Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 519


ЕСТЬ ЛИ СЛЕДЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В КНИГЕ Х. СУБИРИ NATURALEZA, HISTORIA, DIOS?

Название на языке публикации: GIBT ES SPUREN VON PHÄNOMENOLOGIE IN ZUBIRIS NATURALEZA, HISTORIA, DIOS?
Автор: МИГЕЛЬ ГАРСИЯ-БАРО ЛОПЕС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 327–339
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-327–339 PDF (Загрузок: 519)

Аннотация
Статья посвящена рецепции феноменологии у Хавьера Субири, одной из самых важных фигур испанской феноменологии XX века. Субири мало публиковался при жизни, но он оставил огромное наследие в виде лекционных курсов и манускриптов. К числу его самых важных опубликованных работ относится книга Naturaleza, Historia, Dios. В ней Субири излагает свою критическую рецепцию феноменологии: он следует ей в той мере, в какой она является философией самих вещей. Но эта высокая оценка феноменологии есть в то же время отход от нее. Философский проект Субири состоит не в объяснении вещей как объектов сознания, но, скорее, в раскрытии их бытийной или реальной структуры. Его цель, таким образом, заключается в создании логики реальности или новой метафизики, которая в то же время отличается от старой онтологии и чьими источниками вдохновения являются Хайдеггер и Аристотель. Автору этой статьи представляется также весьма вероятным решающее влияние Альфреда Уайтхеда на некоторые ключевые особенности онтологической программы Субири. Гуссерлевская трактовка теории целого и частей в III «Логическом исследовании» также принадлежит к интеллектуальному бэкграунду Субири. В этой статье ставится вопрос о следах феноменологии, которые все еще присутствуют в Naturaleza, Historia, Dios, и дается критическая оценка их значимости для современной феноменологии. Статья, прежде всего, показывает, как концепция Субири реабилитирует традиционное понятие человека и его опыта религиозной связи (religatio) с трансцендентным основанием. Как следствие, традиционные понятия духовной реальности, эроса и агапэ получают новое значение.

Ключевые слова
феноменология, метафизика, реальность, ничто, religatio, человек, экзистенция, эрос, агапэ.

References

  • Aristoteles. (2020). Metafísica (T. C. Martínez, Trans.). Madrid: Editorial Gredos.
  • Celms, Th. (1931). El idealismo fenomenológico de Husserl (J. Gaos, Trans.). Madrid: Revista de Occidente.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit (GA 2). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Ortega y Gasset, J. (1959). Meditationen über „Don Quijote“ (U. Weber, Trans.). Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Zubiri, X. (2015). Naturaleza, Historia, Dios (D. Gracia, Ed.). Madrid: Alianza Editorial/Fundación Zubiri.
  • Zubiri, X. (2016). Sobre la esencia (A. González & D. Gracia, Eds.). Madrid: Alianza Editorial/Fundación Xavier Zubiri.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 589


КОНСТИТУИРОВАНИЕ СМЫСЛА VS ОТКРЫТИЕ РЕАЛЬНОСТИ: КАК ВОЗМОЖНА ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СЕГОДНЯ 2.0?

Название на языке публикации: КОНСТИТУИРОВАНИЕ СМЫСЛА VS ОТКРЫТИЕ РЕАЛЬНОСТИ: КАК ВОЗМОЖНА ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СЕГОДНЯ 2.0?
Автор: АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 554–569
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-554–569 PDF (Загрузок: 589)

Аннотация
В статье предпринимается попытка обрисовать контуры трансцендентальной феноменологии, которая сохранила бы в себе интуицию здорового реализма. В связи с этим предлагается перетолковать гуссерлевское понятие конституирования, представив его как открытие реальности. Проводится различие между сильной и слабой версиями конституирования. Именно конституирование в слабом смысле сочетается, по нашему мнению, с реалистической установкой. Для достижения указанной цели (представить конституирование как открытие) уточняется гуссерлевское понятие предметного смысла: исключается его трактовка как репрезентанта или субститута интенционального предмета; предметный смысл рассматривается как способ данности, как «то-в-видах-чего» предмет подразумевается или дан. Идея смыслового открытия реальности наилучшим образом согласуется именно с такой трактовкой предметного смысла. Таким образом, оказывается возможным совместить реалистическую установку с идеей осмысленного доступа к реальному, что позволяет избежать, с одной стороны, наивного реализма, а с другой — трансцендентально-идеалистических импликаций. Гуссерлевское понятие конституирования соотносится далее с идеей формирования интерпретативных схем постижения мира, к которым могут относиться политические повестки, научные парадигмы, системы спекулятивной метафизики, религиозная вера. Подчеркивается, что хотя отказ от интерпретации невозможен, необходимо согласовывать интерпретативные схемы с реальными фактами и событиями с целью осуществить «тонкую настройку» разума и действительности. Наконец, проводится размежевание с концепцией Ж.-Л. Мариона, который делает ставку на дефляцию смысла в пользу данности как таковой, что ставит под вопрос статус человека как существа, обладающего разумом, открывающего реальность и конституирующего ее смысл.

Ключевые слова
конституирование, смысл, открытие, интерпретация, данность, Фреге, Гуссерль, Марион.

