Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3198


НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ХАЙДЕГГЕРОВСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАНТА

Название на языке публикации: EINIGE BEMERKUNGEN ZU HEIDEGGERS KANT-INTERPRETATION
Автор: Наталья Артеменко
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  186-202
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-186-202 PDF (Загрузок: 3510)

Аннотация
Среди хайдеггеровских сочинений работа 1929 г. «Кант и проблема метафизики» занимает особое место. Планируемая Хайдеггером в качестве одного из разделов второй части «Бытия и времени», она была призвана показать значимость проблемы обоснования. Признавая в «Бытии и времени» достижения Канта, Хайдеггер, тем не менее, говорит всего лишь о «каком-то отрезке», проделанном Кантом на этом пути, и добавляет, что проникновение в проблематику темпоральности оказалось для него все же недоступным. И, несмотря на то, что Кант ближе всех подошел к проблеме времени, он, как считает Хайдеггер в «Бытии и времени», все еще остается в рамках старой онтологии. Принимая во внимание отмеченные черты интерпретации Канта в «Бытии и времени», удивительным выглядит тот факт, что Хайдеггер в своей книге о Канте 1929 г. намеревался продемонстрировать идею фундаментальной онтологии Dasein (разработанную им в «Бытии и времени») на примере истолкования «Критики чистого разума» как обоснования метафизики. Хайдеггер усматривает теперь в кантовской трансцендентальной дедукции категорий «прояснение трансценденции», а так и не проведенная Кантом субъективная дедукция предстает у него трансцендентальным раскрытием сущности субъективности субъекта. Здесь, однако, важно учитывать, что в книге «Кант и проблема метафизики» речь идет не столько об историко-филологической интерпретации Канта (хотя в некотором смысле и о ней тоже), сколько о прояснении через эту интерпретацию внутренней направленности собственной проблематики Хайдеггера — фундаментальной онтологии. Мы попытаемся дать критический анализ хайдеггеровской интерпретации, учитывая, что хайдеггеровский анализ кантовского наследия есть образец не исторической, а систематической и методической полемики. Но именно поэтому он может послужить надежной опорой для более точного определения существа трансцендентально-феноменологических вопросов не только у Хайдеггера, но и у Канта.

Ключевые слова
Хайдеггер, Кант, трансценденция, фундаментальная онтология, Dasein, временность, субъективность субъекта, предметность, синтез.

References

  • Cassirer, Е. (1931). Kant und das Problem der Metaphysik. Bemerkungen zu Martin Heideggers Kant-Interpretationen. Kant-Studien, 36, 1–26.
  • Heidegger, M. (1973). Kant und das Problem der Metaphysik. Frankfurt a. M.: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976a). Logik. Die Frage nach der Wahrheit (GA 21). Frankfurt a. M: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976b). Vom Wesen des Grundes. Frankfurt a. M.: Wegmarken.
  • Heidegger, M. (1977). Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft (GA 25). Frankfurt a. M.: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1986). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer.
  • Kant, I. (1998). Kritik der reinen Vernunft . Hamburg: Felix Meiner.
  • Levy, H. (1932). Heideggers Kant-Interpretation. Zu Heideggers Buch «Kant und das Problem der Metaphysik». Logos, 31, 1–43.