- 29 Декабрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4170
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Название на языке публикации: | TRANSZENDENTALE ERFAHRUNG ALS GEDANKLICHES EXPERIMENT |
Автор: | Алексей Крюков |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №2 (2015),  54-62 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-54-62 | PDF (Загрузок: 3744) |
Аннотация
В своей статье я хотел бы затронуть вопрос о мыслительном опыте как опыте, осуществляемом
в трансцендентальной философии. Существует большое различие между двумя типами познания:
гуманитарными науками и «точными» науками. Оно заключается в том, что экспериментальные
данные точных наук могут быть верифицированы другими исследователями, в то время
как ментальные данные в сознании одного исследователя в области гуманитарных наук, и в особенности
философии, не могу быть повторены в сознании другого исследователя. Это позволяет
утверждать скептикам, что гуманитарные науки в действительности не являются настоящими
науками. Современный немецкий философ Ламбер Визинг утверждает, что в области трансцендентальной
философии мы обладаем таким же методом, как и в обычных науках. Он называется
«эйдетическая вариативность» (Eidetische Variation). Три важных принципа этого метода: само-рефлексия,
фантазия и само-прояснение. В своей статье я собираюсь, во-первых, прояснить
принципы «эйдетической вариативности» в феноменологии Гуссерля, во-вторых, соотнести ее
с методом, разработанным в немецком трансцендентальном идеализме. Я предлагаю три интерпретации
понятия «эйдетическая вариативность»: как синоним трансцендентальной редукции,
как достижение эйдоса вещи и самого трансцендентального эго, и как нечто, что может быть
найдено в фантазии. Схожий метод применяется в немецком идеализме (к примеру, у Фихте).
Главный результат моего исследования заключается в том, что если мы принимаем «эйдетическую
вариативность» в качестве трансцендентального метода, то мы сможем объяснить, или, по
крайней мере, у нас есть такая возможность, каким образом формируются абстрактные категории
и как мы можем понять такие абстрактные понятия как прекрасное и философские понятия
вообще.
Ключевые слова
Феноменология Гуссерля, немецкий идеализм, Фихте, эйдетическая вариативность, трансцендентальное эго, трансцендентальная редукция.
References
- Fichte, J. G. (1967). Erste Einleitung in die Wissenschaftslehre. Hamburg: Felix Meiner.
- Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Nijhoff.
- Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. Mit ergänzenden Texten (Hua XVII). Den Haag: Nijhoff.
- Wiesing, L. (2012). Phänomenologische und experimentelle Ästhetik. In J. Früchtl, & M. Moog-Grünewald (Eds.), Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft. Hamburg: Felix Meiner.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: