- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4756
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ ОСКАРА БЕККЕРА “О ХРУПКОСТИ ПРЕКРАСНОГО И АВАНТЮРИЗМЕ ХУДОЖНИКА. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕНОМЕНА”
Название на языке публикации: | ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ ОСКАРА БЕККЕРА “О ХРУПКОСТИ ПРЕКРАСНОГО И АВАНТЮРИЗМЕ ХУДОЖНИКА. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕНОМЕНА” |
Автор: | Андрей Паткуль |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  116-139 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Предисловие к переводу |
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-116-139 | PDF (Загрузок: 4273) |
Аннотация
Данная работа представляет собой первую публикацию перевода на русский язык
классической статьи О. Беккера. В ней продемонстрировано образцовое применение
феноменологического метода к сфере эстетических феноменов. В своей работе Беккер
декларирует необходимость введения в эстетику новой категории «хрупкости»
(впервые намек на нее встречается у К. Зольгера), которая является, с его точки зрения,
конститутивной чертой прекрасного и даже эстетического как такового. Содержание
этого понятия Беккер раскрывает также через понятия «уязвимости» и «ломкости».
Для их точной дескрипции философ использует метод «отделения» этих феноменов от
похожих, но не тождественных с ними явлений. По его мнению, ломкость присуща
любому эстетическому предмету, независимо от его трагичности или комичности, как
и независимо от его характера pulchritudo vaga (несвязанной красоты). В статье Беккер
дает очень интересный анализ незаинтересованности эстетического удовольствия
и противостоящего ей феномена «thrill». В целом он полагает, что эстетические
предметы — это феномены как феномены, а их способ бытия — это auto to phainesthai (само явление) в смысле Т. Гоббса. Основной тезис в отношении эстетических
феноменов у Беккера, который следует здесь Ф. Шеллингу, состоит в том, что их
онтологическое основание — это тождество сознательного и бессознательного начал
бытия. В заключение Беккер, опираясь на хайдеггеровскую герменевтическую
онтологию, дает интересный анализ темпоральности бытия художника. Но, оппонируя
Хайдеггеру, он вводит также и собственное понятие «вознесенности», которое указывает
на то, что бытие художника вознесено свободной благосклонностью природы над
историчностью обычного человеческого существования. Таким образом, согласно
Беккеру, темпоральный модус бытия художника — это вечное настоящее.
Ключевые слова
Феноменология, феномен, эстетика, искусство, художник, способ бытия, прекрасное, историчность, природа, сознательное, бессознательное.
References
- Becker, O. (1927). Mathematische Existenz. Untersuchungen zur Logik und Ontologie mathematischer Phänomene. In Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung (Vol.VIII), (440–809). Halle: Max Niemeyer Verlag.
- Becker, O. (1929). Von der Hinfälligkeit des Schönen und der Abenteuerlichkeit des Künstlers. In Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung. Ergänzungsband (27–52). Halle: Max Niemeyer Verlag.
- Becker, O. (1930 a) Die Philosophie Edmund Husserls. In Kant Studien (Vol. 35), (119–150). Berlin, New York: Walter de Gruyter.
- Becker, O. (1930 b). Zur Logik der Modalitäten. In Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung (Vol. XI), (497–548). Halle: Max Niemeyer.
- Becker, O. (1933 a). Eine voreudoxische Proportionslehre und ihre Spuren bei Aristoteles und Euklid. In Eudoxos-Studien. 5 Teile. Quellen und Studien zur Geschichte der Mathe-matik, Astronomie und Physik (Vol. II), (311–333). Berlin: Springer.
- Becker, O. (1933 b). Warum haben die Griechen die Existenz der vierten Proportionale angenommen. In Eudoxos-Studien. 5 Teile. Quellen und Studien zur Geschichte der Mathe-matik, Astronomie und Physik (Vol. II), (369–387). Berlin: Springer.
- Becker, O. (1936 a). Spuren eines Stetigkeitsaxioms in der Art des Dedekindschen zur Zeit des Eudoxos. In Eudoxos-Studien. 5 Teile. Quellen und Studien zur Geschichte der Mathe-matik, Astronomie und Physik (Vol. III), (236–244). Berlin: Springer.
