Феноменологические исследования



ISSN 2226-5260 (Print)
ISSN 2311-6986 (Online)

 

Санкт-Петербургский государственный университет
Институт философии

 HORIZON

Феноменологические исследования

STUDIEN ZUR PHÄNOMENOLOGIE
STUDIES IN PHENOMENOLOGY
ÉTUDES PHÉNOMÉNOLOGIQUES

 

ТОМ 3, №1 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции 8-9
просмотров 2988
Читать

 

I. ИССЛЕДОВАНИЯ

Козлова Мария
Метафизика метафоры и загадка поэтического слова
(Концепция поэтического языка в философии Мартина Хайдеггера)
10-22
просмотров 3493
Читать
Автор
Козлова Мария Владимировна
Аспирант кафедры общественных наук Литературного института им. Горького
119333 Москва, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Статья посвящена концепции поэтического языка в философии Мартина Хайдеггера, в частности критике Хайдеггером метафоры как относящейся к области метафизики, то есть забвения бытия, и попытке определить сущность языка изнутри самого языка. В работе рассматриваются материалы, посвящённые прочтению трактата Гердера о происхождении языка, сравнивается концепция поэтического слова-загадки и теория метафоры Аристотеля. В статье показано, что задача позднего Хайдеггера состоит в том, чтобы выйти за рамки мышления в представлениях и не рассматривать язык как предмет. Свои рассуждения о поэтическом слове Хайдеггер основывает на том предположении, что изначальное слово в языке не есть сущее (nichts Seiendes). Поэзия имеет дело не с переносом имен (метафора), а с именованием, которое не определяет некое сущее, но призывает его. «Чтойность» сущего, его смысл, понимается исходя из бытия, как присутствующее в его присутствии. Присутствие, по Хайдеггеру, — это не точка «теперь» и не граница между прошлым и будущим, но само движение перехода от ещё не к уже не; таким образом, присутствие включает в себя отсутствие. Поэтическое слово, нацеленное на бытие, самореференциально, так как оно именует само присутствие, которое не есть (ничто из сущего). В работах позднего Хайдеггера вводится понятие Unterschied, указывающее на событийный характер бытия, которое сбывается как отказ. В отказе бытия скрывается «каз» изначального слова, которое раскрывает мир и даёт место языку, способному к означиванию. Задача поэзии, согласно Хайдеггеру, состоит в том, чтобы явить изначальное слово не как заданный смысл, но как ритм самого бытия.

Ключевые слова
Поэзия, слово, метафора, событие, онтологическая дифференция, именование.

DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-10-22

Татаринцева Татьяна
В защиту гадамеровского представления понимания в контексте критики идеологии
23-35
просмотров 3268
Читать
Автор
Татаринцева Татьяна
Магистр философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
123098 Москва, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье рассматривается перспектива сохранения и усиления позиций гадамеровской «герменевтики доверия» в современных условиях, когда представление о наличии в традиции, дискурсе и языке идеологических искажений стало одним из основополагающих моментов всякого понимания, за счёт привлечения философии Фуко. Анализируя ключевые критические постулаты, выдвигаемые оппонентами гадамеровского проекта, и сопоставляя положения, на которые опираются Гадамер и Фуко, автор полагает продуктивным привлечь фукианскую философию для решения поставленной задачи постольку, поскольку Фуко, с одной стороны, исходит из схожих с гадамеровскими установок (обретение возможности подлинного понимания не через апелляцию к универсальным критериям и преодоление дискурса/традиции, но через расширение границ необходимого и дозволенного в рамках дискурса/традиции; значимость индивидуальной перспективы — всегда заинтересованного понимания и самоощущения индивида), а с другой — сосредоточен на анализе тех самых идеологических искажений, которые постулируются оппонентами в качестве наличествующих в традиции, дискурсе, языке. Рассматриваемая в работе модель дополнения гадамеровской идеи понимания (как осуществляющегося в диалоге с необходимыми для него открытостью и доверием) положениями Фуко состоит в том, чтобы совместить в рамках одного индивида две перспективы: перспективу фукианского критического отношения к идеологическому и перспективу самоощущения индивида (перспективу его заинтересованного, личного восприятия и понимания); причём совмещение указанных перспектив должно происходить как диалог в гадамеровском смысле этого слова. Подобное совмещение позволяет прояснять конкретные аспекты структур предпонимания индивида на принципиально новом уровне, учитывающем и искажающее влияние идеологического, и самоощущение индивида, находящегося в поле этого влияния. Такое понимание означает для человека возможность в определенной степени дистанцироваться от того, что является в нём продуктом социальных практик и условий, выявить искажающее идеологическое и работать с ним (как того требуют критики Гадамера), оставаясь в рамках гадамеровского диалогичного понимания из онтологии первого лица.