References

  • Benua, J. (2014). On the Other Side of the Border. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (63–99). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Borisov, E. V., Ladov, V. A., & Surovtsev, V. A. (2010). Language, Consciousness, and the World. An Experience of Comparative Analysis of Phenomenology and Analytic Philosophy. Vilnius: Evropeiskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)
  • Devaikin, I. A. (2022). On the Concept of Correlationism: Q. Meillassoux, G. Harman, R. Brassier. Idei i idealy, 14 (1), ch. 1, 82–99. (In Russian)
  • Ern, V. F. (1991). The Essence of German Phenomenalism. In V. F. Ern., Sobranie sochinenii (319–329). Moscow: Pravda Publ. (In Russian)
  • Føllesdal, D. (1969). Husserl’s Notion of Noema. The Journal of Philosophy, 66 (20), 680–687.
  • Follmer, G. (1998). Evolutionary Theory of Cognition: Innate Structures of Cognition in the Context of Biology, Psychology, Linguistics, Philosophy, and Theory of Science. Rus. Ed. Moscow: Russkii dvor Publ. (In Russian)
  • Frege, G. (2000). On Sense and Reference. In G. Frege, Logika i logicheskaia semantika (230–246). Rus. Ed. Moscow: Aspekt Press. (In Russian)
  • Frolov, A. V. (2008). The Transcendental Horizon and Boundaries of the Lifeworld (Doctoral Thesis). Moscow: Moscow State University. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1998). Prolegomena to the History of the Concept of Time. Rus. Ed. Tomsk: Vodolei Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1998). Cartesian Meditations. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ., Iuventa Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1999). Ideas for Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. Vol. 1: A General Introduction to Pure Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: DIK Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2001). Collected Works. Vol. 3 (1). Logical Studies. Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ.; Dom intellektual’noi knigi Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2017). Experience and Judgement. § 8. Horizontal Structure of Experience. Prior Typical Familiarity of Each Individual Object of Experience. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 192–200. (In Russian)
  • Ingarden, R. (1999). Introduction to the Phenomenology of Edmund Husserl. Rus. Ed. Moscow: DIK Publ. (In Russian)
  • Marion, J.-L. (2002). Being Given: Towards a Phenomenology of Givenness. Palo Alto: Stanford University Press.
  • Marion, J.-L. (2014). The Saturated Phenomenon. In: S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiia: novaia fenomenologiia vo Frantsii i za ee predelami (63–99). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Mikhal’skii, K. (2010). Logic and Time: Experience in Analyzing Husserl’s Theory of Meaning. Heidegger and Modern Philosophy. Moscow: Territoriia budushchego Publ. (In Russian)
  • Molchanov, V. I. (2004). Distinction and Experience: The Phenomenology of Non-Aggressive Consciousness. Moscow: Modest Kolerov i “Tri kvadrata” Publ. (In Russian)
  • Motroshilova, N. V. (2003). Husserl’s Ideas I as an Introduction to Phenomenology. Moscow: Fenomenologiia — Germenevtika Publ. (In Russian)
  • Nesteruk, A. V. (2014). The Universe as a Saturated Phenomenon: The Christian Concept of Creation in the Light of Modern Philosophy and Science. Metaparadigma, 2-3, 78–115. (In Russian)
  • Sartre, J.-P. (1984). An Essay on the Theory of Emotions. In V. K. Viliunas, I. B. Gippenreiter (Eds.), Psikhologiia emotsii: Teksty (120–137). Rus. Ed. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta Publ. (In Russian)
  • Tvardovskii, K. (1997). On the Doctrine of the Content and Subject Matter of Representations. A Psychological Study. In K. Tvardovskii, Logiko-filosofskie i psikhologicheskie issledovaniia (38–159). Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 566


РЕЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В ИСПАНИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ОБЗОР

Название на языке публикации: DIE REZEPTION DER PHÄNOMENOLOGIE IN SPANIEN UND LATEINAMERIKA. EIN ÜBERBLICK
Автор: ХЕСУС M.ДИАС АЛЬВАРЕС, ХЕСУС ГИЛЬЕРМО ФЕРРЕР ОРТЕГА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 263-269
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-263-269 PDF (Загрузок: 566)

Аннотация
- - -

Ключевые слова
- - -

References

  • Bravo, J. (2022). Phenomenology in Mexico: 1929-2021. In B. C. Hopkins & J. J. Drummond (Eds.), The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy XX. Special Issue: Phenomenology in the Hispanic World (71-83). London and New York: Routledge.
  • Cruz Vélez, D. (2014). Obras completas IV —Tabula rasa (Rubén Sierra Mejía, Ed.). Bogotá: Universidad de los Andes & Universidad Nacional de Colombia.
  • Díaz Álvarez, J. M., & Expósito Ropero, N. (2022). The Reception of Husserl’s Phenomenology in Contemporary Spain: Incomplete Notes. In B. C. Hopkins & J. J. Drummond (Eds.), The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy XX. Special Issue: Phenomenology in the Hispanic World (17-38). London and New York: Routledge.
  • Ferrer, G., Schmich, N., & Pérez-Gatica, S. (2022). Phänomenologie in Spanien und Hispanoamerika. Ein Lesebuch. (S. Pérez-Gatica, Ed., N. Schmich & G. Ferrer, Eds., Trans.). Baden Baden: Verlag Karl Alber.
  • Gaos, J. (1982). Confesiones Profesionales. In Obras Completas XVII (41-137). México: Universidad Nacional Autónoma de México.
  • Granell, M. (1977). Ethología y existencia. Caracas: Equinoccio.
  • Gracia, J. (2014). José Ortega y Gasset (Kindle ed.). Madrid: Editorial Taurus.
  • Zamora, J. (2002). Ortega y Gasset. Barcelona: Paza y Janés.
  • Zirión, A. (2009). La fenomenología en México. Historia y antología. Mexiko: UNAM.
  • Zirión, A. (2022). Phenomenology in Latin America. In B. C. Hopkins & J. J. Drummond (Eds.), The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy XX. Special Issue: Phenomenology in the Hispanic World (39-53). London and New York: Routledge.
  • Villacañas, J. L. (2023). Ortega y Gasset. Una experiencia filosófica española. Madrid: Guillermo Escolar Editor.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 516


