- 09 Октябрь 2015
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3961
«ЭТИЧЕСКОЕ» ИЗМЕРЕНИЕ ХАЙДЕГГЕРОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ВОПРОС ОБ ИСТОКАХ ЭТИКИ
Название на языке публикации: | DIE «ETHISCHE» DIMENSION DER HEIDEGGERSCHEN PHILOSOPHIE: DIE FRAGE NACH DER URSPRÜNGLICHEN ETHIK |
Автор: | Наталья Артёменко |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №1 (2015), 146-157 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-146-157 | PDF (Загрузок: 3434) |
Аннотация
Тема «Хайдеггер и этика» до сих пор среди исследователей Хайдеггера остается спорной. Какимто образом получается
говорить о Хайдеггере без того, чтобы при этом затрагивались вопросы этики, и, напротив, разговоры об этике
часто не оставляют без внимания фигуру Хайдеггера. Наша задача не состоит в том, чтобы обосновать возможность
«хайдеггеровской этики». Вопрос об этическом в хайдеггеровской философии следует показать как вполне правомочный,
а также продемонстрировать наличие этической проблематики в его мышлении на разных этапах. Однако, первая же сложность,
с которой мы сталкиваемся, ставя перед собой вышеуказанную задачу, состоит в том, что сам Хайдеггер довольно редко и
весьма специфично — большей частью даже негативно — высказывался об этике. Вторая сложность — вполне очевидная
здесь — Хайдеггер не оставил нам никакого систематического труда, посвященного этике. В статье мы пытаемся проследить
мыслительный путь самого Хайдеггера таким образом, чтобы попытаться понять, где находится возможность этического измерения
хайдеггеровского мышления, усматриваемая разными исследователями на разный манер. Хайдеггер предлагает продумать этику в ее
первоначальном истоке — отличая ее и от морали, и от «этики» как «философской дисциплины», близкой к социальной или
политической проблематике. Хайдеггер отличает ἔθος и ἦθος, предпочитая говорить не об «этике», а об «этосе». Главный
«герой» здесь для Хайдеггера — это Аристотель. Хайдеггер не столько был подвержен влиянию Аристотеля, сколько сам способствовал
приведению Аристотеля к какой-то совершенно новой и неожиданной интерпретации, расходящейся с традиционным толкованием. Надо
сказать, что Хайдеггер с самого начала оспаривал сложившийся и закрепившийся в европейской метафизике примат теоретического над
практическим. Переосмыслить «первое» первой философии — вот ни много ни мало на что замахивается Хайдеггер, обращаясь к аристотелевским
текстам. Ведущий вопрос в интерпретации Аристотеля касается бытийной предметности, в которой истолковывается бытие человека и бытие жизни.
Хайдеггер спрашивает себя, каким является феноменальное основание экспликации человека и какие категории из этого основания происходят.
За этим вопросом следуем и мы в данной статье, начиная с проекта герменевтической феноменологии и заканчивая бытийно-историческим мышлением как существенными вехами пути Хайдеггера.
Ключевые слова
Этика, ἔθος, ἦθος, Аристотель, Dasein, сущее, бытие, онтология, онтический фундамент, герменевтическая феноменология, фактичность, Ereignis.
References
- Artemenko, N. (2012). Zu Martin Heideggers Interpretation von Aristoteles. Der wiederaufgefundene Natorp-Bericht von 1922. Heideggers Studies, 28, 123–147.
- Aurenque, D. (2011). Ethosdenken. Auf der Spur einer ethischen Fragestellung in der Philosophie Martin Heideggers. Freiburg, München: Verlag Karl Alber.
- Chernyakov, A. G. (2001). Ontologiya vremeni. Vremya i bytie v filosofii Aristotelya, Gusserlya i Khaideggera. [Ontology of time. Time and being in the philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger]. St. Petersburg: St. Petersburg School of Religion and Philosophy. (in Russian).
- Derrida, J. (1988). Geschlecht (Heidegger): Sexuelle Differenz, ontologische Differenz. Heideggers Hand (Geschlecht II). Wien: Böhlau.
- Heidegger, M. (1978). Frühe Schriften (1912–1916) (GA 1). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1986). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Heidegger, M. (1987). Die Idee der Philosophie und das Weltanschauungsproblem (GA 56/57). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1988). Ontologie (Hermeneutik der Faktizität) (GA 63). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1989). Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis) (GA 65). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1993). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 58). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1996). Brief über den Humanismus. Wegmarken (1919–1958). (GA 9). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2005). Phänomenologische Interpretationen ausgewählter Abhandlungen des Aristoteles zur Ontologie und Logik (GA 62). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Lévinas, E. (1993). Totalität und Unendlichkeit. Versuch über Exteriorität. Freiburg, München: Karl Alber.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: