Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2856


МЕРЛО-ПОНТИ МЕЖДУ МАКИАВЕЛЛИ И МАРКСОМ: К НОВОЙ АНАЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЛА

Название на языке публикации: MERLEAU-PONTY ENTRE MACHIAVEL ET MARX: VERS UNE NOUVELLE ANALOGIE DU CORPS POLITIQUE
Автор: Анн Глеонек
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №1 (2015), 70-96
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-70-96 PDF (Загрузок: 3525)

Аннотация
Эта статья представляет собой вторую часть феноменологического исследования аналогии, проводимой между живым телом и политическим телом. Наша цель — сопоставить предшествовавший анализ критики Клодом Лёфором онтологии политического тела и мерло-понтианскую концепции истории, учреждения и телесности. Безусловно, концепция Мерло-Понти, в особенности разрабатывавшаяся в лекционных курсах 1950-х годов, позволяет обновить саму эту аналогию путем нового прочтения наиболее повлиявших на Лёфора авторов: Макиавелли и Маркса. Параллельно следя за тем, как, с одной стороны, развивалось прочтение эти двух авторов со стороны Мерло-Понти и, с другой стороны, за существенными изменениями его феноменологии восприятия, эта статья предлагает раскрыть ключевые моменты мерло-понтианской реформы данной аналогии; аналогии, которую нужно мыслить с учетом двусмысленности понятия тела/плоти, которую Лёфор как раз унаследовал от Мерло-Понти, и даже в противовес этой двусмысленности. Обсуждая эту двусмысленность, которой часто наделяют «Видимое и невидимое», подключая параллельный разбор лекционных курсов, которые Мерло-Понти читал в Коллеж де Франс — в особенности Учреждение, Пассивность и Природа — мы в этой статье стремимся раскрыть политическое значение понятия интер-телесности, благодаря которому человеческое тело больше не понимается как «чье-то собственное тело», а скорее интерпретируется радикально а-субъективным образом. Более того, именно эта тема интер-телесности позволяет по-новому осмыслить саму аналогию политического тела посредством понятия воплощения. Несомненно, следуя менее известным широкой публике идеям Мерло-Понти 1950-х годов, у нас есть основания понимать воплощение вразрез с классической схемой слияния, мы можем как раз наоборот понимать его как обнаружение собственности, правами на которую мы не обладаем, что приводит нас к новой аналогии.

Ключевые слова
Тело, плоть, гештальт, история, учреждение, Макиавелли, Маркс, Мерло-Понти.

References

  • Abensour, M. (2009). Pour une philosophie politique critique. Paris: Sens & Tonka.
  • Arendt, H. (1968). Between Past and Future: Eight Exercises of Political Thought. New York: Viking Press.
  • Arendt, H. (1983). Condition de l'homme modern. Paris: Calmann-Lévy.
  • Gleonec, A. (2012). Corps animal et corps humain: l'«effacement» de la propriété. À la naissance de l'institution chez Merleau-Ponty. Studia Phaenomenologica — Possibilities of Embodiment (XII), 109–132.
  • Gléonec, A. (2014). Gestalt et incorporation: un chemin dans l'esthétique merleau-pontienne. Chiasmi International, 16, 77–96.
  • Gléonec, A. (2014) Ontologies et phenomenologies du corps politique: les voies de l'analogie. En chemin avec Claude Lefort. Horizon. Studies in Phenomenology, 3 (2), 35–54.
  • Lefort, C. (1978). Les formes de l'Histoire. Paris: Gallimard.
  • Lefort, C. (1986). Essais sur le politique. Paris: Seuil.
  • Lefort, C. (2007). Le Temps présent. Paris: Belin.
  • Machiavel. (1978). Œuvres complètes. Paris: Gallimard.
  • Manent, P. (2010). Les métamorphoses de la cité. Paris: Flammarion.
  • Marx, K. (1994). Œuvres complètes. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1947). Humanisme et Terreur. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1960). Signes. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1968). Résumés de cours. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1979). Le visible et l'invisible. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2003). L'Institution-La Passivité. Paris: Belin.
  • Patočka, J. (1999). Essais hérétiques sur la philosophie de l'histoire. Lagrasse: Editions Verdier.
  • Richir, M. (1987). Quelques réflexions épistémologiques préliminaires sur le concept de sociétés contre l'Etat. In M. Abensour (Ed.), L'esprit des lois sauvages — Pierre Clastres ou une nouvelle anthropologie politique (61–71). Paris: Seuil.
  • Richir, M. (1991). Du sublime en politique. Paris: Editions Payot.
  • Richir, M. (1992). Communauté, société et Histoire chez le dernier Merleau-Ponty. In M. Richir, E. Tassin (Eds.), Merleau-Ponty. Phénoménologie et expériences (7–26). Grenoble: Millon.
  • Ricœur, P. (1990). Soi-même comme un autre. Paris: Seuil.
  • Ricœur, P. (1997). La métaphore vive. Paris: Points Seuil.