Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3816


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ КЛАУСА КЭЛЕРА
«СОЗНАНИЕ И ЕГО ФЕНОМЕНЫ: ЛЕЙБНИЦ, КАНТ И ГУССЕРЛЬ

Название на языке публикации: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА СТАТЬИ КЛАУСА КЭЛЕРА
«СОЗНАНИЕ И ЕГО ФЕНОМЕНЫ: ЛЕЙБНИЦ, КАНТ И ГУССЕРЛЬ»
Авторы: Андрей Паткуль
Ольга Башкина
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  165-170
Язык:Русский
Тип публикации:Предисловие к переводу
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-165-170 PDF (Загрузок: 3482)

Аннотация
Данная статья имеет дело с тремя теориями сознания: Лейбница, Канта и Гуссерля соответственно. Клаус Кэлер рассматривает, как эти три доктрины соотносятся друг с другом, и возможно ли установить между ними отношение линейного развития. Несмотря на то, что Кэлер подчеркивает трудности в сравнении позиций этих философов, он выделяет между ними несколько информативных параллелей. Автор начинает с упоминания Лейбница как носителя исходного понимания сознания, делая упор на том, что монадология Лейбница содержит зачатки идей, которые будут позднее выражены Кантом и Гуссерлем. Определяя сознание как понятие способа быть и, соответственно, как структуру субъекта, Кэлер развертывает интерпретацию этой идеи до и после трансцендентального поворота. Кэлер также считает Лейбница ответственным за трансцендентальный поворот из-за того, что ключевым элементом теории Лейбница является зависимость каждого сущего от независимого субстанциального единства (монады). Внешний мир существует, по Лейбницу, только в форме взаимной само-репрезентации монад. Кант, согласно Кэлеру, отправляется от идей Лейбница в том, что не только существующая индивидуальная субстанция, но и конечный разумный субъект должны быть рассмотрены в своих собственных границах. В результате все существующее определяется имманентной структурой субъективности. Гуссерль, в свою очередь, настаивает на рассмотрении деятельности и интенциональности сознания. Таким образом, он исключает из своей теории любую субстанциальность и относительность.

Ключевые слова
Лейбниц, Кант, Гуссерль, сознание, трансцендентальный поворот, разум, перспективизм.

References

  • Kaehler, K. E. (2000). Das Bewusstsein und seine Phänomene: Leibniz, Kant und Husserl. In R. Cristin & K. Sakai (Eds.), Phänomenologie und Leibniz (42-74). Freiburg, München: Karl Alber.
  • Keler, K. (2014). Soznanie i ego fenomeny: Leibnits, Kant i Gusserl'. [Consciousness and its Phenomena: Leibniz, Kant and Husserl]. Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya. [Horizon. Studies in Phenomenology], 3 (2), 169-190. (in Russian).
  • Shelling, F. V. I. (2002). Drugaya deduktsiya printsipov pozitivnoi filosofii. [Another Deduction of Principles of Positive Pilosophy]. In Filosofiya otkroveniya v dvukh tomakh. Tom vtoroi. [Philosophy of Revelation in Two Volumes. Volume Two] (375-398). St. Peterburg: Nauka. (in Russian).