Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3580


ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ
ИЗЛОЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЭМПИРИЗМА
Из Введения в философию. Читано в Мюнхене, последний раз в 1836 г.
(Из рукописного наследия)

Название на языке публикации: ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ
ИЗЛОЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЭМПИРИЗМА
Из Введения в философию. Читано в Мюнхене, последний раз в 1836 г.
(Из рукописного наследия)
Перевод с немецкого: Андрей Паткуль
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  239-283
Язык: Русский
Тип публикации: Перевод
Перевод выполнен по изданию: Schelling, F. W. J. (1861). Sämmtliche Werke. I. Abteilung. Bd X. Stuttgart und Augsburg: J.G. Gotta’scher.
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-239-283 PDF (Загрузок: 3499)

Аннотация
Данная публикация представляет собой перевод на русский язык первого фрагмента работы Ф. В. Й. Шеллинга Изложение философского эмпиризма, сопровожденный аналитическим предисловием переводчика. В своем трактате Шеллинг дает критическую оценку истории фило- софии Нового времени, которая трактуется им как история экспериментов, направленных на отыскание первичного факта. Таким фактом оказывается генезис природы посредством постоянного, но постепенного перевеса субъективного над объективным вплоть до окончательной субъективации объективного в сознании человека. Этот факт устанавливает натурфилософия Шеллинга. Впрочем, такой факт не является еще истинным фактом, т. к. не приведено основание для того, почему субъективное начинает преобладать над объективным. С целью объяснения этого феномена Шеллинг обращается к базовым понятиям философии пифагорейцев и Платона, таким, как беспредельное и предел. Эти понятия он ассоциирует с идеалистическими понятиями объекта и субъекта. А рассмотрение соотношения понятий беспредельного и предела приводит его к мысли о необходимости признания существования свободной действующей причины, которая обусловливает их взаимодействие и обусловливает возникновение того, что должно быть, из того, что не должно быть, из беспредельного. Поскольку же беспредельное для Шеллинга — это объективное, а предел, определяющее — это субъективное, то такая действующая причина служит также основанием все возрастающего перевеса субъективного над объективным в природе; а стало быть, того факта, который был только фиксирован, но не объяснен натурфилософией. В своем аналитическом предисловии переводчик ставит вопрос о релевантности философии позднего Шеллинга для феноменологической мысли, а также выделяет несколько моментов в ней, которые могли бы представлять интерес для последней. К ним он причисляет понятие философского эмпиризма, различие только факта и подлинного факта, характерную трактовку истории философии как истории экспериментов. Кроме того, переводчик очерчивает основные трудности, возникавшие при переводе и дает глоссарий вариантов перевода терминов Шеллинга для удобства знакомства с текстом. В данной публикации также приведены комментарии Артура Древса к соответствующему фрагменту этого трактата Шеллинга, опубликованные им при переиздании этого трактата в 1902 году.

Ключевые слова
Философский эмпиризм, подлинный факт, перевес субъективного над объективным, субъективация, беспредельное, предел, субстанция, причина, немецкий идеализм.

References

  • Aristotel'. (1976). Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. [Works in Four Volumes. Vol. 1]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Aristotel'. (1981). Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 3. [Works in Four Volumes. Vol. 3]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Berkli, Dzh. (1978). Sochinenniya [Works]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Booth, E. (2000). Leibniz and Schelling. Studia Leibniziana, 32, 86-104.
  • Dekart, R. (1994). Sochineniya v dvukh tomakh. T. 2. [Works in Two Volumes. Vol. 2]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Drews, A. (1897). Das Ich als Grundproblem der Metaphysik. Freiburg im Breisgau, Leipzig, Tübingen: Mohr (Paul Siebeck).
  • Galuzzo, G. (2012). The Medieval Reception of Book Zeta of Aristotle's Metaphysics. Leiden, Boston: Brill.
  • Gippokrat. (1944). Sochineniya v trekh tomakh. T. 2. [Works in Three Volumes. Vol. 2]. Moscow: Medgiz. (in Russian).
  • Goethe, J. W. (2005). Werke, Kommentare und Register. Bd. 14. Naturissenschaftliche Schriften II, Materialen, Register. München: C.H. Beck.
  • Hartmann, E. V. (1896). Kategorienlehre. Leipzig: H. Haacke.
  • Hegel, G. W. F. (1836). Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Bd. 3. Berlin: Dunker und Humblot.
  • Kant, I. (1964). Kritika chistogo razuma. Sochineniya v shesti tomakh. T. 3. [Critique of Pure Reason. Works in six volumes. Vol. 3]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Lebedev, A. V. (Eds.). (1989). Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Chast' I. Ot epicheskikh kosmogonii do vozniknoveniya atomistiki [The Fragments of Early Ancient Greek Philosophers. Part One. From the Epical Cosmogonies to the Rise of Atomistic]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Leibnits, G. V. (1982). Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. [Works in Four Volums. Vol. 1]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Leibnits, G. V. (1989). Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 4. [Works in Four Volums. Vol. 4]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Leinkauf, Th. (1998). Schelling als Interpret der philosophischen Tradition: Zur Rezeption und Transformation von Platon, Plotin, Aristoteles und Kant. Münster: Lit.
  • Mal'bransh, N. (1999). Razyskaniya istiny [Investigations of the Truth]. Saint Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Marquet, J.-F. (1985). Schelling et Descartes. Les Études philosophiques, 2, 237–250.
  • Platon. (1993). Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 2. [Collected Papers in Four Volumes. Vol. 2]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Platon. (1994). Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 3. [Collected Papers in Four Volumes. Vol. 3]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Plutarch. (1895). Moralia. Leipzig: Teubner.
  • Plutarkh. (2008). Sochineniya [Works]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ. (in Russian).
  • Rezvykh, P. V. (2003). Pozdnii Shelling i Kant [The Late Schelling and Kant]. In Istoriko-filosofskii ezhegodnik [Yearbook of History of Philosophy] (280-303). (in Russian).
  • Rezvykh, P. V. (2004). Rannii Shelling i Kant [The Early Schelling and Kant]. In Istoriko-filosofskii ezhegodnik [Yearbook of History of Philosophy] (250-278). (in Russian).
  • Schelling, F. W. J. (1861). Sämmtliche Werke. I. Abteilung. Bd. X. Stuttagert und Augsburg: J. G. Gotta'scher Verlag.
  • Schelling, F. W. J. (1994). Timaeus. (1794). Stuttgart — Bad-Cannstatt: Frommann-Holzbog.
  • Shelling, F. V. I. (1989). Sobranie sochinenii v dvukh tomakh. T. 2. [Collected Papers in Two Volumes. Vol. 2]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (1998). Idei k filosofii prirody kak vvedenie v izuchenie etoi nauki [Ideas for a Philosophy of Nature as an Introduction into this Science]. Saint Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (1999). Sistema mirovykh epokh [The System of the Ages of the World]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (2000). Filosofiya otkroveniya. T. 1. [Philosophy of Revelation. Vol. 1]. Saint Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (2014). Izlozhenie moei sistemy filosofii [Presentation of My System of Philosophy]. Saint Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (2013a). Traktat ob istochnike vechnykh istin [On the Source of Eternal Truths]. Einai. Voprosy filosofii i teologii [Einai. The Questions of Philosophy and Theology]. 1/2, (3/4), 154–207. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (2013b). Filosofiya mifologii. T. 1. [Philosophy of Mythology. Vol. 1]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ. (in Russian).
  • Spinoza, B. (1999). Sochineniya v dvukh tomakh. T. 1. [Collected papers in Two Volumes. Vol. 1]. Saint Petersburg: Nauka.