Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4470


ЭРНЕСТО СПИНЕЛЛИ
ИНТЕРПРЕТИРУЕМЫЙ МИР. ВВЕДЕНИЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
(7-ая глава: Феноменологическое исследование)

Название на языке публикации: ЭРНЕСТО СПИНЕЛЛИ
ИНТЕРПРЕТИРУЕМЫЙ МИР. ВВЕДЕНИЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
(7-ая глава: Феноменологическое исследование)
Перевод с английского: Анна Хахалова
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №2 (2014),  144-158
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
Перевод выполнен по изданию:Spinelli, E. (2005). Ch. 7. Phenomenological Research. In E. Spinelli, The Interpreted World. An Introduction to Phenomenological Psychology (128-142). London: SAGE Publications Ltd.
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-2-144-158 PDF (Загрузок: 5237)

Аннотация
Данное исследование представляет собой перевод главы из книги «Интерпретируемый мир» проф. Э. Спинелли. Вопросы, вокруг которых сосредоточена данная глава, продолжают быть актуальными и требуют тщательного рассмотрения: в чем сегодня заключается суть исследования природы человека по сравнению с классическим представлением о разрыве между естественно-научной перспективой и гуманистическими тенденциями в экзистенциально ориентированной философии; какие подходы современной психотерапии отвечают основным положениям гуманитарного исследования; насколько адекватно эти подходы освоили основные положения феноменолого-экзистенциальной традиции, ее методы и язык описания и т.п. Автор начинает главу с обсуждения различий между естественно-научной установкой и феноменологической. Именно последняя становится наиболее приемлемой для практикующих специалистов-психологов, поскольку способна отразить исключительность, единичность, изменчивость психической реальности. Такие критерии, как доверительность, авторитетность, подтверждение на личном опыте тех или иных положений становятся предметом обсуждения для многих исследователей методологии гуманитарного подхода, на которых ссылается Спинелли. В рамках феноменологического метода переосмыслению подлежат такие классические научные категории, как объективность, причинность и т.д. Для феноменологически ориентированного исследователя на смену им приходят категории интерсубъективной реальности и взаимозависимости. Первая разрабатывается в исследовании благодаря принципиально диалогической практике всякой терапии (Я-другой) или интер-релятивной перспективе. Вторая категория подразумевает действие принципа непредвзятого описания феномена, согласно логике которого все аспекты представляют собой одинаковую значимость и являются уникальными сами по себе. Основную сложность феноменологически ориентированного психологического исследования составляет задача как можно более адекватно приблизиться к природе самого феномена, в данном случае к субъективной реальности другого. На основании некоторых исследований, в том числе своего, Спинелли демонстрирует преимущества феноменологического метода, верность и адекватность его применения в психотерапевтической практике.

Ключевые слова
Интер-реляционность, со-конституциональность, значение, со-исследователь, заключение в скобки, окончательное утверждение, психотерапевтический опыт.

References

  • Arendt, H. (1958). The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press.
  • Churchill, S. D., & Wertz, F. J. (2001). An Introduction to Phenomenological Research in Psychology. In K. Schneider, J. F. T Bugenthal, J. Fraser Pierson (Eds.), The Handbook of Humanistic Psychology: Leading Edges in Theory, Research, and Practice (247–263). London: SAGE.
  • Colaizzi, P. F. (1973). Reflection and Research in Psychology: a Phenomenological Study of Learning. Dubuque, IA: Kendall/ Hunt.
  • Colaizzi, P. F. (1978). Psychological Research as the Phenomenologist Views It. In R. S. Valle, M. King (Eds.), Existential-Phenomenological Alternatives for Psychology. New York: Oxford University Press.
  • Crotty, M. (1996). Phenomenology and Nursing Research. Melbourne: Churchill Livingstone.
  • Denzin, N. K., & Lincoln, Y. S. (Eds.). (1994). Handbook of Qualitative Research. London: SAGE.
  • Farber, L. (2000). The Ways of the Will: Selected Essays. New York: Basic Books.
  • Gendlin, E. T. (1997). Experiencing and the Creation of Meaning. Evanston: Northwestern University Press.
  • Gillett, G. (1995). The Philosophical Foundations of Qualitative Psychology. The Psychologist, 8 (3), 111–14.
  • Giorgi, A. (1985). Phenomenology and Psychological Research. Pittsburgh: Duquesne University Press.
  • Harré, R. (1991). What is Scientific about Psychotherapy? BPS Psychotherapy Section Newsletter, (11), 14–17.
  • Heidegger, M. (1962). Being and Time. New York: Harper and Row.
  • Hodges, H. A. (1952). The philosophy of Wilhelm Dilthey. London: Routledge & Kegan Paul.
  • Karlsson, G. (1993). Psychological Qualitative Research from a Phenomenological Perspective. Stockholm: Almqvist & Wiksell International.
  • Kaye, J. (1995). Postfoundationalism and the Language of Psychotherapy Research. In J. Siegfried (Ed.), Therapeutic and Everyday Discourse as Behaviour Change (29–61). NJ: Praeger.
  • Knorr-Certina, K. D. (1981). The Manufacture of Knowledge. Oxford: Pergamon Press.
  • Kvale, S. (1994). Ten Standard Objections to Qualitative Research Interviews. Journal of Phenomenological Psychology, 25 (2), 147–73.
  • Kvale, S. (1996). InterViews. London: SAGE.
  • Mahrer, A. R. (2000). Philosophy of Science and the Foundations of Psychotherapy. American Psychologist, 55 (10), 117–125.
  • Moustakas, C. (1994). Phenomenological Research Methods. London: SAGE Publications.
  • Rowan, J. (1998). Letters. The Psychologist, 11 (12), 578.
  • Valle, R. S., & King, M. (1978). Existential-Phenomenological Alternatives for Psychology. Oxford: Oxford University Press.
  • Zaner, R. M. (1970). The Way of Phenomenology. New York: Pegasus.