Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 550


I HAVE ALL SORTS OF VOICES IN MY HEAD
МЕДИТАЦИИ НАД КНИГОЙ ГЕОРГИЯ ЧЕРНАВИНА «ПОДОБИЕ СОВЕСТИ»
Чернавин Г. И. Подобие совести. М., 2023. (В печати)

Название на языке публикации: I HAVE ALL SORTS OF VOICES IN MY HEAD
МЕДИТАЦИИ НАД КНИГОЙ ГЕОРГИЯ ЧЕРНАВИНА «ПОДОБИЕ СОВЕСТИ»
Чернавин Г. И. Подобие совести. М., 2023. (В печати)
Автор: МАКСИМ МИРОШНИЧЕНКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 596–611
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-596–611 PDF (Загрузок: 550)

Аннотация
Рецензия посвящена книге Георгия Чернавина «Подобие совести». В центре внимания рецензии — понятия ложных двойников совести, вины и долга в расширенном контексте философско-художественного дискурса. Рассматривается проблематика различия между совестью и ее эрзац-формами, которые порождают искаженное этическое сознание. Основной фокус направлен на такие проявления, как конъюнктурная совесть, невротическая вина и выморочный долг. Делается предположение, что книга Чернавина — это этюд в «печальной теории» моральной дезориентации, которую предлагается дополнить гипотетической «теорией кринжа». «Печальная теория» в данном случае дает возможность расширения феноменологического дискурса путем включения обсуждения совести, иллюстрирующего неопределенность границ между феноменологическим и символическим, а также подчеркивающего зависимость субъекта от того, чем он не является. В данной работе присутствует потенциал для развития оригинальной онтологии отношений между совестью и ее злым двойником, особенно в контексте соотношения между «духовно-зрячим» и «слепо-телесным» человеком. Исследуемая вина за утраченное отсутствие вины является опытом, который, хотя и не был прожит, важен для самоконституирования субъекта. Этот опыт, подобно изнаночной стороне субъекта, обусловливает его осознанное функционирование и формирует нечто вроде ленты Мёбиуса. Это склеивание производит Злой гений, чье «ослабленное» бытие рецензия пытается реконструировать.

Ключевые слова
вина, долг, парализующий компас, символическое злоключение, символическое учреждение, совесть.

References

  • Froese, T. (2014). Bio-machine Hybrid Technology: A Theoretical Assessment and Some Suggestions for Improved Future Design. Philosophy and Technology, 27, 4, 539–560.
  • Grinbaum, A. (2017). The Informer Machine: How to Rid Artificial Intelligence of Evil. St. Petersburg: Translit Publ. (In Russian)
  • Hui, Y. (2020). Recursivity and Contingency. Rus. Ed. Moscow: V–A–C press. (In Russian)
  • Laruelle, F. (1999). A Summary of Non-Philosophy. Pli, 8, 138–148.
  • Lefebvre, V. (1982). Algebra of conscience. Boston, MA: Reidel.
  • Lefebvre, V. (2017). What is Animality? Rus. Ed. Moscow: Kogito Tsentr Publ. (In Russian)
  • Malabou, C. (2019). Morphing Intelligence: From IQ Measurement to Artificial Brains. New York: Columbia University Press.
  • Maturana, H. R., & Varela, F. J. (1980). Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living. Dordrecht: Reidel Publishing Company.
  • Metzinger, T. (2003). Being No One: The Self-Model Theory of Subjectivity. Cambridge: MIT Press.
  • Sorokin, V. (1999). Blue Lard. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
  • Tolstoy, L. N. (1936). Why Do People Get Drugged? In L. N. Tolstoy, Sobranie sochinenii v 90 tomakh. Tom 27: Proizvedeniia (1889–1890) (269–285). Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)