Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 703


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ОРЕЛЬЕНА ДЖИАНА
HUSSERL ET L’HORIZON COMME PROBLÈME. UNE CONTRIBUTION A L’HISTOIRE DE LA PHENOMENOLOGIE
Lille: Presses universitaires du Septentrion, 2021. ISBN-102757433296

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ОРЕЛЬЕНА ДЖИАНА
HUSSERL ET L’HORIZON COMME PROBLÈME. UNE CONTRIBUTION A L’HISTOIRE DE LA PHENOMENOLOGIE
Lille: Presses universitaires du Septentrion, 2021. ISBN-102757433296
Автор: КИРИЛЛ ЯКОВЛЕВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 466-482
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-466-482 PDF (Загрузок: 1374)

Аннотация
«Горизонт» — одно из ключевых понятий феноменологии, без которого едва ли возможно представить развитие этого течения. Орельен Джиан предлагает оригинальный взгляд на историю этого понятия. Обращаясь к самым фундаментальным задачам и проблемам феноменологии, Джиан пересматривает горизонт в свете таких тем как согласованность опыта, реальность мира и мотивация. Одним из достижений этого исследования стал вывод о том, что история горизонта в философии Гуссерля начинается не с «Идей I», а с лекционного курса «Вещь и пространство». Этот вывод имеет не только историческое значение, но также раскрывает в новом ключе связь между «горизонтом всех горизонтов», принципиальной незавершённостью внешнего опыта и подвижностью внимания. Джиан не соглашается с Саулюсом Генюшасом в том, что феномены «ореол» и «задний план» противопоставляются в работах Гуссерля горизонту, относятся к области психического, а не онтологического синтеза, как горизонт. Ореол и задний план функционируют в качестве временно оставленных вниманием элементов опыта, связанных мотивационными взаимоотношениями с актуально данными. Сознание не осуществлённых потенциальностей опыта обеспечивает согласованность опыта, лишает переход от актуального к потенциальному разрывов. В нашей рецензии мы освещаем основные выводы этого исследования, а также ту часть работы Джиана, которая не попала в итоговый вариант книги. Вместе с тем мы помещаем исследовательский проект Джиана в контекст исследований горизонта и мотивации в философии Гуссерля, история которых насчитывает уже около полусотни лет.

Ключевые слова
горизонт, мотивация, ореол, стиль, герменевтическая феноменология, Эдмунд Гуссерль, Саулюс Генюшас.

References

  • Belousov, M. (2021). On the Question of Evidence in Husserl’s Phenomenology: The Given and the Horizon. Filosofskii zhurnal, 14 (2), 66-81. (In Russian)
  • Belousov, M. (2015). On the Problem of Meaning in Husserl’s Phenomenology: The Concept of Final Fulfillment in Husserl’s Phenomenology. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii, 4, 165-204. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Biemel, W. (2018). W. Biemel’s Introduction to the Second Volume of “Husserliana” . Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaja Akademija Publ. (In Russian)
  • Djian, A., & Majolino, C. (2018). What ‘Phenomenon’ for Hermeneutics? Remarks on the Hermeneutical Vocation of Phenomenology. In Paul Fairfield & Saulius Geniusas (Eds.), Hermeneutics and Phenomenology: Figures and Themes (48-64). London, Oxford, NY: Bloomsbury.
  • Djian, A. (2017). L’horizon comme problème. Contribution à une histoire plurielle de la phénoménologie. Lille: Université Charles de Gaulle — Lille III.
  • Djian, A. (2021). Husserl et l’horizon comme problème — Une contribution à l’histoire de la phénoménologie. Lille: Presses universitaires du Septentrion.
  • Fazakas, I., & Gozé, T. (2020). The Promise of the World: Towards a Transcendental History of Trust. Husserl Studies, 36 (2), 169-189. https://doi.org/10.1007/s10743-020-09264-9
  • Geniusas, S. (2012). The Origins of the Horizon in Husserl’s Phenomenology. Dordrecht: Springer.
  • Hopp, W. (2010). How to Think about Nonconceptual Content. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, X (1), 1–24.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Ding und Raum (Hua XVI). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und Transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Hua XVII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Vol. I. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2010). Cartesian Meditations. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2018). The Idea of Phenomenoogy. Five Lectures. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaja Akademija Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2003). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russian)
  • Kuhn, H. (2013). The Phenomenological Concept of “Horizon”. In Philosophical Essays in Memory of Edmund Husserl (106-123). Harvard University Press.
  • Smith, D. W., & McIntyre, R. (1982). Husserl and Intentionality: A Study of Mind, Meaning, and Language. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Audruck. Phänomenologie im Umbruch bei Husserl und seinen Nachfolgern. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2012). New Phenomenology in France. The Southern Journal of Philosophy, 50, 295-303. https://doi.org/10.1111/j.2041-6962.2012.00100.x
  • Walsh, P. J. (2017). Motivation and Horizon: Phenomenal Intentionality in Husserl. Grazer Philosophische Studien, 94 (3), 410-435. https://doi.org/10.1163/18756735-09403007
  • Welton, D. (1983). The Origins of Meaning: A Critical Study of the Thresholds of Husserlian Phenomenology. Boston: Kluwer.
  • Yampolskaya, A. (2013). Phenomenology in Germany and France: Problems of the Method. Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Yoshimi, J. (2016). Husserlian Phenomenology: A Unifying Interpretation. Berlin: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-26698-5

