Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4357


В ЗАЩИТУ ГАДАМЕРОВСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ

Название на языке публикации: В ЗАЩИТУ ГАДАМЕРОВСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ
Автор: Татьяна Татаринцева
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №1 (2014),  23-35
Язык:Русский
Тип публикации:Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-23-35 PDF (Загрузок: 3670)

Аннотация
В статье рассматривается перспектива сохранения и усиления позиций гадамеровской «герменевтики доверия» в современных условиях, когда представление о наличии в традиции, дискурсе и языке идеологических искажений стало одним из основополагающих моментов всякого понимания, за счёт привлечения философии Фуко. Анализируя ключевые критические постулаты, выдвигаемые оппонентами гадамеровского проекта, и сопоставляя положения, на которые опираются Гадамер и Фуко, автор полагает продуктивным привлечь фукианскую философию для решения поставленной задачи постольку, поскольку Фуко, с одной стороны, исходит из схожих с гадамеровскими установок (обретение возможности подлинного понимания не через апелляцию к универсальным критериям и преодоление дискурса/традиции, но через расширение границ необходимого и дозволенного в рамках дискурса/традиции; значимость индивидуальной перспективы — всегда заинтересованного понимания и самоощущения индивида), а с другой — сосредоточен на анализе тех самых идеологических искажений, которые постулируются оппонентами в качестве наличествующих в традиции, дискурсе, языке. Рассматриваемая в работе модель дополнения гадамеровской идеи понимания (как осуществляющегося в диалоге с необходимыми для него открытостью и доверием) положениями Фуко состоит в том, чтобы совместить в рамках одного индивида две перспективы: перспективу фукианского критического отношения к идеологическому и перспективу самоощущения индивида (перспективу его заинтересованного, личного восприятия и понимания); причём совмещение указанных перспектив должно происходить как диалог в гадамеровском смысле этого слова. Подобное совмещение позволяет прояснять конкретные аспекты структур предпонимания индивида на принципиально новом уровне, учитывающем и искажающее влияние идеологического, и самоощущение индивида, находящегося в поле этого влияния. Такое понимание означает для человека возможность в определенной степени дистанцироваться от того, что является в нём продуктом социальных практик и условий, выявить искажаю щее идеологическое и работать с ним (как того требуют критики Гадамера), оставаясь в рамках гадамеровского диалогичного понимания из онтологии первого лица.

Ключевые слова
Философская герменевтика, герменевтика доверия, герменевтика подозрения, понимание, диалог, предрассудки, идеология.

References

  • Akhutin, A.V. (2010). Kriticheskii analiz otnosheniya «poznaniya sebya» i «zaboty o sebe» u pozdnego M. Fuko [Critical analysis of the relationship between “knowledge of oneself” and “care of the self” in late Foucault]. In S.S. Khoruzhii (Ed.), Fonar' Diogena. Proekt sinergiinoi antropologii v sovremennom gumanitarnom kontekste [Diogenes' Lantern. The project of synergetic anthropology in the context of contemporary humanities] (240-272). Moscow: Progress. (in Russian).
  • Dreyfus, H. L., & Rabinow, P. (1983). Michel Foucault: Beyond Structuralism and Hermeneutics. Chicago: University of Chicago Press.
  • Fuko, M. (2006). Etika zaboty o sebe kak praktika svobody [Ethics of the Care of the Self as a Practice of Freedom]. In V. P. Bol'shakov (Ed.), Intellektualy i vlast' [Intellectuals and power] (241-270). Moscow: Praksis. (in Russian).
  • (241-270). Moscow: Praksis. (in Russian). Fuko, M. (2007). Germenevtika sub'ekta. Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981– 1982 uchebnomu godu [Hermeneutics of the subject. The 1981–1982 College de France lecture course]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Fuko, M. (2008). O nachale germenevtiki sebya [On the origins of the hermenetucs of the self]. Logos, (2), 65–95. (in Russian).
  • Gadamer, H.-G. (1975). Hermeneutics and the Social Sciences. Cultural Hermeneutics, (2), 307– 316.
  • Gadamer, H.-G. (1986). The Idea of the Good in Platonic-Aristotelian Philosophy. New Haven: Yale University Press.
  • Gadamer, Kh.-G. (1988). Istina i metod [Truth and method]. Moscow: Progress. (in Russian).
  • Gadamer, Kh.-G. (1999). Tekst i interpretatsiya [Text and interpretation]. In V. Shtegmaier, Kh. Frank, B. V. Markov (Eds.), Germenevtika i dekonstruktsiya [Hermeneutics and deconstruction] (202-242). St. Petersburg: St. Petersburg State University Press. (in Russian).
  • Habermas, J. (1977). A review of Gadamer's Truth and Method. In F. R. Dallmayr & T.A. McCarthy (Eds.), Understanding and Social Inquiry (335-363). Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.
  • Habermas, J. (1987). Theory of Communicative Action: Volume Two. Liveworld and System: A Critique of Functionalist Reason. Cambrige: Polity.
  • Kelly, M. (1995). Gadamer, Foucault and Habermas on Ethical Critique. In L. K. Schmidt (Ed.), The Specter of Relativism: Truth, Dialogue and Phronesis in Philosophical Hermeneutics (224-235). Evanston: Northwestern University Press.
  • Khaidegger, M. (2006). Bytie i vremya [Being and Time]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Kögler, H. H. (1999). The Power of Dialogue: Critical Hermeneutics After Gadamer and Foucault. Cambridge: MIT Press.
  • Luxon, N. (2008). Ethics and Subjectivity: Practices of Self-Governance in the Late Lectures of Michel Foucault. Political Theory, 36 (3), 377–402.
  • Mikhel', D. V. (1999). Mishel' Fuko v strategiyakh sub'ektivatsii: ot «Istorii bezumiya» do «Zaboty o sebe»: Materialy lektsionnykh kursov 1996–1998 godov [Michel Foucault in the strategies of subjectivation: from “The History of Madness” to “The care of the self”: the materials of 1996- 1998 lecture courses]. Saratov: Publishing house of the Volga affiliated branch of the Russian training center. (in Russian).
  • Pogonyailo, A. G. (2007). Mishel' Fuko. Istoriya sub'ektivnosti [Michel Foucault. The history of subjectivity]. In Germenevtika sub'ekta. Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981– 1982 uchebnomu godu [Hermeneutics of the subject. The 1981–1982 College de France lecture course] (597-662). St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Rabinow, P. (Ed.). (1984). The Foucault Reader. New York: Pantheon Books.
  • Warnke, G. (2002). Hermeneutics, Ethics, and Politics. In R. Dostal (Ed.), The Cambridge Companion to Gadamer (79-101). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Zuckert, C. H. (2002). Hermeneutics in Practice: Gadamer on Ancient Philosophy. In R. Dostal (Ed.), The Cambridge Companion to Gadamer (201-224). Cambridge: Cambridge University Press.