- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3816
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ КЛАУСА КЭЛЕРА
«СОЗНАНИЕ И ЕГО ФЕНОМЕНЫ: ЛЕЙБНИЦ, КАНТ И ГУССЕРЛЬ
Название на языке публикации: |
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ КЛАУСА КЭЛЕРА «СОЗНАНИЕ И ЕГО ФЕНОМЕНЫ: ЛЕЙБНИЦ, КАНТ И ГУССЕРЛЬ» |
Авторы: |
Андрей Паткуль Ольга Башкина |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  165-170 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Предисловие к переводу |
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-165-170 | PDF (Загрузок: 3482) |
Аннотация
Данная статья имеет дело с тремя теориями сознания: Лейбница, Канта и Гуссерля
соответственно. Клаус Кэлер рассматривает, как эти три доктрины соотносятся друг
с другом, и возможно ли установить между ними отношение линейного развития.
Несмотря на то, что Кэлер подчеркивает трудности в сравнении позиций этих
философов, он выделяет между ними несколько информативных параллелей. Автор
начинает с упоминания Лейбница как носителя исходного понимания сознания,
делая упор на том, что монадология Лейбница содержит зачатки идей, которые будут
позднее выражены Кантом и Гуссерлем. Определяя сознание как понятие способа
быть и, соответственно, как структуру субъекта, Кэлер развертывает интерпретацию
этой идеи до и после трансцендентального поворота. Кэлер также считает Лейбница
ответственным за трансцендентальный поворот из-за того, что ключевым
элементом теории Лейбница является зависимость каждого сущего от независимого
субстанциального единства (монады). Внешний мир существует, по Лейбницу, только
в форме взаимной само-репрезентации монад. Кант, согласно Кэлеру, отправляется
от идей Лейбница в том, что не только существующая индивидуальная субстанция,
но и конечный разумный субъект должны быть рассмотрены в своих собственных
границах. В результате все существующее определяется имманентной структурой
субъективности. Гуссерль, в свою очередь, настаивает на рассмотрении деятельности
и интенциональности сознания. Таким образом, он исключает из своей теории любую
субстанциальность и относительность.
Ключевые слова
Лейбниц, Кант, Гуссерль, сознание, трансцендентальный поворот,
разум, перспективизм.
References
- Kaehler, K. E. (2000). Das Bewusstsein und seine Phänomene: Leibniz, Kant und Husserl. In R. Cristin & K. Sakai (Eds.), Phänomenologie und Leibniz (42-74). Freiburg, München: Karl Alber.
- Keler, K. (2014). Soznanie i ego fenomeny: Leibnits, Kant i Gusserl'. [Consciousness and its Phenomena: Leibniz, Kant and Husserl]. Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya. [Horizon. Studies in Phenomenology], 3 (2), 169-190. (in Russian).
- Shelling, F. V. I. (2002). Drugaya deduktsiya printsipov pozitivnoi filosofii. [Another Deduction of Principles of Positive Pilosophy]. In Filosofiya otkroveniya v dvukh tomakh. Tom vtoroi. [Philosophy of Revelation in Two Volumes. Volume Two] (375-398). St. Peterburg: Nauka. (in Russian).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: