- 06 Ноябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4162
МЕТАФИЗИКА МЕТАФОРЫ И ЗАГАДКА ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА
(КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА
В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА)
Название на языке публикации: |
МЕТАФИЗИКА МЕТАФОРЫ И ЗАГАДКА ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА (КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА) |
Автор: | Мария Козлова |
Издание: | HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №1 (2014),  10-22 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-10-22 | PDF (Загрузок: 3499) |
Аннотация
Статья посвящена концепции поэтического языка в философии Мартина Хайдеггера, в частности критике Хайдеггером метафоры как относящейся к области метафизики, то есть забвения бытия, и попытке определить сущность языка изнутри
самого языка. В работе рассматриваются материалы, посвящённые прочтению
трактата Гердера о происхождении языка, сравнивается концепция поэтического
слова-загадки и теория метафоры Аристотеля. В статье показано, что задача позднего Хайдеггера состоит в том, чтобы выйти за рамки мышления в представлениях и не рассматривать язык как предмет. Свои рассуждения о поэтическом слове
Хайдеггер основывает на том предположении, что изначальное слово в языке не
есть сущее (nichts Seiendes). Поэзия имеет дело не с переносом имен (метафора),
а с именованием, которое не определяет некое сущее, но призывает его. «Чтойность» сущего, его смысл, понимается исходя из бытия, как присутствующее в его
присутствии. Присутствие, по Хайдеггеру, — это не точка «теперь» и не граница
между прошлым и будущим, но само движение перехода от ещё не к уже не; таким
образом, присутствие включает в себя отсутствие. Поэтическое слово, нацеленное на бытие, самореференциально, так как оно именует само присутствие, которое не есть (ничто из сущего). В работах позднего Хайдеггера вводится понятие
Unterschied, указывающее на событийный характер бытия, которое сбывается как
отказ. В отказе бытия скрывается «каз» изначального слова, которое раскрывает
мир и даёт место языку, способному к означиванию. Задача поэзии, согласно Хайдеггеру, состоит в том, чтобы явить изначальное слово не как заданный смысл, но
как ритм самого бытия.
Ключевые слова
Поэзия, слово, метафора, событие, онтологическая дифференция, именование.
References
- Aristotel'. (2007). Poetika. Ritorika [Poetics. Rhetoric]. St. Petersburg: Azbuka-klassika. (in Russian).
- Bofre, Zh. (2009). Dialog s Khaideggerom. Priblizhenie k Khaideggeru [Dialogue with Heidegger. Horizon 3 (1) 2014 21 Approach to Heidegger]. St. Petersburg: Vladimir Dal'. (in Russian).
- Chernyakov, A. G. (1992). Nachala khronologii [Origins of chronology]. In G. I. Benevich (Ed.), Trudy Vysshei religiozno-filosofskoi shkoly T. 1: Patrologiya. Filosofiya. Germenevtika. [Proceedings of St. Petersburg school of religion and philosophy. Vol. 1: Patrology. Philosophy. Hermeneutics] (43-88). St. Petersburg: St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Chernyakov, A. G. (2001). Ontologiya vremeni. Vremya i bytie v filosofii Aristotelya, Gusserlya i Khaideggera. [Ontology of time. Time and being in the philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger]. St. Petersburg: St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Chernyakov, A. G. (2004). Khaidegger i greki [Heidegger and the Greeks]. In D.Y. Dorofeev (Ed.), Martin Khaidegger: Sbornik statei [Collection of essays on Martin Heidegger] (218-252). St. Petersburg: St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Fedchuk, D. (2013). Skholasticheskoe razlichie v sushchem i ontologicheskaya differentsiya [Scholastic Distinction in Finite Being and Ontological Difference]. Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya [Horizon. Studies in phenomenology], 2(2), 75–86. (in Russian).
- Gerder, I. G. (2007). Traktat o proiskhozhdenii yazyka. [Tractatus on the origins of language]. Moscow: LKI. (in Russian).
- Heidegger, M. (2004). On the essence of language: the metaphysics of language and the essencing of the word; concerning Herder's treatise On the origin of language. New York: State University of New York Press.
- Heidegger, M. (1985). Die Sprache im Gedicht. Eine Erörterung von Georg Trakls Gedicht. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1989). Beiträge zur Philosophie (vom Ereignis). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1996). Holderlin's hymn «The Ister». Bloomington: Indiana University Press.
- Khaidegger, M. (1998). Vvedenie v metafiziku [Introduction to metaphysics]. St. Petersburg: St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2000). Polozhenie ob osnovanii. Stat'i i fragmenty [The principle of reason. Articles and fragments]. St. Petersburg: Aletejja. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2006). Bytie i vremya [Time and Being]. St. Petersburg: Nauka. (in Russian).
- Mandel'shtam, O. (2010). Razgovor o Dante [Talk on Dante]. Moscow: Progress-Pleyada. (in Russian).
- Mikhailov, A.V. (2006). Izbrannoe. Istoricheskaya poetika i germenevtika [Selected essays. Historical poetics and hermeneutics]. St. Petersburg: St. Petersburg State University. (in Russian).
- Pas, O. (2000). Osvyashchenie miga [The Consecration of the instant]. St. Petersburg: Simpozium. (in Russian).
- Ricœur, P. (1979). The rule of metaphor: multi-disciplinary studies of the creation of meaning in language. Toronto: University of Toronto Press.
- Ziarek, Kr. (2013). Language after Heidegger. Bloomington: Indiana University Press.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: