Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3703


ОСТАТОК ЗДРАВОГО СМЫСЛА:
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В СВЕТЕ ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКОЙ КРИТИКИ

Название на языке публикации: THE LEFTOVER OF GOOD SENSE:
ON TRANSCENDENTAL PHILOSOPHY IN THE LIGHT OF THE POSTSTRUCTURALIST CRITICISM
Автор: Георгий Чернавин
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  63-70
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-63-70 PDF (Загрузок: 3575)

Аннотация
Радикально различные стратегии взаимодействия со здравым смыслом, которые можно найти в рамках трех больших философских дискурсах XX века (аналитической философии, постструктурализма, феноменологии), привели к невозможности коммуникации между этими дискурсами. Суждение Делёза относительно критической философии Канта и трансцендентальной феноменологии Гуссерля кажется примером такого неудавшегося философского диалога, в данном случае между постструктурализмом и (классическим, равно как и современным) трансцендентализмом. Делёз видит в трасцендентальной философии доминирование двоякой инстанции common sense; двумя формами этой инстанции являются sensus communis (доминировавший уже у Канта) и bona mens (кристаллизовавший в Urdoxa Гуссерля). Хотя нетрудно заметить, что постструктуралистское прочтение трансцендентальной философии иногда кажется чересчур поспешным, оно тем не менее может оказаться продуктивным. Мы можем обнаружить, что в центре исследовательского поля трансцендентальной феноменологии завязывается целый узел парадоксов: прежде всего, так называемый «парадокс человеческой субъективности» — отношения между эмпирическим и трансцендентальным, которые с точки зрения здравого смысла выглядят парадоксальными. Можно сопоставить цель трансцендентального исследования, состоящего в смыслообразовании и обогащении смысла, и постструктуралистское искусство формирования, изобретения и производства концептов. Страсть к парадоксам, провокация здравого смысла в качестве движущей силы мышления (характерная для постструктурализма) все еще привязана к doxa и к common sense, хотя и пытается «вывернуть их наизнанку». Трансцендентальная филосфия пытается скорее сделать «шаг назад» от застывших образований здравого смысла, для того, чтобы наблюдать процесс смыслообразования in statu nascendi.

Ключевые слова
Трансцендентальная философия, постструктурализм, здравый смысл, докса, парадокс, Гуссерль, Делёз.

References

  • Deleuze, G. (1969). Logique du sens. Paris: Minuit.
  • Deleuze, G. (1990). The Logic of Sense. New York: Athlone Press.
  • Deleuze, G. (1995). Difference and Repetition. London, New York: Continuum.
  • Deleuze, G., & Guattari, F. (1994). What is Philosophy? New York: Columbia University Press.
  • Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Texte aus dem Nachlass Eugen Finks (1932) mit Anmerkungen und Beilagen aus dem Nachlass Edmund Husserls (1933/34), Teil 1. Die Idee einer transzendentalen Methodenlehre. Husserliana Dokumente (Hua II/1). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaft und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlaß. Dritter Teil (1929–1935) (Hua XV). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1993). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlaß (1934–1937) (Hua XXIX). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlaß (1926–1935) (Hua XXXIV). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916–1937) (Hua XXXIX). Dordrecht: Springer.
  • Kant, I. (1975). Kritik der reinen Vernunft ( Bd. III–IV). Frankfurt a. Mein: Suhrkamp.
  • Wittgenstein, L. (1979). Schriften: Beiheft (Bd. 3). Frankfurt a. Mein: Suhrkamp.