Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3536


НА ГРАНИЦЕ САМО-ЯВЛЕННОСТИ. САМО-АФФЕКТАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ В ВОСПОМИНАНИИ: КАНТ И ГУССЕРЛЬ

Название на языке публикации: AN DEN GRENZEN DER SELBSTERSCHEINUNG.
SELBSTAFFEKTION UND REFLEXION IN DER WIEDERERINNERUNG BEI KANT UND HUSSERL
Автор: Гильермо Феррер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  87-98
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-87-98 PDF (Загрузок: 3369)

Аннотация
В «Критике чистого разума» Кант утверждает, что объединение внутренних репрезентаций субъекта в форме времени не связывает их таким образом, чтобы само-сознание могло возникнуть. Для этой цели необходим синтез понимания, который посредством трансцендентального воображения аффицирует внутреннее чувство. Следовательно, темпоральная последовательность моих внутренних состояний является мне прежде, чем я прочерчу имплицитно бесконечную линию, являющуюся образом времени, репрезентирующим эту последовательность в пространстве, в той мере, в какой я осознаю, по крайней мере, имплицитно, мою активность прочерчивания. На основании примера специфической рефлексии воспоминания я выдвигаю в качестве гипотезы идею о том, что феноменология само-сознания может вновь обратиться к кантовской теории само-аффектации и сделать её актуальной; однако границы феноменологического анализа этой рефлексии о моем прошлом и моя прошлая Самость должны быть уже заданы. Из-за этих границ рефлексия о моем прошлом Я всегда идет вместе с «заместителями» моей жизненной истории, а именно с изменчивыми репрезентациями моего опыта в прошлом. Кроме того, в данном случае я оказываюсь пассивным субъектом, имеющим дело со спонтанностью моей фантазии в процессе воспоминания самого себя. С феноменологической точки зрения мы можем выстроить заново кантовскую теорию следующим образом: в рефлексии о прошлом Я разделяется на воспоминающее-Я и на Я-фантазии, которое в определенной степени заполняет горизонт памяти заместителями. В этом смысле моя жизненная история никогда не дана мне без посредства фантазии и воображения.

Ключевые слова
Само-аффектация, рефлексия, прошлое Я, самость, бесповоротность, заместители, фантазия.

References

  • Allison, Henry E. (2015). Kant's Transcendental Deduction. An Analytical-Historical Commentary. Oxford: Oxford University Press.
  • Ferrer, G. (2015). Protentionalität und Urimpression. Elemente einer Phänomenologie der Erwartungsintentionen in Husserls Analyse des Zeitbewusstseins. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs und Forschungsmanuskripten 1918–1926 (Hua XI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929–1935 (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1980). Phantasie, Bildbewusstsein, Erinnerung. Zur Phänomenologie der anschaulichen Vergegenwärtigungen. Texte aus dem Nachlass (1898–1925) (Hua XXIII). Den Haag: Nijhoff.
  • Kant, I. (1998). Kritik der reinen Vernunft. Hamburg: Felix Meiner.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag: Nijhoff.
  • Lohmar, D. (2008). Phänomenologie der schwachen Phantasien. Untersuchungen der Psychologie, cognitive Science, Neurologie und Phänomenologie zur Funktion der Phantasie in der Wahrnehmung. Dordrecht: Springer.
  • Richir, M. (2000). Phénoménologie en esquisses. Nouvelles fondations. Grenoble: Éditions Jérôme Millon.
  • Ricœur, P. (1985). Temps et récit 3: Le temps raconté. Paris: Seuil.