Ключевые слова
Философская герменевтика, герменевтика доверия, герменевтика подозрения, понимание, диалог, предрассудки, идеология.

DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-23-35

Coignard Anne
Lecteurs, enfants d’Écho: livre, sens, horizon
36-59
просмотров 3192
Читать
Автор
Куаньяр Анн
Ассистент с преподавательской и исследовательской нагрузкой
Сотрудник Центра исследования типов философской рациональности и форм знания (ERRAPHIS), Университет Тулузы
31000 Тулуза, Франция
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Цель статьи — проанализировать в феноменологической перспективе то, как значение возникает в ходе чтения и обсуждения литературного произведения. В качестве эмпирической исходной точки взято семинарское занятие, на котором несколько читателей-студентов поделились своим опытом чтения одного и того же романа. Оказалось, что во время обсуждения смысловое содержание романа видоизменялось и продолжало формироваться и, следовательно, не было известно до того, как дискуссия завершилась. Чтобы понять, что же имело место до дискуссии, исследование обращается к теоретическим построениям П. Байарда, который утверждает, что сам одиночный опыт чтения предполагает предыдущие прочтения: на субъективный опыт читателя воздействует множество текстов, виртуальным образом вовлечённых в процесс чтения романа. Поэтому задачей статьи становится исследование введённого Винникотом понятия «потенциальное пространство» и его определение как интерсубъективного пространства, состоящего из виртуальных субъективностей. Наконец, для описания процесса возникновения нового значения во время дискуссии между участниками исследование опирается на феноменологию М. Ришира. Здесь важно поставить вопрос об актульном, но бессознательном переплетении субъективностей в дискуссии. Таким образом, выдвигая предположение, что творчество невозможно без взаимодействия множества реальных и виртуальных субъективностей, исследование предлагает более глубокое понимание творческого характера акта чтения.

Ключевые слова
Акт чтения, феноменология, культурный опыт, креативность, значение, интерсубъективность.

DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-36-59

Ikeda Yusuke
Transzendentaler Schein und phänomenologische Ursprünglichkeit.
Welterfahrung bei Husserl und Fink
60-92
просмотров 3398
Читать
Автор
Икеда Юсуке
Аспирант Ритсумейкан Университета Киото
604-8451 Киото, Япония
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В данной статье отношения между феноменологическими философиями Гуссерля и Финка характеризуются в терминах близости и дистанции. Мы фокусируем внимание на философских основаниях их проектов и в частности на кантовском понятии «трансцендентальной иллюзии», которое используют оба автора, хотя и по-разному, на пути к определению чисто философских иллюзий — в этом состоит предварительная задача, если мы хотим обосновать трансцендентальную феноменологию надлежащим образом. Мы выбрали это кантовское понятие как центральную тему постольку, поскольку оно затрагивает метафизическую проблематику мира. Наш анализ показывает, что Финк придерживается гуссерлевского тезиса, согласно которому мир это не только «идея чистого разума» (Кант), но и опыт. На деле, мир с необходимостью нам пред-дан, хоть и анонимным образом, в интенциональном опыте; другими словами, интенциональный опыт, согласно позднему Гуссерлю, немыслим без пред-данного мира. Финк характеризует опыт мира радикально иначе, чем это делал Гуссерль. Отличие или дистанция берет начало в финковской концепции «обмирщения» (Verweltlichung), т. e. само-реализации конститутирующей субъективности в процессе реализации мира. Корреляция такого типа, согласно идее Финка, позволяет выполнять специфическую двоякую функцию: (1) функцию изначального обрамления (die ursprünglich einrahmende Funktion) миром, встраивания элементов в сам мир и (2) событийного «вторжения» (Eindringen) субъекта в мир. Таким образом, это позволяет нам сделать вывод о том, что вклад Финка в философию состоит не только в этой рефлексии о феноменологической концепции корреляции и анализе фундаментального уровня опыта мира, но также и в его метафизическом реформулировании традиционного понятия мира.

Ключевые слова
Трансцендентальная иллюзия, трансцендентальный идеализм, интенциональная корреляция, опыт мира, исток мира, доступ к временным горизонтам, событие.

DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-60-92

Jonkus Dalius
Stages of Husserl’s Philosophy and Intention of Phenomenology
93-115
просмотров 3256
Читать
Автор
Ионкус Далюс
Профессор, доктор
Кафедра философии, Университет Витовта Великого
44244 Каунас, Литва
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Гуссерлевскую феноменологию часто разделяют на отдельные ступени, между которыми нет внутренней связи. Антипсихологизм Гуссерля можно противопоставить феноменологической психологии; антиисторицизм — развёртыванию интерсубъективности исторических миров; понятие феноменологии как строгой науки — критике науки с точки зрения трансцендентального опыта самости, хотя в поиске противопоставлений мы увидим только отдельные аспекты феноменологии и не заметим её общую структуру. Для того чтобы понять значение феноменологии Гуссерля, необходимо найти нить, связывающую различные элементы и уровни феноменологии. Говоря о происхождении феноменологической философии, мы не должны делать упор на различиях отдельных ступеней, но необходимо понимать, что их объединяет. В этой статье проводится полная реконструкция гуссерлевской феноменологии согласно общей интенции феноменологии, которую я понимаю как критику объективизма и натурализма. Эту интенцию можно обнаружить на всех ступенях феноменологии Гуссерля.

Ключевые слова
Феноменологический критицизм, трансцендентальный эмпиризм, психологический критицизм, трансцендентальное сознание, интерсубъективность.

DOI : 10.18199/2226-5260-2014-3-1-93-115

 

II. НАУЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ И КОММЕНТАРИИ

Паткуль Андрей
Предисловие к публикации перевода статьи О. Беккера «О хрупкости прекрасного и авантюризме художника. Онтологическое исследование в эстетической области феномена»
116-139
просмотров 3705
Читать
Автор
Паткуль Андрей
Кандидат философских наук
Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Данная работа представляет собой первую публикацию перевода на русский язык классической статьи О. Беккера. В ней продемонстрировано образцовое применение феноменологического метода к сфере эстетических феноменов. В своей работе Беккер декларирует необходимость введения в эстетику новой категории «хрупкости» (впервые намек на нее встречается у К. Зольгера), которая является, с его точки зрения, конститутивной чертой прекрасного и даже эстетического как такового. Содержание этого понятия Беккер раскрывает также через понятия «уязвимости» и «ломкости». Для их точной дескрипции философ использует метод «отделения» этих феноменов от похожих, но не тождественных с ними явлений. По его мнению, ломкость присуща любому эстетическому предмету, независимо от его трагичности или комичности, как и независимо от его характера pulchritudo vaga (несвязанной красоты). В статье Беккер дает очень интересный анализ незаинтересованности эстетического удовольствия и противостоящего ей феномена «thrill». В целом он полагает, что эстетические предметы — это феномены как феномены, а их способ бытия — это auto to phainesthai (само явление) в смысле Т. Гоббса. Основной тезис в отношении эстетических феноменов у Беккера, который следует здесь Ф. Шеллингу, состоит в том, что их онтологическое основание — это тождество сознательного и бессознательного начал бытия. В заключение Беккер, опираясь на хайдеггеровскую герменевтическую онтологию, дает интересный анализ темпоральности бытия художника. Но, оппонируя Хайдеггеру, он вводит также и собственное понятие «вознесенности», которое указывает на то, что бытие художника вознесено свободной благосклонностью природы над историчностью обычного человеческого существования. Таким образом, согласно Беккеру, темпоральный модус бытия художника — это вечное настоящее.

