Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2863


ТЕОРЕТИЧЕСКО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ШЕЛЛИНГ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
(24 июня 2015 г., Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии)

Название на языке публикации: ТЕОРЕТИЧЕСКО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ШЕЛЛИНГ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
(24 июня 2015 г., Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии)
Материал подготовили: Е. Ананьева , А. Крюков , А. Паткуль
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  284-322
Язык: Русский
Тип публикации: Обзор
PDF (Загрузок: 3325)

Аннотация
Данная публикация представляет собой расшифровку первого заседания теоретически-текстологического семинара, посвященного возможностям сопоставления философии Шеллинга как одного из представителей послекантовского идеализма и феноменологии. Семинар состоялся 24 июня 2015 г. в Институте философии СПбГУ. Вначале встречи ведущие мероприятия обозначили общие направления деятельности семинара. К таковым они отнесли, во-первых, сравнение идеализма Шеллинга и феноменологической философии в области теории субъективности (сравнение интеллектуального созерцания у Шеллинга и усмотрения сущности в феноменологии, концепция теологии субъективности, трансцендентальная история и трансцендентальное прошлое и др.). Во-вторых, речь в этом контексте шла о потенциале шеллинговской философии для феноменологической теории мира и даже возможной феноменологической теологии. (Понятия факта и незапамятного бытия, экзистенции, экстазиса, наброска и др.). В качестве отправной точки для работы семинара была выбрана статья современного австрийского исследователя Вольфганга Фашинга Transzendentale und ästhetische Anschauung. Zur Selbstanschauung der konstituierenden Subjektivität bei Husserl und Schelling (Fasching, 2002). Во время обсуждения статьи были затронуты следующие темы и вопросы: соотношения интеллектуальной интуиции и усмотрения сущности на примере проблемы соотношения эстетического созерцания у Шеллинга и эпохе у Гуссерля, своеобразие эстетической концепции у Шеллинга и возможность эстетического созерцания у Гуссерля, правомерность трактовки Фашингом понятия «эпохэ» у Гуссерля как эстетического акта, о роли самосозерцания для формирования субъективности.

Ключевые слова
Трансцендентальный идеализм, феноменология, эпохе, редукция, интеллектуальное созерцание, эстетическое созерцание, усмотрение сущности, Шеллинг, Гуссерль, Хайдеггер.

References

  • Apel', K.-O. (2001). Transformatsiya filosofii [The Transformation of the Philosophy]. Moscow: Logos. (in Russian).
  • Basso, I. (2011). Schelling's Meontology and the Concept of Possibility in Kierkegaard. Ars Brevis, 17, 254–269.
  • Bofre, Zh. (2007). Dialog s Khaideggerom. Kn. 1. Grecheskaya filosofiya [Dialogue with Heidegger. First Book: The Greek Philosophy]. Saint Petersburg: Vladimir Dal'. (in Russian).
  • Brentano, F. (1968). Über die Zukunft der Philosophie. Hamburg: Felix Meiner.
  • Fasching, W. (2002). Transzendentale und ästhetische Anschauung. Zur Selbstanschauung der konstituierenden Subjektivität bei Husserl und Schelling. In Esterbauer, R. (Ed.), Orte des Schönen: phänomenologische Annäherungen (95–124). Würzburg: Koenigshausen & Neumann.
  • Fellmann, F. (1982). Phänomenologie und Expressionismus. Freiburg/München: K. Alber.
  • Frank, M. (1992). Der unendliche Mangel an Sein. München: Wilhelm Fink.
  • Gusserl', E. (2015). Pis‘mo k Gofmanshtalyu [The Husser's Letter to Hoffmannsthal]. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii [The Yearbook of Phenomenological Philosophy]. Moscow: RGGU Publ. (in Russian).
  • Heidegger, M. (1991). Die Metaphysik des deutschen Idealismus. Zur erneuten Auslegung von Schelling: Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände (1809) (GA II). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1988). Schelling: Vom Wesen der menschlichen Freiheit (1809) (GA II). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Hühn, L., & Jantzen, J. (Eds.). (2010). Heideggers Schelling-Seminar. (1927/1928). Die Protokolle von Martin Heideggers Seminar zu Schellings «Freiheitsschrift» (1927/1928) und die Akten des internationalen Schelling-Tags 2006. Stuttgart, Bad-Canstatt: Fromann-Holzbog.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923/4). Erste Teil: Kritische Ideengeschichte (Hua VII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1994). Briefwechsel (Hua Dokumente, III/7). Dordrecht: Kluwer.
  • Jaspers, K. (1955). Schelling. Grösse und Verhängnis. München: Piper.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kryukov, A. (2013). Problema vremeni i refleksii u Gusserlya [The Problem of Time and Reflexivity in Husserl]. Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya [Horizon. Studies in Phenomenology], 2(2), 57–70. (in Russian).
  • Kryukov, A. (2014). «Voobrazhenie» i «fantaziya» u Kanta i Gusserlya kak esteticheskaya problema [«Imagination» and «Phantasy» in Kant and Husserl as an esthetical problem]. In Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3. Obshchestvennye nauki [Izvestia. The Ural Federal University Journal. Series 3.Social and Political Sciences], 3 (131), 113– 124. (in Russian).
  • Seel, M. (2000). Ästhetik des Erscheinens. München: Carl Hanser.
  • Schelling, F. W. J. (1859). Sämmtliche Werke. I. Abteilung. Bd. IV. Stuttagert und Augsburg: J.G. Gotta'scher.
  • Shelling, F. V. I. (1999). Sistema mirovykh epokh [The System of the Ages of the World]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (1987). Sobranie sochinenii v dvukh tomakh. T. 1. [Collected Papers in Two Volumes. Vol. 1]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (1989). Sobranie sochinenii v dvukh tomakh. T. 2. [Collected Papers in Two Volumes. Vol. 2]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (2013). Traktat ob istochnike vechnykh istin [On the Source of Eternal Truths]. Einai. Voprosy filosofii i teologii [Einai. The Questions of Philosophy and Theology], 1/2, (3/4), 154–207. (in Russian).
  • Shpigel'berg, G. (2002). Fenomenologicheskoe dvizhenie [The Phenomenological Movement]. Moscow: Logos. (in Russian).
  • Tengeli, L. (2011). Neobkhodimost' fakticheskogo u Aristotelya i Gusserlya: dva osnovopolozheniya metafiziki [Necessity of the Factual: Two Grounds of the Metaphysics]. Mysl' [Thought], 11, 20–31. (in Russian).