ФИЛОСОФ И ЕГО ФИЛОСОФИИ. ОРТЕГА, ГУССЕРЛЕВСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ДАЛЬШЕ

Название на языке публикации: THE PHILOSOPHER AND HIS PHILOSOPHIES. ORTEGA, HUSSERLIAN PHENOMENOLOGY AND BEYOND
Автор: ХЕСУС М. ДИАС АЛЬВАРЕС, ХОРХЕ БРИОСО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 285–301
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-285-301 PDF (Загрузок: 516)

Аннотация
В этой статье будет предпринята попытка раскрыть некоторые из тех намеков, которые Ортега оставил о своём понимании философии. Тезис, который мы отстаиваем, заключается в том, что испанский философ предлагает два несколько отличных ответа на вопрос о том, что такое философия, хотя и не излагает их явным образом. Этот факт, как мы полагаем, создает некоторую напряженность в его второй, более поздней философской модели, поскольку он не окончательно отказывается от определенной «приверженности» своей ранней модели и связанных с ней стилистических приёмов. В этом отношении Ортега мог бы рассматриваться как мыслитель, живущий между двумя философскими мирами, тот, кто видит, повествует и интерпретирует современную философскую ударную волну, впрочем, не вполне отказываясь от старых интеллектуальных построений. Чтобы подтвердить наш тезис, мы проводим сравнение двух текстов: его лекций 1929 года «Что такое философия?» и его «Заметок о мышлении» 1941 года. В период между этими двумя работами Ортега, по-видимому, переходит от более «традиционного», «универсалистского», «трансцендентального», иначе говоря, гуссерлианского феноменологического понимания философии, к более историцистскому, герменевтическому и прагматичному. В последнем акцент смещатся к множественности дискурсов о смысле, контингентности философского нарратива как такового и самой возможности его завершения — по крайней мере если говорить о более «метафизической» и классической форме этого нарратива.

Ключевые слова
философия, феноменология Гуссерля, универсализм, герменевтика, историцизм, человеческая ситуация, конец философии.

References

  • Campomar, M. (2016). Ortega y Gasset. Luces y sombras del exilio argentine. Madrid: Biblioteca Nueva.
  • Castelló, J. C. (2009). Hermenéutica narrativa de Ortega y Gasset. Granada: Editorial Comares.
  • Cerezo, P. (1984). Voluntad de Aventura. Aproximamiento crítico al pensamiento de Ortega y Gasset. Barcelona: Ariel.
  • Conill, J. (2013). Una cierta lectura hermenéutica de la filosofía orteguiana. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (207-227). Granada: Editorial Comares.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2011). Presentación y actualidad de José Gaos. Boletín de estudios de filosofía y cultura Manuel Mindán, VI, 55-66.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2013a). Cuestión de libertad. Ética y filosofía política en Ortega y Gasset. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (251-286). Granada: Editorial Comares.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2013b). José Ortega y Gasset and Human Rights. In L. Embree & T. Nenon (Eds.), Husserl’s Ideen (3-18). Dordrecht/ Heidelberg/ New York: Springer.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2016). La filosfofia della serenità malinconica contro la superbia filosofica. Su José Gaos e l’endibolimento del pensiero. In L. Parnete (Ed.), La scuola di Madrid (137-156). Milano-Udine: Mimesis Edizioni.
  • Díaz Álvarez, J. M., & Brioso, J. (2018). La razón histórica en tiempos sombríos. In D. Sánchez Mecha, R. Herrera & J. L. Villacañas (Eds.), Totalitarismo: la resistencia filosófica (15 estudios de pensamiento contemporáneo) (207-227). Madrid: Editorial Técnos.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2020). ¿Perdidos en el laberinto? Husserl, Ortega y Gaos ante los desafíos de la diversidad cultural. Daimon. Revista Internacional de Filosofía, 8, 87-102. doi: http://dx.doi.org/10.6018/daimon.384251
  • García-Baró, M. (2012). Sentir y pensar la vida. Ensayos de fenomenología y filosofía española. Madrid: Editorial Trotta.
  • Gracia, J. (2014). José Ortega y Gasset (Kindle Ed.). Madrid: Editorial Taurus.
  • Lasaga, J. (2005). Los nombres de una filosofía: razón vital o razón histórica. Revista de Occidente, 293, 5-26.
  • Lasaga, J. (2013). La Madurez del filósofo: los cursos de los años treinta. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (69-89). Granada: Editorial Comares.
  • Moratalla, T. (2005). José Ortega y Gasset en la fenomenología hermenéutica. In F. H. Llano & A. Castro (Eds.), Meditaciones sobre Ortega (373-410). Madrid: Tébar.
  • Ortega y Gasset, J. (2006a). Apuntes sobre el pensamiento. Su teúrgia y su demiurgia. In Obras Completas (VI) (3-29). Madrid: Editorial Taurus.
  • Ortega y Gasset, J. (2006b). Notas a la edición. In Obras Completas (VI) (967-1000). Madrid: Editorial Taurus.
  • Ortega y Gasset, J. (2006c). Prólogo a Historia de la filosofía, de Émile Bréhier. In Obras Completas (VI) (135-171). Madrid: Editorial Taurus.
  • Ortega y Gasset, J. (2008). ¿Qué es filosofía? In Obras Completas (VIII) (235-374). Madrid: Editorial Taurus.
  • San Martín, J. (2012). La fenomenología de Ortega y Gasset. Madrid: Biblioteca Nueva.
  • San Martín, J. (1998). Fenomenología y cultura en Ortega. Madrid: Técnos.
  • Serrano de Haro, A. (2016). Paseo filosófico en Madrid. Introducción a Husserl. Madrid: Editorial Trotta.
  • Zamora, J. (2002). Ortega y Gasset. Barcelona: Paza y Janés.
  • Zamora, J. (2013). La razón histórica. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (91-120). Granada: Editorial Comares.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 608


РЕЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В АРГЕНТИНЕ: ИДЕАЛ ВОИНСТВУЮЩЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ С ОПОРОЙ НА ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РАЗУМА И ВРЕМЕНИ У ЭУХЕНИО ПУЧЧАРЕЛЛИ

Название на языке публикации: THE RECEPTION OF PHENOMENOLOGY IN ARGENTINA BY EUGENIO PUCCIARELLI: HIS IDEAL OF A MILITANT AND HUMANIST PHILOSOPHY UNDERPINNED BY A PLURALISTIC CONCEPTION OF REASON AND TIME
Автор: ИРЕНА БРОЙЕР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 398–432
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-398–432 PDF (Загрузок: 608)

Аннотация
Эта статья сфокусирована на фигуре аргентинского философа Эухенио Пуччарелли (1907-1995) и его критической рецепции феноменологии. Она служит введением в его вклад в феноменологию в контексте её первичной рецепции в Аргентине и строится вокруг следующих тем: 1) миссия философии, различные пути осмысления её сущности, в частности — путь Шелера, Дильтея и Гуссерля; 2) его рецепция Гуссерля в связи с идеалом науки и разума; 3) кризис разума; 4) его плюралистичная концепция разума и времени, и, наконец, 5) его гуманистическая направленность. В статье утверждается, что его концепция философии, в которой подчеркивается личностный аспект и социальная значимость философской практики, а также неустанный поиск незыблемых основ знания, сродни гуссерлевскому, опирается на плюралистическую концепцию разума, времени и культуры, которая придает философствованию Пуччарелли гуманистический уклон. Поскольку феноменология в том виде, в котором её развивает Пуччарелли, становится активной силой, охватывающей множество точек зрения, её методология может быть применена к различным контекстам и обстоятельствам. Приверженность Пуччарелли социальной справедливости и латиноамериканской культуре является ответом на попытку спасти добродетели и свободу личности, которые лежат в основе человеческого достоинства. Иными словами, позиция Пуччарелли демонстрирует глубокий плюралистический гуманизм, который не пренебрегает своей воинственной и критической функцией, что свидетельствует о ее актуальности для текущей социально-политической ситуации в Латинской Америке.

Ключевые слова
Аргентина, культура, гуманизм, Латинская Америка, феноменология, плюрализм, разум, время.

