геометрии». Гуссерль использует специальный геологический термин «седиментация», чтобы описать науку геометрию как языковым образом опосредованный (записанный) генезис понятийного знания. Человеческая практика знания может транслироваться следующим поколениям только через языковое выражение и письменную запись. Деррида использовал феноменологическое понятие седиментации и создал «Грамматологию». Маурицио Феррарис применил эти идеи Деррида, развивая теорию документальности. Основная идея документальности в том, что отдельный род социальных объектов, а именно — документы (записи социальных актов), лежат в основе социальной реальности. Для всех трёх философов письмо и запись становятся моделью размышления о культурно-социальной реальности. Цель этой статьи в том, чтобы рассмотреть письмо как модель культурной седиментации и памяти. Гуссерль понимал письмо как седиментацию, которая нуждается в реактивации. Тем не менее, Деррида и Феррарис отождествляют письменные объекты только c материализованными вещами и повторением написанного. Они не проводят различия между подражательным и понимающим чтением.

Ключевые слова
мобильный телефон, письмо, память, седиментация, феноменология, Феррарис, Деррида, Гуссерль.

References

  • Blomberg, J. (2019). Interpreting the Concept of Sedimentation in Husserl’s “Origin of Geometry”. Public Journal of Semiotics, 9 (1), 78-94.
  • Derrida, J. (1978). Edmund Husserl’s Origin of Geometry: An Introduction (J. P. Leavey, Trans.). Jr. Stoney Brook/New York: Nicolas Hays.
  • Derrida, J. (1997). Of Grammatology. (G. Chakravorty Spivak, Trans.). Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.
  • Ferraris, M. (2013). Documentality: Why it is Necessary to Leave Traces (R. Davies, Trans.). New York: Fordham University Press.
  • Ferraris, M. (2014). Where are You? An Ontology of the Cell Phone. Fordham University Press.
  • Husserl, E. (1954). Die Frage nach dem Ursprung der Geometrie als intentional-historisches Problem. In Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie (Hua VI) (365-386). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001). Logical Investigations, Vol. 1 (J. N. Findlay, Trans.). London: Routledge.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen, Bd.2, Teil.2 (Hua 19/2) (U. Panzer, Ed.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Plato. (2005). Euthypro, Apology, Crito, Phaedo, Phaedrus (H. North Fowler, Trans.). London: Harward University Press.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1019


ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ §§ 54–60 БЫТИЯ И ВРЕМЕНИ

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ §§ 54–60 БЫТИЯ И ВРЕМЕНИ
Автор: ГЕОРГИЙ ЧЕРНАВИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 159-172
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-159-172 PDF (Загрузок: 1019)

Аннотация
Статья отталкивается от «тривиальных» наблюдений Гуссерля из рукописи «Разум — наука. Разум и мораль — разум и метафизика» на тему совести, чтобы затем поставить вопрос об игнорировании темы заблуждений или самообмана в хайдеггеровской модели совести из §§ 54–60 Бытия и времени. В хайдеггеровской концепции совести (как молчаливого зова, апеллирующего к подлинности Dasein) мы не найдем ряда моментов, важных для гуссерлевского понимания совести: ни нераскрытых горизонтов предшествовавшей жизни, ни относительности интерсубъективных контекстов, ни заблуждающейся (и сомневающейся) совести, ни тем более поиска предполагаемой очевидности. При этом, то, как Хайдеггер аксиоматически задает изначальную виновность Dasein, создает в этой модели ряд тупиков или слепых пятен. Именно к ним и обращается в своей интерпретации (а точнее, двух альтернативных интерпретациях) Марк Ришир, говоря об «изначальном символическом злоключении», которое постигло Dasein, а затем о «символической тавтологии», в плену которой оно оказалось. Критика Ришира направлена не на «преодоление» хайдеггеровской модели совести, а на демонстрацию трансцендентальной иллюзии — вероятно неизбежной для того, кто руководствуется «подлинностью» и «внутренним голосом». Это своего рода критическая феноменология «подлинности», которой удается избежать замкнутости феноменологии на самой себе за счет «прививки» постструктурализма. Вот почему в центре и первой, и второй интерпретации, проведенной бельгийским феноменологом, стоит проблема символических структур: «изначального символического злоключения» в первом случае и «символической тавтологии» во втором.

Ключевые слова
зов совести, вина, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Марк Ришир, феноменология, постструктурализм.

References

  • Artemenko, N. A. (2015). Die “ethische” Dimension der heideggerschen Philosophie: die Frage nach der ursprünglichen Ethik. Horizon. Studies in Phenomenology, 4 (1), 114–123.
  • Chernavin, G. I. (2022). Symbolic tautology. Great Russian Encyclopedia. Retrieved from https://znaniya.org/c/simvolicheskaia-tavtologiia-71fbf5.(In Russian)
  • De La Boétie, É. (1846). Oeuvres complètes d’Estienne de La Boëtie. Paris: J. Delalain.
  • De La Boétie, É. (1952). Discourse on Voluntary Servitude. Rus. Ed. Moscow: Izd-vo AN SSSR Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2002). Being and Time. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2006). Sein und Zeit. Tübingen: M. Niemeyer.
  • Heidegger, M. (2007). What is Metaphysics? Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2017). Was ist Metaphysik? Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik. Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XLII). Dordrecht: Springer.
  • Richir, M. (1991). Du sublime en politique. Paris: Payot.
  • Richir, M. (2004). Phantasia, imagination, affectivité. Grenoble: Millon.
  • Richir, M. (2014). Phénomène et hyperbole. In C. Sommer (Ed.), Nouvelles phénoménologies en France (43–54). Paris: Hermann.
  • Plato. (1990). Feag. In Sobranie sochinenii v 4-kh t. T. 1 (112–124). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации


CALL FOR PAPERS
HORIZON. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Спецвыпуск
Том 13, выпуск 1, 2024
«Аналитическая философия и феноменология»

Название на языке публикации: CALL FOR PAPERS
HORIZON. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Спецвыпуск
Том 13, выпуск 1, 2024
«Аналитическая философия и феноменология»
Автор: ГАРРИС РОГОНЯН, АНДРЕЙ ВЕРЕТЕННИКОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 235-240
Язык: Русский, Английский
Тип публикации: Анонс

Аннотация

Есть ли у феноменологии и аналитической философии общие темы для разговора? Ответить на этот вопрос не так-то просто, поскольку критерии того, что сегодня можно считать аналитической философией или феноменологией довольно размыты и нередко вызывают споры. Сложно сказать, идет ли речь в обоих случаях о философском движении, об отличительном стиле философствования или об особом интеллектуальном климате в исследованиях. Впрочем, многих наличие таких критериев не особенно беспокоит. Достаточно, по их мнению, рассматривать аналитическую философию и феноменологию как условные обозначения, помогающие сориентироваться в первом приближении. Можно, конечно, говорить о них как о двух философских традициях, дабы указать на определенную совокупность проблем и методов их решения. Но и в этом случае мы столкнемся с тем очевидным фактом, что совокупность эта носит открытый характер. Например, в случае аналитической философии сложно сказать, есть ли у нее какое-то ортодоксальное ядро, или то, что можно было бы считать официальным учением. Тогда как в случае феноменологии роль ортодоксии до сих пор, судя по всему, играют работы Э. Гуссерля. Однако «ереси» сегодня вполне мирно сосуществуют с ортодоксией, и часто благосклонно воспринимаются ею как законные наследники и продолжатели.

Тем не менее, несмотря на размытость критериев принадлежности, у феноменологии и аналитической философии есть кое-что общее – то, что могло бы послужить основой для диалога между традициями. В качестве исторических феноменов эти две традиции берут свое начало в конце 19 – начале 20 века. Более того, у них есть, как минимум, один общий источник – работы Г. Фреге, которыми вдохновлялись Б. Рассел и Э. Гуссерль, два официальных отца-основателя аналитической философии и феноменологии, соответственно. Однако спустя более века с момента зарождения этих философских традиций, можно сказать, что судьба у них сложилась по-разному – как с точки зрения их внутреннего развития, так и с точки зрения их распространения и влияния на гуманитарные науки. Общие истоки еще не гарантируют какое-либо взаимопонимание или заинтересованность друг в друге.

Действительно, помимо происхождения другой общей чертой для обеих традиций является почти полное игнорирование ими друг друга, временами напоминающее «холодную войну». Это тем более удивительно, что обе традиции изначально декларировали строгость, ясность и систематичность в своих подходах к решению тех или иных проблем. Разумеется, нельзя отрицать факт их взаимного, хотя и подспудного, влияния друг на друга. Например, один из самых видных представителей аналитической философии, У. Селларс, начинал с изучения феноменологии под руководством М. Фарбера. И это не могло не отразиться на его работах, хотя он и редко упоминал в них Гуссерля. В конечном счете именно благодаря феноменологии в аналитической философии стали привычными такие понятия, как интенциональность, интерсубъективность и конституирование. И речь здесь не только о понятиях, но также о темах исследования и способах постановки проблем. Однако в остальном это взаимное влияние сводилось скорее к сдержанной недоброжелательности и пренебрежительным замечаниям.

Впрочем, сегодня ситуация постепенно меняется, и мы можем наблюдать, как обе традиции сближаются в самых разных областях исследований, будь то проблемы языкового значения, восприятия, других сознаний и т.д. От часто звучавших призывов к диалогу философы, кажется, наконец перешли к делу. Поэтому помимо истории взаимоотношений между аналитической философией и феноменологией особый интерес сегодня представляют, прежде всего, перспективы их дальнейшего сотрудничества.

Мы будем рады увидеть материалы (объемом 30000—50000 знаков с пробелами, включая все метаданные), посвященные следующим рубрикам, хотя они, разумеется, могут и не ограничиваться данным списком:

Язык и знание

  • Значение и смысл
  • Достоверность и надежное знание
  • Концептуальное и неконцептуальное содержание опыта
  • Проблема мира
  • Интерсубъективность
  • Априорное знание

Психология

  • Сознание и восприятие
  • Проблема других сознаний
  • Интенциональность
  • Свобода воли
  • Феноменология и когнитивная наука
  • Ментальная каузальность
  • Психология восприятия
  • Психофизическая проблема

Общество, история и этика

  • История отношений аналитической философии и феноменологии
  • Сравнительный анализ проблем и методов аналитической философии и феноменологии
  • Этика
  • Свобода воли
  • Ценностные суждения
  • Общество и жизненный мир
  • История и нарратив


Требования для оформления статей Вы можете найти здесь
Срок предоставления материалов: 1 декабря 2023
Срок для решения о публикации/отклонении материала: 15 января 2024
Срок публикации спецвыпуска: 30 июня 2024

Статьи принимаются на русском и английском языках.
Оформленные, согласно требованиям, и вычитанные материалы просьба присылать на следующий адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. & Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Информация о Статье/Публикации


CALL FOR PAPERS
HORIZON. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Спецвыпуск
Том 13, выпуск 2, 2024
«Феноменология и эстетика»

Название на языке публикации: CALL FOR PAPERS
HORIZON. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Спецвыпуск
Том 13, выпуск 2, 2024
«Феноменология и эстетика»
Автор: СВЕТЛАНА НИКОНОВА, ЛЮБОВЬ ЯКОВЛЕВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 241-248
Язык: Русский, Английский
Тип публикации: Анонс
(Загрузок: 2005)-->

Аннотация

Предстоящий номер посвящен вопросам взаимоотношения между феноменологией и эстетикой. Проблемное поле феноменологии и эстетики может рассматриваться двояким образом: с одной стороны, это те вопросы, которые ставит феноменология в рамках собственного дискурса, с другой стороны, это теория искусства, которая избирает феноменологию в качестве своего основного метода. Цель выпуска — продемонстрировать возможность выстраивать диалог не только внутри феноменологической традиции, но и находить точки соприкосновения с более обширной областью теории искусства.

