Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации


ОНТОЛОГИЯ ВОЛИ – ГАЙГЕР, ПФЕНДЕР, ГУССЕРЛЬ

Название на языке публикации: ONTOLOGY OF THE WILL – GEIGER, PFÄNDER, HUSSERL
Автор: ДАНИЭЛЬ НОЙМАНН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 495-516
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-495-516 PDF (Загрузок: 1211)

Аннотация
Феноменологический подход к онтологии воли можно было бы представить с трех позиций: во-первых, обладающее волей «я» полностью имманентно своему опыту, так что иметь волю и знать, что является ее объектом, можно только посредством размышления о действительном опыте воли. Во-вторых, можно считать, что воля, хотя и поддается анализу как сознательный феномен, сама по себе является реальной психической силой, управляющей мотивами и действиями человека, хотя человек не обязательно осознает это. Третья позиция утверждает, что реальность воли не исчерпывается тем, как она переживается, но что ее реальные причины не обязательно являются частью полного феноменологического исследования. Автор обсуждает феноменологию воли Александра Пфендера, Морица Гейгера и Эдмунда Гуссерля в рамках этого реалистическо-трансценденталистского спектра. Его основной задачей здесь является критическое рассмотрение феноменологического подхода к находящейся за пределами опыта сущности, которая отвечает за данные в опыте волевые акты. Автор действовал в три этапа, исходя из разделения воли на три части. Во-первых, выявил, что предшествует воле, чтобы определить ее феноменальные и онтологические причины. Во-вторых, анализ апперцепции воли прояснил, в каком смысле переживается «я» как реальная или феноменальная причина своего волеизъявления. В-третьих, при обсуждении реализации воли речь шла о той роли, которую впоследствии играет это «я» в процессе осуществления своего намерения. В статье развиваются способы, которыми онтология «волящего “я”» ограничивает и формирует представление об интенциональном отношении между обладающим волей и желающим сознанием и его содержанием.

Ключевые слова
Пфендер, Гайгер, Гуссерль, феноменология, онтология, воля, волевой акт.

References

  • Averchi, M. (2021). Evidence-Based Phenomenology and Certainty-Based Phenomenology. Moritz Geiger’s Reaction to Idealism in “Ideas I”. In R. Parker (Ed.), The Idealism-Realism Debate Among Edmund Husserl’s Early Followers and Critics (173-191). Cham: Springer.
  • Bejarano, J. C. V. (2006). Phänomenologie des Willens. Seine Struktur, sein Ursprung und seine Funktion in Husserls Denken. Frankfurt am Main: Peter Lang.
  • Drummond, J. J. (1995). Moral Objectivity. Husserl’s Sentiments of the Understanding. Husserl Studies, 12, 165-183.
  • Geiger, M. (1921). Fragment über den Begriff des Unbewussten und die psychische Realit. Ein Beitrag zur Grundlegung des immanenten psychischen Realismus. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 4, 1-137.
  • Husserl, E. (1988). Vorlesungen über Ethik und Wertlehre (1908-1914) (Hua XXVIII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2004). Einleitung in die Ethik. Vorlesungen Sommersemester (1920/1924) (Hua XXXVII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2009). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Hamburg: Meiner.
  • Husserl, E. (2020). Studien zur Struktur des Bewusstseins. Teilband III: Wille und Handlung. Texte aus dem Nachlass (Hua XLIII/3). Dordrecht: Springer.
  • Lee, Nam-In. (1993). Edmund Husserls Phänomenologie der Instinkte. Dordrecht: Springer.
  • Loidolt, S. (2009). Husserl and the Fact of Practical Reason. Phenomenological Claims toward a Philosophical Ethics. Santalka. Lithuanian Journal for philosophy, 17 (3), 50-61.
  • Lotz, C. (2006). Action: Phenomenology of Wishing and Willing in Husserl and Heidegger. Husserl Studies, 22, 121-135.
  • Melle, U. (1992). Husserls Phänomenologie des Willens. Tijdschrift voor Filosofie, 54 (2), 280-305.
  • Nenon, T. (1990). Willing and Acting in Husserl’s Lectures on Ethics and Value Theory. Man and World, 24, 301-309.
  • Peucker, H. (2015). Hat Husserl eine konsistente Theorie des Willens? Das Willensbewusstsein in der statischen und der genetischen Phänomenologie. Husserl Studies, 31, 17-43.
  • Pfänder, A. (1963). Phänomenologie des Wollens. Eine psychologische Analyse. Motive und Motivation (H. Spiegelberg, Ed.). München: Johann Ambrosius Barth.
  • Rinofner-Kreidl, S. (2010). Husserl’s Categorical Imperative and his Related Critique of Kant. In P. Vandevelde & S. Luft, (Eds.), Phenomenology, Archeology, Ethics. Current Investigations of Husserl’s Corpus (188-210). London: Continuum.
  • Rinofner-Kreidl, S. (2017). Ethik. In S. Luft & M. Wehrle (Eds.), Husserl Handbuch. Leben, Werk, Wirkung (184-196). Stuttgart: J. B. Metzler.
  • Schuhmann, K. (1973). Die Dialektik der Phänomenologie 1. Husserl über Pfänder. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Schuhmann, K. (1982). Bewußtseinsforschung und Bewußtsein in „Pfänders Phänomenologie des Wollens“. In H. Spiegelberg & E. Avé-Lallemant (Eds.), Pfänder-Studien (155-180). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Staiti, A. (2019). Husserl’s Account of Action: Naturalistic or Anti-Naturalistic? A Journey through the Studien zur Struktur des Bewusstseins. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 17, 8-21.