Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1050


ЗАГАДКА «ВСЕГДА УЖЕ» (УТРАЧЕННОГО СЛЕДА ФЕНОМЕНОЛОГИИ) В ДЕКОНСТРУКЦИИ ДЕРРИДА

Название на языке публикации: ЗАГАДКА «ВСЕГДА УЖЕ» (УТРАЧЕННОГО СЛЕДА ФЕНОМЕНОЛОГИИ) В ДЕКОНСТРУКЦИИ ДЕРРИДА
Автор: АНТОН ВАВИЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №1 (2023), 115-140
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-1-115-140 PDF (Загрузок: 1050)

Аннотация
В статье представлен вариант «микрологического» прочтения как широко известных основных текстов, так и совсем недавно опубликованных семинаров и интервью Деррида в контексте обращения его мысли к феноменологии Гуссерля и фундаментальной онтологии Хайдеггера. Начиная свой интеллектуальный путь с осмысления важнейших тем и проблем гуссерлевской феноменологии, Деррида открывает в дескрипциях темпорализации парадоксальное осуществление внутренней самодеконструкции феноменологии как таковой, которая изнутри самой себя подрывает собственный главный принцип изначальной данности для себя живого настоящего в его полном присутствии. Живое настоящее самоприсутствия трансцендентального ego, как, собственно, и оно само, оказываются в прочтении Деррида вовсе не изначальным истоком любого смысла, знания и опыта, а, скорее, эффектом различий, тотально зависящим от следа навсегда утраченного прошлого, таким образом, вычеркиваясь в своей изначальности и приводясь к своему подлинному «истоку» как игре запаздываний и различий. Подобная стратегия чтения характеризует и отношение Деррида к фундаментальной онтологии Хайдеггера, чья онтологическая дифференция между сущим и бытием признается производной от différance как еще более изначального движения различания, якобы конститутивно предшествующего вскрытой Хайдеггером в качестве необходимого основания всех вопросов метафизики дифференции. Однако, претендуя на более изначальное осмысление сущности метафизики по сравнению с Гуссерлем и Хайдеггером, чьи философские проекты уверенно причисляются Деррида к полю метафизики, сам Деррида продолжает неизменно прибегать к некоторым ресурсам феноменолого-трансцендентального дискурса, оставляя их без какой-либо проработки, критики, деконструкции и даже добросовестно поставленного вопроса. Самым показательным является использование оборота «всегда уже» (toujours déjà, immer schon), невероятно часто встречающегося в работах Хайдеггера и Гуссерля (как и большинства других самых известных современных представителей феноменологической мысли) и сопровождающего большинство текстов самого Деррида. В представленном в настоящей статье прочтении этих текстов мы стремимся, во-первых, пробудить внимание к тайной силе этого оборота, скрывающего в себе загадку истока феноменологического, фундаментально-онтологического, трансцендентального и деконструктивисткого дискурсов как таковых, во-вторых, продемонстрировать возможности самодеконструкции деконструкции, каковые с новой настоятельностью возвращают нас к проблеме определения границ метафизики и «полей философии».

Ключевые слова
метафизика, феноменология, деконструкция, бытие, время, темпоральность, след, Деррида, Гуссерль, Хайдеггер.