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 746


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И НЕОКАНТИАНСТВОМ

Название на языке публикации: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И НЕОКАНТИАНСТВОМ
Автор: АННА ШИЯН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 170-189
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-170-189 PDF (Загрузок: 1405)

Аннотация
В статье рассматривается теория познания отечественного философа Василия Сеземана (1884–1963) в ее соотношении с основными направлениями философии начала ХХ века: феноменологией, неокантианством и интуитивизмом. Теория познания Сеземана интересна сегодня тем, что, следуя традиции неокантианства, она во многом разделяет принципы и методы феноменологии, при этом ставит гносеологические проблемы, не сформулированные в явном виде Эдмундом Гуссерлем, и предлагает решения, являющиеся актуальными сегодня. В статье выделяется общее тематическое поле, объединяющее феноменологию, неокантианство и интуитивизм. Это поле задается исходной субъект-объектной познавательной установкой, стремлением к выявлению условий возможности познания, постулированием наличия неязыкового уровня познания. Двигаясь в этой общей теоретико-познавательной проблематике начала ХХ в., Сеземан предлагает собственное решение следующих проблем: определение предмета познания, развитие метода интуиции в общем виде и в отношении усмотрения сущностей, различение предметной и непредметной установок и использование этого различения для описания разных типов познания, тематизация иррационального в познании, понимание суждения и его роли в окончательном формировании знания. Проведенное исследование позволяет представить познавательную ситуацию с точки зрения Сеземана следующим образом. Он считает, что познанию действительности предшествует восприятие ее предметов. Сеземан расходится с неокантианцами, с точки зрения которых, предметы познания формируются лишь в суждении, и солидаризируется с Гуссерлем, согласно учению которого мы сразу воспринимаем окружающий мир предметно. Однако, в отличие от Гуссерля, Сеземан не признает познающего характера восприятия и утверждает, что познание начинается с рефлексивной фиксации предмета познания. Познание индивидуального предмета находит свое воплощение в суждении, в котором фиксируется отношение предмета с его окружением или предмет определяется как уникальное соединение всеобщих свойств. Автор показывает, что решение гносеологических вопросов неизбежно выводит Сеземана на онтологическую проблематику: проблему соотношения бытия разного типа, соотношения общего и индивидуального, объективного и субъективного.

Ключевые слова
трансцендентализм, феноменология, неокантианство, теория познания, предмет познания, данность сознания, суждение, сущность, Сеземан.

References

  • Anilionytė, L., & Lozuraitis, A. (2000) The Life of Vosylius Sezemanas and His Critical Realism. In J. Baranova (Ed.), Lithuanian Philosophy: Personas and Ideas (187–200). Washington: Council for Research in Values & Philosophy.
  • Belov, V. (2012). Sezeman—a Taxonomist of Russian Neo-Kantianism. Voprosy filosofii, 4, 121–126. (In Russian)
  • Belov, V. (2017). Modern Studies of the Work of Vasily Sezeman Abroad. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 411–424. (In Russian)
  • Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Chardybon, B. (2015). Philosophy of Vasily Sesemann and Marburg Neo-Kantianism. Kantovskiy sbornik, 3 (53), 66–85. (In Russian)
  • Dmitriyeva, N. (2007). Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskiy proyekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2018). The Idea of Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaya akademiya Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1985). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/1907. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1992). Erfahrung und Urteil. Hamburg: Meiner.
  • Husserl, E. (1995). Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie. Vorlesungen 1917/1918. Den Haag: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001). Allgemeine Erkenntnistheorie. Vorlesung 1902/1903. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Ingarden, R. (1999). Introduction to the Husserl Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: Dom intellektual’noy knigi Publ. (In Russian)
  • Jonkus, D. (2015). Phenomenological Approaches to Self-Consciousness and the Unconscious (Moritz Geiger and Vasily Seseman). Studia Phenomenologica, XV, 225–237.
  • Jonkus, D. (2017). The Philosophy of Vasily Seseman: Neo-Kantianism, Intuitionism and Phenomenology. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 79-96. (In Russian)
  • Jonkus. D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija. Vilnius: Versus Aureus.
  • Rickert, G. (1913). Two Ways of the Theory of Cognition. Novye Idei v Filosofii, 7, 1–79. (In Russian)
  • Rickert, G. (1925). The Problem of Idealism in Philosophy. Rus. Ed. Logos, 1, 109–173. (In Russian)
  • Seseman, V. (1911). Rational und irrational im System der Philosophie. Logos, 1, 93–122. (In Russian)
  • Seseman, V. (1925). Review of the Book by N. Hartmann “The Main Features of the Metaphysics of Cognition”. Logos, 1, 229–235. (In Russian)
  • Seseman, V. (1927). Rationales und irrationales. In Studien zum Erkenntnisproblem II (129-192). Kaunas: Valstybes Spaustuve.
  • Seseman, V. (1932). Die logischen Gesetze und das Sein. Sonderbruck aus „Eranos“ II. Heft. Kaunas.
  • Seseman, V. (2010). Ethics of Plato and the Problem of Evil. Kantovskiy sbornik, 1 (13), 75–89. (In Russian)
  • Seseman, V. (2011). The Real Attitude and the “Pure” (Attitudeless) Knowledge. From the Manuscript Heritage. Kantovskii sbornik, 2 (36), 83–89. (In Russian)
  • Seseman, V. (2012). Das Problem des Idealismus in der Philosophie. Voprosy filosofii, 4, 127–133. (In Russian)
  • Seseman, V. (2013) Aesthetics I. Kant. In V. Belov & L. Tetyuyev (Eds.), Filosofiya Kanta i osnovaniya prakticheskoy filosofii (75-89). Rus. Ed. Saratov: Novyy proyekt. (In Russian)
  • Seseman, V. (2017). Manuscripts. Scheler, Lossky, Bergson (1950–1955). Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 201–210. (In Russian)
  • Shiyan, A. (2019). The Project of the Descriptive Metaphysics of Edmund Husserl: Cognitive Consciousness and the Problems of Cognition. In S. Katrechko & A. Shiyan (Eds.), Transtsendental’nyy povorot v sovremennoy filosofii (4): transtsendental’naya metafizika, epistemologiya i filosofiya nauki, teologiya i filosofiya soznaniya (194–203). Moscow: GAUGN–Press, Fond TSGI. (In Russian)
  • Sverdiolas, A. (2010). Vasily Seseman: The Other and Time. In M. Drunga & L. Donskis (Eds.), Vasily Seseman: Selected Papers (15-33). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Yakovenko, B. (2000). What is Philosophy? (Introduction to Transcendentalism). In A. Yermichev (Ed.), Moshch’ filosofii (91-164). St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 768


ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ ЗИМНЕГО СЕМЕСТРА 1821/22 ГОДА, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ ДВУХ АНОНИМНЫХ ДОРАБОТАННЫХ КОНСПЕКТОВ. ФРАГМЕНТЫ. УЧЕНИЕ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Название на языке публикации: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ ЗИМНЕГО СЕМЕСТРА 1821/22 ГОДА, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ ДВУХ АНОНИМНЫХ ДОРАБОТАННЫХ КОНСПЕКТОВ. ФРАГМЕНТЫ. УЧЕНИЕ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Перевод с немецкого: АНТОН ФОМИН, АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 343-378
Язык: Русский
Тип публикации: Перевод с немецкого
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-343-378 PDF (Загрузок: 1465)

Аннотация
---

Ключевые слова
---

References

  • Bonsiepen, W. (1985). Hegels Raum-Zeit-Lehre. Dargestellt anhand zweier Vorlesungsnachschriften. Hegel-Studien, 20, 39-78.
  • Hegel, G. W. F. (1975). Philosophy of Nature. In Entsiklopedia Filosofskikh Nauk. Vol. 2 (7-574). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 589


ВОЛЬФГАНГ БОНЗИПЕН
УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ НА ОСНОВЕ ДВУХ ДОРАБОТАННЫХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ

Название на языке публикации: ВОЛЬФГАНГ БОНЗИПЕН
УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ НА ОСНОВЕ ДВУХ ДОРАБОТАННЫХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ
Перевод с немецкого: АНТОН ФОМИН, АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 306-342
Язык: Русский
Тип публикации: Перевод с немецкого
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-306-342 PDF (Загрузок: 1472)

Аннотация
Статья Вольфганга Бонзипена посвящена генезису философии природы Гегеля. В ней показывается, что формирование натурфилософских взглядов немецкого философа происходило не только в спекулятивном ключе, в процессе критической рецепции сочинений Шеллинга, но, в первую очередь и по большей части, было предопределено собственным интересом Гегеля к естествознанию и знакомством с некоторыми видными учеными того времени. Основное внимание автор статьи сосредотачивает на эволюции первой части натурфилософии Гегеля — учении о пространстве и времени. Поводом для такого исследования послужили выдержки из двух доработанных конспектов лекций по философии природы, читавшихся Гегелем в зимнем семестре 1821/22 года в Берлинском университете. Они публикуются в качестве приложения к статье Бонзипена. В своей статье Бонзипен приводит исторические сведения о судьбе этих текстов, поднимает вопрос их авторства, дает общий абрис гелегевской мысли, а также сравнивает их со вторым изданием «Энциклопедии философских наук». С его точки зрения, доработанные конспекты позволяют отчасти проиллюстрировать, отчасти восполнить некоторые пробелы в диалектике двух форм абстрактной внешности, известной на основе «Энциклопедии». Бонзипен отмечает, что спекулятивное рассмотрение Гегелем пространства и времени дополняется у него разбирательством с историей философии и историей математики. Упрекая традиционную математику в зацикленности на количественном аспекте реальности, не позволяющем полноценно разрешить противоречие между пространством и временем, Гегель в то же время отказывается от попыток построения философской математики, сосредотачивающейся на рассмотрении качественной определенности моментов пространства и времени, объявляя это хотя и разрешимой, но чрезвычайно трудоемкой задачей. Этот отказ становится поворотным пунктом в дальнейшем развитии диалектического учения о пространстве и времени.

Ключевые слова
Гегель, натурфилософия, природа, диалектика, время, пространство, онтология.

References

  • Aristotle. (1976a). On the Heavens. II, 2. 284b–285b. In Sochineniya v 4 tomah. T. 3 (263-378). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Aristotle. (1976b). Metaphysics. I, 6. In Sochineniya v 4 tomah. T. 1 (63-368). Rus. Ed. M.: Mysl‘ Publ. (In Russian)
  • Beierwaltes, W. (1965). Proclos. Grundzüge seiner Metaphysik. Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Betzenhöfer, W. (1922). Hölderlins Studienjahre im Tübinger Stift. Heilbronn, ohne Verlag.
  • Böhle, R. (1978). Der Begriff des Individuums bei Leibniz. Meisenheim am Glan: Verlag Anton Hain.
  • Bonsiepen, W. (1985a). Hegels Raum-Zeit-Lehre. Dargestellt anhand zweier Vorlesungsnachschriften. In F. Nicolin & O. Pöggeler (Hg.), Hegel-Studien, 20 (9-38). Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Bonsiepen, W. (1985b). Review of the Book “Hegel e la matematica dell’ infinito”, by Antonio Moretto. Berichte zur Wissenschaftsgeschichte, 8 (1), 58–61.
  • Bucher, Th. G. (1983). Wissenschaftstheoretische Überlegungen zu Hegels Planetenschrift. Hegel-Studien, 18, 65–137.
  • Dirksen, E. H. (1827). Review of the Books: „Neue Principien des Fluetencalcüls, enthaltend die Grundsätze der Differenzial- und der Variations- Rechnung unabhängig von der gewöhnlichen Fluxionsmethode etc.“, by F. W. Spehr. « Resumé des Leçons données à l’École royale Polytechnique sur le calcul infinitésimal », by M. A. L. Cauchy. Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik, 153, 154, 155, 156, 157,158, 159, 160, 1217–1271.
  • Dirksen, E. H. (1829). Review of the Book „Lehrbuch der algebraischen Analysis“, by A. L. Cauchy. Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik, 27, 28, 211–222.
  • Engelhardt, D., von. (1975). Naturphilosophie im Urteil der „Heidelberger Jahrbücher der Literatur“ 1808–1832. Heidelberger Jahrbücher, 19, 53–82.
  • Fichte, J. G. (2000). The Vocation of Man. In Fakty soznaniya. Naznachenie cheloveka. Naukouchenie (564-721). Rus. Ed. Moscow: AST Publ. (In Russian)
  • Fleckenstein, J. O. (1974). Hegels Interpretation der Cavalierischen Infinitesimalmethode. Hegel-Studien, 11, 117–124.
  • Frank, E. (1923). Plato und die sogenannten Pythagoreer. Halle: Max Niemeyer.
  • Gosztonyi, А. (1976). Der Raum: Geschichte seiner Probleme in Philosophie und Wissenschaften. Bd. 1. Freiburg; München: Verlag Karl Alber.
  • Hegel, G. W. F. (1833a). Werke. Bd. 13. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Teil 1. Berlin: Duncker und Humblot.
  • Hegel, G. W. F. (1833b). Werke. Bd. 14. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Teil 2. Berlin: Duncker und Humblot.
  • Hegel, G. W. F. (1842). Werke. Bd. 7, Abt. 1. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Zweiter Teil. Die Naturphilosophie. Berlin: Duncker und Humbl.
  • Hegel, G. W. F. (1928). Erste Druckschriften. Leipzig: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1938). Nürnberger Schriften. Texte, Reden, Berichte und Gutachten zum Nürnberger Gymnasialunterricht (1808–1816) . Leipzig: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1956). Berliner Schriften (1818-1831) . Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1967). Jenaer Realphilosophie. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1968). Gesammelte Werke. Bd. 4: Jenaer kritische Schriften. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1971). Gesammelte Werke. Bd. 7: Jenaer Systementwürfe II. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1975). Gesammelte Werke. Bd. 6: Jenaer Systementwürfe I. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1976). Gesammelte Werke. Bd. 8: Jenaer Systementwürfe III. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1978). Gesammelte Werke. Bd. 11: Wissenschaft der Logik. Erster Band: Die objektive Logik (1812/1813) . Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1980). Gesammelte Werke. Bd. 9: Phänomenologie des Geistes. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hegel, G. W. F. (1982). Naturphilosophie. Bd. 1: Die Vorlesung von 1819/20. Napoli: Bibliopolis.
  • Hegel, G. W. F. (1985). Gesammelte Werke. Bd. 21: Wissenschaft der Logik. Erster Band: Die Lehre vom Sein. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Hoffmeister, J. (Hrsg.). (1936). Dokumente zu Hegels Entwicklung. Stuttgart: Fr. Fromanns Verlag.
  • Hoffmeister, J. (Hrsg.). (1969). Briefe von und an Hegel. Bd. 1. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Jamme, Ch., & Schneider, H. (Hrsg.). (1984). Mythologie der Vernunft. Hegels „ältestes Systemprogramm des deutschen Idealismus“ . Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Kaulbach, F. (1960). Die Metaphysik des Raumes bei Leibniz und Kant. Köln: Kölner Universitäts-Verlag.
  • Kimmerle, H. (1967). Dokumente zu Hegels Jenaer Dozententätigkeit (1801–1807). Hegel-Studien, 4, 21–99.
  • Leibniz, G. W. (1975). Die philosophischen Schriften. Bd. 1. Berlin: Weidmann.
  • Lenz, M. (1910). Geschichte der Königlichen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Berlin. Halle: Buchhandlung des Waisenhauses.
  • Moretto, A. (1984). Hegel e la “matematica dellʼinfinito”. Trento: Verifiche.
  • Neuser, W. (1984). Dokumente einer Entwicklung — Zu Hegels Naturphilosophie. Dialektik, 8, 245–257.
  • Nicolin, F. (1969). Unveröffentlichte Diktate aus einer Enzyklopädie-Vorlesung Hegels. Hegel-Studien, 5, 9–30.
  • Nicolin, F. (Hrsg.). (1970a). Der junge Hegel in Stuttgart. Marbach: Deutsches Literaturarchiv.
  • Nicolin, F. (Hrsg.). (1970b). Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Nicolin, F. (Hrsg.). (1977). Briefe von und an Hegel. Bd. 4, Teil 1. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Nohl, H. (Hrsg.). (1907). Hegels theologische Jugendschriften. Tübingen: J. C. B. Mohr.
  • Plato. (1971). Timaeus. 34b. In Sobranie Sochinenij v 3 tomah. T. 3 (1) (421-500). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Plotinus. (2004). Ennead III, 7. On Time and Eternity. In Tret’ya Enneada (362-400). Rus. Ed. St Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)
  • Ritter, J. W. (1984). Fragmente aus dem Nachlasse eines jungen Physikers. Hanau/Main: Müller & Kiepenheuer.
  • Rosenkranz, K. (1969). G. W. F. Hegels Leben. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. (2., unveränd. reprograf. Nachdruck der Ausgabe Berlin 1844).
  • Sextus Empiricus. (1975). Against the Professors. In Sochineniya v 2 tomah, vol. 1 (61-376). Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (in Russian)
  • Schneider, H. (1972). Unveröffentlichte Vorlesungsmanuskripte Hegels. Hegel-Studien, 7, 9–61.
  • Uxkull, B. (1965). Armeen und Amouren. Ein Tagebuch aus napoleonischer Zeit (Bearbeitet und hrsg. von J.-D. Freiherr von Uexküll). Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Verlag.
  • Wandschneider, D. (1982). Raum, Zeit und Relativität: Grundbestimmungen der Physik in der Perspektive der Hegelschen Naturphilosophie. Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 640