- Becker, O. (1936 b). Das Prinzip vom ausgeschlossenen Dritten in der griechischen Mathematik. In Eudoxos-Studien. 5 Teile. Quellen und Studien zur Geschichte der Mathe-matik, Astronomie und Physik (Vol. III), (370–388). Berlin: Springer.
- Becker, O. (1936 c). Die eudoxische Lehre von den Ideen und den Farben. In Eudoxos-Studien. 5 Teile. Quellen und Studien zur Geschichte der Mathe-matik, Astronomie und Physik (Vol. III), (389–410). Berlin: Springer.
- Becker, O. (1937). Transzendenz und Paratranszendenz. In R. Bayer (Ed.), Travaux du IX Congrès International de Philosophie (97–104). Paris: Extrait.
- Becker, O. (1943). Para-Existenz. Menschliches Dasein und Dawesen. Blätter für deutsche Philosophie, (17), 62–95.
- Becker, O. (1944). Leibnitz, der deutsche Denker und gute Europäer. Bonn: Gerb. Scheur.
- Becker, O. (1952). Untersuchungen über den Modalkalkül. Meisenheim am Glan: Westkulturverlag Anton Hain.
- Becker, O. (1957). Das mathematische Denken der Antike. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
- Becker, O. (1959). Größe und Grenze der mathematischen Denkweise. Freiburg: Karl Alber.
- Becker, O. (1960). Die Aktualität des pythagoreischen Gedankens. In Gadamer-Festschrift (7–30). Tübingen: Mohr.
- Becker, O. (1963). Dasein und Dawesen. Gesammelte philosophische Aufsätze. Neske: Pfullingen.
- Dauben, J. W., & Scriba, C. (Eds.). (2002). Writing the History of Mathematics. Basel: Birkhäuser.
- Gethmann-Siefert, A., & Mittelstraß, D. (Eds.). (2002). Zum Werk Oskar Beckers. München: Fink.
- Hogrebe, W. (2009). Die Selbstverstrickung des Philosophen Oskar Becker. In H.-J. Sandkühler (Ed.), Philosophie im Nationalsozialismus (157–190). Hamburg: Meiner.
- Jones, B. (2012). Oskar Becker. In S. Brown, D. Collinson, & R. Wilkinson (Eds.), Biographical Dictionary of Twentieth-Century Philosophers (57–58). London: Routledge.
- Khaidegger, M. (1997) Bytie i vremya [Being and Time]. Moskva: Ad Marginem.
- Löwith, K. (1986). Mein Leben in Deutschland vor und nach 1933: ein Bericht. Stuttgart: J.B. Metzler.
- Peckhaus, V. (Ed.). (2005). Oskar Becker und die Philosophie der Mathematik. München: Fink.
- Pöggeler, O. (1965). Hermenetische und mantische Phänomnologie. Philosophische Rundschau, (13), 1–39.
- Pöggeler, O. (1969). Oskar Becker als Philosoph. In Kant Studien (Vol. 60), (298–311). Berlin, New York: Walter de Gruyter.
- Pöggeler, O. (2002). Phänomenologie und philosophische Forschung bei Oskar Becker. In A. Gethmann-Siefert & J. Mittelstraß (Eds.), Die Philosophie und die Wissenschaften. Zum Werk Oskar Beckers (13–25). München.
- Sattler, J. (2011). Phänomenologie und Ontologie bei Oskar Becker (Ph.D. Thesis, FernUniversität in Hagen, University of Hagen, Germany). Retrieved from http://deposit.fernuni-hagen.de/2764/1/ Diss_Sattler.pdf.
- Sepp, H. R. (1998). Die Ästhetik Oskar Beckers. Axiomathes, (9), 105–116.
- Zimny, L. (1969). Becker — Bibliographie. In G. Funke, & J. Kopper (Eds.), Kant Studien (Vol. 60), (319–330). Berlin, New York: Walter de Gruyter.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: