Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 5820


МИКЕЛЬ ДЮФРЕН
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА
(ВВЕДЕНИЕ. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ)

Название на языке публикации: МИКЕЛЬ ДЮФРЕН
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА
(ВВЕДЕНИЕ. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ)
Перевод с французского: Елена Золотухина-Аболина
Всеволод Золотухин
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №2 (2014),  161-176
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
Перевод выполнен по изданию:Dufrenne, М. (1953). Introduction. Expérience esthétique et objet esthétique. In М. Dufrenne, Phénoménologie de l'expérience esthétique (1-28). Paris: Presses universitaires de France.
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-2-161-176 PDF (Загрузок: 3980)

Аннотация
Во Введении М. Дюфрен описывает специфику своего подхода к эстетическому опыту и ставит задачи произведения. Автор, следуя феноменологии, стремится осуществить эйдетический анализ эстетического опыта. Он рассматривает его как опыт зрителя, а не художника, и видит главным его объектом произведение искусства. Таким путем он хочет уйти от порочного круга, где опыт и объект определялись бы друг через друга, хотя до конца ему это не удается. Художественное произведение — это не то, что определяется эстетическим опытом, считает он, а то, что провоцирует его. Произведение искусства, согласно Дюфрену, имеет с эстетическим объектом общую ноэму, но различные ноэзы: оно может быть воспринято как не имеющее эстетических качеств, просто как вещь. В то же время произведение искусства оказывается именно эстетическим объектом, когда оно воспринято умело и правильно. Только адекватное эстетическое восприятие осуществляет эстетическое качество: феноменология оборачивается деонтологией. Таким образом, объект и опыт все равно взаимно определяют друг другa. Для описания чистого эстетического опыта зрителя Дюфрен предлагает обратиться к выдающимся, общепризнанным художественным произведениям. Однако у него возникает вопрос: каков аутентичный критерий их эстетической избранности? Автор полагает, что это не может быть субъективное суждение вкуса, потому что такое субъективное суждение приводит либо к недооценке некоторых произведений, помещении их за пределами сферы «прекрасного», либо к уравниванию действительно эстетически ценных произведений и подделок. С точки зрения М. Дюфрена эстетический объект вообще нельзя мерить внешней для него меркой. Он сам вменяет себе норму, и несовершенен тогда, когда ему не удается быть тем, чем он намеревается быть. Эстетический объект не только самозаконодателен, он еще и вменяет норму своему творцу. В любом случае, говорит Дюфрен, чтобы быть шедевром, произведение искусства должно обладать полнотой чувственного бытия и полнотой смысла. А это возможно, если аутентичен сам художник. Целью же эстетического восприятия зрителя выступает конституирующее раскрытие объекта.

Ключевые слова
Эстетический опыт, эстетический объект, опыт зрителя, художественное произведение, ноэма, ноэза, субъективизм, суждения вкуса, аутентичное произведение.

References

  • Alain (Chartier, E.). (1934). Les dieux. Paris: Gallimard.
  • Malraux, A. (1951). Les voix du silence. Pari: Gallimard.
  • Munro, Th. (1951). Arts and their Interrelations. N. Y.: The Liberal Arts Press.
  • Souriau, E. (1929). L'avenir de l'esthetique. Essai sur l'object d'une science naissante. Paris: Alcan.