Ключевые слова
Феноменология, феномен, эстетика, искусство, художник, способ бытия, прекрасное, историчность, природа, сознательное, бессознательное.

Беккер Оскар
О хрупкости прекрасного и авантюризме художника
(Перевод А. Паткуля, Е. Лазаренковой, ред. А. Паткуля)
140-164
просмотров 3416
Читать
Автор
Перевод и ред.:
Паткуль Андрей
Кандидат философских наук
Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод:
Лазаренкова Екатерина
Магистр филологии Санкт-Петербургского ­государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Данная работа представляет собой первую публикацию перевода на русский язык классической статьи О. Беккера. В ней продемонстрировано образцовое применение феноменологического метода к сфере эстетических феноменов. В своей работе Беккер декларирует необходимость введения в эстетику новой категории «хрупкости» (впервые намек на нее встречается у К. Зольгера), которая является, с его точки зрения, конститутивной чертой прекрасного и даже эстетического как такового. Содержание этого понятия Беккер раскрывает также через понятия «уязвимости» и «ломкости». Для их точной дескрипции философ использует метод «отделения» этих феноменов от похожих, но не тождественных с ними явлений. По его мнению, ломкость присуща любому эстетическому предмету, независимо от его трагичности или комичности, как и независимо от его характера pulchritudo vaga (несвязанной красоты). В статье Беккер дает очень интересный анализ незаинтересованности эстетического удовольствия и противостоящего ей феномена «thrill». В целом он полагает, что эстетические предметы — это феномены как феномены, а их способ бытия — это auto to phainesthai (само явление) в смысле Т. Гоббса. Основной тезис в отношении эстетических феноменов у Беккера, который следует здесь Ф. Шеллингу, состоит в том, что их онтологическое основание — это тождество сознательного и бессознательного начал бытия. В заключение Беккер, опираясь на хайдеггеровскую герменевтическую онтологию, дает интересный анализ темпоральности бытия художника. Но, оппонируя Хайдеггеру, он вводит также и собственное понятие «вознесенности», которое указывает на то, что бытие художника вознесено свободной благосклонностью природы над историчностью обычного человеческого существования. Таким образом, согласно Беккеру, темпоральный модус бытия художника — это вечное настоящее.

Ключевые слова
Феноменология, феномен, эстетика, искусство, художник, способ бытия, прекрасное, историчность, природа, сознательное, бессознательное.

Паткуль Андрей, Башкина Ольга
Предисловие к публикации перевода статьи К. Кэлера «Сознание и его феномены: Лейбниц, Кант и Гуссерль»
165-170
просмотров 3482
Читать
Автор
Паткуль Андрей
Кандидат философских наук
Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Башкина Ольга sserch
Магистр философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Данная статья имеет дело с тремя теориями сознания: Лейбница, Канта и Гуссерля соответственно. Клаус Кэлер рассматривает, как эти три доктрины соотносятся друг с другом, и возможно ли установить между ними отношение линейного развития. Несмотря на то, что Кэлер подчеркивает трудности в сравнении позиций этих философов, он выделяет между ними несколько информативных параллелей. Автор начинает с упоминания Лейбница как носителя исходного понимания сознания, делая упор на том, что монадология Лейбница содержит зачатки идей, которые будут позднее выражены Кантом и Гуссерлем. Определяя сознание как понятие способа быть и, соответственно, как структуру субъекта, Кэлер развертывает интерпретацию этой идеи до и после трансцендентального поворота. Кэлер также считает Лейбница ответственным за трансцендентальный поворот из-за того, что ключевым элементом теории Лейбница является зависимость каждого сущего от независимого субстанциального единства (монады). Внешний мир существует, по Лейбницу, только в форме взаимной само-репрезентации монад. Кант, согласно Кэлеру, отправляется от идей Лейбница в том, что не только существующая индивидуальная субстанция, но и конечный разумный субъект должны быть рассмотрены в своих собственных границах. В результате все существующее определяется имманентной структурой субъективности. Гуссерль, в свою очередь, настаивает на рассмотрении деятельности и интенциональности сознания. Таким образом, он исключает из своей теории любую субстанциальность и относительность.

