Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2671


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗНАЧАЛЬНОСТЬ — ОПЫТ МИРА У ГУССЕРЛЯ И ФИНКА

Название на языке публикации: TRANSZENDENTALER SCHEIN UND PHÄNOMENOLOGISCHE URSPRÜNGLICHKEIT. WELTERFAHRUNG BEI HUSSERL UND FINK
Автор: Юсуке Икеда
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  60-92
Язык:Немецкий
Тип публикации:Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-60-92 PDF (Загрузок: 3395)

Аннотация
В данной статье отношения между феноменологическими философиями Гуссерля и Финка характеризуются в терминах близости и дистанции. Мы фокусируем внимание на философских основаниях их проектов и в частности на кантовском понятии «трансцендентальной иллюзии», которое используют оба автора, хотя и по-разному, на пути к определению чисто философских иллюзий — в этом состоит предварительная задача, если мы хотим обосновать трансцендентальную феноменологию надлежащим образом. Мы выбрали это кантовское понятие как центральную тему постольку, поскольку оно затрагивает метафизическую проблематику мира. Наш анализ показывает, что Финк придерживается гуссерлевского тезиса, согласно которому мир это не только «идея чистого разума» (Кант), но и опыт. На деле, мир с необходимостью нам пред-дан, хоть и анонимным образом, в интенциональном опыте; другими словами, интенциональный опыт, согласно позднему Гуссерлю, немыслим без пред-данного мира. Финк характеризует опыт мира радикально иначе, чем это делал Гуссерль. Отличие или дистанция берет начало в финковской концепции «обмирщения» (Verweltlichung), т. e. само-реализации конститутирующей субъективности в процессе реализации мира. Корреляция такого типа, согласно идее Финка, позволяет выполнять специфическую двоякую функцию: (1) функцию изначального обрамления (die ursprünglich einrahmende Funktion) миром, встраивания элементов в сам мир и (2) событийного «вторжения» (Eindringen) субъекта в мир. Таким образом, это позволяет нам сделать вывод о том, что вклад Финка в философию состоит не только в этой рефлексии о феноменологической концепции корреляции и анализе фундаментального уровня опыта мира, но также и в его метафизическом реформулировании традиционного понятия мира.

Ключевые слова
Трансцендентальная иллюзия, трансцендентальный идеализм, интенциональная корреляция, опыт мира, исток мира, доступ к временным горизонтам, событие.