References

  • Alberini, C. (1930). Die deutsche Philosophie in Argentinien. Berlin: Hendriock.
  • Alberini, C. (1973). Escritos de filosofía de la educación y pedagogía. Mendoza: Universidad Nacional de Cuyo.
  • Ales Bello, A., & Walton, R. J. (2013). Introducción al pensamiento fenomenológico. Despliegues de la consigna de Husserl ‘volver a las cosas mismas’. Buenos Aires: Biblos.
  • Astrada. C. (1933). El juego existencial. Buenos Aires: Babel.
  • Astrada, C. (1936). Idealismo fenomenológico y metafísica existencial. Buenos Aires: Imprenta de la Universidad.
  • Astrada, C. (1942). El juego metafísico. Buenos Aires: El Ateneo.
  • Astrada, C. (1949). Über die Möglichkeit einer existenzial-geschichtlichen Praxis. In C. Astrada, K. Bauch, L. Binswanger, R. Heiss, H. Kunz & C. F. von Weizäcker (Eds.), Martin Heideggers Einfluss auf die Wissenschaften, aus Anlass seines sechzigsten Geburtstages verfasst (165–171). Bern: Francke.
  • Astrada, C. (1967). Fenomenología y práxis. Buenos Aires: Siglo XX.
  • Biagini, H. et al., (2005). El americanismo constitutivo de Eugenio Pucciarelli. In Anales de la Academia Nacional de Ciencias de Buenos Aires XXXI (5-10). Buenos Aires: Academia Nacional de Ciencias.
  • Breuer, I. (2019). The Ego as Moral Person. Husserl’s Concept of Personhood in the Context of his Later Ethics. Miscellanea Anthropologica et Sociologica, 20 (1), 15–35.
  • Breuer, I. (2020a). Towards a Phenomenological Metaphysics. The Contingent Core of the Ego and of all Eidetic Forms. In J. Apostolescu & C. Serban (Eds.), Husserl, Kant and Transcendental Phenomenology (213–234). Berlin: Gruyter.
  • Breuer, I. (2020b). Aristotle and Husserl on Feelings in Moral Sense: Philia and Love. Método, (8)2, 31–67.
  • Breuer, I. (2021). Fenomenología y humanismo en Eugenio Pucciarelli. Ekstasis: Revista de Hermenêutica e Fenomenologia, 10 (2), 43–69.
  • Breuer, I. (2022). Reflections on a Phenomenological Ethics: Its Foundations on Empathy and the Acknowledgement of Vulnerability. Bollettino Filosofico, 37, 28–41. DOI 10.6093/1593-7178/9644.
  • Breuer, I., & Walton, R. J. (Eds.). (2020). Selección de escritos en homenaje. Dr. Eugenio Pucciarelli. Razón. Técnica. Ideología. Buenos Aires: Academia Nacional de Ciencias de Buenos Aires.
  • Caminada, E. (2023). Ethik und Normen. In E. Alloa, Th. Breyer & E. Caminada (Eds.), Handbuch Phänomenologie (294–315). Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Cossio, C. (1953). Egologische Theorie und Reine Rechtslehre. Österreichische Zeitschrift für öffentliches Recht und Völkerrecht, 5, 15–69.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2013). José Ortega y Gasset and Human Rights. In L. Embree & T. Nenon (Eds.), Husserl’s Ideen, Contributions to Phenomenology 66 (3–18). Dordrecht: Springer. DOI 10.1007/978-94-007-5213-9_1.
  • Dodd, J. (2004). Crisis and Reflection. An Essay on Husserl’s Crisis of the European Sciences. Dordrecht: Kluwer.
  • Dotti, J. (1992). La letra gótica. Recepción de Kant en Argentina desde el romanticismo hasta el treinta. Buenos Aires: Facultad de Filosofía y Letras.
  • Dotti, J. (2000). Carl Schmitt en Argentina. Buenos Aires: Homo Sapiens.
  • Ferrer, G., Schmich, N., & Pérez-Gatica, S. (2022). Phänomenologie in Spanien und Hispanoamerika. Ein Lesebuch (N. Schmich & G. Ferrer, Trans.). Baden-Baden: Karl Alber.
  • Frondizi, R. (1958). ¿Qué son los valores? México: Fondo de Cultura Económica.
  • Gadamer, H.-G. (1963). Die phänomenologische Bewegung. Philosophische Rundschau, 11, 1–45.
  • Guerrero, L. J. (1956). Estética operatoria en sus tres direcciones. Buenos Aires: Losada.
  • Harris, M. S. (1960). Francisco Romero on Problems of Philosophy. New York: Philosophical Library.
  • Hart, J. D. (1992). The Person and the Common Life: Studies in a Husserlian Social Ethics. Dordrecht: Kluwer.
  • Heffernan, G. (2015). Phenomenology as Humanism: Husserl’s Hermeneutical-Historical Struggle to Determine the Genuine Meaning of Human Existence in “The Crisis of the European Sciences and Transcendental Phenomenology”. In A.-T. Tymienieka (Ed.), From Sky and Earth to Metaphysics, Analecta Husserliana CXV (183–216). Dordrecht: Springer.
  • Heffernan, G. (2021). Existential Evidence. The Role of Self-Giving in Husserl’s Phenomenology of Existence. Phänomenologische Forschungen, 2, 137–158.
  • Herrera Restrepo, D. (1998). América Latina y la Fenomenología. México: Universidad Pontificia de México.
  • Hohl, H. (1962). Lebenswelt und Geschichte: Grundzüge der Spätphilosophie Edmund Husserls. Freiburg/München: Alber.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch. Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1968). Briefe an Roman Ingarden. Mit Erläuterungen und Erinnerungen an Husserl (R. Ingarden, Ed.). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal and Transcendental Logic (D. Cairns, Trans.). The Hague: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy (D. Carrns, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Hua XVII). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Aufsätze und Vorträge (1911–1921) (Hua XXV). Dordrecht: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1988). Vorlesungen über Ethik und Wertlehre 198–1914 (Hua XXVIII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1989a). Aufsätze und Vorträge (1922–1937) (Hua XXVII). Dordrecht: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1989b). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Second Book. Studies in the Phenomenology of Constitution (R. Rojcewicz & A. Schuwer, Trans.). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1993). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934–1937 (Hua XXIX). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2004). Einleitung in die Ethik. Vorlesungen Sommersemester 1920/1924 (Hua XXXVII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916–1937) (Hua XXXIX). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik. Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XLII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2020). Studien zur Struktur des Bewusstseins (Hua XLIII/1, XLIII/2, XLIII/3, XLIII/4). Dordrecht: Springer.