References

  • Daniel, M. (1995). A Bibliography of Derrida and Phenomenology. In J. C. Evans, W. R. McKenna (Eds.), Derrida and Phenomenology (201–211). Dordrecht: Kluwer.
  • Dastur, F. (2016). Déconstruction et phénoménologie: Derrida en débat avec Husserl et Heidegger. Paris: Hermann.
  • Derrida, J. (1962). Introduction. In E. Husserl, L’origine de la géométrie (3–171). Paris: PUF.
  • Derrida, J. (1963a). „Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925“ par Edmund Husserl. Les Études philosophiques, 2, 203–206.
  • Derrida, J. (1963b). Hubert Hohl „Lebenswelt und Geschichte. Grundzüge der Spätphilosophie E. Husserls“. Les Études philosophiques, 1, 95–96.
  • Derrida, J. (1964). “E. Husserls Theory of Meaning” de J. N. Mohanty. Les Études philosophiques, 4, 617–619.
  • Derrida, J. (1965a). Edmund Husserl “The Idea of Phenomenology” (W. P. Alston & G. Nakhnikian, Trans.). Les Études philosophiques, 4, 538.
  • Derrida, J. (1965b). Edmund Husserl “The Paris Lectures” (P. Koestenbaum, Trans.). Les Études philosophiques, 4, 539.
  • Derrida, J. (1965c). Robert Sokolowski “The Formation of Husserl’s Concept of Constitution”. Les Études philosophiques, 4, 557–558.
  • Derrida, J. (1966). Eugen Fink „Studien zur Phänomenologie“, 1930–1939. Les Études philosophiques, 4, 549–550.
  • Derrida, J. (1967a). De la grammatologie. Paris: Les Éditions de Minuit.
  • Derrida, J. (1967b). L’Écriture et la difference. Paris: Seuil.
  • Derrida, J. (1967c). La Voix et le Phénomène. Introduction au problème du signe dans la phénoménologie de Husserl. Paris: PUF.
  • Derrida, J. (1972a). La dissémination. Paris: Seuil.
  • Derrida, J. (1972b). Marges — de la philosophie. Paris: Les Éditions de Minuit.
  • Derrida, J. (1972c). Positions. Paris: Les Éditions de Minuit.
  • Derrida, J. (1974). Glas. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1978). La vérité en peinture. Paris: Flammarion.
  • Derrida, J. (1980). La carte postale. De Socrate à Freud et au-delà. Paris: Flammarion.
  • Derrida, J. (1982). Interview. Choreographies: Jacques Derrida and Christie V. McDonald. Diacritics, 2, 66–76.
  • Derrida, J. (1987a). De l’esprit. Heidegger et la question. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1987b). On Reading Heidegger: An Outline of Remarks to the Essex Colloquium. Research in Phenomenology, 17, 171–185.
  • Derrida, J. (1987c). Psyché. Inventions de l’autre. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1988). Mémoires — Pour Paul de Man. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1990a). Du droit à la philosophie. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1990b). Le problème de la genèse dans la philosophie de Husserl. Paris: PUF.
  • Derrida, J. (1992). Points de suspension. Entretiens. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1994). Politiques de l’amitié. L’oreille de Heidegger. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (1995). Moscou aller-retour. Paris: Éditions de l’Aube.
  • Derrida, J. (1998a). Le temps des adieux. Heidegger (lu par) Hegel (lu par) Malabou. Revue Philosophique de la France et de l’Étranger, 1, 3–47.
  • Derrida, J. (1998b). Psyché. Inventions de l’autre. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (2000a). La phénoménologie et la clôture de la métaphysique. Introduction à la pensée de Husserl. Alter. Revue de Phénoménologie, 8, 69–84.
  • Derrida, J. (2000b). Le toucher, Jean-Luc Nancy. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (2001a). A Taste for the Secret. Cambridge: Polity.
  • Derrida, J. (2001b). Entretien avec Jacques Derrida. In D. Janicaud (Ed.), Heidegger en France. Entretiens (89–126). Paris: Albin Michel.
  • Derrida, J. (2004). Deconstruction and the Other. In R. Kearney, Debates in Continental Philosophy: Conversations with Contemporary Thinkers (139–156). New York: Fordham University Press.
  • Derrida, J. (2007). Positions. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russian)
  • Derrida, J. (2013). Heidegger: la question de l’Être et l’Histoire. Paris: Galilée.
  • Derrida, J. (2018). Geschlecht III. Sexe, race, nation, humanité. Paris: Seuil.
  • Derrida, J. (2019). La Vie la mort. Séminaire (1975–1976) . Paris: Seuil.
  • Derrida, J. (2021). A Conversation with Jacques Derrida about Heidegger. Oxford Literary Review, 1, 1–61.
  • Derrida, J. Gadamer, H.-S., & Lacoue-Labarthe, P. (2014). La conférence de Heidelberg (1988). Heidegger: portée philosophique et politique de sa pensée. Paris: Lignes.
  • Evans, J. C., & McKenna, W. R. (1995). Derrida and Phenomenology. Dordrecht: Kluwer.
  • Habermas, J. (1985). Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Hegel, G. W. F. (1986a). Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Zweiter Teil. Die Naturphilosophie. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Hegel, G. W. F. (1986b). Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie I. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Hegel, G. W. F. (1986c). Wissenschaft der Logik I: Erster Teil. Die objektive Logik. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Hegel, G. W. F. (1986d). Wissenschaft der Logik II: Zweiter Teil. Die subjektive Logik. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Hegel, G. W. F. (1989). Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Hegel, G. W. F. (1990). Vorlesungen über die Ästhetik II. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
  • Heidegger, M. (1975). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1977). Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft (GA 25). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (GA 20). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1982). Vom Wesen der menschlichen Freiheit. Einleitung in die Philosophie (GA 31). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt — Endlichkeit — Einsamkeit (GA 29/30). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1992). Platon: Sophistes (GA 19). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997). Nietzsche. Zweiter Band (GA 6.2). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2001). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (2006). Geschichte der Philosophie von Thomas von Aquin bis Kant (GA 23). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2011). Seminare: Hegel — Schelling (GA 86). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2012). Seminare: Platon — Aristoteles — Augustinus (GA 83). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2016). Vorträge. Teil 1: 1915–1932 (GA 80.1). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2017). Zollikoner Seminare (GA 89). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2020). Vorträge. Teil 2: 1935–1967 (GA 80.2). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1976a). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1993). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934–1937 (Hua XXIX). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926–1935) (Hua XXXIV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916–1937) (Hua XXXIX). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2013). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik. Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XXXXII). Den Haag: Nijhoff.
  • Lawlor, L. (2002). Derrida and Husserl. The Basic Problem of Phenomenology. Bloomington, Indiana University Press.
  • Levinas, E. (1975). Sur Maurice Blanchot. Paris: Fata Morgana.
  • Marrati-Guénon, P. (1998). La genèse et la trace. Derrida lecteur de Husserl et Heidegger. Dordrecht: Kluwer.
  • Moulenda, J.-I. (2012). Derrida et la critique de la phénoménologie de Husserl. Autour de la question de la “métaphysique de la présence” (Dissertation). Universite de Caen Basse-Normandie.
  • Patkul, A. (2013). Apriori: The farthest Way to the Nearest. In A. Kruglov (Ed.), Mnogoobrazie apriori (106–128). Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian)
  • Patkul, A. (2020). The Idea of Philosophy as a Science of Being in the Fundamental Ontology of Martin Heidegger. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
  • Peeters, B. (2018). Derrida. Rus. Ed. Moscow: Delo Publ. (In Russian)
  • Rapaport, H. (1989). Heidegger and Derrida. Reflections on Time and Language. Lincoln: University of Nebraska Press.
  • Vavilov, A. (2022). The Problem of A Priori in Fundamental Ontology: A Priori Perfect and the Existential-Temporal Concept of Philosophy. Horizon. Studies in Phenomenology, 11 (1), 141–169. (In Russian)