Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3944


БЫТИЕ-ВНЕ-СЕБЯ У ШЕЛЛИНГА И ХАЙДЕГГЕРА

Название на языке публикации: DAS AUßER-SICH-SEIN BEI SCHELLING UND HEIDEGGER
Автор: Андрей Паткуль
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  121-138
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-121-138 PDF (Загрузок: 3512)

Аннотация
Автор статьи ставит вопрос об уместности рассмотрения философии Шеллинга в контексте феноменологической философии. При этом он заостряет его, ссылаясь на Гуссерля, который расценивал с феноменологических позиций ту версию немецкого идеализма, к которой принад- лежал Шеллинг, как романтический идеализм. Вместе с тем он констатирует также определенное влияние Шеллинга на некоторых представителей феноменологии после Гуссерля. Для дальнейшей конкретизации вопроса автор статьи рассматривает понятие бытия-вне-себя или экстаза у Шеллинга и Хайдеггера, причем последний выступает здесь именно в качестве представителя феноменологической школы. У Шеллинга экстаз — это еще одно имя для интеллектуального созерцания, посредством которого единичный субъект теряет свою позицию субъекта, но за счет этого достигает позиции субъекта абсолютного, такого субъекта, который уже не может быть объективирован. Шеллинг сопоставляет так понятый экстаз с изумлением как началом философствования у древних. Итогом экстаза как интеллектуального созерцания оказывается незнающее (т. е. необъективирующее) знание. У Хайдеггера понятие вне-себя-бытия обозначает структурный элемент бытия человеческого Dasein, т. е. временности. У этого философа человеческое существо всегда уже есть вне себя, и это происходит до всякого созерцания, как чувственного, так и интеллектуального. Человеческий субъект не замкнут в себе, чтобы потом трансцендировать из своей имманентности вовне себя, он и так всегда уже есть вне себя, он экстатичен. В своей экстатичности человек всегда уже трансцендировал к миру, внутримировому сущему и другим людям. На этом Хайдеггер строит свою критику традиционной метафизики субъекта. Сравнивая результаты реконструкции трактовки вне-себя-бытия у Шеллинга и Хайдеггера, автор статьи приходит к выводу, что подходы этих философов принципиально различны. Шеллинг пытается реабилитировать субъективность, растворив конечного субъекта в бесконечном, для Хайдеггера конечность Dasein остается необходимым условием его бытия. Экстаз у Шеллинга — это становление внутренним, у Хайдеггера — всегда уже состоявшаяся экстериоризация. Вместе с тем автор статьи отмечает определенный изоморфизм в рассмотрении понятия экстаза у двух философов, связанный с их попытками на разных путях преодолеть кризис понимания субъекта как замкнутой в себе монады.

Ключевые слова
Бытие-вне-себя, экстаз, интеллектуальное созерцание, удивление, Dasein, временность, экзистенция, метафизика, немецкий идеализм, феноменология.

References

  • Chernyakov, A. G. (2001). Ontologiya vremeni. Vremya i bytie v filosofii Aristotelya, Gusserlya i Khaideggera. [Ontology of time. Time and being in the philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger]. St Petersburg: St Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9). Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik in Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (1989). Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24). Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (2013). Zum Ereignis-Denken (GA 73). Frankfurt a. Main: V. Klostermann.
  • Heinz, M. (1982). Zeitlichkeit und Temporalität. Die Konstruktion der Existenz und die Grundlegung einer temporalen Ontologie im Frühwerk Martin Heideggers. Würzburg, Amsterdam: Königshausen & Neumann.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923/4). Erste Teil (Hua VII). Den Haag: Nijhoff.
  • Iber, C. (1994). Das Andere der Vernunft als ihr Prinzip. Grundzüge der philosophischen Entwicklung Schellings mit einem Ausblick auf die nachidealistischen Philosophiekonzeptionen Heideggers und Adornos. Berlin, New York: de Gruyter.
  • Leinkauf, T. (1998). Schelling als Interpret der philosophischen Tradition. Münster: Lit.
  • Ohashi, R. (1975). Ekstase und Gelassenheit: zu Schelling und Heidegger. München.
  • Schelling, F. W. J. (1858). Philosophie der Offenbarung. Stuttgart: J. G. Cotta'scher.
  • Schelling, F. W. J. (1861). Über die Natur der Philosophie als Wissenschaft. Stuttgart: J. G. Cotta'scher.
  • Schelling, F. W. J. (1969). Initia philosophiae universae. Bonn: H. Bouvier u. Co.
  • Schelling, F. W. J. (2005) System des transcendentalen Idealismus. Historisch-Kritische Ausgabe. Bd 9. Tbd 1. Stuttgart: Fromann-Holzbog.
  • Schulz, W. (1975). Die Vollendung des Deutschen Idealismus in der Spätphilosophie Schellings. Pfullingen: Neske.