Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3639


CАМОСТЬ И ТЕЛО. СПОР ГУССЕРЛЯ И ЛЕВИНАСА С НЕМЕЦКИМ ИДЕАЛИЗМОМ

Название на языке публикации: SELBST UND LEIB. AUSEINANDERSETZUNGEN MIT DEM DEUTSCHEN IDEALISMUS BEI HUSSERL UND LEVINAS
Автор: Карел Новотны
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  139-153
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-139-153 PDF (Загрузок: 3313)

Аннотация
В статье исследуются те направления мысли и тексты Гуссерля и Левинаса, в которых тесная взаимосвязь между самостью и телом схватывается в качестве одной из форм преодоления идеалистического понимания субъективности. Уже у Гуссерля мы можем найти размышления о существенном аффективно-телесном измерении трансцендентальной субъективности самости, благодаря чему он преодолевает классическую дуалистическую новоевропейскую философскую традицию. Левинас пошёл ещё дальше в своём критическом переосмыслении классического мышления — в определённом смысле последовательно продолжая Гуссерля — и внёс свой новый вклад в осмысление аффективно-телесной конституции сингулярности человеческой субъективности. В обоих случаях сингуляризация самости осуществляется через интерсубъективную конституцию собственного тела, которая, по Левинасу, является событием, предшествующим эгоистическому сознанию. Но в обоих случаях есть проблема, которая не находит решения в их теориях: тело должно быть предположено как моё собственное. Это известного рода само-предшествование живого тела, которое, по-видимому, функционирует как базис для само-осознания в живом опыте, и которое является фактическим основанием, т. е. не всего лишь релятивизированным идеалистическим пунктом отправления в чистое Я, но тем, что одновременно дестабилизирует любую попытку построить систему отношений между телом и самостью на феноменологических основаниях. Трансцендентально-феноменологическая редукция — генетическая в случае с Гуссерлем и этическая в случае с Левинасом — привносит слишком много (Левинас) или мало (Гуссерль) радикальных расхождений с проектом тотальной системы в стиле немецкого идеализма.

Ключевые слова
Субъективность, Я, телесность / Leib, тело / Körper, аффективность, чувственность, сингулярность.

References

  • Franck, D. (1981). Chair et corps. Sur la phénoménologie de Husserl. Paris: Minuit.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu reiner Phänomenologie und phänomenologischer Philosophie (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Zweiter Teil (1921–28) (Hua XIV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil (1929–35) (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2008). Lebenswelt. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil (1929–35) (Hua XXXIX). Dodrecht: Springer.
  • Levinas, E. (1989). Humanismus des anderen Menschen. Hamburg: Felix Meiner.
  • Levinas, E. (1997). Vom Sein zum Seienden. Freiburg, München: Karl Alber.
  • Levinas, E. (1998). Jenseits des Seins oder anders als Sein geschieht. Freiburg, München: Karl Alber.
  • Lohmar, D. (2009). Eine Geschichte des Ich bei Husserl. Mit Bemerkungen zum Ur-Ich in Husserls späten Zeitmanuskripten. In M. Pfeiffer, & S. Rapic (Eds.), Das Selbst und sein Anderes: Festschrift für Klaus Erich Kaehler (162–181). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Tengelyi, L. (2014). Expérience de la singularité. Paris: Hermann.