Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4012


ОСКАР БЕККЕР
О ХРУПКОСТИ ПРЕКРАСНОГО И АВАНТЮРИЗМЕ ХУДОЖНИКА ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕНОМЕНА

Название на языке публикации: ОСКАР БЕККЕР
О ХРУПКОСТИ ПРЕКРАСНОГО И АВАНТЮРИЗМЕ ХУДОЖНИКА ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕНОМЕНА
Перевод с немецкого: А. Паткуль
Е. Лазаренкова
Редактор: А. Паткуль
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  140-164
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
Перевод выполнен по изданию: Becker, O. (1929). Von der Hinfälligkeit des Schönen und der Abenteuerlichkeit des Künstlers. In Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung. Ergänzungsband (27–52). Halle: Max Niemeyer Verlag.
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-140-164 PDF (Загрузок: 3408)

Аннотация
Данная работа представляет собой первую публикацию перевода на русский язык классической статьи О. Беккера. В ней продемонстрировано образцовое применение феноменологического метода к сфере эстетических феноменов. В своей работе Беккер декларирует необходимость введения в эстетику новой категории «хрупкости» (впервые намек на нее встречается у К. Зольгера), которая является, с его точки зрения, конститутивной чертой прекрасного и даже эстетического как такового. Содержание этого понятия Беккер раскрывает также через понятия «уязвимости» и «ломкости». Для их точной дескрипции философ использует метод «отделения» этих феноменов от похожих, но не тождественных с ними явлений. По его мнению, ломкость присуща любому эстетическому предмету, независимо от его трагичности или комичности, как и независимо от его характера pulchritudo vaga (несвязанной красоты). В статье Беккер дает очень интересный анализ незаинтересованности эстетического удовольствия и противостоящего ей феномена «thrill». В целом он полагает, что эстетические предметы — это феномены как феномены, а их способ бытия — это auto to phainesthai (само явление) в смысле Т. Гоббса. Основной тезис в отношении эстетических феноменов у Беккера, который следует здесь Ф. Шеллингу, состоит в том, что их онтологическое основание — это тождество сознательного и бессознательного начал бытия. В заключение Беккер, опираясь на хайдеггеровскую герменевтическую онтологию, дает интересный анализ темпоральности бытия художника. Но, оппонируя Хайдеггеру, он вводит также и собственное понятие «вознесенности», которое указывает на то, что бытие художника вознесено свободной благосклонностью природы над историчностью обычного человеческого существования. Таким образом, согласно Беккеру, темпоральный модус бытия художника — это вечное настоящее.

Ключевые слова
Феноменология, феномен, эстетика, искусство, художник, способ бытия, прекрасное, историчность, природа, сознательное, бессознательное.

References

  • Cohen, H. (1889). Kants Begründung der Aesthetik. Berlin: Fred.
  • Erdmann, J. E. (1878). Grundriss der Geschichte der Philosophie. Berlin: Wilhelm Herz.
  • Gegel', G. V. F. (1968). Estetika. V chetyrekh tomakh. Tom pervyi. [Esthetics in Four Volumes. Volume One]. Moskva: Iskusstvo. (in Russian).
  • Geiger, M. (1913). Beiträge zur Phänomenologie des ästhetischen Genusses. In Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, (Vol. 1), (567–684). Halle: Max Niemeyer.
  • Geiger, M. (1928). Zugänge zur Ästhetik. Leipzig: Der Neue Geist.
  • Gel'derlin, F. (1988). Giperion. Stikhi. Pis'ma. Syuzetta Gontar. Pis'ma Diotimy. [Hyperion. Lyrics. Letters. Suesette Gontard. Lotters of Diotima]. Moskva: Nauka. (in Russian).
  • Gete, I. V. (1964). Izbrannye filosofskie proizvedeniya. [Selected Philosophical Works]. Moskva: Nauka. (in Russian).
  • Gobbs, T. (1989). Osnov filosofii. Chast' pervaya. O tele. [Elements of Philosophy. Part One. Concerning Body]. Sochineniya v dvukh tomakh. Tom pervyi. [Works in Two Volumes. Volume One]. Moskva: Mysl'. (in Russian).
  • Gomer. (1953). Odisseya. [Odyssey] . Moskva: State publishing house of literature. (in Russian).
  • Hegel, G.W.F. (1842). Vorlesungen über Aesthetik. Berlin: Dunker und Humblot.
  • Heidegger, M. (1927). Sein und Zeit. Halle: Max Niemeyer Verlag.
  • Husserl, E. (1900). Logische Untersuchungen . Band 1. Prolegomena zur reinen Logik. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1913). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. Halle: Max Niemeyer Verlag.
  • Kant, I. (1790). Kritik der Urteilskraft. Berlin, Libau: Lagarde und Friedrich.
  • Kant, I. (1966). Kritika sposobnosti suzhdeniya. [Critiques of Judgment]. Sochineniya v shesti tomakh. Tom pyatyi. [Papers in Six Volumes. Volume Five]. Moskva: Mysl'. (in Russian).
  • Lukács, G. V. (1917-18). Die Subject-Objekt Beziehung in der Aesthetik. Logos, (7), 1-39.
  • Müller, W. (1821). Sieben und siebzig Gedichte aus den hinterlassenen Papieren eines reisenden Waldhornisten. Dessau: Ackermann.
  • Platon. (1993). Parmenid. [Parmenides]. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. Tom vtoroi. [Collected Works in Four Volumes. Volume Two]. Moskva: Mysl'. (in Russian).
  • Schelling, F.W.J. (1800). System des transzendentalen Idealismus. Tübingen: Cotta'sche Buchhandlung.
  • Shelling, F. V. I. (1987). Sistema trastsendental'nogo idealizma. [The System of Transcendental Idealism]. Sochineniya v dvukh tomakh. Tom pervyi. [Works in Two Volumes. Volume One]. Moskva: Mysl'. (in Russian).
  • Shiller, F. (1955 a). Sobranie sochinenii v semi tomakh. Tom pervyi. [Collected Works in Seven Volumes. Volume One]. Moskva: State publishing house of literature. (in Russian).
  • Shiller, F. (1955 b). Sobranie sochinenii v semi tomakh. Tom vtoroi. [Collected Works in Seven Volumes. Volume Two]. Moskva. State publishing house of literature. (in Russian).
  • Shiller, F. (1975). Dramy. Stikhotvoreniya. [Dramas, Lyrics]. Moskva: State publishing house of literature. (in Russian).
  • Solger, K.W. F. (1907). Erwin. Vier Gespräche über das Schöne und die Kunst. Berlin: Wiegedant, Greiben.
  • Zol'ger, K.V. F. (1978). Ervin. Chetyre dialoga o prekrasnom i ob iskusstve. [Erwin. The Four Dialogues on Beauty and Art]. Moskva: Iskusstvo. (in Russian)