  • Iribarne, J. (2007). E. Husserl. Nosotros y el destino. Para un diálogo interrumpido. In Anales Academia Nacional de Ciencias de Buenos Aires XLI (2) (909-923). Buenos Aires: Academia Nacional de Ciencias.
  • Jannsen, P. (1970). Geschichte und Lebenswelt. Ein Beitrag zur Diskussion von Husserls Spätwerk. Phaenomenologica 35. Den Haag: Nijhoff.
  • Korn, A. (1948). La libertad creadora. Buenos Aires: Claridad.
  • Krumpel, H. (1992). Philosophie in Lateinamerika. Grundzüge ihrer Entwicklung. Berlin: Akademie Verlag.
  • Krumpel, H. (2006). Philosophie und Literatur in Lateinamerika – 20. Jahrhundert. Frankfurt a.M.: Peter Lang.
  • Landgrebe, L. (1967). Der Weg der Phänomenologie. Das Problem einer ursprünglichen Erfahrung. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus.
  • Lembeck, K.-H. (1988). Gegenstand Geschichte. Geschichtswissenschaftstheorie in Husserls Phänomenologie. Dordrecht: Kluwer.
  • Melle, U. (1991). The Development of Husserl’s Ethics. Études Phénoménologiques, 13–14, 115–135.
  • Melle, U. (2002). From Reason to Love. In J. Drummond & L. Embree (Eds.), Phenomenological Approaches to Moral Philosophy: A Handbook (229–248). Dordrecht: Kluwer.
  • Melle, U. (2007). Husserl’s Personalist Ethics. Husserl Studies, 23, 1–15.
  • Moran, D. (2002). Introduction. In D. Moran & T. Mooney (Eds.), The Phenomenological Reader (1–26). London/New York: Routledge.
  • Ortega y Gasset, J. (1988). Schriften zur Phänomenologie (J. San Martín, Ed., A. Campos & J. Uscatescu, Trans.). Freiburg/München: Karl Alber.
  • Orth, E. W. (1976). Husserl und Hegel. Ein Beitrag zum Problem des Verhältnisses Historischer und systematischer Forschung in der Philosophie. In W. Biemel (Ed.), Die Welt des Menschen – die Welt der Philosophie. Festschrift für Jan Patočka (213–250). The Hague: Nijhoff.
  • Peucker, H. (2008). From Logic to the Person: An Introduction to Edmund Husserl’s Ethics. The Review of Metaphysics, 62, 307–325.
  • Perez de Watt, H. (Ed.). (1988). Aproximación al pensamiento filosófico de Eugenio Pucciarelli. Separata del Anuario de Historia del Pensamiento Argentino, XIII (63–133).
  • Pöggeler, O. (1996). Eine Epoche gewaltigen Werdens. Die Freiburger Phänomenologie in ihrer Zeit. Phänomenologische Forschungen, 30, 9–32.
  • Pucciarelli, E. (1937). Alejandro Korn. Maestro de saber y de virtud. In Cursos y Conferencias (1067–1086). La Plata: Imprenta de la Universidad.
  • Pucciarelli, E. (1938). La Psicología de Dilthey. Publicaciones de la Universidad, II/XXI (10), 25–84.
  • Pucciarelli, E. (1945a). Angel Vasallo, Elogio de la Vigilia. In Philosophic Abstracts (15–16). New York: The Philosophical Library.
  • Pucciarelli, E. (1945b). Pedro Henriquez Ureña humanista. Humanidades, 30, 51–58.
  • Pucciarelli, E. (1948). La idea de libertad en Alejandro Korn. In La libertad creadora (7–38). Buenos Aires: Claridad.
  • Pucciarelli, E. (1959). La lección de Alejandro Korn. Revista de la Universidad, 4, 643–646.
  • Pucciarelli, E. (1960). Alejandro Korn y el pensamiento europeo. Revista de la Universidad, 12, 29–55.
  • Pucciarelli, E. (1962). Husserl y la actitud científica en filosofía. Revista de Humanidades, 2 (2), 257–280.
  • Pucciarelli, E. (1965). Ciencia y sabiduría. Cuadernos Universitarios, 7-8, 22–27.
  • Pucciarelli, E. (1968). La Razón en crisis. Cuadernos de Filosofía, 9, 209-253.
  • Pucciarelli, E. (1969a). El acceso a la esencia de la filosofía. Cuadernos de Filosofía, 11, 13–28.
  • Pucciarelli, E. (1969b). La idea de filosofía en Husserl. Humanitas, VIII (13), 29–35.
  • Pucciarelli, E. (1969c). Max Scheler y su idea de la filosofía. Cuadernos de Filosofía, 12, 191–220.
  • Pucciarelli, E. (1972a). La filosofía como expresión del tipo humano. Cuadernos de Filosofía, 17, 17–40.
  • Pucciarelli, E. (1972b). Francisco Romero y su actitud filosófica. Universitas, 373–376.
  • Pucciarelli, E. (1975a). Francisco Romero en la cátedra universitaria. Cuadernos de filosofía, 22-23 (XV), 157–159.
  • Pucciarelli, E. (1975b). Problemas del pensamiento argentino. Cuadernos de Filosofía, 22-23, 7–28.
  • Pucciarelli, E. (1976). Razón. In G. Vidal, H. Bleichmar & R. J. Usandivaras (Eds.), Enciclopedia de Psiquiatría (616–622). Buenos Aires: El Ateneo.
  • Pucciarelli, E. (1978). El pluralismo en filosofía. Cuadernos de Filosofía, 28-29, 5–22.
  • Pucciarelli, E. (1980). Los avatares de la razón. Escritos de Filosofía, 6, 3–28.
  • Pucciarelli, E. (1981). Dos vertientes de la razón histórica. Escritos de Filosofía, 8, 219–233.
  • Pucciarelli, E. (1982). La filosofía en su diálogo con nuestra época. Actas del III Congreso Nacional de Filosofía, I, 36–41.
  • Pucciarelli, E. (Ed.). (1983a). Escritos de filosofía – I, VI (12). Buenos Aires: Academia Nacional de Ciencias.
  • Pucciarelli, E. (1983b). El hombre y el tiempo. Escritos de Filosofía, 12, 21–28.
  • Pucciarelli, E. (1983c). Philosophie et culture: perspectives d’avenir. Actes du XVIII Congres Mondial de Philosophie (Montreal 21-27.8. 1983) (167–172). Montmorency: Ed. du Beffroi.
  • Pucciarelli, E. (1984). El hombre: corporalidad y temporalidad. Escritos de Filosofía, 13-14, 159–164.
  • Pucciarelli, E. (1987a). Conflict Between Technological and Humanistic Values (J. Sinland D’Espony, Trans.). In G. Bidart Campos, E. Pucciarelli, S. U. Rifé & A. Cocca (Eds.), Ethics, Law, Science, Technology and International Cooperation (29–35). Córdoba: Council of Advanced International Studies.
  • Pucciarelli, E. (1987b). La controversia de los Humanismos. In E. Pucciarelli, Los rostros del humanismo (31-54). Buenos Aires: Fundación Banco de Boston.
  • Pucciarelli, E. (1987c). La filosofía como expresión de un tipo humano. In E. Pucciarelli, Los rostros del humanismo (83–108). Buenos Aires: Fundación Banco de Boston.
  • Pucciarelli, E. (1988). Última lección de filosofía. In Pucciarelli. La presencia del filosofar (35–42). Buenos Aires: Fundación Banco de Boston.
