Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3513


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНТУИТИВНОЙ ОЧЕВИДНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗМА

Название на языке публикации: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНТУИТИВНОЙ ОЧЕВИДНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗМА
Автор: Фёдор Станжевский
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования. Том 4, №1 (2015), 38-69
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-38-69 PDF (Загрузок: 3211)

Аннотация
Статья представляет собой попытку проследить исторические корни индивидуализма, прежде всего в современной философии сознания. В этой области индивидуализм является попыткой рассмотрения Dasein в отрыве от его основной бытийной характеристики: бытие-в-мире. Необходимость проследить генезис индивидуализма связана с тем, что, на первый взгляд, он многим представляется интуитивно очевидным. Однако эта кажимость очевидности есть продукт исторической традиции, а вернее, лишь одного из ее моментов. Этот индивидуалистический аспект западной традиции берет свое начало в кальвинистской Реформации и получает мощное развитие в философии Джона Локка. Принцип предопределения в богословии Кальвина далеко не является одним лишь достоянием порядка идей. Напротив, эта идея оставила неизгладимый отпечаток на совокупности социальных практик в кальвинистских и пуританских общинах, а также косвенным образом оказала влияние на всю не-кальвинистскую Западную Европу. Согласно Максу Веберу, Луи Дюмону и Чарльзу Тэйлору, идея предопределения внесла существенный вклад в становление западного индивидуализма Нового времени, а следовательно, и современного индивидуализма. Совокупность сформировавшихся в тот период индивидуалистских идей и практик получила яркое выражение в философии Джона Локка. С одной стороны, философия Локка и Декарта содержит в себе потенциал, не сводимый к индивидуалистской метафизике. С другой стороны, именно Декарт и Локк заложили основы репрезентационистского подхода к сознанию, который разрывает связи между субъектом и миром. Субъект становится индивидом, замкнутым в своих собственных репрезентациях мира, представлениях о мире. Эта индивидуализация в философии сопровождается социальной индивидуализацией. Последняя отражается в литературной форме в знаменитом романе Дефо «Робинзон Крузо». Что касается философского индивидуализма, то его манифестом является «Монадология» Лейбница. В целом, эта индивидуалистическая направленность Нового времени все еще направляет наше понимание и самопонимание, зачастую подспудно и неосознанно. Если мы хотим сформулировать не-индивидуалистский онтологический проект, то среди прочего нам следует искать вдохновения в не-индивидуалистическом аспекте традиции Нового времени.

Ключевые слова
Субъект, индивид, каузальность, интенциональность, идеи, практики, репрезентация, Новое время, кальвинизм.

References

  • Ayers, M. (1991). Locke. Epistemology and Ontology. London — New York: Routledge.
  • Balibar, E. (2002). Possessive Individualism Reversed. Constellations, 9 (3), 299–317.
  • Balibar, E. (2013). Identity and Difference. London — New York: Verso.
  • Descombes, V. (2001). Mind's Provisions. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
  • Dekart, R. (1989). Strasti dushi [The Soul's Passions]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • Dumont, L. (1983). Essai sur l'individualisme. Une perspective anthropologique sur l'idéologie moderne. Paris: Le Seuil.
  • Fodor, J. (1981). Representations. Cambridge: MIT Press.
  • Kenny, A. (2003). Action, Emotion and Will. London — New York: Routledge.
  • de Libera, A. (2007). Archéologie du sujet. v. I. Naissance du sujet. Paris: Vrin.
  • Lokk, D. (1985). Opyt o chelovecheskom razumenii [Essay Concerning Human Understanding]. Moscow: Mysl'. (in Russian).
  • MacPherson, C. B. (1962). The Political Theory of Possessive Individualism. Oxford: Oxford University Press.
  • Renaut, A. (1989). L'ère de l'individu. Contribution à une histoire de la subjectivité. Paris: Gallimard.
  • Rogers, G. (2010). The Influence of Locke's Philosophy in the Eighteenth Century: Epistemology and Politics. In S.-J. Savonius-Wroth, P. Schuurman, J. Walmsley (Eds.), The Continuum Companion to Locke. London: Bloomsbury.
  • Searle, J. (1983). Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Strawson, G. (2011). Locke on Personal Identity. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
  • Thiel, U. (2011). The Early Modern Subject. Oxford: Oxford University Press.
  • Watt, I. (1957). The Rise of the Novel. London: Chatto and Windus.
  • Weber, M. (2006). Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism]. Moscow: Russian Political Encyclopedia. (in Russian).
  • Zimmel', G. (1996). Sozertsaniye zhizni [Contemplation of Life]. Moscow: Yurist. (in Russian).