Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации


ПОЧЕМУ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕ МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ?

Название на языке публикации: WHY PHENOMENOLOGY COULD NOT COMMIT THE LINGUISTIC TURN?
Автор: АНАСТАСИЯ МЁДОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 558-583
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-558-583 PDF (Загрузок: 1206)

Аннотация
Фреге и Гуссерль традиционно рассматриваются как предшественники лингвистического поворота; однако важность их идей для этого процесса еще продолжает осознаваться. Статья способствует этому осознанию: принципы лингвистического поворота в его аналитической интерпретации, представленной Рорти, применяются в качестве индикатора, раскрывающего общность и различие позиций Фреге и Гуссерля по ключевым вопросам их концепций. Связь идей этих философов с лингвистическим поворотом рассматривается в контексте интерпретации предикативности, пропозициональности, контекстуальности значения и способов категоризации. Проведенный анализ позволяет показать различие между референциальными схемами Фреге и Гуссерля. В его основе лежит различие в характеристиках связи между восприятием и предикацией. В заключении приводятся аргументы против того, что Гуссерль и Фреге были частью лингвистического поворота. Эти аргументы отталкиваются от идеи о первичности смысла, а не языка, фундаментальной для обоих философов, исходящих при этом из того, что в основе высказываний или других актов лежат некоторые априорные логические отношения. Существует и более веский аргумент, который не позволяет искать его исток в наследии Фреге и Гуссерля. Он состоит в том, что оба они рассматривают смысл как объективный, передаваемый и универсальный феномен, независимый от своего носителя и не являющийся по своей сути лингвистическим и дологическим. Это обусловлено его интенциональной природой по Гуссерлю и логической «неразложимостью» понятий по Фреге.

Ключевые слова
значение, смысл, референция, контекстуальность, пропозициональность, акт придания значения.