Феноменология, несмотря на свой изначальный интерес к теории познания, обнаруживает тесную связь с эстетикой. Уже в работе Э. Гуссерля «Эстетическое сознание», написанной предположительно в 1912 году, феноменология представлена как философское направление, наиболее близко и последовательно раскрывающее проблемы эстетики. Подобная близость неслучайна: как эстетика Канта, так и феноменологическая редукция радикальным образом изменяют естественную установку, заинтересованную в бытии реальных вещей, и направляют наше внимание на способы их явленности. Вслед за Гуссерлем к проблемам эстетики обращаются такие авторы как М. Хайдеггер, М. Мерло- Понти, М. Дюфрен, Р. Ингарден, Н. Гартман. Так, М. Мерло-Понти развивает феноменологию тела, идею переплетения опыта мира и опыта тела, которое можно увидеть благодаря живописи; М. Хайдеггер предлагает наиболее радикальную постановку вопроса о бытии художественного произведения, расширяя границы феноменологии на область недоступных, ускользающих и сокрытых от созерцания феноменов; М. Дюфрен переосмысляет значение эстетического опыта, сущность интенциональности и постулирует возможность открытости субъекта вещам благодаря поэтическому видению мира; в эстетике Р. Ингардена и Н. Гартмена представлена многослойная структура эстетического объекта, в котором различается реальность материального слоя и особая данность слоя воображаемого.

Дальнейшее развитие взаимоотношений между феноменологией и эстетикой можно проследить в трудах Ж.-Л. Мариона, М. Анри, О. Беккера, М. Ришира, а также специалистов в области эстетики В. Вельша, Р. Шустермана, Г. Бёме, Л. Визинга, A. Берлеанта. Перечисленных авторов объединяет не только интерес к искусству, эстетическому сознанию и эстетическому опыту, но и особый акцент на переходных, мерцающих, ускользающих, неустойчивых, хрупких феноменах, данных в восприятии субъекту. Данный интерес продиктован, прежде всего, необходимостью переосмысления уже сложившейся традиции феноменологии, обнаружения новых ракурсов в изучении наследия Э. Гуссерля, пересмотра классических понятий интенциональности и феноменологической редукции. Вместе с тем, рефлексия неустойчивых и переходных феноменов требует иных способов описания сознания субъекта. Все это становится возможным благодаря более глубокому анализу эстетических категорий и произведения искусства. Последнее рассматривается в качестве подвижного феномена, способного приводить в движение и лишать прочных оснований самого воспринимающего. Так, М. Ришир подчеркивает актуальность понятия фантазии у Э. Гуссерля, предлагая тем самым альтернативу оппозиции реальное / воображаемое, противопоставлению фигуративного / нефигуративного искусства; обнаруживает его промежуточное пространство, которое не сводится ни к реальному, ни к воображаемому. Возможность восприятия такого промежуточного и подвижного произведения позволяет поставить вопрос о противоречивости понятия интенциональности субъекта, захваченного динамичной природой художественного феномена. Переосмысление эстетического опыта приобретает особое значение в философии А. Мальдине. Мальдине выходит за границы понятия опыта и осуществляет попытку описания радикального опыта события, которое преобразует и трансформирует субъекта во встрече с измерением невозможного. Ж.- Л. Марион рассматривает пространство иконы, феномен идола, плоти, события, вводя понятие «насыщенного феномена», позволяющего переосмыслить отношение между созерцанием и интенциональностью, в том числе в пространстве живописи.

