Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2754


ГОРИЗОНТ И ВИДЕНИЕ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА VERSUS МЕТАФИЗИКА ВЗГЛЯДА

Название на языке публикации: HORIZON AND VISION. THE PHENOMENOLOGICAL IDEA OF EXPERIENCE VERSUS THE METAPHYSICS OF SIGHT
Автор: Фаусто Фраисопи
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №1 (2015),&nbsp124-145
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-124-145 PDF (Загрузок: 3313)

Аннотация
Может ли природа «видения» быть постигнута метафизикой взгляда или же только с помощью феноменологической дескрипции «усмотрения»? Более того, отношение между метафизикой прозрения и Феноменологией «усмотрения» может быть представлено двумя различными способами: как отношением преемственности, так и отношением противостояния. Первый из них с необходимостью трактует Феноменологию «усмотрения» как подготовку к метафизике взгляда как таковой. Другой утверждает, что мы должны иметь дело с двумя противоположными способами особого отношения человека к миру, theôrein. Задача данной статьи состоит в том, чтобы показать, как этот второй путь оказывается возможным, если и только если мы утверждаем, что Феноменология «усмотрения» является методом избегания проблем и парадоксов первого из названных способов, а также не-критического принятия метафизики прозрения. То, что позволяет придать Феноменологии «усмотрения» анти-метафизический характер, — это идея горизонта как трансцендентальной структуры «усмотрения». Усмотрение — это «испытывание», равно как и «теоретизиование», ставшее контекстуальным «смотрением», сущностно соотнесенным с ситуацией контекста. В общем, каждое явление (phainomenon) содержит в себе целое системы явлений, которые являются бес-содержательными, но также и потенциальными манифестациями того же самого типа. Структура возможности горизонта — модальная (не субстанциальная) структура, исключающая всякое возможное утверждение относительно метафизической природы усмотрения или возможность «метафизического» смотрения как такового.

Ключевые слова
Theôria, видение, Августин, внутреннее пространство, Гуссерль, трансцендентальная феноменология, горизонт, mathesis universalis.

References

  • Aristotle, (1831–1870). Complete works. Berlin: Prussian Academy of Sciences.
  • Aristotle, (1951). Eudemian Ethics. Oxford: Oxford University Press.
  • Aristotle, (1962). Nicomachean Ethics. Oxford: Oxford University Press.
  • Augustine, (1955). Confessions. Washington: Catholic University of America Press.
  • Augustine, (2002). On the Trinity (Books 8–15). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Augustinus, (1845) Enarrationes in Psalmos. In Patrologia Latina (Vol. 36). Paris : Apud Garnier Fratres, Migne.
  • Augustinus, (1861). De vera Religione. Liber Unus. In Patrologia Latina (Vol. 34. Col. 0121–0172) (121–173). Paris : Apud Garnier Fratres, Migne.
  • Augustinus, (1877). Confessionum Libri Tredecim. In Patrologia Latina (Vol. 32. Col. 0657–0868) (659–868). Paris : Apud Garnier Fratres, Migne.
  • Augustinus, (1886). De trinitate libri quindecim. In Patrologia Latina (Vol. 42. Col. 0819–1098) (819–1101). Paris : Apud Garnier Fratres, Migne.
  • Augustinus, (1998). Über Schau und Gegenwart des unsichtbaren Gottes. Texte mit Einführung und Übersetzung von Erich Naab. Stuttgart-Bad Canstatt: Frommann-holzboog.
  • Barbaras, R. (2008). Introduction à une phénoménologie de la vie. Paris: Vrin.
  • Brachtendorf, J. (2000). Die Struktur des menschlichen Geistes nach Augustinus : Selbstreflexion und Erkenntnis Gottes in De trinitate. Hamburg: Meiner.
  • Canullo, C. (2004). La fenomenologia rovesciata: percorsi tentati in J.-L. Marion, M. Henry e J.-L. Chrétien. Torino: Rosenberg & Sellier.
  • Descartes, R. (1996). Oeuvres Complètes. Vol. 10. Paris: Vrin.
  • Fraisopi, F. (2009a). L'ouverture de la vision. Kant et la «phénoménologie implicite» de la Darstellung. Hildesheim — Zürich — New York: Olm.
  • Fraisopi, F. (2009b). Expérience et horizon chez Husserl. Contextualité et synthèse à partir concept de «représentation vide». Studia Phaenomenologica, 9, 455–476.
  • Fraisopi, F. (2010). Questions de co-intentionnalité. Expérience et structure d'horizon. Bulletin d'analyses phénoménologiques, 8, 46–63.
  • Fraisopi, F. (2012). La complexité et les phénomènes. Nouvelles ouvertures entre science et philosophie. Paris: Hermann.
  • Frontisi-Ducroux, F., & Vernant, J. P. (1997). Dans l'oeil du miroir. Paris: Odile Jacob.
  • Gilson, E. (1988). La philosophie au Moyen Âge. Paris: Payot.
  • Heidegger, M. (1990). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz. (GA 26). Frankfurt a. M: Klostermman.
  • Henry, M. (1991). Quatres principes de la phenomenology. Revue de Métaphysique et de Morale, 96 (1), 3–26.
  • Henry, M. (2000). Incarnation. Pour une phénoménologie de la chair. Paris: Seuil.
  • Herodotus, (1988). The History. Chicago: University of Chicago Press.
  • Husserl, E. (1969). Formal and transcendental Logic. Den Haag: Nijoff.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2002). Logische Untersuchungen. Ergänzungsband, Erster Teil, Entwürfe zum Umarbeitung der VI. Untersuchung und zur Vorrede für die Neuauflage der Logischen Untersuchungen, (Sommer 1913) (Hua XX/1). Dordrecht, Boston, London: Kluwer.
  • Husserl, E. (2012). Ideas. General Introduction to Pure Phenomenology. London: Routledge.
  • Jaeger, W. (1939). Paideia: the Ideals of Greek Culture. Oxford: Oxford University Press.
  • Marion, J.-L. (1997). Etant donné. Essai d'une phénomenologie de la donation. Paris: PUF.
  • Marion, J.-L. (2004). Réduction et donation. Recherches sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie. Paris: PUF.
  • Marrou, H.-I. (1958). Saint-Augustin et la fin de la culture antique. Paris: de Boccard.
  • Nightingale, A. W. (2004). Spectacles of Truth: Theoria in its Cultural Context. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Plato, (1900). Platonis Opera. Oxford: Oxford University Press.
  • Rausch, H. (1982). Theoria: Von ihrer sakralen zur philosophischen Bedeutung. München: W. Fink.
  • Roochnik, D. (2009). What is Theoria? Nicomachean Ethics Book 10.7–8. Classical Philology, 104 (1), 69–82.
  • The Holy Bible, (2006). Toronto: Nelson.
  • Vernant, J.-P. (1989). L'individu, la Mort, l'Amour. Paris: Gallimard.
  • Zahavi, D. (2002). Metaphysical Neutrality in Logical Inverstigations. In D. Zahavi & F. Stiernfelt (Eds.), One Undred Years of Phenomenology (93–108). Dordrecht-Boston-London: Kluwer.