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ В. БОНЗИПЕНА «УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ НА ОСНОВЕ ДВУХ ДОРАБОТАННЫХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ»

Название на языке публикации: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ В. БОНЗИПЕНА «УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ НА ОСНОВЕ ДВУХ ДОРАБОТАННЫХ КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИЙ»
Авторы: АНТОН ФОМИН, АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 298-305
Язык: Русский
Тип публикации: Предисловие к переводу
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-298-305 PDF (Загрузок: 1549)

Аннотация
Статья Вольфганга Бонзипена посвящена генезису философии природы Гегеля. В ней показывается, что формирование натурфилософских взглядов немецкого философа происходило не только в спекулятивном ключе, в процессе критической рецепции сочинений Шеллинга, но, в первую очередь и по большей части, было предопределено собственным интересом Гегеля к естествознанию и знакомством с некоторыми видными учеными того времени. Основное внимание автор статьи сосредотачивает на эволюции первой части натурфилософии Гегеля — учении о пространстве и времени. Поводом для такого исследования послужили выдержки из двух доработанных конспектов лекций по философии природы, читавшихся Гегелем в зимнем семестре 1821/22 года в Берлинском университете. Они публикуются в качестве приложения к статье Бонзипена. В своей статье Бонзипен приводит исторические сведения о судьбе этих текстов, поднимает вопрос их авторства, дает общий абрис гелегевской мысли, а также сравнивает их со вторым изданием «Энциклопедии философских наук». С его точки зрения, доработанные конспекты позволяют отчасти проиллюстрировать, отчасти восполнить некоторые пробелы в диалектике двух форм абстрактной внешности, известной на основе «Энциклопедии». Бонзипен отмечает, что спекулятивное рассмотрение Гегелем пространства и времени дополняется у него разбирательством с историей философии и историей математики. Упрекая традиционную математику в зацикленности на количественном аспекте реальности, не позволяющем полноценно разрешить противоречие между пространством и временем, Гегель в то же время отказывается от попыток построения философской математики, сосредотачивающейся на рассмотрении качественной определенности моментов пространства и времени, объявляя это хотя и разрешимой, но чрезвычайно трудоемкой задачей. Этот отказ становится поворотным пунктом в дальнейшем развитии диалектического учения о пространстве и времени.

Ключевые слова
Гегель, натурфилософия, природа, диалектика, время, пространство, онтология.

References

  • Bonsiepen, W. (1985). Hegels Raum-Zeit-Lehre. Dargestellt anhand zweier Vorlesungsnachschriften. Hegel-Studien, 20, 9-38.

Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 764


ФЕНОМЕН EREIGNIS В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

Название на языке публикации: ФЕНОМЕН EREIGNIS В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА
Автор: АЛЕКСЕЙ СТОВБА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 276-297
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-276-297 PDF (Загрузок: 1410)

Аннотация
Статья посвящена осмыслению феномена Ereignis в работах М. Хайдеггра. Современная философия характеризуется попытками создания принципиально новой, несубстанциальной онтологии, где на место классической субстанции приходит динамическая конфигурация смысла, которая носит не чисто умозрительный характер, но бытийно укоренена, когда способ существования того либо иного явления неотделим от процесса его осмысления (феномен, симулякр, след, событие и пр.). Одной из первых попыток построения подобной онтологии выступает философия Хайдеггера. Автором выделены три этапа эволюции учения о бытии немецкого философа. На первом, «фундаментально-онтологическом» этапе ключевым является «онтологическое различие» бытия и сущего, а в роли их до-онтологического основания выступает время. На втором, «радикально-онтологическом» этапе, Хайдеггер осуществляет свой знаменитый «поворот», когда место времени занимает истина бытия, «просвет», а само бытие сбывается как событие, Ereignis. На третьем этапе, который может быть назван «постонтологическим», в центре внимания Хайдеггера находится «постонтологическое различие» — бытия сущего и бытия как такового. При этом как время, так и бытие укоренены в феномене Ereignis, который переосмысляется как «происшествие». Естество происшествия заключено в «самом деле» (заново продуманном Хайдеггером die Sache selbst Гуссерля) как чередовании открытости и сокрытости бытия и времени. Происшествие выступает не квазисубстанциальным основанием бытия, времени либо сущего, но их почином (Anfang), когда на место «истины бытия» заступает динамическая конфигурация смысла самого происходящего, т.е. «суть дела». В результате Хайдеггер приходит к принципиально новой, несубстанциальной онтологии, в центре которой находится феномен Ereignis как динамическая сингулярная конфигурация бытийно-временного смысла происходящего.

Ключевые слова
oнтология, динамическая конфигурация смысла, онтологическое различие, постонтологическое различие, событие, происшествие.

References

  • Badiou, A. (2005). Being and Event. London: The Tower Building.
  • Bibikhin, V. (2009). Heidegger: From “Being and Time” to „Beiträge“. Hermeneya, 1 (1), 95-117. (In Russian)
  • Cherniakov, A. (2001). Ontology of Time. St Petersburg: Vysshaia religioznaia shkola Publ. (In Russian)
  • Deleuze, G. (1998). Logic of Sense. Rus. Ed. Moscow: Raritet Publ., Ekaterinburg: Delovaya Kniga Publ. (In Russian)
  • Grondin, J. (2011). The Turn in the Thinking of Martin Heidegger. Rus. Ed. St Petersburg: Russkii mir Publ. (In Russian)
  • Ingarden, R. (2006). The Debate about Being of the World. Time and Mode of Existence. Rus. Ed. Voprosy filosofii, 12, 147-163. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1993). The Letter About Humanism. In Time and Being (192-220). Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgrunde der Logik im Ausgang von Leibniz. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2001a). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, М. (2001b). Seminar in Zeringen (1973). In E. Borisov (Ed.), Issledovaniya po Fenomenologii i Filosofskoj Germenevtike (108-123). Rus. Ed. Minsk: EGU Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2001c). The Basic Problems of Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Vysshaia religiozno-filosofskaya shkola Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2007a). Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens. In Zur Sache des Denkens (61-80). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2007b). Der Weg zur Sprache. In Unterwegs zur Sprache (227-258). Stuttgart: Klett-Gotta.
  • Heidegger, M. (2007c). Protokoll zu einem Seminar über den Vortrag „Zeit und Sein“. In Zur Sache des Denkens (27-58). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2007d). Zeit und Sein. In Zur Sache des Denkens (1-26). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2009). Contributions to Philosophy. (From Enowning). Rus. Ed. Hermeneya, 1 (1), 56- 94. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2013). The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude. Rus. Ed. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Herrmann, F.-W. von. (2000). The Temporality of Being-There and Time of Being. In Ponyatie Fenomenologii u Hajdeggera i Gusserlya (149-166). Rus. Ed. Minsk: Propilei Publ. (In Russian)
  • Patkul, А. (2012). Time as the Horizon of Understanding of Being in the Fundamental Ontology. Horizon. Studies in Phenomenology, 1 (1), 28- 47. (In Russian)
  • Seubold, G. (2003). Ereignis. Was immer schon geschehen ist, bevor wir etwas tun. In D. Thomae (Ed.), Heidegger. Handbuch. Leben-Werk-Wirkung (335-340). Stuttgart-Weimar: Verlag J.B. Metzler.