Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3498


ОСКАР БЕККЕР
ПАРА-ЭКЗИСТЕНЦИЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПРЕБЫВАНИЕ (DASEIN) И ПРЕСУТСТВИЕ (DAWESEN)

Название на языке публикации: ОСКАР БЕККЕР
ПАРА-ЭКЗИСТЕНЦИЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПРЕБЫВАНИЕ (DASEIN) И ПРЕСУТСТВИЕ (DAWESEN)
Перевод с немецкого: Кирилл Лощевский
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №2 (2014),  118-139
Язык:Русский
Тип публикации:Перевод
Перевод выполнен по изданию:Becker, O. (1943). Para-Existenz. (Menschliches Dasein und Dawesen). Blätter für deutsche Philosophie, 17, 62–95.
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-2-118-139 PDF (Загрузок: 4546)

Аннотация
Публикуемый материал представляет собой перевод одной из программных статей Оскара Беккера, в которой в концентрированном виде можно найти основные положения его собственной философии. Перевод сопровожден кратким научным комментарием. Беккер считает, что метафизика не может ограничиваться только онтологией, но должна также включать в себя и паронтологию — учение о сущности и присутствии вещей. Согласно философу, принципом паронтологии — в противоположность онтологической дифференции как принципу онтологии — выступает паронтологическая индифференция. Она заключается в совпадении сущности и существующего. Исходя из этого принципа, Беккер утверждает, что человек существует не только как экзистенция, но и как параэкзистенция. К параэкзистенциальной сфере человеческого бытия он относит, во-первых, бессознательное в человеке (доисторическое), а во-вторых — сферу «абсолютного духа» (надысторическое) — математику, чистое искусство, универсальную мораль и пр. В связи с этим Беккер дает подробный феноменологический анализ различия исторического и внеисторического бытия. Последнее, с его точки зрения, характеризуется ориентацией на начало, повторением, ритмом, порядком, беспроблемностью. Философ также разъясняет конкретное отношение проблем параэкзистенции к экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера. Он убежден, что параэкзистенциальная сторона существования человека не может быть описана «на пути редуктивной привации из онтологии пребывания», как полагал создатель экзистенциальной аналитики. Беккер также аргументированно критикует Хайдеггера, который относит природу к только граничному случаю бытия возможного внутримирного сущего, за редукцию. Природа, по Беккеру, может быть рассмотрена как космос, который не следует трактовать как результат «размирщения» мира в хайдеггеровском смысле. В итоге, Беккер — в противовес хайдеггеровскому понятию смерти — реабилитирует понятие рождения, а также понятие полиса. Свои рассуждения автор статьи завершает введением термина паратрансценденция («ино-ничто»), под которым понимается весь универсум, а также реабилитацией паронтологического роли эйдетического, в котором сущность и существование совпадают. В научном комментарии к переводу акцентируются основные тезисы беккеровской статьи, а также обсуждаются варианты перевода таких терминов Беккера, как Dasein, Dawesen и Getragenheit, предложенные переводчиком, — в том числе и в сравнении с вариантами их перевода, которые ранее были использованы другими переводчиками.

Ключевые слова
Пресутствие, пребывание, параэкзистенция, экзистенция, паронтология, паронтологическая индифференция, бессознательное, сверхсознательное, космос, сущность, существование.

References

  • Becker, O. (1929). Von der Hinfälligkeit des Schönen und der Abenteuerlichkeit des Künstlers. In: Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Ergänzungsband, 27–52.
  • Becker, O. (1930 a). Zur Logik der Modalitäten. Halle: Max Niemeyer.
  • Becker, O. (1930 b). Zur Logik der Modalitäten. In: Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, XI, 497–548.
  • Becker, O. (1936). Nietzsches Beweise für seine Lehre von der ewigen Wiederkunft. Blätter für deutsche Philosophie, IX, 368–387.
  • Becker, O. (1937). Transzendenz und Paratranszendenz. Travaux du IX. Congrès International de Philosophie (Congrès Descartes), 97–104. Paris.
  • Becker, O. (1941). Hans Heyse. Idee und Existenz. Blätter für deutsche Philosophie, XV (1–2), 210–216.
  • Bertalanffy, L. v. (1942). Theoretische Biologie. Vol. II. Berlin: Gebrüder Borntraeger.
  • Bollnow, O. F. (1941). Das Wesen der Stimmungen. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Dilthey, W. (1923). Briefwechsel Zwischen Wilhelm Dilthey und dem Grafen Paul York von Wartenburg, 1877–1897. Halle/S.
  • Hartmann, N. (1935). Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin: De Gruyter.
  • Heidegger, M. (1927). Sein und Zeit. Halle: Max Niemeyer.
  • Heidegger, M. (1929 a). Kant und das Problem der Metaphysik. Bonn: Cohen.
  • Heidegger, M. (1929 b). Vom Wesen des Grundes. In: Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Ergänzungsband, 71–100.
  • Heidegger, M. (1929 c). Was ist Metaphysik? Bonn: Cohen.
  • Heidegger, M. (1937). Hölderlin und das Wesen der Dichtung. München: Langen.
  • Heidegger, M. (1941). Hölderlins Hymne “Wie wenn am Feiertage“. Halle: Niemeyer.
  • Heidegger, M. (1950). Der Ursprung des Kunstwerkes. Holzwege. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heyse, H. (1935). Idee und Existenz. Hamburg.
  • Jünger, E. (1938). Das abenteuerliche Herz. Hamburg: Hanseatische Verlagsanstalt.
  • Langlotz, E., & Schuchardt, W. H. (1941). Archaische Plastik auf der Akropolis. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Natorp, P. (1903). Platos Ideenlehre. Leipzig: Dürr.
  • Rothacker, E. (1938). Die Schichten der Persönlichkeit. Leipzig: Barth.
  • Schelling F. W. J. (1856). Abhandlungen zur Erläuterung des Idealismus der Wissenschaftslehre. (SW I/1), 343–452. Stuttgart/ Augsburg.
  • Schelling, F.W. J. (1795). Vom Ich als Prinzip der Philosophie oder über das Unbedingte im menschlichen Wissens. (SW I/1), 149–244. Stuttgart/ Augsburg.
  • Schelling, F.W. J. (1859). Philosophie der Kunst. (SW I/V), 353–736. Stuttgart/ Augsburg.
  • Schopenhauer, A. (1844). Die Welt als Wille und Vorstellung. Vol. II. Leipzig: Brockhaus.