Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3207


ИЗМЕНЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛЬНОСТИ:
ТЕЗИС ЛАСЛО ТЕНГЕЛИ ОБ ОДНОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Название на языке публикации: VERWANDLUNG DES VERHÄLTNISSES VON MÖGLICHKEIT UND WIRKLICHKEIT:
LÁSZLÓ TENGELYIS THESE ÜBER DIE GRUNDTENDENZ DER NEUEN PHÄNOMENOLOGIE IN FRANKREICH
Автор: Масуми Нагасака
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 3, №2 (2014),  21-34
Язык:Немецкий
Тип публикации:Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-2-21-34 PDF (Загрузок: 3173)

Аннотация
В «Новой феноменологии во Франции» [Neue Phänomenologie in Frankreich] Ласло Тенгели предлагает к обсуждению тезис, касающийся измененных отношений между понятиями возможность и действительность в современной французской феноменологии. Для обоснования своего тезиса он исследует критику «трансцендентального идеала», проведённую Марком Риширом в отношении феноменологии Гуссерля и Хайдеггера. Исходя из этой перспективы, в данной статье современные достижения феноменологии представлены как развитие кантовской критики онтотеологической метафизики. В этих целях статья начинается с прояснения кантовской критики картезианского онтологического доказательства в «Критике чистого разума». Демонстрируя, как онтологическое доказательство неправомерно полагает существование трансцендентального идеала, а именно посредством подмены предмета чистого мышления предметом знания. Затем в статье разбирается, как Ришир применяет эту кантовскую критику к трансцендентальной эйдетике Гуссерля и к экзистенциальной аналитике Хайдеггера, исходя из таких его работ как «Опыт мышления – Феноменология, философия, мифология» [L'expérience du penser – Phénoménologie, philosophie, mythologie] и «Фантазия, воображение, аффективность» [Phantasia, imagination, affectivité]. Анализируя гуссерлевские рукописи, посвященные трансцендентальной интерсубъективности, Ришир, с одной стороны, открывает скрытую форму трансцендентального идеала, воплощенную в понятии сущностной формы или эйдоса действительного Я, а это является предпосылкой перехода от возможности к действительности Другого. С другой стороны, разбирая хайдеггеровское описание забегания вперед к смерти в «Бытии и времени», Ришир обнаруживает скрытую форму трансцендентального идеала в рамках понятия наиболее собственной фактичной возможности бытия-вот. Таким образом, данная статья представляет современные тенденции в феноменологии в качестве попытки освобождения от трансцендентального идеала. Это одновременно и попытка больше не рассматривать действительность как тотальное единство всех возможностей, а описывать действительность вне контекста предсказуемых возможностей.

Ключевые слова
Марк Ришир, Кант, Гуссерль, Хайдеггер, онтологическое доказательство, трансцендентальный идеал, забегание вперед к смерти, трансцендентальная интерсубъективность, онтотеологическая метафизика

References

  • Descartes, R. (1941). Méditations. In A. Bridoux (Ed.), Œuvres et lettres (147–225). Paris: Gallimard.
  • Gondek, H.-D., & Tengelyi, L. (2011). Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin: Suhrkamp.
  • Heidegger, M. (1975). Brief über den Humanismus. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2001). Sein und Zeit. Tübingen: Niemeyer.
  • Husserl, E. (1973 a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil. 1921–28. (Hua XIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973 b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil. 1929–35. (Hua XV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. (Hua XIX). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Janicaud, D. (2009). Le tournant théologique de la phénoménologie française. In La phénoménologie dans tous ses états (39–149). Paris: Gallimard.
  • Kant, I. (1910). Kritik der reinen Vernunft (1781/1787). Berlin: Georg Reimer.
  • Kant, I. (1911 a). Kritik der reinen Vernunft. Zweite Aufl. (Vol. III). Berlin: Georg Reimer.
  • Kant, I. (1911 b). Kritik der reinen Vernunft. Erste Aufl. (Vol. IV). Berlin: Georg Reimer.
  • Leibniz, G. W. (2001). Discours de métaphysique et autres textes (1663–1689). Paris: Flammarion.
  • Levinas, E. (1990). Totalité et infini. Paris: Le Livre de Poche.
  • Richir, M. (1996). L'expérience du penser – Phénoménologie, philosophie, mythologie. Grenoble: Million.
  • Richir, M. (2004). Phantasia, imagination, affectivité. Grenoble: Millon.