Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 550


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ СФЕРЫ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОНИ ОНТОЛОГИЧЕСКИ РАЗЛИЧНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?

Название на языке публикации: THE TRANSCENDENTAL AND THE MUNDANE SPHERES: ARE THEY REALLY ONTOLOGICALLY DISCTINCT?
Автор: СТАТИС ЛИВАДАС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 479–501
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-479–501 PDF (Загрузок: 550)

Аннотация
Как указано в заглавии, эта статья обращается к ключевому вопросу, красной нитью проходящему через всю историю философии практически со времен античности. Это вопрос об онтологических основаниях отношения между трансцендентальным и естественным «универсумами» в той мере, в которой природа трансцендентального, даже если отделить ее от метафизической сферы и пересмотреть c точки зрения имманентности в широко понятой субъективистской традиции, все еще остается противоречивым вопросом в континентальной философии. Это особенно верно в виду очевидной несовместимости, по крайней мере, в некоем наивном смысле, трансцендентального и естественного контекстов, к которым все еще обращается философское обсуждение феноменологических оснований. Мои собственные аргументы по данному вопросу основываются, в основном, на нарративах Гуссерля и Хайдеггера, а также на подходе Ойгена Финка к онтологической проблематике трансцендентального и естественного. Исходя из этих предпосылок я стараюсь отстаивать позицию, согласно которой имеются серьезные основания рассматривать область трансцендентального в качестве неизбежно определяемой установками естественной сферы. Говоря точнее, я попытаюсь показать, что невозможно, по крайней мере, в контексте феноменологического дискурса, абстрагироваться от определенного влияния естественной сферы даже на наиболее чистом трансцендентальном уровне, предполагающем краеугольный камень трансцендентальной феноменологии Гуссерля, каковым является понятие трансцендентального ego. В целом мой подход является не столько попыткой отстоять возражения Финка по отношению к чисто трансцендентальному уровню, достигаемому после радикальной феноменологической редукции, сколько демонстрацией концептуальных ловушек и даже вариантов порочного круга, с которыми связаны попытки установить твердое основание для чисто трансцендентального онтологического уровня.

Ключевые слова
абсолютное эго, Dasein, естественная сфера, оперативное понятие, природа, трансцендентальная редукция.

References

  • Aristotle. (1956). De Anima (W. D. Ross, Ed.). Oxford: Oxford University Press.
  • Arp, R. (2004a). Husserl, the Transcendental and the Mundane. Journal of the British Society for Phenomenology, 35 (2), 168-179.
  • Arp, R. (2004b). Husserl and the Penetrability of the Transcendental and Mundane Sphere. Human Studies, 27, 221-239.
  • Fink, E. (1970). The Phenomenological Philosophy of Edmund Husserl and Contemporary Criticism. In R. O. Elveton (Ed.), The Phenomenology of Husserl: Selected Critical Readings (90-147). Chicago: Quadrangle Press.
  • Fink, E. (1981). Operative Concepts in Husserl’s Phenomenology. In W. Mc Kenna, R. Harlan & L. Winters (Eds.), Apriori and World (56-71). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Fink, E. (1995). Sixth Cartesian Meditation: The Idea of a Transcendental Theory of Method (R. Bruzina, Trans.). Bloomington: Indiana University Press.
  • Hamauzu, S. (2010). Identity and Alterity–Schutz and Husserl on the Phenomenology of Intersubjectivity. In Y.- K. Lau, F.- C. Cheung & W.- T. Kuan (Eds.), Identity and Alterity (99-113). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Heidegger, M. (1968). What is Called Thinking? (J. G. Gray, Trans.). NY: Harper & Row.
  • Heidegger, M. (1985). History of the Concept of Time (T. Kisiel, Trans.). Bloomington: Indiana Univ. Press.
  • Heidegger, M. (1996). Being and Time (J. Stambaugh, Trans.). Albany: State University of New York Press.
  • Heidegger, M. (2011). The Concept of Time (I. Farin, Trans.). London: Continuum.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology (D. Carr, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973a). Experience and Judgment (J. S. Churchill & K. Americs, Trans.). London: Routledge & Kegan.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil (Hua XIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973c). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil (Hua XIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Cartesian Meditations (D. Cairns, Trans.). Dordrect: Kluwer Pub.
  • Husserl, E. (1991). On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time (1893-1917) (Hua X) (J. B. Brough, Trans.). Dordrecht: Kluwer Acad. Pub.
  • Husserl, E. (1996). Erste Philosophie (Zweiter Teil) (Hua VIII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer Acad. Pub.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution. Die C-Manuscripte (Hua VIII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2019). Logic and General Theory of Science (C. Ortiz Hill, Trans.). Cham: Springer Nature AG.
  • Keane, N. (2020). Dasein and World: Heidegger’s Reconceiving of the Transcendental After Husserl. Journal of Transcendental Philosophy, 1 (3), 265-287.
  • Levinas, E . (1974). Autrement qu’ être ou au-delà de l’essence. La Haye: Martinus Nijhoff.
  • Livadas, S. (2012). Some Platonic Ontological Claims under a Phenomenological Point of View. La Nuova Critica, 59-60, 9-37.
  • Livadas, S. (2019). The Transcendence of the Ego in Continental Philosophy—Convergences and Divergences. Horizon. Studies in Phenomenology, 8 (2), 573-601.
  • McGuirk, J. (2009). Phenomenological Reduction in Heidegger and Fink: On the Problem of the Way Back from the Transcendental to the Mundane Sphere. Philosophy Today, 248-264.
  • Moran, D. (2014). What Does Heidegger Mean by the Transcendence of Dasein? International Journal of Philosophical Studies, 22 (4), 491-514.
  • Patočka, J. (1992). Introduction à la phénoménologie de Husserl (E. Abrams, Trans.). Grenoble: Ed. Millon.
  • Suarez, D. (2020). Nature at the Limits of Science and Phenomenology. Journal of Transcendental Philosophy, 1 (1), 109-133.
  • Taguchi, S. (2006). Das Problem des Ur-Ich bei Edmund Husserl. Dordrecht: Springer.
  • Wertz, F. (2016). Outline of the Relationship Among Transcendental Phenomenology, Phenomenological Psychology, and the Sciences of Persons. Schutzian Research, 8, 139-162.