Ключевые слова
Лейбниц, Кант, Гуссерль, сознание, трансцендентальный поворот, разум, перспективизм.

Кэлер Клаус
Сознание и его феномены: Лейбниц, Кант и Гуссерль
(Перевод О. Башкиной)
171-192
просмотров 3210
Читать
Автор
Башкина Ольга sserch
Магистр философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Данная статья имеет дело с тремя теориями сознания: Лейбница, Канта и Гуссерля соответственно. Клаус Кэлер рассматривает, как эти три доктрины соотносятся друг с другом, и возможно ли установить между ними отношение линейного развития. Несмотря на то, что Кэлер подчеркивает трудности в сравнении позиций этих философов, он выделяет между ними несколько информативных параллелей. Автор начинает с упоминания Лейбница как носителя исходного понимания сознания, делая упор на том, что монадология Лейбница содержит зачатки идей, которые будут позднее выражены Кантом и Гуссерлем. Определяя сознание как понятие способа быть и, соответственно, как структуру субъекта, Кэлер развертывает интерпретацию этой идеи до и после трансцендентального поворота. Кэлер также считает Лейбница ответственным за трансцендентальный поворот из-за того, что ключевым элементом теории Лейбница является зависимость каждого сущего от независимого субстанциального единства (монады). Внешний мир существует, по Лейбницу, только в форме взаимной само-репрезентации монад. Кант, согласно Кэлеру, отправляется от идей Лейбница в том, что не только существующая индивидуальная субстанция, но и конечный разумный субъект должны быть рассмотрены в своих собственных границах. В результате все существующее определяется имманентной структурой субъективности. Гуссерль, в свою очередь, настаивает на рассмотрении деятельности и интенциональности сознания. Таким образом, он исключает из своей теории любую субстанциальность и относительность.

Ключевые слова
Лейбниц, Кант, Гуссерль, сознание, трансцендентальный поворот, разум, перспективизм.

Чернавин Георгий
Предисловие к публикации статьи Нам-Ин Ли «Практическая интенциональность и трансцендентальная феноменология как практическая философия»
193-195
просмотров 3340
Читать
Автор
Чернавин Георгий Игоревич
PhD in Philosophy
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
105066 Москва, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Эта статья посвящена проблеме практической интенциональности в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Во-первых, через анализ одного фрагмента из «Логических исследований» я продемонстрирую позицию раннего Гуссерля по поводу проблемы практической интенциональности. Затем я дам критическую оценку этой позиции и со ссылкой на некоторые гуссерлевские работы, написанные после 1920-х, докажу, что любую интенциональность следует рассматривать как практическую. В соответствии с этим трансцендентальную феноменологию также следует понимать как практическую философию. Я утверждаю это, подразумевая два момента: трансцендентальная феноменология — это практическая философия, во-первых, потому что она исследует различные формы практической интенциональности и, во-вторых, потому что трансцендентальная интенциональность как основной источник трансцендентальной феноменологии есть также вид практической интенциональности.

Ключевые слова
Практическая интенциональность, трансцендентальная феноменология, Гуссерль, практическая философия, опыт, восприятие, интенциональный опыт, поток сознания.

Ли Нам-Ин
Практическая интенциональность и трансцендентальная феноменология
как практическая философия
(Перевод К. Майдаченко, ред. Н. Артёменко)
196-210
просмотров 3339
Читать
Автор
Перевод:
Майдаченко Кира Георгиевна
Бакалавр философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Редактор:
Артёменко Наталья
Кандидат философских наук
Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Эта статья посвящена проблеме практической интенциональности в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Во-первых, через анализ одного фрагмента из «Логических исследований» я продемонстрирую позицию раннего Гуссерля по поводу проблемы практической интенциональности. Затем я дам критическую оценку этой позиции и со ссылкой на некоторые гуссерлевские работы, написанные после 1920-х, докажу, что любую интенциональность следует рассматривать как практическую. В соответствии с этим трансцендентальную феноменологию также следует понимать как практическую философию. Я утверждаю это, подразумевая два момента: трансцендентальная феноменология — это практическая философия, во-первых, потому что она исследует различные формы практической интенциональности и, во-вторых, потому что трансцендентальная интенциональность как основной источник трансцендентальной феноменологии есть также вид практической интенциональности.

Ключевые слова
Практическая интенциональность, трансцендентальная феноменология, Гуссерль, практическая философия, опыт, восприятие, интенциональный опыт, поток сознания.

Станжевский Фёдор
Предисловие к публикации перевода 8-ого очерка «Метафора и философский дискурс» книги П. Рикёра «Живая метафора» (Продолжение. Начало в томе 2(2) 2013)
211-214
просмотров 3142
Читать
Автор
Станжевский Федор Алексеевич
Научный сотрудник Центра феноменологии и герменевтики Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Во второй части восьмой главы «Живой метафоры» Рикер продолжает исследование философских импликаций метафоры. Рикер показал, что подозрение соучастия между метафизикой и метафорикой вызвано неверной трактовкой метафоры, усматривающей ее генезис в именовании, а не в дискурсе. Живая метафора есть оживляющий принцип мышления, побуждающий к тому, чтобы «мыслить больше». Само это отношение между мышлением и поэзией становится живым и динамичным процессом, основанным одновременно на согласии и на различии, на диалектике поэтического опыта принадлежности и умозрительного дистанцирования.

Ключевые слова
Метафора, буквальный и фигуральный смысл, умозрительный дискурс, лексикализация, сходство, референция.

Рикёр Поль
Живая метафора. Восьмой очерк. Метафора и философский дискурс (Продолжение)
(Перевод Ф. Станжевского, ред. Г. Вдовиной)
215-236
просмотров 3274
Читать

Автор
Перевод:
Станжевский Федор Алексеевич
Научный сотрудник Центра феноменологии и герменевтики Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Редактор:
Вдовина Галина
Доктор философских наук
Институт философии Российской академии наук
119991 Москва, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Во второй части восьмой главы «Живой метафоры» Рикер продолжает исследование философских импликаций метафоры. Рикер показал, что подозрение соучастия между метафизикой и метафорикой вызвано неверной трактовкой метафоры, усматривающей ее генезис в именовании, а не в дискурсе. Живая метафора есть оживляющий принцип мышления, побуждающий к тому, чтобы «мыслить больше». Само это отношение между мышлением и поэзией становится живым и динамичным процессом, основанным одновременно на согласии и на различии, на диалектике поэтического опыта принадлежности и умозрительного дистанцирования.

Ключевые слова
Метафора, буквальный и фигуральный смысл, умозрительный дискурс, лексикализация, сходство, референция.

 

III. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

Интервью с Я. А. Слининым
(Санкт-Петербургский государственный университет, 12 сентября 2013 г.)
(Интервью подготовили Артёменко Наталья и Паткуль Андрей)
237-250
просмотров 3120
Читать
Автор
Слинин Ярослав Анатольевич
Доктор философских наук
Профессор кафедры логики Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Артёменко Наталья
Кандидат философских наук
Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Паткуль Андрей
Кандидат философских наук
Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Это — текст интервью с профессором кафедры логики Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Ярославом Слининым, взятое Натальей Артеменко и Андреем Паткулем. Профессор Слинин рассказывает о генезисе своих философских взглядов, в частности, о его пути в феноменологию. Его воспоминания о феноменологическом сообществе в бывшем Ленинграде представляют очень значительный интерес в контексте историографии советской философии. Необходимо отметить, что курс под названием «Феноменология и логика», читавшийся Слининым с 1970 года, оказал решающее влияние на формирование сегодняшнего философского сообщества в Санкт-Петербурге.
Таким образом, в интервью обсуждаются проблемы связи между феноменологией и логикой. Профессор Слинин указывает, что логическая проблематика является точкой единения феноменологии и аналитической философии, которая занимается теми же проблемами, но с помощью других методов и подходов. Основными точками расхождения между этими двумя философскими тенденциями являются, с одной стороны, то, что у феноменологии есть метафизическое прошлое, отрицаемое представителями классической аналитической философии, и то, что, с другой стороны, феноменологи, в отличие от аналитических философов, признают интеллектуальную интуицию сущностей. Относительно соотношения между феноменологией и современными когнитивными науками профессор Слинин утверждает, что гуссерлевское различие между трансцендентальной и естественной установкой до сих пор очень значимо. В этом контексте он даёт сво. интерпретацию гуссерлевского учения о редукции. Профессор Слинин также пытается показать, что Хайдеггер посредством онтологических терминов описывает тот же феномен, что и Гуссерль в терминах трансцендентальных. В заключение, профессор Слинин рассказывает о своих нефеноменологических интересах в философии, а именно об античной философии (в частности, в ее связи с феноменологией), патристике и русской философии.

