Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3595


К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
(С АКЦЕНТОМ НА ПОНЯТИИ РЕАЛЬНОСТИ)

Название на языке публикации: ZUM SYSTEMATISCHEN ERBE DER KLASSISCHEN DEUTSCHEN PHILOSOPHIE IN DER TRANSZENDENTALEN PHÄNOMENOLOGIE
(UNTER BESONDERER BERÜCKSICHTIGUNG DES REALITÄTSBEGRIFFS)
Автор: Александр Шнелль
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №2 (2015),  10-24
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-2-10-24 PDF (Загрузок: 3692)

Аннотация
В данной статье я фокусирую своё внимание на взаимосвязи между Гуссерлем и классической немецкой философией в осмыслении концепции реальности. Цель моего исследования — выявить феноменологический концепт реальности и укрепить феноменологическую позицию в контексте современной дискуссии о «реализме». Вслед за общей характеристикой «реальности» , я ставлю ключевой вопрос о кантовском подходе в этой перспективе, а именно: как можно легитимировать возможность реальности благодаря априорным формам понимания? Феноменологический ответ на этот вопрос осуществляется путём развития очень существенной дискуссии между Фихте и Шеллингом в немецком идеализме, с одной стороны, и ответа Мейасу на критику «корреляционизма», с другой. Ядро моей аргументации составляет тезис, согласно которому трансцендентальная конституция реальности — которая повлекла за собой «новую онтологию» (Левинас), характеризующуюся в равной мере как «конституция сознания» и как «фундирование бытия», — опирается на концепцию истины Гуссерля, точнее, на взаимосвязь между детерминацией реальности и подразумеванием истины. Кроме того, это вводит в игру медиацию, в которой реальные определения конституированного бытия сами оказывают эффект на такую трансцендентальную конституцию; и это подразумевает, что легитимация этого посредничества основана на трансцендентальном («reflexible») удвоении, которое делает возможной онтологическую возможность (Ermöglichung) как таковую. Таким образом, концепт реальности предполагает легитимацию необходимости, что в равной мере отсылает нас и к Шеллингу, и к Фихте (чьё влияние на феноменологию Гуссерля в систематическом отношении гораздо больше, чем в историческом).

Ключевые слова
Реальность, трансцендентализм, истина, онтология, медиация, Кант, Фихте, Шеллинг, Гуссерль.

References

  • Benoist, J. (2014). Elemente einer realistischen Philosophie. Berlin: Suhrkamp.
  • Ferraris, M. (2013). Realismo positive. Torino: Rosenberg & Sellier.
  • Gabriel, M. (2015). Fields of Sense: A New Realist Ontology. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  • Garcia, T. (2011). Forme et objet. Paris: PUF.
  • Harman, G. (2002). Tool-Being. Heidegger and the Metaphysics of Objects. Chicago: Open Court.
  • Holt, E. B. (1912). The New Realism: Cooperative Studies in Philosophy. New York: HardPress Publishing.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929–1935 (Hua XV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929–1934) (Hua Materialien Vol. VIII). Dordrecht: Springer.
  • Lacan, J. (2011). Le Séminaire. Livre XIX. Paris: Seuil.
  • Latour, B. (2012). Enquête sur les modes d'existence. Paris: La Découverte.
  • Levinas, E. (2001). En découvrant l'existence avec Husserl et Heidegger. Paris: Vrin.
  • Malabou, C. (2014). Avant demain. Épigenèse et rationalité. Paris: PUF.
  • Meillassoux, Q. (2008). Nach der Endlichkeit. Berlin: Diaphanes.
  • Schelling, F. W. J. (2000). System des transzendentalen Idealismus. Hamburg: F. Meiner.
  • Schnell, A. (2007). Husserl et les fondements de la phénoménologie constructive. Grenoble: J. Millon.
  • Schnell, A. (2010a). En deçà du sujet. Du temps dans la philosophie transcendantale allemande. Paris: PUF.
  • Schnell, A. (2010b). En face de l'extériorité. Levinas et la question de la subjectivité. Paris: Vrin.
  • Schnell, A. (2015). La déhiscence du sens. Paris: Hermann.
  • Schnell, A. (2016). Wirklichkeitsbilder. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Schopenhauer, A. (1977). Preisschrift Über die Grundlage der Moral. München, Wien: Carl Hanser.