Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 516


ФИЛОСОФ И ЕГО ФИЛОСОФИИ. ОРТЕГА, ГУССЕРЛЕВСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ДАЛЬШЕ

Название на языке публикации: THE PHILOSOPHER AND HIS PHILOSOPHIES. ORTEGA, HUSSERLIAN PHENOMENOLOGY AND BEYOND
Автор: ХЕСУС М. ДИАС АЛЬВАРЕС, ХОРХЕ БРИОСО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 285–301
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-285-301 PDF (Загрузок: 516)

Аннотация
В этой статье будет предпринята попытка раскрыть некоторые из тех намеков, которые Ортега оставил о своём понимании философии. Тезис, который мы отстаиваем, заключается в том, что испанский философ предлагает два несколько отличных ответа на вопрос о том, что такое философия, хотя и не излагает их явным образом. Этот факт, как мы полагаем, создает некоторую напряженность в его второй, более поздней философской модели, поскольку он не окончательно отказывается от определенной «приверженности» своей ранней модели и связанных с ней стилистических приёмов. В этом отношении Ортега мог бы рассматриваться как мыслитель, живущий между двумя философскими мирами, тот, кто видит, повествует и интерпретирует современную философскую ударную волну, впрочем, не вполне отказываясь от старых интеллектуальных построений. Чтобы подтвердить наш тезис, мы проводим сравнение двух текстов: его лекций 1929 года «Что такое философия?» и его «Заметок о мышлении» 1941 года. В период между этими двумя работами Ортега, по-видимому, переходит от более «традиционного», «универсалистского», «трансцендентального», иначе говоря, гуссерлианского феноменологического понимания философии, к более историцистскому, герменевтическому и прагматичному. В последнем акцент смещатся к множественности дискурсов о смысле, контингентности философского нарратива как такового и самой возможности его завершения — по крайней мере если говорить о более «метафизической» и классической форме этого нарратива.

Ключевые слова
философия, феноменология Гуссерля, универсализм, герменевтика, историцизм, человеческая ситуация, конец философии.

References

  • Campomar, M. (2016). Ortega y Gasset. Luces y sombras del exilio argentine. Madrid: Biblioteca Nueva.
  • Castelló, J. C. (2009). Hermenéutica narrativa de Ortega y Gasset. Granada: Editorial Comares.
  • Cerezo, P. (1984). Voluntad de Aventura. Aproximamiento crítico al pensamiento de Ortega y Gasset. Barcelona: Ariel.
  • Conill, J. (2013). Una cierta lectura hermenéutica de la filosofía orteguiana. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (207-227). Granada: Editorial Comares.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2011). Presentación y actualidad de José Gaos. Boletín de estudios de filosofía y cultura Manuel Mindán, VI, 55-66.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2013a). Cuestión de libertad. Ética y filosofía política en Ortega y Gasset. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (251-286). Granada: Editorial Comares.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2013b). José Ortega y Gasset and Human Rights. In L. Embree & T. Nenon (Eds.), Husserl’s Ideen (3-18). Dordrecht/ Heidelberg/ New York: Springer.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2016). La filosfofia della serenità malinconica contro la superbia filosofica. Su José Gaos e l’endibolimento del pensiero. In L. Parnete (Ed.), La scuola di Madrid (137-156). Milano-Udine: Mimesis Edizioni.
  • Díaz Álvarez, J. M., & Brioso, J. (2018). La razón histórica en tiempos sombríos. In D. Sánchez Mecha, R. Herrera & J. L. Villacañas (Eds.), Totalitarismo: la resistencia filosófica (15 estudios de pensamiento contemporáneo) (207-227). Madrid: Editorial Técnos.
  • Díaz Álvarez, J. M. (2020). ¿Perdidos en el laberinto? Husserl, Ortega y Gaos ante los desafíos de la diversidad cultural. Daimon. Revista Internacional de Filosofía, 8, 87-102. doi: http://dx.doi.org/10.6018/daimon.384251
  • García-Baró, M. (2012). Sentir y pensar la vida. Ensayos de fenomenología y filosofía española. Madrid: Editorial Trotta.
  • Gracia, J. (2014). José Ortega y Gasset (Kindle Ed.). Madrid: Editorial Taurus.
  • Lasaga, J. (2005). Los nombres de una filosofía: razón vital o razón histórica. Revista de Occidente, 293, 5-26.
  • Lasaga, J. (2013). La Madurez del filósofo: los cursos de los años treinta. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (69-89). Granada: Editorial Comares.
  • Moratalla, T. (2005). José Ortega y Gasset en la fenomenología hermenéutica. In F. H. Llano & A. Castro (Eds.), Meditaciones sobre Ortega (373-410). Madrid: Tébar.
  • Ortega y Gasset, J. (2006a). Apuntes sobre el pensamiento. Su teúrgia y su demiurgia. In Obras Completas (VI) (3-29). Madrid: Editorial Taurus.
  • Ortega y Gasset, J. (2006b). Notas a la edición. In Obras Completas (VI) (967-1000). Madrid: Editorial Taurus.
  • Ortega y Gasset, J. (2006c). Prólogo a Historia de la filosofía, de Émile Bréhier. In Obras Completas (VI) (135-171). Madrid: Editorial Taurus.
  • Ortega y Gasset, J. (2008). ¿Qué es filosofía? In Obras Completas (VIII) (235-374). Madrid: Editorial Taurus.
  • San Martín, J. (2012). La fenomenología de Ortega y Gasset. Madrid: Biblioteca Nueva.
  • San Martín, J. (1998). Fenomenología y cultura en Ortega. Madrid: Técnos.
  • Serrano de Haro, A. (2016). Paseo filosófico en Madrid. Introducción a Husserl. Madrid: Editorial Trotta.
  • Zamora, J. (2002). Ortega y Gasset. Barcelona: Paza y Janés.
  • Zamora, J. (2013). La razón histórica. In J. Zamora (Ed.), Guía Comares de Ortega y Gasset (91-120). Granada: Editorial Comares.