Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 563


АУДИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

Название на языке публикации: АУДИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Автор: АНАСТАСИЯ МЁДОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 531–553
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-531–553 PDF (Загрузок: 563)

Аннотация
Целью статьи является конкретизация феноменологического подхода к проблеме аудиального образа. Исследование направлено на описание аудиальной образности как научного объекта и сопоставление различных научных трактовок этой проблемы, что позволяет зафиксировать возможности и преимущества ее феноменологической интерпретации. На первом этапе исследования посредством лексического анализа выделяются ключевые характеристики образа — это его перцептивная (преимущественно визуальная) природа, целостность и сущностность (образ как идея). На втором этапе описываются представления о ментальной и аудиальной образности в физиологии, экспериментальной психологии, музыкальной психологии, музыкознании, междисциплинарных исследованиях. Далее в сравнительном анализе выявляются характерные для феноменологии пути осмысления аудиального образа. Интерес феноменологии сосредоточен на вычленении воспринимающего образ сознания как из процесса восприятия, так и из вовлеченности в образ; она специфична тем, что располагает аудиальный образ на границе воспринимаемого и воспринятого. Образ мыслится как единство способов его данности, большинство из них оригинальны и не экстраполируемы в другие научные сферы: это связность всех этапов временного развертывания, самоорганизация во времени, самооотсылание, нереференциональность, асемантичность, периодичность/хаотичность, событийность, квазителесность. Исключительно феноменологическими являются проблемы конституции, горизонтности, интерсубъективности, региональной отнесенности аудиальных образов. Автор приходит к выводу, что образ не мыслится в феноменологии как устойчивое слуховое представление, связанное с аудиальной памятью. Его перцептивная природа не играет здесь ключевой роли, более того, перцептуально-семантическая раздвоенность образа не фиксируется феноменологической дескрипцией. Также феноменологический подход уникален тем, что исчерпывающим образом исследует аудиальные данности, не прибегая при этом к их анализу в семантическом или референциональном ключе. Главная особенность феноменологической дескрипции аудиального образа — ориентация на его целостность. Элементы аудиальных данностей интерпретируются здесь в синтезе, как различные уровни единства слухового образа: пространственно-временного, ментально-физиологического, как единство образа звука и источника звука в горизонте восприятия, как единство формы и содержания.

Ключевые слова
элементарные свойства звука, перцепт, образ-идея, представление, ноэматический смысл, музыкальный образ, семантика образа, акустическое время, акустическое пространство.

References

  • Agafonov, A. (2003). Fundamentals of the Semantic Theory of Consciousness. St. Petersburg: Rech’ Publ. (In Russian)
  • Arcangeli, M. (2020). The Two Faces of Mental Imagery. Philosophy and Phenomenological Research, 101 (2), 304–322.
  • Ash, J., & Simpson, P. (2016). Geography and Post-Phenomenology. Progress in Human Geography, 40 (1), 48–66.
  • Beaman, C. P., Powell, K., & Rapley, E. (2015). Want to Block Earworms from Conscious Awareness? B(U)Y Gum! The Quarterly Journal of Experiment al Psychology, 68 (6). http://dx.doi.org/10.1080/17470218.2015.1034142
  • Bekker, P. (1925). Von den Naturreichen des Klanges. Grundriss einer Phänomenologie der Musik. Stuttgart, Berlin: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Brough, J. (1972). The Emergence of an Absolute Consciousness in Husserl’s Early Writings on Time-Consciousness. Man and World, 5 (3), 298–326.
  • Clifton, T. (1983). Music as Heard: A Study in Applied Phenomenology. New Haven: Yale University Press.
  • Dijkstra, N., Boschand, S. E., & van Gerven, M. A. J. (2019). Shared Neural Mechanisms of Visual Perception and Imagery. Trends in Cognitive Sciences, 23, 423–434.
  • Dufrenne, M. (1973). The Phenomenology of Aesthetic Experience. Evanston: Northwestern University Press.
  • Filimowicz, M., & Stockholm, J. (2010). Towards a Phenomenology of the Acoustic Image. Organised Sound, 15 (1), 5–12.
  • Garbuzov, N. (1948). Zone Nature of Pitch Hearing. Мoscow, Leningrad: Akad. ped. nauk SSSR Publ. (In Russian)
  • Grebel’nik, S. (2003). Zone and point Musical Ear: Questions of Opposition and Unity. Vesnіk Vіcebskaga dzjarzhaўnaga ўnіversіtjeta, 1 (27), 106–115. (In Russian)
  • Hahn, L. E. (Ed.) (1997). The Philosophy of Hans-Georg Gadamer. Chicago: Open Court.
  • Halpern, A. R., & Bartlett, J. C. (2011). The Persistence of Musical Memories: a Descriptive Study of Earworms. Music Perception, 28 (4), 425–431.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (Sommersemester 1925). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Неlmhоltz, Н. (1877). Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. Braunschweig: Vieweg.
  • Hubbard, T. L. (2010). Auditory Imagery: Empirical Findings. American Psychological Association. Psychological Bulletin, 136 (2), 302–329.
  • Husserl, E. (1913). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. Halle: Max Niemeyer Verlag.
  • Husserl, E. (1968). Logische Untersuchungen. Zweiter Band I. Teil: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Husserl, E. (1969). Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1980). Phantasie, Bildbewusstsein, Erinnerung: Zur Phänomenologie der anschaulichen Vergegenwärtigungen. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Ihde, D. (2007). Listening and Voice. Phenomenologies of Sound. 2nd Edition. Albany, NY: State University of New York Press.
  • Ingarden, R. (1989). Ontology of the Work of Art: The Musical Work — The Picture — The Architectural Work — The Film (R. Meyer & J. T. Goldthwait, Trans.). Athens: Ohio University Press.
  • Intons-Peterson, M. J. (1992). Components of Auditory Imagery. In D. Reisberg (Ed.), Auditory imagery (45–71). Hillsdale, New Jersey: Erlbaum.
  • Kurth, E. (1931). Musikpsychologie. Berlin: Max Hesse.
  • Liddel, H. G., & Scott, R. A. (1996). Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press.
  • Medova, A. (2021). Phenomenology of a Musical Experience. Krasnoyarsk: Sibirskii gosudarstvennyi universitet nauki i tekhnologii im. Akademika M. F. Reshetneva Publ.; Krasnoiarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. V. P. Astaf’eva Publ. (In Russian)
  • Merleau-Ponty, M. (1962). Phenomenology of Perception (C. Smith, Trans.). London: Routledge & Kegan Paul.
  • Merleau-Ponty, М. (1968). The Visible and the Invisible (A. Lingis, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Molchanov, V. (2010). The Origin of Immanent Time: Sensation and Space. Ezhegodnik po fenomenologicheskoj filosofii, 2009/2010, II (119–157). Russian State University foe the Humanities Press. (In Russian)
  • Moran, D., & Cohen, J. (2012). The Husserl Dictionary. London, New York: Continuum; Bloomsbury.
  • Nanay, B. (2021). Synesthesia as (Multimodal) Mental Imagery. Multisensory Research, 34, 281–296.
  • Nudds, М., & O’Callaghan, С. (Eds.) (2009). Sounds and Perception: New Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press.
  • Ocheretovskaja, N. (1979). On the Reflection of Reality in Music. Leningrad: Muzyka Publ. (In Russian)
  • Ovsjankina, G. (2007). Musical Psychology. St. Petersburg: Soiuz khudozhnikov Publ. (In Russian)
  • Pearson, J., Naselaris, T., Holmes, E. A., & Kosslyn, S. M. (2015). Mental Imagery: Functional Mechanisms and Clinical Applications. Trends in Cognitive Sciences, 19, 590–602.
  • Schaeffer, P. (1966). Traité des Objets Musicaux: Essai Interdisciplines. Paris: Éditions Du Seuil.
  • Stumpf, К. (1883). Tonpsychologie. 2 Bände. Leipzig: Hirzel-Verlag.
  • Teplov, B. (1947). The Psychology of Musical Aptitudes. Мoscow, Leningrad: Akad. ped. nauk RSFSR Publ. (In Russian)
  • Vekker, L. (1998). Mind and Reality: Unified Theory of Mental Processes. Мoscow: Smysl Publ. Retrieved from http://ligis.ru/psylib/090417/books/vekkl01/index.htm. (In Russian)
  • Voroncov, G. (2015). Musical and Artistic Image as a Category of Aesthetics. Мoscow: Russkii Libmonstr Publ. (In Russian)
  • Wiesing, L. (2014). Philosophy of Perception: Phenomenology and Image Theory (N. A. Roth, Trans.). New York: Bloomsbury Academic.
  • Williams, T. I. (2015) The Classification of Involuntary Musical Imagery: The Case for Earworms. Psychomusicology: Music, Mind and Brain, 25 (1), 5–13.