Ключевые слова
Феноменология, логика, когнитивные науки, философия в СССР, редукция, интерсубъективность, теория субъективности, этика.

О статье Дмитрия Федчука
«Схоластическое различие в сущем и онтологическая дифференция»
(Паткуль Андрей)
251-260
просмотров 3166
Читать
Автор
Паткуль Андрей
Кандидат философских наук
Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Данная статья содержит несколько размышлений о статье Дмитрия Федчука, опубликованной в томе 2(2) 2013 журнала «Horizon. Феноменологические исследования» под названием «Схоластическое различие в сущем и онтологическая дифференция». Здесь комментируются тезисы Федчука, что не бытие как таковое, а сущее должно быть надлежащим предметом онтологии, и что Хайдеггеровская попытка выразить смысл бытия как такового была неуспешной. Также выделяются две точки зрения Федчука на хайдеггеровский провал, а именно на хайдеггеровские абстракции чистого бытия из сущего посредством онтологической дифференции, а также на его редукцию бытия к его данности в человеческом «понимании» (Идеализм Хайдеггера). Но также отмечается, что аргументация Федчука в его атаке на Хайдеггера не всегда обоснованна. Например, Федчук не замечает, что Хайдеггер полагает, что бытие есть всегда бытие сущего и что, таким образом, его фундаментальная онтология должна привести к построению так называемой метаонтологии.

Ключевые слова
Сущность, существование, бытие, сущее, онтологическая дифференция, фундаментальная онтология, метаонтология, схоластицизм, идеализм, Дунс Скот, Франциско Суарез, Мартин Хайдеггер, Дмитрий Федчук.

Экскурсия, посвященная пребыванию Эдит Штайн в Гёттингене (1913–1916 гг.)
(Крюков Алексей)
261-267
просмотров 2967
Читать
Автор
Крюков Алексей Николаевич
Кандидат философских наук
Санкт-Петербургский государственный университет
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В этом коротком обзоре я делюсь своим впечатлением от экскурсии, проведенной в декабре 2013 года в Гёттингене по местам, где жила Эдит Штайн во время работы над ее докторской диссертацией под руководством Эдмунда Гуссерля. Под руководством Мэри Хайдхуэз мы прошлись по Гёттингену и увидели места, где Эдит Штайн жила по прибытию в город; евангелическую церковь, где проходили похороны ее наставника Адольфа Райнах, погибшего во время первой мировой войн; красивый старый дом, где феноменологи Гёттингена встречались друг с другом; здание аулы университета, бывшее как местом для официальных дел, так и дисциплинарной камерой; и множество других интересных мест. В конце данного текста приводится хронологическая биография и автобиография Эдит Штайн.

Ключевые слова
Эдит Штайн, Эдмунд Гуссерль, ранняя феноменология, Гёттинген, биография, экскурсия.