Наряду со сложившейся традицией феноменологической эстетики, теория искусства в лице теории литературы, архитектуры, кинематографа и других искусств рассматривают феноменологию в качестве метода для проведения собственных исследований. Так, феноменология является одним из важнейших направлений современной архитектурной теории. Последняя, отталкиваясь от исследований М. Мерло-Понти и М. Хайдеггера, обращается к описанию опыта восприятия архитектурного пространства, раскрывает экзистенциальную значимость места в бытии человека, рефлексирует телесную укорененность человека в мире. Контекст архитектурной теории оказывается особенно востребованным в связи с критикой взгляда и роли зрения в опыте субъекта. Смещение акцента на телесное переплетение человека с окружающей его средой, позволяет говорить о нем не только как об отстраненном наблюдателе, но и как о субъекте, обитающем и принимающем живое участие в полноте мира. Вместе с тем, внимание к месту предполагает описание его событийной, ритуальной структуры, лишенной завершенности и пронизанной ускользающими, исчезающими, незримыми измерениями, что сближает архитектурную теорию с проблемами феноменологической эстетики.

Подобная постановка вопроса становится созвучной и авторам-эстетикам, использующим ресурсы феноменологии. Она близка и эстетике телесности Шустермана, и идеям «феноменологической эстетики окружающей среды», и эстетике вовлеченности Берлеанта. В не меньшей степени данные темы становятся востребованы в эстетике визуальных искусств. Благодаря недавним разработкам в инсталляции, видео и компьютерном искусстве эстетика постепенно отходит от категорий дистанцированного созерцания и критической интерпретации, выдвигая на первый план телесную и эмоциональную вовлеченность зрителя; благодаря данному ракурсу она ставит под сомнение модель зрительской дистанции и для более традиционных форм искусства. Так, Р. Ван де Валь в книге «На краях видения» предлагает тактильную и аффективную концепции изображения. Опираясь на философию М. Мерло-Понти, Э. Левинаса, Ж.- Ф. Лиотара и Ж. Делёза, с одной стороны, и на теорию новых медиа, с другой, Ван де Валь развивает перформативную феноменологию эстетической рефлексии, визуальности и изобразительного искусства.

Теория кино (Л. Маркс, В. Собчак, Дж. Баркер) обращается к феноменологии для понимания восприятия зрителя, его эстетического опыта, генезиса эстетического переживания; позволяет ставить вопрос о реальности образа, о способности кинематографа создавать особый телесный опыт, передаваемый зрителю. Теория современного танца (М. Шитс-Джонстон, С. Козел, Э. Бренниган) и перформанса (Э. Фишер-Лихте, Б. Массуми, Р. Шехнер) продолжает траектории мысли феноменологии телесности Мерло-Понти.

Перечисленные проблемные поля и точки пересечения эстетики, феноменологии и теории искусства отражают общую тенденцию к сближению феноменологической эстетики с практическими и повседневными аспектами жизни, с телесностью и воплощенностью, с особенностями опыта современного субъекта.

Предполагаемые темы номера:

  • Соотношение между феноменологией и классической эстетикой
  • Феноменология и искусство
  • Эстетическое сознание в феноменологии Э. Гуссерля
  • Феноменология живописи, феноменология поэзии, феноменология музыки, феноменология архитектуры, литературы, кинематографа и т.п.
  • Эстетический опыт в феноменологии
  • Проблемы история развития феноменологической эстетики
  • Место эстетики в (пост)феноменологии
  • Феноменология городской среды
  • Кантовская эстетика в контексте феноменологии (к 300-летию со дня рождения И. Канта)


Требования для оформления статей Вы можете найти здесь.

Срок предоставления материалов:1 мая 2024

Срок для решения о публикации/отклонении материала: 15 июня 2024

Срок публикации спецвыпуска: 30 декабря 2024

Статьи принимаются на русском, английском и немецком языках.

Оформленные, согласно требованиям, и вычитанные материалы просьба присылать на следующий адрес электронной почты:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (Светлана Никонова)

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (Любовь Яковлева)