Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2754


ТЕЛО СТАНОВИТСЯ ОБРАЗОМ: ТЕАТРАЛЬНОЕ ОКНО

Название на языке публикации: BODY BECOMING IMAGE: THE THEATRICAL WINDOW
Автор: Клаудио Роццони
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №1 (2015),  114-123
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-114-123 PDF (Загрузок: 3348)

Аннотация
В этой статье автор стремится проанализировать проблему определения сущности театра, опираясь на доклад испанского философа Ортеги-и-Гассета, прочитанный в Лиссабоне в 1946 году, в котором он радикальным образом поставил вопрос о «странном» отношении между реальностью и нереальным, которое мы можем пережить благодаря «сценическому миру». С одной стороны, Ортега утверждает, что театр по сути визуален, хотя, с другой стороны, кажется, что это видение само по себе приводит нас к проблематичному взаимодействию с не-видением. В частности, создается впечатление, что согласно Ортеге, театральный зрители обладают одновременно «парадоксальным» и «магическим» опытом видения, поскольку оно сущностным образом включает в себя не-видение, из которого берет начало игра между прозрачностью и непроницаемостью. Игру такого рода можно также найти в блестящем произведении, привлекавшем многих феноменологов, а именно в цикле «В поисках утраченного времени» Пруста, в котором, чтобы Марсель мог увидеть образ Федры, повседневное тело актрисы Берма должно исчезнуть. Здесь игра становится прозрачной и мы больше не видим самого исполнителя: он/она — это только окно, открывающееся на значимое произведение искусства. Таким образом, зритель может пережить «новый порядок творений», который напоминает нам описанный Дю Босом в восемнадцатом веке «новый порядок творений (êtres d'une nouvelle nature)». Однако тема «образа-окна» была значительным образом разработана Ойгеном Финком и его учителем Эдмундом Гуссерлем, и перекрестное чтение ключевых текстов обоих авторов может пролить новый свет на этот вопрос. Что касается Гуссерля, то мы будет особенно тщательно разбирать исключительно интересный текст из Husserliana XXIII (вероятно 1918 года), в котором он, подвергая глубокому разбору театральный образ, обращает внимание на одновременно парадоксальное и значимое понятие перцептивной фантазии.

Ключевые слова
Эстетика, образ, театр, прозрачность, непроницаемость, окно, перцептивная фантазия, чувства.

References

  • Bruzina, R. (2004). Edmund Husserl & Eugen Fink: Beginnings and Ends in Phenomenology, 1928–1938. New Haven & London: Yale University Press.
  • Deleuze, G. (1990). The Logic of Sense. New York: Columbia University Press.
  • Deleuze, G. (2000). Proust & Signs. The Complete Text. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  • Du Bos, J.-B. (1770). Réflexions critiques sur la poésie et sur la peinture. Paris: Pissot.
  • Fink, E. (1966). Vergegenwärtigung und Bild. Beiträge zur Phänomenologie der Unwirklichkeit. In Studien zur Phänomenologie, 1930–1939 (1–18). Den Haag: Nijhoff.
  • Fink, E. (1971). Maske und Kothurn. In Epiloge zur Dichtung (1–18). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/1924). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1968). Briefe an Roman Ingarden. Mit Erläuterungen und Erinnerungen an Husserl. Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2005). Phantasy, Image Consciousness and Memory (1898–1925). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E., & Husserl, M. (1994). E. und M. Husserl an Heidegger, 26. V. 1927. In E. Husserl, Husserliana Dokumente, Band III. Briefwechsel, Teil IV. Die Freiburger Schüler. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Molder, M. F. (2010). Cries, False Substitutes and Expressions of Life. In A. Marques & N. Venturinha (Eds.), Wittgenstein on Forms of Life and the Nature of Experience (39–64). Bern: Peter Lang.
  • Ortega y Gasset, J. (1975). The Idea of Theater. An Abbreviated View. In Phenomenology and Art (163–195). New York: W.W. Norton & Company.
  • Proust, M. (1983a). Swann's Way. Remembrance of Things Past (Vol. 1). London: Penguin Books.
  • Proust, M. (1983b). The Guermantes Way. Remembrance of Things Past (Vol. 2). London: Penguin Books.
  • Proust, M. (1983c). Time Regained. Remembrance of Things Past (Vol. 3). London: Penguin Books.
  • Vezin, F. (2000). Du côté de Husserl et Heidegger. Le Magazine littéraire, 2 (4), 104–107. Hors-Série.