Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4568


О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Название на языке публикации:О СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Автор:Алексей Савин
Издание:HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 4, №1 (2015), 9-37
Язык:Русский
Тип публикации:Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2015-4-1-9-37 PDF (Загрузок: 4114)

Аннотация
Целью статьи является определение феноменологической философии. Для достижения этой цели автор раскрывает смысловой генезис феноменологической философии средствами генетической феноменологии. Необходимость такого исследования продиктована проблемной ситуацией: с одной стороны, появлением и развитием множества версий феноменологии, с другой, — возникновением идеи постфеноменологии. Вследствие этого с неизбежностью встает вопрос об основании единства феноменологической философии и о ее сущности. Для решения этого вопроса автор раскрывает историю ключевых методологических понятий феноменологии — эпохé и редукции — и проясняет смысл и характер дискуссии о смысле феноменологического метода. В свете генетической феноменологии эпохé и редукция есть выявление связи габитуализации и горизонта в главном аспекте — связи между естественной установкой как пра-привычкой (Urgewohnheit), включающей в себя общий тезис (веру в бытие мира), и горизонтом всех горизонтов, миром. Анализ истории истолкования и критики гуссерлевских понятий эпохé и редукции обнаруживает неявное согласие мыслителей, придерживающихся различных версий феноменологической философии, в понимании дела феноменологии, т. е. ее темы и метода. Автор демонстрирует, что универсальной темой феноменологии в рамках этого неявного фундаментального консенсуса является доверие к миру (мир при этом трактуется как горизонт всех горизонтов). Универсальным методом феноменологического исследования является экспликация смысловой истории доверия к миру как источника образования всех мыслимых горизонтов. Автор полагает, что феноменологическое философствование есть раскрытие смысловой истории домашнего мира (Heimwelt). Сверх того, феноменологическая философия, cогласно автора, по самому своему существу предполагает феноменологическое осмысление феноменологической редукции, что означает уразумение ее историчности и связи с горизонтом того мира, который она тематизирует. Это, в свою очередь, позволяет средствами феноменологического анализа проследить и изменения домашнего мира, которые производят конституированые разрывом с ним области жизни. К их числу относятся философия вообще и феноменологическая философия в частности. Отсюда автор выводит свое определение феноменологической философии. Феноменологическая философия есть генеалогия доверительного знакомства с миром, выполняющаяся в свете понятия горизонтности и осуществляющая благодаря этому постоянную проблематизацию своей позиции. (Phänomenologische Philosophie ist Genealogie des Vertrauens mit «der» Welt).

Ключевые слова
Феноменология, редукция, генеалогия, доверие, габитуализация, историчность, горизонт, мир, Гуссерль.

References

  • Chernjakov, A. G. (2005). Filosofija kak strogaja nauka? Paradoksy «poslednego obosnovanija» [Philosophy as a Rigorous Science? Paradoxes of the ultimate ground]. In N. V. Motroshilova (Ed.), Istoriko-filosofskij ezhegodnik — 2004 [History of Philosophy Yearbook — 2004] (360–400). Moscow: Canon +, Rehabilitation. (in Russian).
  • Fink, E. (1933). Die phänomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwärtigen Kritik. Kant-Studien, 38, 319–383.
  • Fink, E. (1976). Reflexionen zu Husserls phänomenologische Reduktion. In Nähe und Distanz. München: Alber.
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (2004). Der Begriff der Zeit. (Vorlesungen 1924) (GA 64). Tübingen: Max Niemeyer.
  • Held, K. (1998). Horizont und Gewohnheit. Husserls Wissenschaft von der Lebenswelt. In H. Vetter (Ed.), Krise der Wissenschaften — Wissenschaft der Krisis? (11–25). Wien: Peter Lang.
  • Held, K. (2002). Einleitung. In E. Husserl (Ed.), Die phänomenologische Methode. — Ausgewählte Texte I (5–52). Stuttgart: Reclam.
  • Husserl, E. (1950). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch (Hua III). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1962). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1992). Erste Philosophie. Text nach Husserliana VII und VIII. Hamburg: Meiner.
  • Landgrebe, L. (1982). Faktizität und Individuation. Hamburg: Meiner.
  • Ströker, E. (1987). Phänomenologische Studien. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Ströker, E., & Janssen, P. (1989). Phänomenologische Philosophie. Freiburg, München: Alber.