  • Pucciarelli, E. (2007). Autopresentación. Escritos de Filosofía, 47, 291–310.
  • Pucciarelli, E. (2013a). El origen de la noción vulgar del tiempo. In B. H. Parfait & D. L. Salort (Eds.), E. Pucciarelli. El enigma del tiempo (51–79). Buenos Aires: Academia Nacional de Ciencias de Buenos Aires.
  • Pucciarelli, E. (2013b). El tiempo en la filosofía actual. In B. H. Parfait & D. L. Salort (Eds.), E. Pucciarelli. El enigma del tiempo (143–177). Buenos Aires: Academia Nacional de Ciencias de Buenos Aires.
  • Pucciarelli, E. (2013c). Dos actitudes frente al tiempo. In B. H. Parfait & D. L. Salort (Eds.), E. Pucciarelli. El enigma del tiempo (79–116). Buenos Aires: Academia Nacional de Ciencias de Buenos Aires.
  • Pucciarelli, E. et al., (2007). Homenaje a Eugenio Pucciarelli en el centenario de su nacimiento. Escritos de Filosofía, 47 (XXVI), 291–319.
  • Quepons, I. (2023). Horizons of Self-Reflection: Remarks on Ludwig Landgrebe’s Critique of Husserl’s Theory of Phenomenological Reflection. In D. De Santis (Ed.), Edmund Husserl’s Cartesian Mediations. Commentary, Interpretations, Discussions (237–258). Baden-Baden: Karl Alber.
  • Rabanaque, L. R., & Zirión Quijano, A. (Eds.). (2016). Horizonte y mundanidad. Homenaje a Roberto Walton. México: Jitanjáfora.
  • Rabanaque, L. R., & Walton, R. J. (2022). Phenomenology in Argentina. In B. C. Hopkins & D. De Santis (Eds.), The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy XX. Special Issue, Phenomenology and the Hispanic World (54–70). London/New York: Routledge.
  • Rizo-Patrón Lerner, R. (2021). Latin America. In D. De Santis, B. C. Hopkins & C. Majolino (Eds.), The Routledge Handbook of Phenomenology and Phenomenological Philosophy (776–788). London/New York: Routledge.
  • Romero, F. (1941). Pérdida y recuperación del sujeto en Husserl. In Filosofía contemporánea. Estudios y notas (111–116). Buenos Aires: Losada.
  • Romero, F. (1952). Sobre la filosofía en América. Buenos Aires: Raigal.
  • Romero, F. (1960a). Ortega y Gasset y el problema de la jefatura espiritual y otros ensayos. Buenos Aires: Losada.
  • Romero, F. (1960b). Transzendenz und Sinn. Programm einer Philosophie. In R. Wisser (Ed.), Sinn und Sein: ein philosophisches Symposion (347–368). Tübingen: Niemeyer.
  • Romero, F. (1965). Teoría del hombre. Buenos Aires: Losada.
  • Romero, F. (1964). Theory of Man (W. F. Cooper, Trans.). Berkeley/Los Angeles: University of California Press.
  • Ruvituso, C. (2015). Diálogos existenciales. La filosofía alemana en la Argentina peronista (1946–1955). Frankfurt a.M.: Vervuet.
  • Ruvituso, C. (2017). Post-war Argentinian Philosophical Debates and the Peripheral Condition. Transcience, 8 (1), 1–14.
  • San Martín, J. (Ed.) (1988). José Ortega y Gasset. Schriften zur Phänomenologie (A. Campos & J. Uscastescu, Trans.). Freiburg/München: Alber.
  • San Martín, J. (2012). La fenomenología de Ortega y Gasset. Madrid: Editorial Biblioteca Nueva.
  • Sarlo, B. (1988). Una modernidad periférica: Buenos Aires 1920 y 1930. Buenos Aires: Nueva Visión.
  • Sevilla, R. (Ed.). (1986). La evolución, el hombre y el Humano. Tübingen: Institut für Wissenschaftliche Zusammenarbeit.
  • Spiegelberg, H. (1969). The Phenomenological Movement. A Historical Introduction. 2 Vols. The Hague: Nijhoff.
  • Stoppani, A. OM. et al. (1995). Homenaje al Dr. Eugenio Pucciarelli. Anales de la Academia Nacional de Ciencias, XXIX, 167–266.
  • Strasser, St. (1959). Das Gottesproblem in der Spätphilosophie Edmund Husserls. Philosophisches Jahrbuch, 67, 130–142.
  • Ströker, E. (2019). Husserl’s Phenomenology: Philosophia Perennis in the Crisis of European Culture. In J. J. Drummond, O. Höffe (Eds.), German Perspectives (H. Kee, P. Eldridge, R. L. Wilkins, Trans.) (288–304). London/New York: Routledge.
  • Szilasi, W. (1965). Nachwort. In W. Szilasi (Ed.), E. Husserl. Philosophie als strenge Wissenschaft (87–101). Frankfurt a.M.: Kostermann.
  • Walton, R. J. (1993a). Mundo, conciencia, temporalidad. Buenos Aires: Almagesto.
  • Walton, R. J. (1993b). El fenómeno y sus configuraciones. Buenos Aires: Almagesto.
  • Walton. R. J. (1997). Spain and Latin America. In L. Embree, D. Carr et al. (Eds.), Encyclopedia of Phenomenology (675–679). Dordrecht: Kluwer.
  • Walton, R. J. (2004). Eugenio Pucciarelli ante la condición humana. In: J. L. Gómez-Martínez, El pensamiento latinoamericano del siglo XX ante la condición humana: Argentina. Buenos Aires: Proyecto Ensayo Hispánico.
  • Walton, R. J. (2007). La filosofía como problema para sí misma. Escritos de Filosofía, 47, 311–321.
  • Walton, R. J. (2008). Eugenio Pucciarelli. In E. Dussel, E. Mendieta & C. Bohórquez (Eds.), El pensamiento filosófico y latinoamericano (1300-2000) (875–876). México/Stony Brook/Maracaibo: UAM, SUNY, Universidad de Zulia.
  • Walton, R. J. (2015). Intencionalidad y Horizonticidad. Bogotá: Aula.
  • Walton, R. J. (2017). La tradición fenomenológica en la Facultad de Filosofía y Letras de la Universidad de Buenos Aires. Ideas, Revista de Filosofía Moderna y Contemporánea, 5, 12–40.
  • Walton, R. J. (2019). Horizonticidad e historicidad. Bogotá: Aula.
  • Walton, R. J. (2020). Historicidad y metahistoria. Bogotá: Aula.
  • Walton, R. J. (2022). Culture and Person in Francisco Romero’s Phenomenology. In B. C. Hopkins & D. De Santis (Eds.), The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy XX. Special Issue, Phenomenology and the Hispanic World (97–114). London/New York: Routledge.
  • Walton, R. J. et al., (1995). Homenaje a Eugenio Pucciarelli. Escritos de Filosofía, 27-28 (XIV), 5–15.
  • Zirión Quijano, A. (2021). Historia de la recepción del pensamiento de Husserl en el mundo hispánico. In A. Serrano de Haro (Ed.), Guía Comares de Husserl (305–340). Granada: Comares.
  • Zirión Quijano, A. (2022). Phenomenology in Latin America. In B. C. Hopkins & D. De Santis (Eds.), The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy XX. Special Issue, Phenomenology and the Hispanic World (39–53). London/New York: Routledge.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 527


