Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2626


ЧИТАТЕЛИ, ДЕТИ ЭХО: КНИГА, СМЫСЛ, ГОРИЗОНТ

Название на языке публикации: LECTEURS, ENFANTS D'ÉCHO: LIVRE, SENS, HORIZON
Автор: Анн Куаньяр
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  36-59
Язык:Французский
Тип публикации:Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-36-59 PDF (Загрузок: 3185)

Аннотация
Цель статьи — проанализировать в феноменологической перспективе то, как значение возникает в ходе чтения и обсуждения литературного произведения. В качестве эмпирической исходной точки взято семинарское занятие, на котором несколько читателей-студентов поделились своим опытом чтения одного и того же романа. Оказалось, что во время обсуждения смысловое содержание романа видоизменялось и продолжало формироваться и, следовательно, не было известно до того, как дискуссия завершилась. Чтобы понять, что же имело место до дискуссии, исследование обращается к теоретическим построениям П. Байарда, который утверждает, что сам одиночный опыт чтения предполагает предыдущие прочтения: на субъективный опыт читателя воздействует множество текстов, виртуальным образом вовлечённых в процесс чтения романа. Поэтому задачей статьи становится исследование введённого Винникотом понятия «потенциальное пространство» и его определение как интерсубъективного пространства, состоящего из виртуальных субъективностей. Наконец, для описания процесса возникновения нового значения во время дискуссии между участниками исследование опирается на феноменологию М. Ришира. Здесь важно поставить вопрос об актульном, но бессознательном переплетении субъективностей в дискуссии. Таким образом, выдвигая предположение, что творчество невозможно без взаимодействия множества реальных и виртуальных субъективностей, исследование предлагает более глубокое понимание творческого характера акта чтения.

Ключевые слова
Акт чтения, феноменология, культурный опыт, креативность, значение, интерсубъективность.

References

  • Bayard, P. (2011). Comment parler des livres qu'on n'a pas lus? Paris: Minuit.
  • Husserl, E. (2002). Phantasia, conscience d'image, souvenir: de la phénoménologie des présentifications intuitives: textes posthumes (1898–1925). Grenoble: Millon.
  • Richir, M. (1991). Sens et Paroles: pour une approche phénoménologique du langage. In G. Florival (Ed.), Figures de la Rationalité — Études d'Anthropologie philosophique IV (228-246). Louvain: Peeters Publishers.
  • Richir, M. (2003). Du rôle de la phantasia au théâtre et dans le roman. Littérature, (132), 24–33.
  • Richir, M. (2004). Phantasia, imagination, affectivité. Phénoménologie et anthropologie phénoménologique. Grenoble: Millon.
  • Richir, M. (2008). Fragments phénoménologiques sur le langage. Grenoble: Millon.
  • Tengelyi, L. (2010). La formation de sens comme événement. Eikasia. Revista de Filosofía, (34), 149–174.
  • Vermersch, P. (2005). Tentative d'approche expérientielle du sens se faisant. Expliciter, (60), 48–55.
  • Winnicott, D. W. (1975). Jeu et réalité: l'espace potentiel. Paris: Gallimard.
  • Winnicott, D. W. (2010). Les Objets transitionnels. Paris: Payot.
  • Winnicott, D. W. (2012). De la communication et de la non-communication. La Capacité d'être seul. Paris: Payot.