Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3399


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАНТА ОЙГЕНОМ ФИНКОМ

Название на языке публикации: EUGEN FINKS KANT-INTERPRETATION
Автор: Юсуке Икеда
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  154-185
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-154-185 PDF (Загрузок: 3396)

Аннотация
В данной статье я привожу главные положения финковской феноменологической интерпретации трансцендентальной философии Канта. Я стремлюсь прояснить, как и в какой степени кантовская философия определяет «феноменологию обмирщения (Verweltlichung)» Финка. Сначала я показываю отправную точку и первичные мотивации финковской интерпретации Канта. Я исследую контексты, в которых Финк отсылает к аргументам Канта в Антиномиях чистого разума, и указываю на то, что в данных контекстах Финк сталкивается с особенной философской задачей — представить тотальность «абсолютного потока живого переживания [der absolute Erlebnisstrom]». Эту же задачу решал поздний Гуссерль. Согласно Финку, для того, чтобы разрешить эту проблему, необходимо погрузиться в онтологическую рефлексию о самом различии между интра-темпоральным сущим и временем как таковым. Финк стремится отыскать подсказку к разрешению этой проблемы в кантовской космологической антиномии: на самом деле, для Финка, эта антиномия основана на кантовском фундаметнальном различии между внутри-мирным сущим и миром как таковым («космологическая дифференция»). Во-вторых, я исследую финковскую критику Канта и, в частности, как он отстаивает его феноменологическую значимость. Далее, я показываю, что Финк не принимает кантовскую «доктрину транцендентального идеализма», которая, по Канту, является ключом к разрешению космологической антиномии или транцендентальной иллюзии. Другими словами, Финк отвергает кантовский постулат, согласно которому источником антиномии является не что иное, как чистый разум как высшая способность диалектического суждения. Отсюда, именно на основании своего феноменологического идеализма, который отстаивает обмирщенную концепцию трансцендентальной субъективности, Финк критикует кантовское рас- смотрение внемировой субъективности. Наконец, в-третьих, я прослеживаю финковскую феноменологию обмирщения так же, как и его новое решение для космологической антиномии. Финк основывает само происхождение трансцендентальной иллюзии космологической антиномии в феномене мира, в его специфическом модусе проявляения, который мы называем «ускользанием [Entzug or “Entziehung”]». Анализируя его описание этого феномена, легко показать и обосновать глубокое отличие финковской феноменологической интерпретации трансцендентальной философии Канта (которая разворачивает его космологическую феноменологию) от хайдеггеровской (чьей целью было обоснование герменевтико-феноменологической идеи фундаментальной онтлогии), даже если оба они — Финк и Хайдеггер — сходятся в том, что кантовская философия в целом релевантна не только для эпистемологии, но и для нового основния для метафизики. В заключении я утверждаю, что космологическая феноменология Финка, чей спекулятивный характер часто критикуется, основана в большей степени не сколько на гегелевской идеи диалектики, сколько на кантовской (значительно переработанной, правда, феноменологией Финка).

Ключевые слова
Мир, трансцендентальный идеализм, метафизика, тотальность, космологическая диалектика (антиномия), трансцендентальная иллюзия, феноменология обмирщения.

References

  • Bernet, R. (2004). Conscience et Existence — Perspectives phénoménologiques. Paris: PUF.
  • Bernet, R. (2012). Phänomenologische Begriffe der Unwahrheit bei Husserl und Heidegger. In R. Bernet, A. Denker, & H. Zaborowski (Eds.), Heidegger-Jahrbuch 6. Heidegger und Husserl (108–130). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Bruzina, R. (2006). Hinter der ausgeschriebenen Finkschen Meditation: Meontik-Pädagogik. In A. Böhmer (Ed.), Eugen Fink. Sozialphilosophie, Anthropologie, Kosmologie, Pädagogik, Methodik (193–219). Würzburg: Königshausen und Neumann.
  • Crowell, S. G. (2001). Husserl, Heidegger, and the Space of Meaning. Paths toward Transcenental Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press.
  • Figal, G. (2006). Gegenständlichkeit. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Fink, E. (1957). Zur ontologischen Frühgeschichte von Raum, Zeit, Bewegung. Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1959). Alles und Nichts Ein Umweg zur Philosophie. Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1966). Studien zur Phänomenologie 1930–1939. Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1978). Grundfragen der systematischen Pädagogik. Freiburg: Rombach Freiburg.
  • Fink, E. (1985). Einleitung in die Philosophie. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (1988a). VI.Cartesianische Meditation. Teil 1. Die Idee einer transzendentalen Methodenkehre (Hua II/1). Dordrecht: Kluwer Academic Publisher.
  • Fink, E. (1988b). VI.Cartesianische Meditation. Teil 2. Ergänzungsband (Hua II/2). Dordrecht: Kluwer Academic Publisher.
  • Fink, E. (1990). Welt und Endlichkeit. Würzburg: Königs & Neumann.
  • Fink, E. (2006). Die Doktorarbeit und erste Assistenzjahre bei Husserl (GA 3/1). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Fink, E. (2008). Die Bernauer Manuskripte Cartesianische Meditationen und System der phänomenologischen Philosophie (GA 3/2). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Fink, E. (2011). Epilegomena zu Immanuel Kants «Kritik der reinen Vernunft» (GA 13/1–3). München, Freiburg: Karl Alber.
  • Hegel, G.W. F. (1989). Phänomenologie des Geistes. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken. Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit. Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt-Endlichkeit-Einsamkeit. Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1984). Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsätze. Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1985). Unterwegs zur Sprache. Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3). Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M., & Fink, E. (1970). Heraklit, Seminar, Wintersemester 1966/1967. Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Husserl, E. (1950). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaft und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2002a.). Logische Untersuchungen. Ergänzungsband Erster Teil. Entwürfe zur Umarbeitung der VI. Untersuchung und zur Vorrede für die Neuauflage der Logischen Untersuchungen (Sommer 1913) (Hua XX/1). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2002b). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926–1935) (Hua XXXIV). Dordrecht: Kluwer Academic Publisher.
  • Husserl, E. (2003). Transzendentaler Idealismus. Texte aus dem Nachlass (1908–1921) (Hua XXXVI). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Ikeda, Y. (2014). Transzendentaler Schein und phänomenologische Ursprünglichkeit — Welterfahrung bei Husserl und Fink. Horizon, 3(1), 64–98.
  • Ikeda, Y. (2015). L'événementialité du phénomène selon Neue Phänomenologie in Frankreich. Revue internationale Michel Henry, 6, 177–202.
  • Jaran, F. (2010). La métaphysique du Dasein. Heidegger et la possibilité de la métaphysique (1927–1930). Bucarest: Zeta books.
  • Kant, I. (1781/87). Kritik der reinen Vernunft. Riga: Hartknoch.
  • Kant, I. (1922). Kant's Briefwechsel Band III 1795–1803. Berlin, Leipzig: de Gruyter.
  • Lazzari, R. (2011). Weltfrage und kosmologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft bei Eugen Fink. In C. Nielsen, & H.-R. Sepp (Eds.), Welt denken. Annährung an die Kosmologie Eugen Finks (38–56). München, Freiburg: Karl Alber.
  • Tengelyi, L. (2014). Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg, München: Karl Alber.