ДОЛГ И МОРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В «ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА» И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА DING AN SICH

Название на языке публикации: ДОЛГ И МОРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В «ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА» И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА DING AN SICH
Автор: МИХАИЛ БЕЛОУСОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 502–530
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-502–530 PDF (Загрузок: 527)

Аннотация
Вопрос о мире самом по себе — мире вне его корреляции с опытом в широком смысле — является одной из болевых точек феноменологии и приобретает особую остроту в свете современных дискуссий вокруг корреляционизма. Эти дискуссии в той или иной мере возвращают феноменологию к классическому различию явления и вещи в себе, при помощи которого Кант очерчивает область этики как особый мир, лежащий по ту сторону конститутивной для природы корреляции знания и предмета. С вещью в себе в собственном, позитивном смысле слова философия имеет дело не как феноменология (трансцендентальная философия, раскрывающая корреляцию знания и реальности в мире явлений и тщетность попыток теоретического разума познать что-либо за пределами феноменов), а как критика практического разума. В статье предпринята попытка рассмотреть противопоставление вещи в себе и явления в контексте той критики, которой подвергается практическая философия Канта в гегелевской «Феноменологии духа» и эксплицировать аргументы, которые эта критика предоставляет в распоряжение феноменологии для переосмысления проблемы Ding an sich и этического измерения эпохе. В первой части статьи рассматривается гегелевский анализ основного противоречия, заключенного в кантовском противопоставлении долга как того, что есть в себе, и природы как явления (это противопоставление образует то, что Гегель называет моральным мировоззрением): долг не зависит от природы и потому не нуждается в природной (феноменальной) реализации в поступках, однако в то же время долг есть не что иное, как необходимость поступков и, следовательно, необходимость явления. Это противоречие, как показывает Гегель, ведет к распаду морального мировоззрения и, таким образом, оборачивается снятием абсолютного разделения долга (вещи в себе) и природы (явления). Восстановление различия морального an sich и явления внутри совести — феномена, возникающего в результате разрушения морального мировоззрения — оборачивается новым парадоксом, который демонстрирует, что вещь в себе (этическое благо), поскольку она освобождается от явления, не только недействительна, но и превращается в свою противоположность. Он состоит в том, что сознание долга, взятое в его независимости от феноменального воплощения в действиях, само становится злом, выступающим как лицемерие в моральном суждении о чужих поступках. Во второй части статьи эксплицируется значение гегелевской критики практической философии Канта для феноменологической деструкции различия между вещью в себе и явлением и проблематизации этического измерения феноменологического метода. Прослеживая наивные истоки этого различия в естественной установке и их смысловую трансформацию в кантовской философии, автор пытается рассмотреть снятие противопоставления вещи в себе и феномена в области этики как один из возможных путей в феноменологию. Показано, каким образом необходимая отнесенность сверхмирного an sich с ситуативностью его феноменального осуществления в поступке ставит под вопрос возможность феноменологического эпохе. Автор также стремится продемонстрировать, что проблематизация различия вещи в себе и явления не превращает феноменологию в систему в гегелевском смысле.

Ключевые слова
долг, моральное мировоззрение, вещь в себе, явление, феноменология, Гегель, Кант.

References

  • Bertolini, S. (2015). Einige Bemerkungen über Finks Interpretation der „Phänomenologie des Geistes“ und Hegels Einfluss auf die Weltphilosophie. Horizon. Studies in Phenomenology, 4 (2), 203–217.
  • Bykova, M. (2000). „The Phenomenology of Spirit” as a Sketch of New Notion of Subjectivity. In G. W. F. Hegel, Fenomenologiia dukha (453–485). Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Chernavin, G. (2013). Erscheinung in der Schwebe zwischen Sein und Schein: von Herbart zu Husserl. Horizon. Studies in Phenomenology, 2 (2), 7–16.
  • Fink, E. (2008). Phänomenologische Werkstatt. Band 2: Die Bernauer Zeitmanuscripte, Cartesianische Meditationen und System der phänomenologiscen Philosophie. Freiburg, Munchen: Karl Alber.
  • Hegel, G. W. F. (1987). Phänomenologie des Geistes. Stuttgart: Reclam.
  • Hegel, G. W. F. (2000). The Phenomenology of Spirit. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
  • Held, K. (2008). Heidegger and the Principium of Phenomenology. Annual for Phenomenological Philosophy, I, 190–220. (In Russian)
  • Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Bd. II. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2004). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. The General Introduction to Phenomenological Philosophy. Rus. Ed. Moscow: Vladimir Dal Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (1994). Collected Works. Vol. 4. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Kant, I. (2006). Works in German and Russian. Volume 2. Part 1. Critique of Pure Reason. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Kojeve, A. (2022). Note on Hegel and Heidegger (I. Kurilovich, Trans.). Horizon. Studies in Phenomenology, 11 (2), 720–734.
  • Mensch, J. (2017). Life and the Reduction to the Life-World. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 13–29.
  • Savin, A. (2013). The Notions “Epoche” and “Reduction” in Edmund Husserl’s “Ideas I”. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta, 2 (115), 19–32. (In Russian)
  • Shestova, E. (2018). Speculative Reasoning in E. Fink’s Meontic Phenomenology. Horizon. Studies in Phenomenology, 7 (2), 391–413. (In Russian)