 

IV. РЕЦЕНЗИИ

Welsh Talia.
The Child as Natural Phenomenologist:
Primal and Primary Experience in Merleau-Ponty’s Psychology
(Apostolescu Iulian)
268-271
просмотров 3043
Читать
Автор
Апостолеску Юлиан
Сотрудник Центра феноменологических исследований Бухарестского университета, Румыния
Технический ассистент журнала Newsletter of Phenomenology
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Этот обзор посвящен одной из интригующих тем в психологической литературе XX века — первичному феноменологическому миру ребенка. Автор, американский философ Талия Уэлш, обращается к мысли Мерло-Понти, бес сомнений, сложной и продуктивной, основанной на Абстрактном: феноменологической и постмодернистской традициях. Ключевая черта этой мысли состоит в разработке экологической, экзистенциальной структуры опыта ребенка: в его бытии-в-мире и бытии-с-другими. Кроме того, Мерло-Понти преодолевает гуссерлевский запрет в отношении естественных наук, обращаясь к психологическим, психоаналитическим и эмпирическим данным. Уэлш поясняет один из противоречивых тезисов Французского философа о синкретической социабельности способа-быть ребенка. Согласно Мерло-Понти, вначале нет ни отдельного сознания себя, ни сознания других в силу более фундаментального априори всякого действующего интерсубъективного существа, анонимного и асубъективного, но социального. Уэлш демонстрирует актуальность идей Мерло-Понти, обращаясь к современным исследованиям опыта других у ребенка в междисциплинарной сфере (Шон Галлахер, А. Мельтцофф, Б. Ставарска, и другие). Важнейшая задача этой книги — обновить наш взгляд на природу субъективности. В ситуации первичного опыта мира и других, до всякой теоретической установки, провоцирующей нас генерализовывать и универсализировать наше опытное содержание, мы уже понимаем его и их в феноменологической, экзистенциальной установке путем действия в нашем первичном окружении и существуя по направлению, с другими. Несколько психологических примеров подтверждают эту идею. Уэлш отмечает связь идей Мерло-Понти с идеями Маркса и Фрейда, разоблачающих идею абсолютной истины в пользу герменевтического понимания фактичности.

Ключевые слова
Cинкретическая социабельность, интерсубъективность, самость, первичный опыт, гештальт, психология, междисциплинарный.

Малышкин Е. В.
Две метафоры памяти
(Евлампиев Игорь)
272-279
просмотров 2926
Читать
Автор
Евлампиев Игорь Иванович
Профессор, доктор философских наук
Преподаватель кафедры русской философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета
199034 Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Автор книги делает акцент на двух «метафорах» памяти, а именно двух идеях, как акт конституируется акт памяти и как мы «восстанавливаем» то, что запомнили. Метафора хранилища является абсолютно понятной и знакомой любому человеку. На первый взгляд кажется, что это всеобщая форма памяти. В нашем повседневном опыте мы все верим, что воспоминания «хранятся» в определенном месте сознания и достаются оттуда тогда, когда это необходимо. Однако, одним из основных тезисов книги является то, что такое распространенное понимание памяти, даже несмотря на то, что оно схватывает некоторые ее черты, все же не отвечает ее сущности и не способна объяснить ее значение. Вторая «метафора» описывает память как проект. Этот подход кажется парадоксальным (потому что проект — это то, что обращено в будущее), однако автор убедительно показывает, что только понимание памяти может схватить ее сущность и помещает ее в центр человеческой личности.

Ключевые слова
Метафора, память, личность, хранилище, проект, отпечаток, забвение, Платон, Св. Августин, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Анри Бергсон.

 

V. СОБЫТИЯ

Анонс летней школы по феноменологии и философии сознания
(18–22 августа 2014, Копенгаген, Дания)
280
просмотров 2869
Читать
Анонс международной конференции
«Единство сознания: феноменологический и когнитивный аспекты»
(28–30 августа 2014, Санкт-Петербург, Россия)
281-282
просмотров 2912
Читать
Анонс международной конференции «Первая мировая война и феноменология»
(The Great War and Phenomenology)
(4–6 декабря 2014, Лёвен, Бельгия)
283
просмотров 2846
Читать
Некролог. Уваров М.С. (1955–2013) 284-285
просмотров 2916
Читать

 

2013-2(2)

просмотров 2283