References

  • Aguirre, A. (1970). Genetische Phänomenologie und Reduktion. Zur Letztbegründung der Wissenschaft aus der Radikalen Skepsis im Denken E. Husserls. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Bernet, R. (1989). Différence ontologique et conscience transcendantale. La réponse de la «Sixième Méditation Cartésienne». In E. Escoubas, & M. Richir (Eds.), Husserl (89-116). Grenoble: Jérome Millon.
  • Bernet, R. (1994). La vie du sujet: Recherches sur l'interprétation de Husserl dans la phénoménologie. Paris: PUF.
  • Bernet, R., Kern, I., Marbach, E. (1996). Edmund Husserl, Darstellung seines Denkens. Hamburg: Meiner.
  • Bernet, R. (2004). Conscience et Existence — Perspectives phénoménologiques. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Bruzina, R. (1990). Gegensätzlicher Einfluß — Integrierter Einfluß: Die Stellung Heideggers in der Entwicklung der Phänomenologie. In D. Pappenfuss, & O. Pöggeler (Eds.), Zur philosophischen Aktualität Heideggers (142-160). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Bruzina, R. (2006). Hinter der ausgeschriebenen Finkschen Meditation: Meontik-Pädagogik. In A. Bömer (Ed.), Eugen Fink Sozialphilosophie Anthropologie Kosmologie Pädagogik Methodik (193-219). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Cairns, D. (1976). Conversations with Husserl and Fink Edited by the Husserl-Archives in Louvain. Hague: Martinus Nijhoff.
  • Claesges, U. (1972). Zweideutigkeit in Husserls Lebenswelt-Begriff. In U. Claesges, & K. Held (Eds.), Perspektiven transzendentalphännomenologischer Forschung Phaenomenologica (85-101). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Crowell, S. G. (2001). Husserl, Heidegger, and the Space of Meaning. Evanston, Illinois: Northwestern University Press.
  • Figal, G. (2006). Gegenständlichkeit. Tübingen: Mohr.
  • Fink, E. (1966). Studien zur Phänomenologie 1930–1939. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Fink, E. (1976). Nähe und Distanz: Phänomenologische Vorträge und Aufsätze. München, Freiburg: Karl Alber.
  • Fink, E. (1985). Einleitung in die Philosophie. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (1988a). VI. Cartesianische Meditation. Die Idee einer transzendentalen Methodenlehre. Dordrecht: Kluwer.
  • Fink, E. (1988b). Cartesianische Meditation. Teil II: Ergänzungsband. Netherlands: Kluwer.
  • Fink, E. (1990). Welt und Endlichkeit. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (2006). M-II, Text-Nr. 2. In R. Bruzina (Ed.), Die Doktorarbeit und erste Assistenzjahre bei Husserl. Freiburg, München: Karl Alber.
  • Fink, E. (2008). Z-IX, 14a. In R. Bruzina (Ed.), Bernauer Manuskripte, Cartesianische Meditationen und System der phänomenologischen Philosophie. Freiburg, München: Karl Alber.
  • Husserl, E. (1950 a). Cartesianische Meditation und Pariser Vorträge. (Hua I). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1950 b) Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen. (Hua II). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Drittes Buch. (Hua V). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaft und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie. Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (1923/24). (Hua VIII). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1964). Erfahrung und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik. Hamburg: Claasen.
  • Husserl, E. (1966a). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewußtseins (1893–17). (Hua X). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966b). Analyse zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs-und Forschungsmanuskripten 1918–1926. (Hua XI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. (Hua XIII). Den Haag: Nijhoff
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. (Hua XVII). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Band: Prolegomena zur reinen Logik. (Hua XVIII). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosphie. Erstes Buch. (Hua III/1). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984a). Logische Untersuchungen. (Hua XIX/2). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984b). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Voerlesungen 1906/07. (Hua XXIV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Text aus dem Nachlass (1926–1935). (Hua XXXIV). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2003). Transzendentaler Idealismus. Texte aus dem Nachlass (1908–1921). (Hua XXXVI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution Texte aus dem Nachlass (1916–1937). (Hua XXXIX). Den Haag: Nijhoff.
  • Ishikawa, H. (1990). Kants Denken von einem Dritten. Das Gerichtshof-Modelle und das unendliche Urteil in der Antinomienlehre. Frankfurt am Mein.
  • Kant, I. (1998). Kritik der reinen Vernunft. Hamburg: Meiner.
  • Kreis, F. (1930). Phänomenologie und Kritizismus. Tübingen: Mohr.
  • Landgrebe, L. (1963). Der Weg der Phänomenologie. Gütersloh: Mohn.
  • McDowell, J. H. (1996). Mind and World. With a new introduction by the author. Cambridge: Harvard University Press.
  • Overgaard, S. (2004). Husserl and Heidegger on Being in the World. Netherlands: Kluwer.
  • Schuhmann, K. (1971). Die Fundamentalbetrachtung der Phänomenologie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Sepp, H. R. (2006). Totalhorizont — Zeitspielraum Übergänge in Husserls und Finks Bestimmung von Welt. In A. Bömer (Ed.), Eugen Fink Sozialphilosophie Anthropologie Kosmologie Pädagogik Methodik (154-172). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Strasser, St. (1976). Der Begriff der Welt in der phänomenologischen Philosophie. In E. W. Orth (Ed.), Phänomenologie und Praxis (151-179). Freiburg, München.
  • Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Ausdruck: Phänomenologie im Umbruch bei Husserl und seinen Nachfolgern. Dordrecht: Springer.
  • Uemura, G. (2009). A Preliminaly Sketch on Embodied Transcendental Subjectivity in Husserl. In CARLS Series of Advanced Study of Logic and Sensibility (339-344). Keio University.
  • Zocher, R. (1932). Husserls Phänomenologie und Schuppes Logik. Ein Beitrag zur Kritik des intuitionistischen Ontologismus in der Immanenzidee. München: Reinhardt.