Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 518


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ. НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ЭДУАРДО НИКОЛЯ

Название на языке публикации: PHÉNOMÉNOLOGIE ET ANTHROPOLOGIE. À PARTIR DES CONTRIBUTIONS D’EDUARDO NICOL
Автор: СЕСАР ГОМЕС АЛЬГАРРА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 12, №2 (2023), 362–381
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2023-12-2-362–381 PDF (Загрузок: 518)

Аннотация
В этой статье речь идёт о двух основных причинах, по которым работы Эдуардо Николя, всё ещё не переведённые и в основном оставшиеся без внимания вне испаноязычного контекста, заслуживают большего внимания. Во-первых, в силу новизны его размышлений о феноменологии, где он, следуя за Гуссерлем и Хайдеггером, всё же отходит от них. Более того, как неоднократно отмечали некоторые исследователи, в его феноменологический проект вплетается антропологическая проблематика, мотивирующая постановку вопроса «кто мы?». Наша цель состоит в том, чтобы изучить, как Николь, оставаясь у основ феноменологии, перерабатывает её предшествующие интерпретации и развивает новую диалектическую феноменологию, которая существенно расширяет актуальные дискуссии об антропологической феноменологии. Чтобы сделать это, мы, во-первых, изучим, как его видение феноменологической задачи задействует историческую интерпретацию метафизики и критику двух фундаментальных понятий: трансцендентальной редукции (Гуссерль) и тезиса о «сокрытии бытия» (Хайдеггер). Внимательное прочтение философии Николя позволит нам пойти дальше и объяснить, как именно феноменология может стать анализом диалектического присутствия между бытием/сущностями. Наконец, мы покажем, что ответ на вопрос «кто мы?» должен находиться внутри этой диалектики, в том, что Николь определяет как исторический феномен выражения, способствующий диалогу с другими феноменологиями тела и выходу за их пределы.

Ключевые слова
феноменология, диалектика, антропология, бытие, история, Николь, Гуссерль, Хайдеггер.

References

  • Abellán, J. L. (1998). El exilio filosófico en América: los transterrados de 1939. Madrid: Fondo de Cultura Económica.
  • Aguirre, A. (2023). Humanidad doliente: la violencia contemporánea en la obra de Eduardo Nicol. Daimon, 88, 125-135.
  • Aguirre, A., & Yahar Báez Gil, E. (2017). Eduardo Nicol: el totalitarismo y el régimen de fuerza mayor en la vida. El mundo ante la violencia total. Bajo Palabra, 13, 121-133.
  • Alloa, E. (2008). La résistance du sensible. Merleau-Ponty critique de la transparence. Paris: Kimé.
  • Barash, J. A. (1988). Heidegger and the Problem of Historical Meaning. La Haye: Springer.
  • Camilleri, S., & Fagniez, G. (Eds.). (2023). L’idée d’une anthropologie phénoménologique. Perspectives germaniques. Louvain: Peeters.
  • Carr, D. (2009). Phenomenology and the Problem of History. Evanston: Northwestern University Press.
  • Cortés, F. J. (2014). La fenomenología dialéctica de Eduardo Nicol. Investigaciones fenomenológicas, 11, 57-79.
  • Díaz Álvarez, J. (2003). Husserl y la historia. Madrid: UNED.
  • Escalante Villegas, M. (2021). Análisis crítico del concepto de razón de fuerza mayor en la obra de Eduardo Nicol. Mexique: UNAM.
  • Fagniez, G. (2019). Comprendre l’historicité. Paris: Hermann.
  • Gabás, R. (1998). Eduardo Nicol. Las aporías del concepto de “ser histórico”. Anthropos, Extraordinario 3, 128-133.
  • González, J. (1981). La metafísica dialéctica de Eduardo Nicol. Mexique: UNAM.
  • González Hinojosa, R. A. (2022). El discurso del método desde la perspectiva de Eduardo Nicol. Revista de Filosofía, 47 (2), 511-525.
  • Guy, A. (1998). La philosophie espagnole. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Heidegger, M. (1979). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (2015). Überlegungen XII-XV. (Schwarze Hefte 1939-1941). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Horneffer, R. (2013). El problema del ser: sus aporías en la obra de Eduardo Nicol. Mexique: UNAM.
  • Horneffer, R. (1996). De la fenomenología al misterio. Heidegger y Nicol. Theoria, 3, 37-48.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: Nijhoff.
  • Jaran, F. (2013). Phénoménologies de l’histoire. Husserl et Heidegger. Louvain: Peeters.
  • Merleau-Ponty, M. (1969). La prose du monde. Paris: Gallimard.
  • Mollo, M. L. (2020). El lenguaje de la ontología de Eduardo Nicol. Revista de Hispanismo Filosófico, 25, 83-100.
  • Monod, J.-C. (2009). « L’interdit anthropologique » chez Husserl et Heidegger et sa transgression par Blumenberg. Revue germanique internationale, 10, 221-236.
  • Nicol, E. (1961). The Return to Metaphysics. Philosophy and Phenomenological Research, 22 (1), 26-39.
  • Nicol, E. (1960). Historicismo y existencialismo. Madrid: Tecnos.
  • Nicol, E. (1965). Los principios de la ciencia. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Nicol, E. (1972). El porvenir de la filosofía. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Nicol, E. (1973). Fenomenología y dialéctica. Dianoia, 19, 40-63.
  • Nicol, E. (1974). Metafísica de la expresión. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Nicol, E. (1980). La reforma de la filosofía. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Nicol, E. (1982). Crítica de la razón simbólica. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Nicol, E. (1998). El problema de la filosofía hispánica. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Nicol, E. (2013a). La idea del hombre. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Nicol, E. (2013b). Psicología de las situaciones vitales. Mexique: Fondo de Cultura Económica.
  • Plessner, H. (2017). Les degrés de l’organique et l’homme. Introduction à l’anthropologie philosophique. Paris: Gallimard.
  • Ricœur, P. (1991). À l’école de la phénoménologie. Paris: Vrin.
  • Rodríguez, R., & Jaran, F. (Eds.). (2021). El proyecto de una antropología fenomenológica. Madrid: Escolar.
  • Sales i Coderch, J. (1998). Eduardo Nicol y la fragilidad de la filosofía. Anthropos, Extaordinario 3, 94-98.
  • San Martín, J. (2015). Comentario al «Prólogo» de Antonio Zirión. Investigaciones fenomenológicas, 12, 221-252.
  • Santasilia, S. (2010). Tra metafisica e storia. L’idea dell’uomo in Eduardo Nicol. Florence: Le Cariti.
  • Santasilia, S. (2014). Simbolo e corpo. A partire da Eduardo Nicol. Naples: Guida.
  • Santos, M. L. (1998). Nicol y Heidegger, indicaciones sobre una divergencia fundamental. Anthropos, Extraordinario 3, 119-127.
  • Serrano de Haro, A. (2016). Paseo filosófico en Madrid. Introducción a Husserl. Madrid: Trotta.
  • Zirión, A. (1990). El sentido de la fenomenología en Nicol. In J. González & L. Sagols (Eds.), El Ser y la expresión: homenaje a Eduardo Nicol (87-97). Mexique: UNAM.
  • Zirión, A. (2015). Prólogo (para el libro “Antropología y fenomenología” (tomo I)). Investigaciones fenomenológicas, 12, 209-220.