References

  • Arnold, Т. (2020). The Object(s) of Phenomenology. Husserl Studies, 36, 105–122.
  • Banchetti, M. P. (1993). Føllesdal on the Notion of the Noema: A Critique. Husserl Studies, 10, 81–95.
  • Bergmann, G. (1964). Logic and Reality. Madison, University of Wisconsin Press.
  • Beyer, C. (2017). Husserl and Frege on Sense. In S. Centrone (Ed.), Essays on Husserl’s Logic and Philosophy of Mathematics (197–227). Springer Dordrecht.
  • Burge, T. (1979). Sinning Against Frege. The Philosophical Review, 88 (3), 398–432.
  • Carman, T. (2003). Heidegger’s Analytic. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  • Cibotaru, V. (2016) Modification-transformation: Concepts clés dans les grammaires de Husserl et Chomsky? Bulletin d’analyse phénoménologique, XII 2, Actes 8, 33–53.
  • Cobb-Stevens, R. (1990). Husserl and Analytic Philosophy. Springer Netherlands.
  • Colebrook, Cl. (2010). Linguistic Turn in Continental Philosophy. In: A. D. Schrift (Ed.), The History of Continental Philosophy. Volume 6: Poststructuralism and Critical Theory's Second Generation (279-309). Routledge.
  • Crowell, S. (2002). Is there a Phenomenological Research Program? Synthese, 131, 419–444.
  • Dummett, M. (1993). Origins of Analytical Philosophy. Harvard University Press.
  • Derrida, J. (1973). Speech and Phenomena and Other Essays on Husserl’s Theory of Signs (D. B. Allison, Ed.). Evanston, Northwestern University Press.
  • Dolar, M. (2006). A Voice and Nothing More. MIT Press.
  • Fisch, M. (2008). Taking the Linguistic Turn Seriously. The European Legacy, 13 (5), 605–622.
  • Føllesdal, D. (1958). Husserl und Frege: Ein Beitrag zur Beleuchtung der Entstehung der phänomenologischen Philosophie. Oslo: Aschehoug.
  • Føllesdal, D. (1969). Husserl’s Notion of Noema. The Journal of Philosophy, 66, 680–687.
  • Føllesdal, D. (2001). Bolzano, Frege and Husserl on Reference and Object. In J. Floyd & S. Shieh (Eds.), Future Pasts: The Analytic Tradition in Twentieth-Century Philosophy (67-80). Oxford: Oxford University Press.
  • Frege, G. (1879). Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens. Halle a/S.: Louis Nebert.
  • Frege, G. (1892). Über Begriff und Gegenstand. Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie, 16, 192–205.
  • Frege, G. (1918). Der Gedanke. Eine logische Untersuchung. In Beiträge zur Philosophie des deutschen Idealismus, I, 58–77.
  • Frege, G. (1983). Nachgelassene Schriften, 2. Auflage. Hamburg, Felix Meiner Verlag.
  • Frege, G. (1984). Collected Papers on Mathematics, Logic, and Philosophy (B. McGuinness, Ed.). B. Blackwell, Oxford and New York.
  • Frege, G. (1997a). Comments on Sinn und Bedeutung (1892). In G. Frege & M. Beaney (Eds.), The Frege Reader (172-180). Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell.
  • Frege, G. (1997b). Logic in Mathematic (1914). In G. Frege & M. Beaney (Eds.), The Frege Reader (308-318). Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell.
  • Frege, G. (2008). Funktion, Begriff, Bedeutung. Fünf logische Studien (G. Patzig, Ed.). Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen.
  • Frege, G. (2019). Über die wissenschaftliche Berechtigung einer Begriffsschrift / On the Scientific Justification of a Concept Script (A. Keller & T. Forsee, Trans.). Borderless Philosophy, 2, 76–94.
  • Fréchette, G. (2021). Phenomenology and Analytic Philosophy. In D. De Santis, B. Hopkins & C Majolino (Eds.), Handbook of Phenomenological Philosophy (649-661). London, Routledge.
  • Hanna, R. (1993). Logical Cognition: Husserl’s Prolegomena and the Truth in Psychologism. Philosophy and Phenomenological Research, 53 (2), 251–275.
  • Hintikka, J. (1975). Concept as Vision: on the Problem of Representation in Modern Art and in Modern Philosophy. In The intentions of Intentionality and Other New Models for Modality (223-251). Reidel, Dordrecht.
  • Husserl, E. (1891) Der Folgerungskalkül und die Inhaltslogik. Vierteljahrschrift für wissenschafliche Philosophie, 15, 168–189, 351–356. Leipzig.
  • Husserl, E. (1911). Philosophie als Strenge Wissenschaft. Logos, I, 289–341.
  • Husserl, E. (1913). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 1–323.
  • Husserl, E. (1939). Die Frage nach dem Ursprung der Geometrie als intentional-historiches Problem: Mit einem Vorwort von Eugen Fink. Revue internationale de philosophie, 1 (2), 203–225.
  • Husserl, E. (1968). Logische Untersuchungen. Zweiter Band – I. Teil: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Max Niemeyer Verlag, Tübingen.
  • Husserl, E. (1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First book (E. Kersten, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001a). Logical Investigations. Vol. 1 (International Library of Philosophy) (J. N. Findlay, Trans.). London and New-York, Routledge.
  • Husserl, E. (2001b). Logical Investigations.Vol. 2 (International Library of Philosophy) (J. N. Findlay, Trans.). London and New-York, Routledge.
  • McIntyre, R. (1987). Husserl and Frege. The Journal of Philosophy, 84, 528–535.
  • Michaelson, E., & Reimer, M. (2019). Reference. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Stanford: The Metaphysics Research Lab, Center for the Study of Language and Information, Stanford University. Retrieved from https://plato.stanford.edu/entries/reference/
  • Mohanty, J. N. (1982). Husserl and Frege. Bloomington, Ind.: University Press.
  • Moran, D., & Cohen, J. (2012). The Husserl Dictionary. Continuum Philosophical Dictionaries. Bloomsbury: Continuum.
  • Parsons, Ch. (2001). Husserl and the Linguistic Turn. In J. Floyd & S. Shieh (Eds.), Future Pasts: The Analytic Tradition in Twentieth-Century Philosophy (123-144). Oxford University Press.
  • Pivcevic, E. (1967). Husserl versus Frege. Mind, 76 (302), 155–165.
  • Rump, J. M. (2013). The Phenomenological Dimension of the Theory of Meaning: A Critical Inquiry Through Husserl and Wittgenstein (Doctoral Thesis). Emory University, Atlanta. Retrieved from https://etd.library.emory.edu/concern/etds/h702q659t?locale=zh
  • Rosado Haddock, G. E. (1973). Edmund Husserl’s Philosophie der Logik und Mathematik im Lichte der gegenwärtigen Logik und Grundlagenforschung (Dissertation). Universität Bonn, Bonn.
  • Ruin, H. (2011). Seeing Meaning: Frege and Derrida on Ideality and the Limits of Husserlian Intuitionism. Husserl Studies, 27, 63–81.
  • Smith, B. (1978). Frege and Husserl: The Ontology of Reference. Journal of the British Society for Phenomenology, 9 (2), 111–25.
  • Smith, D. W., & McIntyre, R. (1975). Husserl’s Identification of Meaning and Noema. The Monist, 59, 115-132.
  • Smith, D. W., & McIntyre, R. (1982). Husserl and Intentionality. Dordrecht: Reidel.
  • Smith, D. W. (1989). The Circle of Acquaintaince. Cambridge University Press.
  • Smith, D. W. (2006). Husserl. London: Routledge.
  • Sokolowski, R. (2000). Introduction to Phenomenology. Cambridge, University Press.
  • Stenlund, S. (1991). Language and Philosophical Problems. London: Routledge.
  • Rorty, R. (Ed.). (1967). The Linguistic Turn. Chicago: University of Chicago Press.
  • Willard, D. (1977). The Paradox of Logical Psychologism: Husserl’s Way Out. In J. N. Mohanty (Ed.), Readings on Edmund Husserl’s Logical Investigations (43-54). Netherlands: Martinus Nijhoff, The Hague.
  • Willard, D. (1994). Integrity of the Mental Act: Husserlian Reflections on a Fregian Problem. In L. Haaparanta (Ed.), Mind, Meaning and Mathematics (235-262). The Synthesis Library. Dordrecht/Boston: Kluwer Academic Publishers.