Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2702


НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОЙГЕНОМ ФИНКОМ «ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА» ГЕГЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ ГЕГЕЛЯ НА ФИЛОСОФИЮ МИРА

Название на языке публикации: EINIGE BEMERKUNGEN ÜBER FINKS INTERPRETATION DER PHÄNOMENOLOGIE DES GEISTES UND HEGELS EINFLUSS AUF DIE WELTPHILOSOPHIE
Автор: Симона Бертолини
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  203-217
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-203-217 PDF (Загрузок: 3431)

Аннотация
«Феноменология Духа» Гегеля и его концепция абсолюта имели решающее значение для генезиса и развития философии Ойгена Финка. Хотя Гуссерль и Хайдеггер показали Финку два разных и плодотворных способа интерпретации феноменологии, Гегель предложил ему концептуальные средства, с помощью которых можно объединить эти теоретические модели и выработать третью феноменологическую парадигму, основанную на концепции мира. Это имеет значение не только для ранней интерпретации Финком мысли Гуссерля, но также (и особенно) для той версии феноменологии, которую последний гуссерлевский научный ассистент разработал после Второй мировой войны и после смерти старого профессора. Две цели характеризуют этот второй этап финковской философии: с одной стороны, цель — поставить фундаментальный вопрос о бытии заново, не путая его с «онтическим» вопросом, отслылающим к сущему и вещам (в согласии с хайдеггеровскими подсказками и в соответствии с понятием «онтологическая дифференция»); с другой стороны, цель — объединить онтологию, так проинтерпретированную, с генетической феноменологией и ее строгим методом. Целью же статьи является освещение того, как и в какой степени реализация данного философского проекта основывается на интерпретации одновременно гегелевского идеализма, и опыта сознания, как он представлен в «Феноменологии духа» Гегеля. Если мы предположим, что Финк ищет онтологический фундамент, совпадающий с генезисом структуры мира (в согласии с концепцией феноменологической редукции), то Гегель предстанет как такой западный философ, чья система мышления предлагает концептуальную модель, соответствующую такому предположениию.

Ключевые слова
Мир, бытие, феноменология, метафизика, самосознание, онтологический опыт, феномены.

References

  • Böhmer, A. (Ed.). (2006). Eugen Fink. Sozialphilosophie, Anthropologie, Kosmologie, Pädagogik, Methodik. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Bruzina, R. (2004). Edmund Husserl and Eugen Fink. Beginnings and Ends in Phenomenology, 1928–1938. New Haven, London: Yale University Press.
  • Dai, T. (2006). Sein und Welt. Das Problem des Lebens bei Eugen Fink. In H. R. Sepp, & I. Yamaguchi (Eds.), Leben als Phänomen. Die Freiburger Phänomenologie im Ost-West-Dialog (121–128). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Nielsen C., & Sepp H. R. (Eds.). (2006). Die Philosophie Hegels. 150 FA (1948–1949). In Nachlass Eugen Fink. Laufzeit: 1925–1975. Freiburg: Universitätsarchiv der Albert-Ludwigs-Universität.
  • Fink, E. (1958). Sein, Wahrheit, Welt. Vor-Fragen zum Problem des Phänomen-Begriffs. Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1966). Studien zur Phänomenologie 1930–1939. Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1976). Phänomenologie und Dialektik. In E. Fink, Nähe und Distanz. Phänomenologische Vorträge und Aufsätze (228–249). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Fink, E. (1988a). VI. Cartesianische Meditation. Teil I: Die Idee einer transzendentalen Methodenlehre (Hua II/1). Dordrecht: Kluwer.
  • Fink, E. (1988b). VI. Cartesianische Meditation. Teil II: Ergänzungsband (Hua II/2). Dordrecht: Kluwer.
  • Fink, E. (1990). Welt und Endlichkeit. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (1994). Philosophie des Geistes. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (2004). Sein und Mensch. Vom Wesen der ontologischen Erfahrung. Freiburg, München: Karl Alber.
  • Fink, E. (2006). Die Doktorarbeit und erste Assistenzjahre bei Husserl (GA 3/1). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Fink, E. (2007). Hegel. Phänomenologische Interpretationen der Phänomenologie des Geistes. Frankfurt a. M.: V. Klostermann.
  • Fink, E. (2008). Die Bernauer Zeitmanuskripte, Cartesianische Meditationen und System der phänomenologischen Philosophie (GA 3/2). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Hegel, G. W. F. (1980). Phänomenologie des Geistes (GW 9). Hamburg: Felix Meiner.
  • Heidegger, M., & Fink, E. (1970). Heraklit. Seminar Wintersemester 1966/67. Frankfurt a. M.: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (2003). Hegels Begriff der Erfahrung. In M. Heidegger, Holzwege. (GA 5) (115–208). Frankfurt a. M.: V. Klostermann.
  • Kerckhoven, G. van (2010). Vorfragen zum Phänomen-Begriff bei Eugen Fink. In H. R. Sepp, & A. Wildermuth (Eds.), Konzepte des Phänomenalen. Heinrich Barth — Eugen Fink — Jan Patočka (113–129). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Ossenkop, A., Kerckhoven. G. van, & Fink. R. (2015). Eugen Fink (1905–1975). Lebensbild des Freiburger Phänomenologen. Freiburg, München: Karl Alber.